Вариантов новых тренировочных тестов, сделанных по образцу демонстрационной версии 2009 года

Сочинение

10 вариантов

В 2009 году на выполнение экзаменационной работы по русскому языку дается 3 часа (180 минут).

Работа состоит из 3 частей, включающих 40 заданий.

Часть 1 включает в себя 30 заданий с выбором ответа. К каждому заданию дается 4 ответа , из которых только один правильный. Первая часть работы (А1 – А30) проверяет усвоение выпускниками учебного материала на базовом уровне сложности .

Часть 2 состоит из 8 заданий с кратким ответом (к этим 8 заданиям выпускники должны самостоятельно сформулировать и записать ответ).

Все задания второй части работы (В1 – В8) относятся к повышенному уровню сложности .

Часть 3 состоит из одного задания С1 и представляет собой небольшую письменную работу по тексту (сочинение), на выполнение которой потребуется 90 – 100 минут. Это задание является заданием высокого уровня сложности . Оно выполняется на отдельном бланке. «Система оценивания задания С1 позволяет проверить у экзаменуемого состояние ряда умений:

— анализировать проблематику исходного текста;

— формулировать позицию автора исходного текста;

— излагать собственное мнение по поводу прочитанного;

  • точно, логично и последовательно излагать мысли;
  • оформлять речевое высказывание в соответствии с нормами современного языка»[2].

Согласно «СПЕЦИФИКАЦИИ экзаменационной работы по русскому языку единого государственного экзамена 2009 г.» варианты «равноценны по трудности, одинаковы по структуре, параллельны по расположению заданий: под одним и тем же порядковым номером во всех вариантах работы находится задание, проверяющее один и тот же элемент содержания»[3].

10 основных вариантов

приложения

  • таблица «Критерии оценивания ответа на задание С1 в 2009 году»[4];

первичного и тестового баллов

первичный

типовые бланки ответов

В конце пособия приведены ответы и информация к текстам (проблематика, позиция автора).

Надеемся, что данные в пособии типовые тесты дадут представление старшеклассникам о том, какие лингвистические задачи могут ожидать их на ЕГЭ по русскому языку в 2009 году, чтобы выпускники имели возможность повторить материал школьного и потренироваться перед ответственным экзаменом.

11 стр., 5153 слов

Смешения трех цветов (каждый цветок написан смешанным цветом). ...

... работы, изображающей осеннее утро. Целью дипломного проекта является выполнение осеннего пейзажа в технике живопись. Задачи проекта: изучить искусствоведческую и специальную литературу по вопросу пейзажной живописи; ... молодого поколения. Темой представленного дипломного проекта выбран жанр пейзаж. Дипломный проект ... о характере пейзажной живописи 1898 – 1917 гг., нужно рассмотреть творчество ...

Желаем выпускникам успеха на экзамене!, ВАРИАНТ 1

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1 –А30) поставьте знак « ´ » в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1

В каком слове верно выделена буква, обозначающая гласный ударный звук?

1) отогнАла

2) зАгнутый

3) зАвидно

4) мОлящий

А2

В каком предложении вместо слова ТЕХНИЧЕСКИЙ нужно употребить ТЕХНИЧНЫЙ?

1) Каждое утро из ворот порта выезжают огромные грузовики с ТЕХНИЧЕСКИМ оборудованием.

2) Игроки футбольной команды «Крылья Советов» выиграли матч благодаря ТЕХНИЧЕСКОЙ подготовке.

3) Главный инженер осуществлял ТЕХНИЧЕСКОЕ руководство трассой прямо из своего кабинета.

4) Представителями России назначены Извольский, Петров и как ТЕХНИЧЕСКИЙ работник советник посольства Жилинский.

А3

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) несколько вишен

2) самый сильнейший спортсмен

3) около шестидесяти тысяч рублей

4) поезжай назад

А4

Выберите грамматически правильное продолжение предложения., Подплывая на теплоходе к Самаре, замечательному городу на Волге,

1) всякого поражает красота набережной.

2) главной задачей было найти место в гостинице.

3) каждый из нас готовился к встрече с друзьями.

4) нас охватила безудержная радость.

А5

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Наши учёные благодаря современным технологиям исследовали глубины озера Байкал и нашли под илистым дном залежи углеводородов.

2) Все, кто читал роман Достоевского «Преступление и наказание», помнят печальную историю семьи Мармеладовых.

3) Документом, дающим право в общественном транспорте , является удостоверение «Ветеран труда».

4) Как отмечалось в этом документе, задача нашего отдела – координировать и руководить деятельностью смежных организаций.

Прочитайте предложения и выполните задания А6 – А11

(1)В русском языке прижилось немало иностранных слов, которые вместе с исконно русскими словами образуют в своём семантико-стилистическом разнообразии систему, отражающую нашу повседневную жизнь, историю и культуру, чувства и мысли. (2)Заимствование слов может происходить как с голоса, так и через книгу. (3)… (4)До середины XVIII века иноязычные слова, кроме старославянизмов, заимствовались почти исключительно устным путём. (5)Устные заимствования обычно являются переоформленными по законам русского языка, иногда даже весьма серьёзно. (6)…книжные заимствования при своём появлении в русском тексте нередко даже сохраняют чужое графическое обличье (в таком случае они называются варваризмами).

А6

Какое из приведённых ниже предложений должно быть третьим в данном тексте?

1) Немало слов пришло к нам из праславянского и , много заимствований в русском языке появилось в XV–XX веках.

4 стр., 1935 слов

Хвалебное слово о русском языке

... глубь небес! Хвалебное слово о русском языке сочинение Языков на нашей планете много. Сколько народов — столько языков. Величию культуры народа соответствует величие языка. В языке выражается особенность ... многогранность и красоту моего родного языка. Сейчас смотрят:, Похвальное слово наречию О, прекрасный, чистый, благородный, восхитительный русский язык! Бог возлюбив русских, избрав их ...

2) Иноязычные слова появляются в нашем языке и как обозначения неизвестных нам реалий, и как новые обозначения уже существующих.

3) Необходимо здесь отметить, что книжный путь заимствования становится основным только в XIX веке.

4) В лексике современного русского языка сосуществуют самые разные по своему происхождению слова.

А7

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?

1) Итак,

2) Наоборот,

3) Таким образом,

4) Поэтому

А8

Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) прижилось немало (предложение 1)

2) которые образуют (предложение 1)

3) образуют систему (предложение 1)

4) заимствование может (предложение 2)

А9

Укажите верную характеристику первого (1) предложения текста.

1) сложное с бессоюзной и союзной сочинительной связью

2) сложносочинённое

3) сложноподчинённое

4) сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью

А10

Укажите правильную морфологическую характеристику слова ОТРАЖАЮЩУЮ (предложение 1).

1) действительное причастие

2) страдательное причастие

3) совершенного вида

4) прилагательное

А11

Укажите СТАРОСЛАВЯНИЗМЫ(-ов) в предложении 4.

1) слова, которые вышли из употребления в связи с исчезновением тех реалий действительности, которые они обозначали

2) слова, которые в процессе развития русского языка были заменены синонимами, являющимися другими наименованиями того же понятия

3) слова, пришедшие из письменного языка (церковных книг) древних болгар, македонцев, сербов и распространившиеся на Руси в X веке

4) слова, унаследованные из языка, существовавшего до V-VI вв. н. э. на территории, заселённой в доисторическое время славянскими народами

А12

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Лучший костюм был, конечно, у Александра: отец смастерил ему шлем, украше(1)ый султаном, соверше(2)о такой же, как у рыцаря, и искусно вылепле(3)ые из серебря(4)ой бумаги доспехи.

