«Своеобразие сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина» для 7 класса

Сочинение

Салтыков- Щедрин, для своего творчества избрал весьма верную стезю –сатира, указывающая на действительность. Михаил Евграфович продолжил традицию Грибоедова, Фонвизина, Гоголя, сделав своим политическим оружием – сатиру. С её помощью он удачно боролся с острыми вопросами своего времени.

К сказочному жанру писатель обращается неоднократно: в тысяча восемьсот шестьдесят девятом году впервые, а потом в тысяча восемьсот восемьдесят первом году, когда убийство царя привело к ужесточению цензуры.

Используя сказочный жанр, как и многие писатель того времени, Салтыков-Щедрин описывает пороки общества, и человека в отдельном.

Писатель творил для «детей изрядного возраста» и его сказки представляли собой крайне резкую критику, высмеивающую существующий строй и они же, служили оружием, которое обличало самодержавие России.

По тематике, сказки Салтыкова-Щедрина разнообразны. Михаил Евграфович описывал пороки самодержавия в «Богатыре» и в сказке «Медведь на воеводе; высмеивал деспотизм дворянства в «Диком помещике», но, совершенно особенное осуждение вызывает у сатириков и критиков взгляд либералов в «Карасе-идеалисте» и страшит полное равнодушие чиновников в «Праздном разговоре». Довольно-таки красноречиво писатель высмеивает обывательскую трусость в сказке «Премудрый пескарь».

Но, есть у Салтыкова-Щедрина одна тема, которая присутствует, чуть ли не в каждой сказке – угнетённость, усталость русского народа. В особенности ярко, данное явление, просматривается в таких сказках, как «Коняга» и «Как один мужик двух генералов прокормил». Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Как тематика, так и проблематика, определяют всё разнообразие главных действующих героев, которые описаны в произведениях автора. Глупые правители, которые не просто удивляют, они поражают невежеством! Это и самодуры помещики, купцы и чиновники, это и обыватели, и простые деревенские мужики. Порой, герои настолько достоверно автором описываются, что в их чертах видятся конкретные исторические персонажи. Есть и герои иносказательные, и аллегоричные, а используя сказочно-фольклорную форму, Салтыков-Щедрин рассказывает своему читателю о злободневных вопросах, тем самым, выступая в защиту, простолюдин и передовых идей.

14 стр., 6723 слов

Салтыков-Щедрин, Михаил Евграфович

... повести Салтыков-Щедрин, которую он никогда впоследствии не перепечатывал, звучит, сдавленно и глухо, та самая тема, на которую были написаны ранние романы Ж. Санд: признание прав жизни и страсти. ... город, «историю» которого, понимаемого в ещё более широком смысле, несколькими годами позже написал Салтыков-Щедрин. Здесь видны как последние вспышки отживающего крепостного строя («Госпожа Падейкова», ...

Своей динамичностью и резкой переменой сюжета, удивляет сказка «Повесть о том, как один мужик …». Автор использует удивительный и фантастический литературный приём! Генералы, словно бы «по щучьему велению» оказываются на необитаемом острове! Автор иронически показывает во всей красе беспомощность и недееспособность, невозможность мыслить самостоятельно, двух глупых чиновников!

«Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитывались и состарились, следовательно, ничего не понимали. Даже слов никаких не знали». И только из-за собственной ограниченности, они оба чуть не умерли от голода, но тут на помощь генералам приходит мужик – мастер на все руки: и охотиться умеет, и приготовить дичь смог … В этой сказке, образ «здоровенного мужчины» олицетворяет, как слабость русского народа, так и силу духа.

Необычные способности мужика, его мастерство и проворность, одновременно сочетаются с классовой пассивностью и покорностью, то бишь, это явно показано автором в абзаце, где мужик вьёт сам для себя верёвку, чтобы генералы на ночь привязали его к дереву. А абзац, где мужик насобирал спелых и сочных яблок для генералов, себе же он взял то, что было кислым, да ещё и радовался тому, что чиновники «его, тунеядца, жаловали и мужицким трудом его не гнушались».

О чём говорит сказка? О том, что по представлению самого же писателя, народ – опора государства. Именно народ, является и духовной ценностью и материальным благом. А вот чиновники, заносчивые, и этого не понимают, отчего заплатили мужику, за своё же спасение, серебряным пятаком, да рюмкой водки. В «Диком помещике» Салтыков-Щедрин, данную заносчивость, описал ещё ярче! Здесь помещик считает себя выше простолюдин, не способный боле терпеть «холопьего духу», он просит Господа избавить его раз и навсегда от крестьян, но даже не понимал, что остаётся без … кормильца!

Притесняя свой народ, эксплуатируя его труд, Бог превратил помещика … в паразита, который ничего не умел, ни к чему не был приспособлен, он мог только «нежить своё тело белое, рыхлое, рассыпчатое». Когда исчезли крестьяне, помещик и вовсе одичал, а потом прекратился привоз продовольствия в город, а государству никто не заплатил подать. О чём автор хотел сказать, повествуя читателю данную историю? Он призывал к уважению народа, без которого чиновникам просто невозможно выжить.

И в ещё одной сказки писатель затрагивает эту же тему. Сказка названа «Коняга», и была она написана писателем в тысяча восемьсот восемьдесят пятом году. Её стиль отличается от двух других сказок, и в первую очередь, полным отсутствием действия. Это произведение считается самым сильным у автора, которое было посвящено тяжёлому положению русского народа. Образ самого коняги-работяги – собирательный, и он олицетворял подневольного крестьянина-труженика, в котором отражались миллионы трагических судеб, громадной силы, бесправия и загнобления.

20 стр., 9521 слов

Исследование сказок А.Н. Толстого и К.И. Чуковского

... и задачи дипломной работы заключаются, прежде всего, в выявлении специфики индивидуального подчерка Чуковского и Толстого, в выявлении характерных особенностей нового типа героев в сказках названных авторов, в выявлении ... А.Н. Веселовский, известнейший русский ученый, историк литературы, говорит о сказке: «Необходимо помнить, что народ в сказке не видит даже были, не только верования, что она ...

Сказка показывает полную покорность народа, его бессловесность и отсутствие бороться за лучшую жизнь. Коняга, «замученный, побитый, узкогрудый, с выпяченными рёбрами и обожженными плечами, с разбитыми ногами» — это портрет, созданный и описанный Салтыковым-Щедриным, который скорбел по незавидно судьбе бесправных крестьян. Думая о будущем крестьян, писатель испытывал муки, ведь он, беззаветно любил свою родину.

При помощи эзопова языка, фольклорных традиций, использования фантастических элементов и сатиры, сказки автора, звучали каждый раз, по-разному, да и темы автор брал такие, чтобы указать на политическую проблему и на то, как её можно решить.

В своих сказках, Салтыков-Щедрин выступал как защитник передовых идей, интересов крестьян, а обогатив свои творения фольклором, он наполнил их новым содержанием и превратил сказочный жанр в воспитательный.

Полезный материал по теме: