Рассуждение «Я поздно понял»

Сочинение

Омарова Б.З.

3 базовый уровень

Алакольский район Алматинская область

9в 12.11.14

Тема урока : Сочинение – рассуждение на морально – нравственную тему «Я поздно понял»

Смарт цели :

Критерии успеха: анализируют художественный текст, письменно высказывают собственные рассуждения

Критерии оценивания : умение последовательно и грамотно излагать на письме свои мысли;

умение аргументировать и доказывать своё мнение, отвечать на проблемные вопросы;

умение работать в паре и группе , слушать одноклассников.

Этап урока

Время

Методы

Действия учителя

Действия учеников

1.Оргмомент

2.Постановка цели

Деление на группы

3.Вызов Постер- «Ценности»

4.Этап «Чтение и осмысление»

5.Первичное закрепление по критическим вопросам

6. Усвоение понятий.

7. Работа с памяткой

8.

9.Индивидуаль-

ная работа.

10.Оценивание

11.

2 мин

1 мин

2 мин

5 мин

5 мин

10 мин

5 мин

5 мин

4 стр., 1713 слов

«На выставке декоративно-прикладного искусства». Подготовка к ...

... жизнь красоту». М.Горький 3 – Словарь: декоративно-прикладной искусство палех, гжель, хохлома жостовская роспись павлопосадские платки папье-маше 4 – Запись для работы по орфографии. Опорная лексика: плам...ый, уд ... сыновьям в дальнюю дорогу. Отрадно видеть, что девочки нашей школы возрождают вышивку на уроках труда. Часть 5. Гжель. Интересны изделия гжельских мастеров (Московская область), возникшее ...

1 мин

6 мин

1 мин

2 мин

Приветствие учащихся, позитивный настрой

Работа с постером

Чтение рассказа, усвоение

Групповая работа

Индивид.раб

Проверяет подготовку к уроку, позитивный настрой

Сообщает цели и задачи урока

Деление на группы : Милосердие, Нравственность

раздаю номерки для маршрутного листа (№1,2,3,4,5)

— Нам сегодня предстоит интересная работа: написать сочинение-рассуждение на морально-нравственную тему, поэтому сначала давайте выясним, какие же нравственные ценности вы считаете главными, определяющими?

Составьте постер «Мои главные нравственные ценности».

Поделитесь, пожалуйста, своими мыслями.

— Конечно, одной из важнейших ценностей является свобода. Ничто человек не ценит так дорого, как свободу, в том числе и свободу выбора. Сделать нужный выбор в определённой ситуации не всегда просто, ведь не секрет, что в одних и тех же условиях разные люди поступают по-разному.

Скоро вы уйдёте из школы, поступив в выбранные учебные заведения, уйдёте из дома, но жизнь не перестанет ставить вас в ситуацию выбора.

Утро. Пора идти на лекцию, но очень хочется спать… Как поступить? Пожалеть себя или подчиниться обстоятельствам? А какие последствия будет иметь поступок? Вот о свободе выбора и ответственности за свой выбор вам и предстоит сегодня поразмышлять. А поможет вам в этом известный писатель Е.Ауэрбах «Из цикла «Маленькие рассказы» . Читать рассказ мы с вами будем вместе.

Коллективное чтение

Перед вами вопросы (раздатка №2)– прочитайте их, обдумайте ответы, обсудите в группе

Просмотр слайдов: Милосердие. Антонимы: равнодушие, эгоизм, черствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность.

Составьте памятку «Жизненных правил», используя ключевые слова на карточках, которые помогут нам жить так, чтобы милосердие согревало жизнь.

(раздатка №3- ключевые слова для памятки)

Прочитайте цитаты (раздатка №4).

16 стр., 7914 слов

Преподаватель руководил дипломной работой группы студентов интересующимися ...

... замечаются собственные недостатки. 2) ошибка в употреблении деепричастного оборота В) Преподаватель руководил дипломной работой группы студентов, интересующимися современной литературой. 3) нарушение связи подлежащего и сказуемого Г) Незнакомец спросил у ... позицию из второго столбца. A) Мы увлекаемся и читаем приключенческую литературу. 1) ошибка в употреблении причастного оборота Б) Если не мать, ...

Обдумайте их.

Используйте их в своей последующей работе.

А сейчас

Оценивание по маршрутному листу

Воспользуйтесь любой конструкцией , записанной на слайде :

Главным для меня на уроке было, то …

Теперь я буду знать, что…

Меня огорчило то, что…

Я рад, что…

Я хотел бы, чтобы…

Напишите на стикерах свои отзывы

Готовятся к уроку, психологический настрой

Пишут дату, знакомятся с целью урока (слайд 1)

Делятся на пары и группу

Работают в паре и в группе, составляют постер

«Мои главные нравственные ценности».

Любовь, честь, долг, ответственность, свобода, достоинство.

Защита постеров спикерами.

Прослушивание текста, осмысление, усвоение

Ответы учащихся по маршрутному листу

Просмотр слайдов

Работают в группе над составлением памятки

«Жизненных правил». Используют ключевые слова из ресурсов №3

1. Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей.

2. Умейте видеть достоинства людей, цените их.

3. Научитесь прощать людям их слабости, умейте повиниться и прощать обиды.

4. Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.

5. Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим.

6. Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.

7. Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.

Соответствие (сравнить) со слайдом –«Памятка»

8. Работа с цитатами.

9. Пишут письмо маме от лица главного героя.

Чтение писем.

Пишут отзывы на стикерах

Раздаточный материал № 1

Мать моя была худенькая маленькая женщина с очень мягким и веселым характером. Ее все любили. А она любила меня, для меня жила и работала. Рано овдовев, так и не вышла замуж. Я хорошо помню, как она в первый раз повела меня в школу. Мы с ней очень волновались. Во дворе школы было очень много взрослых, и все они держались за своих детей. Когда ребятам велели построиться в шеренгу, родители построились вместе с ними. Кудрявый учитель, улыбаясь, сказал: «Взрослые, отойдите, школьники пойдут в классы без вас». Мать, разжав мою руку, сказала: «Не плачь, возьми себя в руки, ты же мужчина» — и подтолкнула меня. Но я очень быстро освоился в новой обстановке и заявил, что буду ходить в школу самостоятельно, и мать по телефону сказала подруге: «Он стал совсем взрослым, в школу ходит один и послал кошку к чертовой бабушке».

5 стр., 2048 слов

Открытый урок «Сердце матери» (по рассказу В.М. Шукшина ...

... заставил меня задуматься рассказ В.М.Шукшина “Материнское сердце”? Чтение нескольких сочинений (см. ). V. Контроль УД. Работа по группам. Учитель : Как вы думаете, такие матери, как мать Витьки Борзё ... и называется “Сердце матери” по рассказу нашего земляка В.М.Шукшина “Материнское сердце”. Вы знаете, что 2009 год объявлен годом Шукшина на Алтае. Мы проанализируем текст рассказа, на примере жизни ...

Помню, в четвертом классе одна девочка подарила мне живую черепаху. Мне никто никогда не дарил черепах, и я очень полюбил эту девочку. Я сделал ей из коры чернильницу в подарок, но она отдала эту чернильницу другой девочке, сказав, что это не чернильница, а «бузня». Дома я, не выдержав, разревелся и рассказал все матери. «Знаешь,— сказала она,— со мной однажды так же было. Это очень больно, и я тоже плакала, но я женщина, мне простительно, а ты мужчина, возьми себя в руки». Мне стало легче, и я сразу разлюбил эту капризную девчонку.

Своего отца я не помню, мать одна воспитывала меня. И я не задумывался, легко ей или трудно. Мы дружно и весело жили. Она работала, я учился, в свободное время мы ходили на лыжах, в театр, а по вечерам любили мечтать о будущем. Она мечтала, что у меня будет сильный характер, и что я буду писателем, а я о том, как буду иметь постоянный пропуск в кино.

Так было до девятого класса. Тут, как говорила мать, меня подменили. Может быть, это случилось потому, что у меня появились новые товарищи, которым мне хотелось подражать, но я думаю, что сваливать все на товарищей не стоит. Мне было 16 лет, и кое-что я уже соображал.

Я стал вести самостоятельную жизнь. Это выражалось в том, что я поздно приходил домой, стал плохо заниматься, научился курить и перестал смотреть матери в глаза. Однажды я, возвращаясь в три часа ночи, заметил около своих ворот маленькую фигурку матери. От стыда, что она не спит из-за меня, что сейчас она увидит, что я выпил, я прошел мимо, будто не узнал ее.

После десятилетки я в институт не попал, так как, ведя самостоятельный образ жизни, в сущности, не занимался. Я пошел работать. У меня появились собственные деньги, но я отдал матери только первую получку.

Однажды я заметил у нее на столике валидол, но я никогда не слышал, чтобы она жаловалась на сердце. Соседи находили, что она в последнее время страшно изменилась, но я, видя ее каждый день, этого не замечал, вернее, не хотел замечать.

Так прошел год, наступила весна, и мать стала уговаривать меня готовиться к экзаменам. Я понимал, что она права, но у меня было маловато воли. Наступил май. Встретил я его хорошо. Два дня праздника с компанией собирались у меня. Мама, все нам приготовив, уходила к подруге. Третьего я уехал с ребятами за город. Уезжая, забыл оставить матери записку, что не приду ночевать.