1) 1, 3

2) 2

3) 1, 2, 4

4) 4

А13

В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая безударная гласная корня?

1) изд_вна, к_рикатура, восприн_мать

2) р_стениеводство, несоч_таемость, апл_дировать,

3) бл_жайший, дел_катный, подр_жание

4) огл_шение, р_систый, у_звлённый

А14

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) под_ёмник, трёх_этажный, под_езд

2) без_сходный, роз_грыш, пред_юльский

3) пр_буксировать, пр_прятать, пр_имущество

4) во_становить, бе_дельник, _бросить

А15

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1) знач_вший, раста_шь

2) щипл_шь, зате_вший

3) верт_тся, ненавид_мый

4) выруб_шь, раскле_нный

1 стр., 443 слов

§ 26. Сложноподчинённые предложения с придаточными цели, причины, ...

... Сочинение. Ответьте на вопросы, поставленные в тексте предыдущего упражнения. Сформулируйте тезис и раскройте его кратко (в 3-4 предложениях), опираясь на содержание текста. Сравните два сложноподчинённых предложения. Укажите, в каком из предложений ...

А16

В каком варианте ответа указаны слова, в которых пропущена буква Е?

А. застр_вать

Б. наде_ться

В. незатейл_вый

Г. ноздр_ватый

1) А, Б, В

2) А, Б, Г

3) В, Г

4) А, Г

А17

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква Е?

Н(1) для кого н(2) секрет, что наша помолвка состоится в мае. Но кого н(3) встречу, все спрашивают меня, скоро ли свадьба. Кто только вчера н(4) спрашивал об этом!

1) 1, 3

2) 2, 4

3) 3

4) 2, 3, 4

А18

В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) В степи было тихо, пасмурно, (НЕ)СМОТРЯ на то что солнце поднялось, но скоро набежали тучи, и вслед (ЗА)ТЕМ послышался резкий удар грома.

2) Она ТО(ЖЕ) поняла это, и в ней не осталось и тени кокетства нарядов, причёсок, движений, ЗА(ТО) явилось белыми нитками шитое кокетство простоты.

3) Я поблагодарил друга (ЗА)ТО, что он (ВО)ВРЕМЯ затащил меня на плот.

4) Что(ТО) вдруг расширилось в груди Ромашова, КАК(БУДТО) он собирался улететь.

А19

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

Тут же теснились подстриженные акации у деревянной ограды ( ) и переплетали жгуты своих стволов сирени.

1) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.

3) Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

А20

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Князь Андрей стоял (1) облокотившись о перила (2) и (3) не спуская глаз (4) смотрел на красный отблеск солнца (5) по синеющему разливу.

1) 1, 2, 4

2) 2, 4, 5

3) 1, 2, 3, 4

4) 1, 4

А21

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Ещё лет двадцать назад Линевое озеро (1) казалось (2) такой глушью, что (3) по словам лесника (4) не всякий рыбак отваживался туда пойти, а теперь от охотников, рыбаков да туристов отбоя нет.

1) 1, 2

2) 1, 2, 3, 4

3) 3, 4

4) 1, 4

А22

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) И кочи и моховые болота и пни – все хорошо под сиянием лунным.

2) Утром я убегаю на пруд или в ближайшую деревню.

3) Он встречал людей то крикливых и насмешливых то робких и гостеприимных.

4) Я навек за туманы и росы полюбил у березки стан и ее золотистые косы.

А23

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?, Все созрело и требовало хозяйских хлопот: пшеница и просо, овес и подсолнух, кукуруза и картофель.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

3) Обобщающее слово в простом предложении стоит перед однородными членами предложения.

20 стр., 9783 слов

Синтаксис. Сложное предложение. Сложносочиненное предложение. ...

... сочинительный союз, то предложение относится к сложносочиненным (ССП). Если для связи частей использованы подчинительные союзы или союзные слова, то предложение характеризуется как сложноподчиненное (СПП). сложные предложения союзные бессоюзные сложносочиненные сложноподчиненные При этом ...

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чем говорится во второй части.

А24

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Зимой подо льдом северная река (1) шум (2) которой (3) слушали ещё деды и прадеды поморов-рыбаков (4) примолкла (5) приутихла.

1) 1, 3, 4

2) 2, 5

3) 3, 5

4) 1, 4, 5

А25

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Сын ваш иногда ленится (1) но (2) когда принимается за дело (3) то и с другими может поравняться (4) что и доказывает его отличные способности.

1) 1, 2, 3, 4

2) 2, 3

3) 1, 3, 4

4) 1, 2, 4

А26

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить , выраженным причастным оборотом?

1) С деревьев и папоротника, которые были окружены легким туманом, сыпались крупные капли.

2) Молодые елочки, которые сливались с плотной темнотой сырого дождливого вечера, стояли по обеим сторонам дороги.

3) Болотные птички копошились на кустиках, которые блестели росой.

4) Мещерский лес, в который мы вступили, был чрезвычайно стар.

А27

Прочитайте текст

Как это ни прискорбно осознавать, но в последние годы всё чаще в мировой печати обсуждается такое явление, как современный вандализм. Слово «вандализм» произошло от названия древнегерманского племени вандалов, разграбивших в 455 г. Рим и уничтоживших многие памятники античной и христианской культуры. Вандалы отличались особой жестокостью, они не только разрушали святыни и храмы, но старались сделать это особенно унизительным образом. И долгие столетия слово «вандализм» обозначает разрушение или порчу произведений искусства и .

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) В мировой печати в последние годы всё чаще обсуждается такое явление, как вандализм, название которого произошло от названия древнегерманского племени вандалов.

2) Долгие столетия слово «вандализм» обозначает разрушение или порчу произведений искусства и памятников архитектуры, а произошло слово «вандализм» от названия древнегерманского племени вандалов, погубивших многие памятники античной и христианской культуры.

3) Слово «вандализм» произошло от названия древнегерманского племени вандалов, отличавшихся особой жестокостью и разграбивших Рим в 455 г.

4) Печально осознавать, что в последние годы всё чаще в мировой печати обсуждается такое явление, как современный вандализм, издавна обозначающее разрушение произведений искусства и памятников архитектуры.

Прочитайте текст и выполните задания А28 – А30; В1 – В8; С1.

(1)Говорят, что у всякой наглости есть предел. (2)Очень хорошая поговорка, даже мудрая. (3)Но, к сожалению, не жизненная. (4)Практика говорит о другом. (5)Вот недавний конкретный пример.

9 стр., 4135 слов

Типы односоставных предложений (Тесты)

... -личное предложение. Напишите номер этого предложения. (1) Форма стихотворения настолько слитна с его содержанием, что не замечаешь, какая она. (2) Лет двадцать пять я читал наизусть этот стих для себя, ... для друзей – и не замечал, есть ли в нём рифмы. (3) Я не знаю, каким размером написано оно: разве человеческое дыхание ...

(6)Не где-нибудь в дремучем захолустье, а прямо в столи­це нашей родины, средь бела дня, в пяти шагах от выхо­да из метро два молодых здоровых боевика избили Героя России. (7)Швырнули на землю, вываляли в грязи и даже пытались запихнуть в стоящую поблизости машину. (8)Ге­рой России, человек далеко не молодой и не слишком здоровый, еле спасся. (9)А из людей, стоявших вокруг, на помощь ему не пришел никто.

