Н. Артюхова «Трусиха»; Э. Киселёва «Мальчик-огонёк»

Сочинение

Литературное чтение 3 класс, Тема: Н.Артюхова «Трусиха»; Э.Киселёва «Мальчик-огонёк», Цели и задачи:, Образовательные:

  1. Познакомить учащихся с рассказом Н.Артюховой “Трусиха”,сказкой Э.Киселёвой «Огонёк»

  2. Учить понимать замысел автора, оценивать поступки героев посредством анализа произведения, ответов товарищей.

  3. Обучение анализу и обобщению полученных знаний.

Развивающие:

  1. Развивать навык выразительного, правильного и осознанного чтения.

  2. Развитие памяти, мышления, логического мышления.

  3. Развитие речи учащихся.

Воспитательные

  1. Воспитывать чуткость, умение придти на помощь в нужное время.

  2. Воспитание смелости и решительности.

Оборудование и материалы:

  • Учебник Литературное чтение О.В. Кубасова 3 класс;

  • Портрет детской писательницы Н.М.Артюховой;

  • Пословицы о дружбе, смелости, решительности.

Ход урока

1. Организационный момент.

Сегодня на уроке у нас много гостей. А в гости любят ходить к хорошим людям. Постараемся доказать это своей работой.

2. Проверка домашнего задания.

Проверить правильность выполнения заданий в тетради на печатной основе.

-Какими лучшими чертами русского характера наделил народ Ивана – главного героя сказки?

— Что в этой сказке относится к миру реального. А что – к миру волшебного?

— Имеется ли в сказке троекратный повтор? Приведите пример.

— Как в этой сказке используется такой приём, как нарастание трудностей, стоящих перед героем?

-Прочитайте зачин сказки, концовку. Традиционны ли они для русских народных сказок?

-Какие устойчивые выражения употреблены в этом произведении?

— Можно ли считать сказку геройской, богатырской?

— Какие важные мысли людей отразились в этой сказке?

4 стр., 1759 слов

Мастер класс «Сказка по кругу» — коллективное ...

... Предшествующая работа: Чтение сказок, знакомство со структурой сказки; составление схем по сюжетам знакомых сказок, придумывание обозначений, символов. ... и диалогическую речь; - развивать воображение, фантазию, способствовать развитию словотворчества; - развивать интонационную выразительность речи; -Развивать ... -то заколдовал). - Подойдем поближе. – какие-то круги. – Наверное, кто-то гулял на полянке и ...

3. Постановка цели урока.

  • Итак, продолжаем урок чтения.

^

— Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством детской писательницы – Нины Михайловны Артюховой. Посмотрите на её портрет. Родилась Артюхова в 1901 году, умерла в 1990-м. Нина Михайловна была дочерью известного русского купца М.И. Сабашникова. Закончила МГУ. Работала химиком, увлекалась историей. Но ей очень нравилось писать рассказы для детей. Поэтому она и стала детской писательницей. Свои рассказы Нина Михайловна печатала в детских журналах “Затейник”, “Мурзилка”. Большинство её произведений о том, что важно для каждого человека: о честности, доброте, желании помочь слабому, об умении по-настоящему дружить. Среди её произведений рассказы “Маринка”, “Светлана”, сборники рассказов “Повести о детях”, “Новые соседи”, “Белая коза Альба”, “Саша-дразнилка”. Сегодня мы познакомимся с одним из её рассказов “Трусиха”.

4. Изучение нового материала

1. Разминка., Ответы учащихся

АОУЫИЭ

АУОИЫЭ

АИЫЭУО

“Задуйте свечу”

Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку.

Представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечу.

Представьте, что перед вами именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

“В лифте”

Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем выше голос, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз.

^

1) Отработка трудных слов изучаемого текста. (Устранение регрессии)

  • В рассказе “Трусиха” встретятся длинные, сложные для прочтения слова. Чтобы нам легче было читать, давайте сейчас над ними поработаем.

^

на чет-ве-рень-ках

на четвереньках

врас-сып-ную

врассыпную

за-хлоп-ну-ла

захлопнула

ско-во-род-ку

сковородку

о-ска-лен-ная

оскаленная

клы-кас-тая

клыкастая

ос-та-но-вил-ся

остановился

вы-пол-за-ли

выползли

Чтение слов, в которых минимальные единицы чтения напечатаны разным шрифтом

Прочитай

НАвзРЫД

БРОсиЛИСЬ

колХОЗноГО

ФЬють

ВЗвизгНУла

вРАСсыпНУю

КУкольНУю

фьЮТЬ

2) Словарная работа.

  • В рассказе встретятся слова и выражения, значение которых может быть не всем известно. Как вы понимаете их значение.

Умел ходить на четвереньках

Бросились врассыпную

Калитка

Враг шёл на приступ

Оскаленная, клыкастая пасть.

Плакала навзрыд

Ошейник

Убежище

Наперерез

Фьють

^

Что можно предположить о характере произведения по названию и иллюстрациям картинного плана?

-О ком это произведение?

-Что это – рассказ, сказка или стихотворение?

-Как вы думаете, смешное это произведение или нет? Почему так решили?

4) Знакомство с текстом.(Дети читают вслух цепочкой по смысловым отрывкам)

^

  • Какое впечатление произвёл на вас рассказ?
  • Что удивило? Взволновало?

Как вы считаете, была ли Валя трусихой?

5. Физкультминутка.

На уроке мы читаем,

Стать все смелыми мечтаем

Чтобы сильным быть и ловким

Приступаем к тренировке.

Мы походим на носках,

А потом на пятках.

И свели лопатки.

На носочки поднялись,

Руки опустили,

А теперь присели вниз.

Коленки обхватили.

Снова встали – ноги вместе

И уже сидим на месте.

Посидим, отдохнём

И опять читать начнём.

6. Закрепление нового материала.

Выразительное повторное чтение учащимися по цепочке.

  • Чего же так испугались все дети?

(Крики детей, бросились врассыпную и т.д.)

  • Для кого рисковала жизнью Валя?
  • Прочитайте, как маленький Андрюша остался один.
  • Что делали в это время ребята?
  • А что делала Валя?

(Взвизгнула, выбежала, схватила)

  • Как выглядел пёс? Прочитайте.
  • Слышите ли вы его рычание? (Ог-р-р-ромный, кор-р-роткий, шир-р-рокий)
  • Прочитайте, что было после того, как сторож увел собаку? Как вела себя Валя?

(Она только сейчас почувствовала страх)

^

  • Как бы вы поступили на месте Вали?
  • Каким человеком на самом деле была девочка Валя?
  • Давайте опишем ещё раз Валю. Какие черты характера у неё?
  • Прочитайте напечатанные на карточках черты характера и свойства человека.

Те, которые подходят к нашему герою произведения, вывешиваем на доску, а лишние убираем.

смелая