2 стр., 868 слов

Анализ рассказа Мать Горького

... символизирует человечность, любовь и счастье. Сочинение по произведению Мать ... страданий. Также читают: Картинка к сочинению Анализ рассказа Мать Популярные сегодня темы Евгений Онегин ... матери показано объединение веры в высокую цель с богатейшим духовным миром. Возможно, поэтому Горький название произведению выбрал не случайно, ведь потому что мать ...

Пришел домой я четвертого после работы, но ее уже не застал: она умерла третьего вечером, когда в квартире никого не было.

С компанией, которая не нравилась моей матери, я сразу порвал. Настоящих друзей среди них не было, я это сделал без всякого сожаления. Не бросая работы, я стал готовиться к экзаменам и осенью, сдав все на пятерки, внезапно понял, что радость, которой не с кем поделиться, теряет свою прелесть.

На втором курсе я очень подружился с одним студентом. Олег был серьезным и добродушным парнем. Глядя на него, я думал, что он понравился бы моей маме. Воспитанник детдома, он сохранил только смутные воспоминания о своих родителях, которых потерял в раннем детстве.

Я чувствовал страшную потребность рассказать ему все о своей матери, о нашей замечательной жизни до последних двух лет, о том, как я мучил ее и потерял. Слушая меня, Олег становился все строже и суровее, один раз он сквозь зубы процедил: «Подлец!» А я, рассказывая, вдруг ясно понял, что для того, чтобы убить человека, совсем не надо хотеть его убить,— это можно делать каждый день равнодушно, не понимая, чем это может окончиться. Я понял это слишком поздно.

Обычно, когда мы сидели с Олегом у меня, я потом провожал его до метро. В этот вечер он сухо сказал: «Не провожай». Я чувствовал, что могу потерять друга. Больше всего в этот вечер мне хотелось услышать слова: «Не плачь, возьми себя в руки, ты же мужчина».

Через неделю Олег подошел ко мне. «У меня к тебе просьба,— сказал он,— напиши все, что ты мне сказал.

Так, как рассказал, так и напиши. Твоя мама хотела, чтобы ты писал, попробуй для нее…»

Та, кому я посвятил этот рассказ, никогда его не прочтет и не узнает, что я всю жизнь буду стараться стать таким, как она хотела,— я взял себя в руки, ведь я — мужчина.

Е. Ауэрбах из цикла «Маленькие рассказы»

Раздаточный материал № 2

-О чём же этот рассказ?

-Какие проблемы поднимает автор в произведении?

-О чём предлагает задуматься? О чём порассуждать?

-Как вы думаете называется рассказ? Рассказ называется …

-Как вы понимаете значение милосердие?

— Где мы найдем синонимы к слову «милосердие» -…

— Каких же слов больше получилось синонимов или антонимов?

-В чем оно проявляется? Примеры.

— В чем причины людского равнодушия и невнимания?

2 стр., 796 слов

По рассказу А.Костюнина «Рукавичка» материал по литературе (9 класс)

... тяжело. Поэтому прочитав со своими учениками «Рукавичку», не просила их писать сочинение: мыслей много, все они сходятся к ... трудно высказать – жить по законам Божьим, по-человечески. Рада была, когда после урока дети пошли в библиотеку искать рассказы Костюнина. ... считалось подвигом» поиздеваться над изгоем. Вот они перевертыши. По-человечески поддержать, понять, пойти против всех – быть вместе, но ...

— Можно ли воспитать милосердие в себе?

— Какие выводы из рассказа для себя сделали вы

— Тема рассказа -…

— Основная идея -…

-Нужно ли старшеклассникам читать такие произведения и почему?

-Какое чувство вызывает у вас конец рассказа?

— А сейчас я попрошу вас подобрать антонимы к слову «милосердие»-…

-О чём же этот рассказ?

-Какие проблемы поднимает автор в произведении?

-О чём предлагает задуматься? О чём порассуждать?

Раздаточный материал №3

Памятка «Жизненных правил».

1. Любите окружающих вас …

2. Умейте видеть …

3. Научитесь прощать людям их …

4. Учитесь ставить себя на место …

5. Не стесняйтесь проявить свое …

6. Старайтесь прийти на …

7. Не пытайтесь осчастливить всех, начните …

Раздаточный материал №4

Прочитайте цитаты. Обдумайте их. Объясните их значение :

Цитаты :

1.Законы природы начертаны в сердце каждого человека-ответ о причинах

людских поступков скрывается только в человеческом сердце. (Де Сад)

2.Человек, который не умеет понять другого, обедняет свою жизнь и мешает жить другим. (Д.С.Лихачёв)

3.И от огня любви житейское страданье уносится, как мимолётный дым…( Вл. Соловьёв)

4.Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, то это едва ли милосердие. (Л.Н.Толстой)

5.Тревожьтесь обо мне пристрастно и глубоко.

Не стойте в стороне, когда мне одиноко.

Желайте мне добра и рядом и не рядом ( Е.Евтушенко)