(10)Правда, у этих равнодушных граждан есть маленькое оправдание: дело в том, что боевики были одеты в мили­цейскую форму, да еще с сержантскими погонами. (11)Мало того, они и были сержантами милиции. (12)Просто боевые ребята, всегда готовые врезать кому надо и не надо, дабы каждый знал свое место.

(13)Герой России пожаловался милицейскому начальст­ву. (14)Оно вникло в происшествие и ответило, что боевые ребята, даже если погорячились, по существу правы, потерпевший сам виноват: зачем сопротивлялся, когда били и волокли в машину? (15)В конце концов, они власть, а он кто? (16)С учетом того, что Герой России, преследо­вать по закону его не стали, но впредь пусть учтет.

(17)Надо сказать, потерпевший действительно был вино­ват, и даже дважды. (18)Нет, не в том, что упирался, когда волокли, тут его понять можно: уж если на людях бьют, то что сделают в закрытой машине, не предскажет ни­кто. (19)Виноват он был в том, что, во-первых, по имени Ма­гомет, а, во-вторых, по фамилии Толбоев. (20)То есть ярко выраженное лицо кавказской национальности. (21)И боевые ребята просто хотели его проверить более тщательно. (22)А иным методам про­верки их, судя по всему, не обучили. (23)За что же наказы­вать — они же старались!

(24)Наверное, тем бы все и кончилось, но абсолютно рядо­вое происшествие раздули журналисты. (25)Дали информа­цию в газеты, сделали коротенький сюжет на телевиде­нии. (26)И более высокое начальство решило проявить веж­ливость: перед Героем России, испытателем самолетов и космических аппаратов, извинился сам лично глава мос­ковской милиции. (27)Словом, инцидент вполне можно счи­тать исчерпанным.

(28)Но меня гложет вот какое сомнение. (29)А ежели бы потерпевшим вдруг оказался не знамени­тый человек? (30)Тогда что? (31)Стала бы эта история событи­ем? (32)Подхватили бы ее журналисты? (33)Извинялись бы пе­ред пострадавшим от рук милицейских боевиков? (34)Не знаю. (35)Честно скажу – не знаю. (36)Подозреваю даже: не подавляющая, но достаточно значительная часть граждан даже одобрила бы их действия. (37)Почему? (38)А потому! (39)Одобрили бы, по причине того что — «понаехали тут всякие»! (40)Куда ни ткнешься, везде они. (41)Чего едут? (42)Что им тут, медом нама­зано? (43)Нам самим тесно, а тут еще они!

(44)Эти фразы я не придумал – я их слышал не раз, не два и не двадцать два. (45)Ну не можем, никак мы не мо­жем примириться с тем, что Россия – великая держава, а Москва – мировая столица. (46)Не можем примириться, что у ста восьмидесяти крупных и малых этносов, населяющих нашу огромную державу, права и на Рос­сию, и на ее столицу не гостевые, а хозяйские. (47)Всякий квадрат нашей общей земли принадлежит любому рос­сиянину. (48)Где хочет, там и живет. (49)Его страна!

(По Л. Жуховицкому)

А28

Какое высказывание не соответствует содержанию текста?

1) Значительная часть граждан нашей многонациональной страны одобряет проявление националистических взглядов.

3 стр., 1346 слов

Счастливый случай. 15.2. Напишите -рассуждение. Объясните, как ...

... Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл названия рассказа — «Счастливый случай». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения ...

2) Каждому россиянину, независимо от национальности, принадлежит наша общая земля: любой, где хочет, там и живет.

3) После известных событий в Москве, связанных с террористическими актами, власти запретили въезд в столицу лицам кавказской национальности.

4) Не гостевые, а хозяйские права и на Россию, и на столицу нашу есть у всех ста восьмидесяти крупных и малых этносов, населяющих нашу огромную державу.

А29

Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 6 – 16?

1) рассуждение

2) повествование и рассуждение

3) повествование, рассуждение

4) описание и рассуждение

А30

Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.

1) 1

2) 14

3) 26

4) 42

Часть 2

При выполнении заданий этой части запишите Ваш ответ в бланке ответов справа от номера задания (В1 – В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

Ответы к заданиям В1 – В3 запишите словами

В1

Из предложений 6 – 8 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса).

В2

Из предложений 36 – 44 выпишите подчинительный(-ые) союз(-ы).

В3

Из предложений 40 – 44 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Ответы к заданиям В4 – В8 запишите цифрами

В4

Среди предложений 1 – 9 найдите сложное, в состав которого входит односоставное неопределённо-личное предложение. Напишите номер этого сложного предложения.

В5

Среди предложений 17 – 27 найдите предложение, в котором есть . Напишите номер этого предложения.

В6

Среди предложений 6 – 16 найдите сложноподчинённое с обстоятельственным придаточным цели. Напишите номер этого сложного предложения.

В7

Среди предложений 1 – 9 найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи союза и вводного слова. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28 – А30, В1 – В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

В8

«Выражая свою четкую позицию, автор на протяжении всего текста использует прием _____ (предложения 10 – 27), той самой, которую принято называть «горькой». С этой целью он часто прибегает к помощи _____ («врезать», «происшествие раздули», «понаехали тут», «куда ни ткнешься»).

6 стр., 2587 слов

(1)Яконов взбирался тропинкой через пустырь, не замечая – куда, ...

... сочинения в средние века писали на латыни. А 8. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении? ... весь сад. А 19. В каком ряду все слова пишутся через дефис? 1) (алма) атинец, (экс) чемпион, (пресс) центр, (уныло) ... должны стоять запятые? Дорога (1) поворачивавшая вправо (2) шла через огромное поле (3) засеянное яровыми (4) и углублялась в ...

Череда ______ (предложения 14, 15, 29, 30, 31, 33, 37) и обилие _____ (предложения 23, 38, 39, 43) свидетельствуют о том, что поднятая проблема очень волнует автора, тревожит современная ситуация, связанная с национальным вопросом в нашей стране».

Список терминов:

1) контекстные

2) эпитеты

3) разговорная лексика

4) метафора

5) ирония

6) вопросительные предложения

7) парцелляция

8) восклицательное предложение

9) синтаксический параллелизм

Часть 3

Для ответа на задание этой части используйте бланк ответов № 2.

Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение.

С1

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем , поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему . Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, читательский или жизненный опыт (учитываются первые два аргумента ).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Дополнительные задания В1 – В7 по тексту Л. Жуховицкого

Часть 2

При выполнении заданий этой части запишите Ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1-В7), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

Ответы к заданиям В1 – В3 запишите словами

В1

1. Укажите способ образования слова ОПРАВДАНИЕ (предложение 10).

2. Из предложений 17 – 19 выпишите слово(-а), образованное(-ые) приставочно-суффиксальным способом.

3. Из предложений 33 – 43 выпишите слово, образованное приставочным способом.

4. Из предложений 44 – 49 выпишите слова, образованные приставочным способом.

В2

1. Из предложений 1 – 5 выпишите все частицы.

2. Из предложений 6 – 10 выпишите отрицательное .

3. Из предложений 20 – 26 выпишите прилагательное в сравнительной степени.

4. Из предложения 27 – 35 выпишите подчинительный(-ые) союз(-ы).

5. Из предложений 28 – 43 выпишите краткое причастие.

6. Из предложений 44 – 49 выпишите определительные местоимения.

В3

1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании ГЕРОЙ РОССИИ (предложение 13).

11 стр., 5424 слов

Нет сомнений человечество найдет. Сборник идеальных по обществознанию

... и выполните задания 20-25 (1)Нет сомнения - человечество найдёт пути, ведущие к обновлению, углублению и окрылению своей культуры. (2)Но ... каком значении это слово использовано в третьем (3) предложении. Напишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье. ОБРАЗ ... приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти пр..забавный, пр..тупился бе..честный, бе..грамотный бе..правный, ра..ч ...

2. Из предложений 14 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

3. Определите вид подчинительной связи в словосочетании ЯРКО ВЫРАЖЕННОЕ (предложение 20).

4. Из предложений 23 – 25 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Ответы к заданиям В4 – В7 запишите цифрами

В4

1. Среди предложений 19 – 26 найдите простое(-ые) односоставное (-ые) неопределённо-личное(-ые) предложение(-я).

Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

2. Среди предложений 27 – 37 найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения.

В5

1. Среди предложений 1 – 10 найдите предложения с вводной конструкцией. Напишите номера этих предложений.

2. Среди предложений 11 – 16 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

3. Среди предложений 36 – 48 найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

В6

1. Среди предложений 17 – 27 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих сложных предложений.

2. Среди предложений 26 – 48 найдите сложноподчиненное предложение с обстоятельственным придаточным места. Напишите номер этого сложного предложения.

В7

Среди предложений 36 – 48 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи лексического повтора. Напишите номер этого предложения.

ВАРИАНТ 2

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1 –А30) поставьте знак « ´ » в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1

В каком слове верно выделена буква, обозначающая гласный ударный звук?

1) надорвАлась

2) воротА

3) дОбела

4) облегчИт

А2

В каком предложении вместо слова ТИПИЧНЫЙ нужно употребить ТИПИЧЕСКИЙ?

1) Д. Рейнолдс – ТИПИЧНЫЙ мастер официального портрета, умеющий соединять темперамент с расчётом.

2) Он вполне ТИПИЧНЫЙ представитель своего времени – честный, неустроенный, инфантильный.

3) Недавно ходил фотографировать Малиновый ключ, чрезвычайно ТИПИЧНЫЙ для южно-приморской тайги.

4) Известно, что в каждом всегда с предельной точностью выражено нечто неоспоримое, ТИПИЧНОЕ.

А3

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) играть с детьми

2) голосистых певуний

3) пара сапогов

4) в пятидесяти метрах

А4

Выберите грамматически правильное продолжение предложения., Услыхав клевету, нахальную, беспардонную,

1) у меня задрожали руки.

2) эта ложь оскорбила меня.

3) ей показалось, что земля уходит из-под ног.

4) немедленно уходите.

А5

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Только те, кто смотрит вперёд, могут стать настоящими людьми.

2) Сегодня, вопреки прогнозам метеорологов, день выдался ясный, солнечный.

3) Декабристы хотели облегчить судьбу народа и дали толчок развитию революционному движению.

4) Князь Игорь, обращаясь к дружине, сказал, что лучше убитым быть в сражении, чем полонённым.

Прочитайте предложения и выполните задания А6 – А11

(1)Посмотрите на то, как хочет жить раб. (2)Прежде всего он хочет, чтобы его отпустили на волю, и думает, что без этого он не сможет быть ни свободным, ни счастливым. (3)Он говорит так: если бы меня отпустили на волю, я сейчас был бы вполне счастлив, я не был бы принуждён угождать и прислуживать моему хозяину, а мог бы говорить с кем угодно, как с равным себе, мог бы идти, куда я хочу. (4)… (5)Для этого он готов идти на всякие мерзости. (6)… пристроившись к какому-нибудь богатому человеку, он попадает опять в то же рабство, из которого так хотел выйти.

А6

Какое из приведённых ниже предложений должно быть четвёртым в данном тексте?

1) И вот он начинает страдать и плакать.

2) Был у меня один хозяин, а теперь сколько их у меня!

3) Когда же ему приходится очень трудно, он вспоминает о прежнем своём рабстве и говорит: «А ведь мне недурно было у своего хозяина».

4) А как только отпустят его на волю, он сейчас же разыскивает, к кому бы подольститься, чтобы получше пообедать.

А7

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?

1) Иными словами,

2) Однако

3) Кроме того,

4) Прежде всего,

А8

Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений (или его части)?

1) хочет раб (предложение 1)

2) он не сможет быть ни свободным, ни счастливым (предложение 2)

3) я не был бы принуждён угождать и прислуживать (предложение 3)

4) он готов (предложение 5)

А9

Укажите верную характеристику предложения 2.

1) сложносочинённое

2) сложноподчинённое

3) сложное с сочинительной и подчинительной связью

4) сложное с бессоюзной и подчинительной связью

А10

В каком(-их) предложении(-ях) есть причастие?

1) 1, 5

2) 2

3) 3

4) 6

А11

Укажите значение слова УГОЖДАТЬ из предложения 3.

1) наткнуться на что-либо

2) очутиться где-либо (в нежелательном, опасном месте)

3) попасть во что-либо или кого-либо

4) ублажать, делая что-то желаемое, приятное

А12

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

В книгах, чита(1)ых в детстве, пещеры всегда связа(2)ы с кладами и таинстве(3)ым исчезновением людей.

1) 1

2) 2

3) 3

4) 1, 2

А13

В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая безударная гласная корня?

1) ст_рожил (дом), р_стовщический, дисс_нансный

2) бракосоч_тание, м_ханика, разн_мать

3) озн_менование, отв_рить (рис), насл_ждение

4) прит_гательный, прил_гательное, уг_реть

А14

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) о_дернуть, по_поясаться, пре_принять

2) во_хождение, и_следование, не_давшийся

3) об_грать, под_скать, меж_здательский

4) пр_рекаться, пр_ображение, пр_близившись

А15

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

1) пар_шься, обиж_нный

2) невид_мый, бре_шь

3) накле_шь, брос_вший

4) слыш_шь, наде_вшийся

А16

В каком варианте ответа указаны слова, в которых пропущена буква И?, А. жалостл_вый

Б. заноч_вать

В. щавел_вый

Г. замолв_ть

1) А, Б, Г

2) Б, В

3) А, Г

4) А, В

А17

В каком предложении НЕ(НИ) со словами пишется раздельно?

1) Легковерность глупцов так же (не)исчерпаема, как и изобретательность.

2) (Не)принятый парламентом закон ещё долго обсуждали.

3) И такая тоска напала вдруг на Вареньку, но (ни)кому даже пожаловаться было нельзя.

4) И тихо журчащий ручей, когда его остановят, (не)истовствует

А18

В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Для тебя десятирублевый сюртук ТАК(ЖЕ) хорош, как и сторублевый, одна комната для тебя ТО(ЖЕ), что для другого несколько этажей.

2) (ЗА)ТЕМ лесом показался какой-то хутор, а (ЗА)ТЕМ всё скрылось, так как мы спустились в овраг.

3) Мы устали, ПОТОМУ(ЧТО) много прошли, ЗА(ТО) все были довольны прогулкой.

4) Сергей первым узнал (НА)СЧЕТ выделенной профкомом путевки в санаторий, (ПО)ЭТОМУ раньше других собрал нужные документы.

А19

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении., Княгиня Голицына была очень красива ( ) и в красоте ее выражалась своя особенность.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.

2) Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.

3) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

А20

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Между пнями скоро мы наткнулись (1) на закрытый снегом (2) песок (3) выброшенный лисицами (4) из недр земли (5) и открыли здесь лисьи норы.

1) 1, 2, 3

2) 2, 3, 4, 5

3) 3, 5

4) 1, 5

А21

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В то лето любимым занятием (1) помнится (2) было для меня плавать на спине в нашем чистом озерце, когда небо (3) казалось (4) бескрайним океаном, в который тоже хотелось окунуться.

1) 1, 3

2) 1, 2

3) 3, 4

4) 1, 2, 3, 4

А22

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) В тот осенний день в гостиной и лакейской и даже в детской было сумрачно.

2) По сторонам тропы высокими и крутыми стенами стоял шиповник и цвёл алым и огнём.

3) Он не то чтобы оробел а не привык перекидываться речами с такими блестящими особами.

4) Видны были только верхушки деревьев да извилистый край противоположного берега.

А23

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Однако жабе лезть было трудно: ее плоское тело могло свободно прыгать и ползать только по ровному месту.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части.

2) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чем говорится во второй части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

А24

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

С трех сторон (1) чернели гребни утесов Машука (2) на вершине (3) которого (4) лежало зловещее облако.

1) 1, 3

2) 2

3) 3

4) 2, 4

А25

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Жизнь природы есть непрерывное творчество (1) и (2) хотя все в ней рождающееся умирает (3) ничто не гибнет в ней навсегда (4) ибо смерть есть рождение.

1) 1, 2, 3, 4

2) 2, 3

3) 1, 3, 4

4) 1, 4

А26

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения можно заменить причастным оборотом?

1) Мы надеемся: государства, от которых зависит продвижение на переговорах, по-новому смогут взглянуть на свои позиции.

2) Показались высокие ворота и длинный забор, на которых остриями вверх торчали гвозди.

3) Получение продуктов питания из воды и минеральных солей, которые можно извлекать из земли, навсегда решит проблему голода.

4) Белая длинная полоса, которая показалась на востоке, быстро начала краснеть, и вот взошло солнце.

А27

Прочитайте текст

Значительных высот достигли древние индийские живописцы, об утон­ченном мастерстве которых слагали легенды по всему Востоку. В Древней Индии занятия живописью считались необходимыми для каждого человека, поэтому детям прививались определенные навыки живо­писного мастерства. В одном из древнейших трактатов по теории живописного искусства были сформулированы следующие задачи живописца: художник должен соблюдать масштаб и пропорции предметов внешнего мира, достигать выразительности в изображении психоло­гических переживаний и , передавать красоту и грацию ок­ружающей природы. А главное – воспитывать в людях возвышен­ные чувства и лучшие качества характера.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Издревле в Индии детям прививались определенные навыки живо­писного мастерства, поэтому не случайно об утон­ченном мастерстве древних индийских живописцев слагали легенды по всему Востоку.

2) По всему Востоку слагали легенды об утон­ченном мастерстве древних индийских живописцев, потому что в Древней Индии занятия живописью очень поощрялись.

3) Значительных высот достигли древние индийские художники: в Индии занятия живописью считались необходимыми для каждого человека и ставились серьёзные задачи перед художником, главная из которых заключалась в том, чтобы воспитывать в людях возвышен­ные чувства и лучшие качества характера.

4) Уже в древности в Индии писались трактаты по теории живописи, где определялось, что художник должен соблюдать масштаб и пропорции предметов внешнего мира, достигать выразительности в изображении психоло­гических переживаний и эмоций, передавать красоту и грацию ок­ружающей природы.

Прочитайте текст и выполните задания А28 – А30; В1 – В8; С1.

(1)По возвращении из краев далёких засаживал я свой огород в деревне всякой разностью, прежде всего рябинами и калинами. (2)Одну рябинку, угнез­дившуюся на утёсе, возле обочины современной бетонной дороги, на крутом заносе да­вило колесами машин, царапало, мяло. (3)Решил я её выкопать и увезти в свой одичавший огород.

(4)Осенью дело было. (5) Всего несколько пыльных листочков и две мятых розетки ягод уцелело на рябинке. (6)Посаженное во дворе, деревце приободрилось, летом стало цвести уже четырьмя розетками. (7)И пошло, и пошло в рост. (8)И каждое лето, каж­дую осень украшалось сверх того одной-двумя розетками, а через несколько лет такая яркая, такая нарядная и уверенная в себе стала эта рябинка – глаз не оторвать!

(9)Спустя два года привезли саженцы из городского питомника, на свободном месте я посадил ещё четыре рябинки. (10)Эти пошли вширь и ввысь. (11)Едва одну-две розетки ягод вымучат, зато уж зелень пышна на них.

(12)А дичка моя совсем взрослая и весёлая сделалась. (13)Одной осенью на ней особенно уж яркая и обильная ягода выросла.

(14)И вдруг стая свиристелей на неё сверху свалилась, дружно начали птицы лакомиться ягодой. (15)И переговариваются – вот какую рябину мы сыскали, экую вкуснятину нам лето припасло. (16)Минут за десять хохлатые нарядные ра­ботницы обчистили деревце. (17)Обработали деловые птахи дикую рябинку, а на те, что из питомника, даже не присели.

(18)Есть, есть душа вещей, есть, есть душа растений. (19)Дикая рябинка услышала, приманила и накормила прихотливых лакомок-птичек, потому что душа у нее тихая, благодарная. (20)Да и я однажды с розеток ярких плодов пощипал. (21)Крепки, терпки, тайгою отдают – не забыло деревце, где выросло, в жилах своих сок таёжный сохранило. (22)А вокруг рябины и под нею медуница растет. (23)Следом календула выходит и всё-то лето светится горячими уголья­ми там и сям, овощам негде расти.

(24)Тётка моя невоздержанна на слово была, взялась полоть в огороде и ну бранить медуницу с календулой. (25)Я – доблестный хозяин – к тётке подсо­единился и раз-другой облаял свободные неприхотливые растения.

(26)Приезжаю следующей весной — в огороде у меня пусто и голо, скорбная земля в прошлогодней траве и плесени, ни медуницы, ни календулы нет, и дру­гие растения испуганно растут, к забору жмутся, под строениями пря­чутся.

(27)Поскучнел мой огород, впору его уж участком назвать. (28)Лишь поздней порой где-то в борозде, под забором увидел я униженно прячущуюся, сморщенно си­неющую медуничку. (29)Встал я на колени, разгрёб мусор, которого много в тот год почему-то на огороде стало, да старую траву вокруг цветка, взрыхлил пальцами землю и попросил у растения прощения за бран­ные слова.

(30)Медуничка имела милостивую душу, простила хозяина-богохульника и растет ныне по всему огороду, невестится каждую весну широко и привольно.

(31)Но календулы, уголёчков этих радостных, нигде нетПробовал сажать – одно лето поцветет, но уж не вольничает, самосевом нигде не всходит.

(33)Вот тут и гляди вокруг, думай, прежде чем худое слово уронить на землю, прежде чем оскорбить благодать всякую, растения, Богом тебе подаренные.

(По В. Астафьеву)

А28

Какое высказывание не соответствует содержанию текста?

1) Природа «не слепок, не бездушный лик»: «есть, есть душа растений».

2) Природа в благодарность приносит радость, счастье, одаривает своей красотой и щедрыми плодами.

3) Прежде, чем сказать грубое слово, подумай: такого слова и растение боится.

4) Язык природы человеку никогда не понять, поэтому отношение людей к природе всегда было только потребительское.

А29

Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 1 – 11?

1) повествование и рассуждение

2) повествование и описание

3) рассуждение

4) описание и рассуждение

А30

Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.

1) 1

2) 23

3) 31

4) 24

Часть 2

При выполнении заданий этой части запишите Ваш ответ в бланке ответов справа от номера задания (В1 – В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

Ответы к заданиям В1 – В3 запишите словами

В1

Из предложений 12 – 14 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

В2

Из предложений 24 – 28 выпишите краткое(-ие) прилагательное(-ые).

В3

Из предложений 21 – 22 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Ответы к заданиям В4 – В8 запишите цифрами

В4

Среди предложений 18 – 27 найдите сложные предложения, в состав которых входит односоставное безличное предложение. Напишите номера этих сложных предложений.

В5

Среди предложений 21 – 28 найдите предложение, в котором есть обособленное приложение. Напишите номер этого предложения.

В6

Среди предложений 21 – 29 найдите сложное предложение(-я) с бессоюзной и сочинительной связью. Напишите номер(-а) этого(-их) сложного(-ых) предложения(-ий).

В7

Среди предложений 1 – 7 найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи контекстного синонима. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28 – А30, В1 – В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

В8

«Автор повествует о своих переживаниях, ведет эмоциональный разговор с читателем, используя прием _____ (предложение 33).

Астафьева очень выразителен. Автор относится к растения, деревьям, природе вообще, как живому, родному, поэтому часто использует _____ («деревце приободрилось », «такая уверенная в себе стала эта рябинка», «обработали … птахи дикую рябинку», «поскучнел мой огород», «медуничка невестится »).

Писатель рассказывает о любимом, поэтому очень эмоционален, о чем свидетельствуют и используемые им _____ (предложения 18, 19); удивительно выразительны и метки у Астафьева ____ («одичавший город», «деловые птахи», «скорбная земля», «свободные растения», «испуганно растут»)».

Список терминов:

1) скрытый диалог

2) разговорная лексика

3) синтаксический параллелизм

4) эпитеты

5) олицетворение

6) фразеологизмы

7) эмоциональный повтор

8) восклицательное предложение

9) сравнительный оборот

Часть 3

Для ответа на задание этой части используйте бланк ответов № 2.

Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение.

С1

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем , поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему . Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, читательский или жизненный опыт (учитываются первые два аргумента ).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Дополнительные задания В1 – В7 по тексту В. Астафьева

Часть 2

При выполнении заданий этой части запишите Ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1-В7), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

Ответы к заданиям В1 – В3 запишите словами

В1

1. Укажите способ образования слова (по) ВОЗВРАЩЕНИИ (предложение 1).

2. Из предложений 2 – 3 выпишите слово(-а), образованное(-ые) бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса).

3. Укажите способ образования слова СМОРЩЕННО (предложение 28).

4. Из предложения 26 – 27 выпишите слово(-а), образованное(-ые) приставочно-суффиксальным способом.

5. Из предложений 30 – 31 выпишите слова(-а), образованные(-ые) приставочным способом.

В2

1. Из предложений 3 – 8 выпишите неопределенное местоимение.

2. Из предложений 8 – 10 выпишите все производные предлоги.

3. Из предложений 17 – 21 выпишите подчинительный(-ые) союз(-ы).

4. Из предложений 26 – 28 выпишите все частицы.

5. Из предложений 29 – 31 выпишите все предлоги.

В3

1. Определите вид подчинительной связи в словосочетании СТАЯ СВИРИСТЕЛЕЙ (предложение 14).

2. Из предложений 26 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

3. Определите вид подчинительной связи в словосочетании УНИЖЕННО ПРЯЧУЩУЮСЯ (предложение 28).

4. Из предложений 18 – 20 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

5. Из предложения 24 выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Ответы к заданиям В4 – В7 запишите цифрами

В4

1. Среди предложений 1 – 9 найдите сложное, в состав которого входит односоставное неопределенно-личное предложение. Напишите номер этого сложного предложения.

2. Среди предложений 28 – 32 найдите простое односоставное безличное предложение. Напишите номер этого предложения.

В5

1. Среди предложений 1 – 9 найдите предложения с обособленным согласованным распространенным определением. Напишите номера этих предложений.

2. Среди предложений 26 – 33 найдите предложение с необособленным согласованным распространенным определением. Напишите номер этого предложения.

В6

Среди предложений 8 – 21 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого сложного предложения.

В7

Среди предложений 9 – 13 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

ВАРИАНТ 3

Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1 –А30) поставьте знак « ´ » в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.

А1

В каком слове верно выделена буква, обозначающая гласный ударный звук?

1) бАловать

2) обеспЕчение

3) дремотА

4) позвАла

А2

В каком предложении вместо слова ОБЕСПЛОДИТЬ нужно употребить ОБЕСПЛОДЕТЬ?

1) Нынешние ветры и дожди ОБЕСПЛОДИЛИ наши поля.

2) Годы тяжёлых работ ОБЕСПЛОДИЛИ его мысль, унесли здоровье.

3) Огонь ушёл бы из очагов – ОБЕСПЛОДИЛИ бы нивы наши.

4) Пьянство и безделье всегда помогут ум ОБЕСПЛОДИТЬ.

А3

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) пятьюстами рядами

2) килограмм яблоков

3) ноги на ширине плеч

4) более яркими лентами

А4

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Используя цитаты,

1) выводы и доказательства стали более убедительными.

2) моё сочинение стало выразительным.

3) нас учат правильно их оформлять на письме.

4) старайтесь не перегружать ими текст сочинения.

А5

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Самара является одним из старейших городов России, расположенных на Волге.

2) Манилов хвастался, что за Павла Ивановича Чичикова он «всегда готов ручаться».

3) Президент попросил министров доложить всё, что происходит в стране.

4) Согласно приказу директора школьники должны пройти медицинский осмотр.

Прочитайте предложения и выполните задания А6 – А11

(1)Одной из больших потерь своей жизни я считаю то обстоятельство, что никогда не видел и не слышал Блока. (2)Я не слышал Блока, не знаю, как он читал стихи, но я верю поэту Пясту, написавшему маленькое исследование об этом. (3)Тембр голоса у Блока был глухой, отдалённый, равномерно спокойный. (4)… (5)Было в нём нечто магическое, настойчивое, как гул долго не затихающей струны. (6)… Блок вошёл в мою жизнь ещё в далёкой юности, таким он остался для меня и сейчас, когда, по словам Есенина, «пора уже в дорогу бренные пожитки собирать».

А6

Какое из приведённых ниже предложений должно быть четвёртым в данном тексте?

1) Я провёл с ним в молчании много ночей, у меня так часто падало сердце от каждой наугад прочитанной и поющей его строки.

2) Он слился для нас с необыкновенными людьми, с поэтами Возрождения, с героями общечеловеческих мифов.

3) Его голос доходил даже до его современников, как голос из близкой дали.

4) Этот голос – он твой, и его непонятному звуку жизнь и горе отдам.

А7

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении?

1) Поэтому

2) Таким

3) Иначе говоря,

4) Таким образом,

А8

Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений (или его части)

1) считаю обстоятельство (предложение 1)

2) тембр голоса был глухой (предложение 3)

3) таким он остался (предложение 6)

4) пожитки собирать (предложение 6)

А9

Укажите верную характеристику пятого (5) предложения?

1) сложноподчинённое с придаточным образа действия

2) простое, осложнённое сравнительным оборотом

3) сложноподчинённое с придаточным сравнительным

4) простое, осложнённое причастным оборотом

А10

Укажите правильную морфологическую характеристику слова НАПИСАВШЕМУ из второго (2) предложения текста.

1) действительное причастие

2) страдательное причастие

3) деепричастие совершенного вида

4) прилагательное

А11

Укажите значение слова ТЕМБР из предложения 3.

1) быстрота осуществления, протекания чего-либо

2) призвук, звучащий выше и слабее основного тона и при этом слитно с ним

3) очень глухой или простуженный голос

4) характер, окраска звука, сообщаемые ему призвуками

А12

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

И вот мы в пещере, она освеще(1)а электрическими фонарями. Мы видим удивительную картину: микроскопическая частица извести, растворе(2)ая в капле воды, падающей с каме(3)ого свода, каким-то чудом умудрилась зацепиться за камень, и вот выросла причудливая сосна под стать обыкнове(4)ой, появившейся на солнечном приволье.

1) 1

2) 2, 4

3) 3

4) 4

А13

В каком ряду во всех словах пропущена проверяемая безударная гласная корня?

1) нан_мать, уд_вление, л_кторий

2) прож_вающий, г_релка, тр_умф

3) расст_лить, предпол_гать, вр_та

4) загр_ждение, ощ_пать, впеч_тление

А14

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) пр_азовкий, пр_довольный, пр_нарядиться

2) без_скусный, контр_ск, пред_душий

3) на_строчный, пре_теча, по_винтить

4) ни_падать, и_бежавший, бе_тактный

А15

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

1) завис_шь, разве_вший

2) зала_шь, замеш_нное (тесто)

3) лепеч_шь, движ_мый

4) ка_шься, помыл_вший

А16

В каком варианте ответа указаны слова, в которых пропущена буква И?, А. перелиц_вать

Б. никел_вый

В. взлеле_ть, Г. расстег_вать

1) А, Г

2) А, В, Г

3) Б, В

4) Г

А17

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется буква И?

Пользуйтесь, но н(1) злоупотребляйте – таково правило мудрости. Н(2) воздержание, н(3) излишества н(4) дают счастья.

1) 1, 3, 4

2) 2, 3

3) 2, 4

4) 2, 3, 4

А18

В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) Водитель автобуса ТАК(ЖЕ), как и пассажиры, обратил внимание на необычного пассажира, (ПО)тому и проехал очередную остановку.

2) (ОТ)ЧЕГО кот гладок: поел да и (НА)БОК.

3) Чего не знаем, ЗА(ТО) и не ручаемся, ЧТО(БЫ) не попасть впросак.

4) ЧТО(БЫ) ни происходило (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ дня, он был подтянут и уверен в себе.

А19

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении., Ослепительное зарево раздвинуло темноту ( ) и вокруг стало светло, как днем.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.

4) Сложное предложение, перед союзом И запятая нужна.

А20

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Отставной прокурор выслушал его внимательно (1) понюхивая табачок (2) из украшенной нимфами (3) табакерки (4) и (5) искоса посматривая на гостя своими лукавыми глазками.

1) 1

2) 2, 3

3) 1, 2, 4, 5

4) 1, 2, 4

А21

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Коллега мой (1) безусловно (2) хороший малый, просто ему в жизни не везёт., Он (3) якобы (4) снова отмежевался от того решения, которое было принято руководством фирмы.

1) 1, 2, 3, 4

2) 1, 2

3) 3, 4

4) 2, 4

А22

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Раньше Егорушка не видел никогда ни пароходов ни локомотивов ни широких рек.

2) Овсяников разъезжал на беговых дрожках либо в карете.

3) Я душевно люблю русский народ и почитаю за честь и славу быть ничтожной песчинкой в его массе.

4) В это день солнце хотя и клонилось к западу но ещё долго стояло высоко и обжигало своими лучами.

А23

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Я услышал голоса и поднял голову: перед огнем, на опрокинутой кадке, сидела мельничиха и разговаривала с моим охотником.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

4) Обобщающее слово в простом предложении стоит перед однородными членами.

А24

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Выдающиеся достижения российских ученых (1) творческими успехами (2) которых (3) восхищается весь мир (4) служат живым свидетельством величия нашего государства.

1) 1, 4

2) 2, 4

3) 3, 4

4) 1, 2, 3

А25

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Знавшие дела семьи единогласно свидетельствуют (1) что (2) когда в 1811 году пришло время молодому Пушкину ехать в Петербург для поступления в лицей (3) то он покинул отеческий кров без малейшего сожаления (4) если исключить дружескую горечь по горячо любимой им сестре.

1) 1, 2, 3, 4

2) 2, 3

3) 1, 2, 4

4) 1, 3, 4

А26

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Старик Гуревич, который был много лет преподавателем гимназии, занимался сразу с несколькими недорослями.

2) Горная цепь, которая состоит из множества хребтов, тянется на много километров.

3) Развитие общества мы связываем с расширением такой демократии, которая понимается нами как единство прав, обязанностей и общественной ответственности.

4) Замечательная выставка, которая открылась в Самарском музее в октябре нынешнего года, рассказывает о памятниках православной культуры нашего края.

А27

Прочитайте текст

Древнеиндийские росписи в пещерных храмах Аджанты по праву принадлежат к выдающимся достижениям изобразительного искусства. 29 пещерных храмов, созданных на протяжении II – VII вв., представля­ют собой прекрасный синтез архитектуры, скульптуры и живописи. Высеченные в скалистом берегу горной речки, они расположены в уединенном месте, полном суровой и поэтической красоты. Но самое замечательное – это всё-таки росписи: на сте­нах пещерных храмов предстает панорама жизни Древней Индии, и главное место здесь занимают эпизоды из жизни Будды и джайтаки, то есть истории из прежней жизни Великого Учителя.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) 29 пещерных храмов Аджанты в Индии, создававшиеся на протяжении II – VII вв., представля­ют собой прекрасный синтез архитектуры, скульптуры и живописи.

2) Выдающимися достижениями мирового изобразительного искусства считаются росписи, которые изображают главным образом эпизоды из жизни Будды, в двадцати девяти пещерных храмах Аджанты, создававшихся на протяжении II – VII веков нашей эры.

3) Древние пещерные храмы Аджанты – прекрасный синтез архитектуры, скульптуры и живописи, однако самое замечательное здесь – росписи, изображающие панораму жизни Древней Индии, эпизоды из жизни Будды и джайтаки (истории из прежней жизни Великого Учителя).

4) Древнеиндийские пещерные храмы Аджанты высечены в скалистом берегу горной речки и расположены в уединенном месте, полном суровой и поэтической красоты.

Прочитайте текст и выполните задания А28 – А30; В1 – В8; С1.

(1)Если бы новейшие кибернетические машины могли подсчи­тать, во что обходится стране сумма плохого настроения, раз­драженности, порождаемых грубым или даже просто нелюбез­ным поведением людей, они, эти машины, сообщили бы нам со­вершенно сенсационные цифры.

(2)Человек, чувствующий себя спокойно, уютно в обществе своих сограждан, во много раз работоспособнее того, который должен всегда, каждую минуту быть начеку, чтобы предотвра­тить незаслуженное оскорбление, грубость, хамство. (3)Хорошие манеры, этот необходимый атрибут человеческого общества, есть проявление внутренней деликатности, культуры; основы дурных манер тоже лежат, безусловно, в психологии и взглядах человека. (4)Что же это за основы? (5)Во-первых, заниженное представление о своих обязанностях, убеждение, поселившееся в некоторых душах, что «все сойдет с рук»Во-вторых, притупление чувства справедливости.

(7)Понятие о справедливости возникает у человека в самом раннем возрасте, если его заботливо воспитывают. (8)Ребенок с более разви­тым чувством справедливости, по существу, овладевает очень многим. (9)Такое чадо прежде всего приучается к мысли, что не имеет ни­каких… по сравнению со своими товари­щами. (10)Затем он постигает полезнейшее для его дальнейшей жизни умение поставить себя на место соседа и с этих позиций оценивать свои поступки.

(11)Если заглянуть в душу каждого хамящего, грубящего или хулиганящего человека, то можно обнаружить, что его поступки никогда не бывают случайными, а опираются на вполне кон­кретные взгляды. (12)Это, прежде всего, плевое отношение к своему ближнему и ко всему роду человеческому, к его мнению и удоб­ствам. (13)Твердая уверенность в том, что все другие никаких прав не имеют. (14)И в результате – вместо веры в справедливость – такое убе­ждение: урвать от жизни как можно больше, не считаясь с чу­жими интересами, нажиться, оторваться.

(15)Подобный взгляд на жизнь может проявляться в большом и малом. (16)Крупные поступки, вытекающие из этой «идеологии», называются уголовными преступлениями. (17)Мелкие – дурными манерами.

(18)Нередко и хорошие люди обижают своих близких. (19)И проис­ходит это обычно без всякого злого умысла, без намерения оби­деть, унизить, оскорбить, а так просто – по недосмотру, недо­мыслию, невниманию. (20)Потому что эти хорошие люди, занятые часто большими и важными делами, не нашли времени проду­мать форму своего поведения, не выработали тех простейших и по­лезнейших правил, что при прочих равных условиях делают жизнь приятнее, нервы здоровее и улучшают настроение всего .

(По М. Каранцевой)

А28

Какое слово должно стоять на месте пропуска в предложении 9?

1) прав

2) льгот

3) привилегий

4) обязанностей

А29

Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 1 — 6?

1) повествование и рассуждение

2) повествование

3) рассуждение

4) повествование и описание

А30

Укажите предложение, в котором используется контекстные антонимы.

1) 1

2) 20

3) 3

4) 11

Часть 2

При выполнении заданий этой части запишите Ваш ответ в бланке ответов справа от номера задания (В1 – В8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

Ответы к заданиям В1 – В3 запишите словами

В1

Из предложений 18 – 20 выпишите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом.

В2

Из предложения 1 – 4 выпишите все сочинительные союзы.

В3

Из предложений 16 – 18 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Ответы к заданиям В4 – В8 запишите цифрами

В4

Среди предложений 3 – 10 найдите сложное, в состав которого входит односоставное неопределенно-личное предложение. Напишите номер этого сложного предложения.

В5

Среди предложений 11 – 19 найдите предложение, в котором есть обособленное обстоятельство. Напишите номер этого предложения.

В6

Среди предложений 1 – 11 найдите сложноподчиненное(-ые) предложение(-я) с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных. Напишите номер(-а) этого(-их) сложного(-ых) предложения(-ий).

В7

Среди предложений 1 – 10 найдите предложение, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения и контекстного синонима. Напишите номер этого предложения.

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А28 – А30, В1 – В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов справа от номера задания В8, начиная с первой клеточки.

В8

«М. Каранцева обращается к одной из актуальных проблем человеческого общества, размышляет о наболевшем, используя такие синтаксические средства речевой выразительности, как ____ (предложения 1, 2, 11, 12) и ____ (предложения 18, 19), последнее позволяет выделить главную причину грубости, казалось бы, «хороших», «добропорядочных» людей, по отношению к близким. Автор умело использует _____ («быть начеку», «все сойдет с рук»), ____ («плевое», «урвать», «нажиться», «оторваться»), чтобы подчеркнуть мысль о том, насколько отвратительны, нежелательны хамство, грубость в отношениях между людьми.

Список терминов:

1) синтаксический параллелизм

2) сниженная разговорная лексика

3) ряды однородных членов

4) эпитеты

5) лексический повтор

6) фразеологизмы

7) противопоставление

8) эмоциональный повтор

9) парцелляция

Часть 3

Для ответа на задание этой части используйте бланк ответов № 2.

Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение.

С1

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем , поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему . Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, читательский или жизненный опыт (учитываются первые два аргумента ).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Дополнительные задания В1 – В7 по тексту М. Каранцевой

Часть 2

При выполнении заданий этой части запишите Ваш ответ в бланке ответов № 1 справа от номера задания (В1-В7), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются.

Ответы к заданиям В1 – В3 запишите словами

В1

1. Укажите способ образования слова РАЗДРАЖЕННОСТИ (предложение 1).

2. Укажите способ образования слова ПРИТУПЛЕНИЕ (предложение 6).

3. Из предложений 3 – 5 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

4. Из предложений 11 – 12 выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

5. Из предложений 13 – 14 выпишите слова, образованные приставочным способом.

6. Укажите способ образования слова ПОСТУПКИ (предложение 10).

7. Укажите способ образования слова ОЦЕНИВАТЬ (предложение 10).

8. Из предложений 15 – 17 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса).

9. Из предложений 18 – 20 выпишите слова, образованные бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса).

В2

1. Из предложений 1 – 3 выпишите прилагательное в превосходной степени.

2. Из предложений 1 – 4 выпишите все подчинительные союзы.

3. Из предложений 5 – 10 выпишите прилагательное в превосходной степени составной форме.

4. Из предложений 14 – 19 выпишите субстантивированное прилагательное (перешедшее в существительное).

В3

1. Из предложений 3 – 7 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

2. Определите вид подчинительной связи в словосочетании УМЕНИЕ ОЦЕНИВАТЬ (предложение 10).

3. Определите вид подчинительной связи в словосочетании ЧУВСТВОМ СПРАВЕДЛИВОСТИ (предложение 8).

Ответы к заданиям В4 – В7 запишите цифрами

В4

Среди предложений 11 – 20 найдите сложное, в состав которого входят односоставные безличные предложения. Напишите номер этого сложного предложения.

В5

1. Среди предложений 1 – 6 найдите предложения с обособленным приложением. Напишите номера этих предложений.

2. Среди предложений 2 – 8 найдите предложения с вводными словами. Напишите номера этих предложений.

В6

Среди предложений 12 – 20 найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. Напишите номер этого сложного предложения.

В7

Среди предложений 11 – 20 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи лексического антонима. Напишите номер этого предложения.

[1] Разработано Федеральным государственным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ» в 2009 г. / www.

[2] Спецификация экзаменационной работы по русскому языку единого государственного экзамена 2009 год. Подготовлено Федеральным государственным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ» / www.

[3] Спецификация экзаменационной работы по русскому языку единого государственного экзамена 2009 год. Подготовлено Федеральным государственным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ» / www.

[4] Разработано Федеральным государственным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ» в 2009 г. / www.

[5] По материалам, представленным на сайте www. ege.

[6] Методика шкалирования результатов единого государственного экзамена в 2008 году. По материалам, представленным на сайте www. ege.