«Боюсь не смерти я. О нет! Боюсь исчезнуть совершенно…» Ивлева Мария

Эссе

2019-2020 учебный год

«Боюсь не смерти я. О нет!

Боюсь исчезнуть совершенно…»

Часто по вечерам я беру томик стихотворений М.Ю. Лермонтова, подаренный мамой мне на десятилетие, перечитываю, и ощущение грусти, и нежности, и тоски, и гордости, и страха охватывает меня:

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете., К чему глубокие познания, жажда славы,, Талант и пылкая любовь свободы,, Когда мы их употребить не можем?

«…Мы их употребить не можем», а для нас, семнадцатилетних, самое страшное – прожить жизнь пусто, без бурь душевных, без страстей:

Я жить хочу! Хочу печали, Любви и счастию назло;, Они мой ум избаловали, И слишком сгладили чело., Пора, пора насмешкам света, Прогнать спокойствия туман;, Что без страданий жизнь поэта?

И что без бури океан?

И ощущаешь какой-то наивный восторг от того, что гениальный поэт пишет о том, о чем и ты не раз думала! Ведь так хочется (простите!) покорять, страдать, отвергать:

Я не унижусь пред тобою;, Ни твой привет, ни твой укор, Не властны над моей душою.

Знай: мы чужие с этих пор.

Ю.Н. Тынянов писал о Блоке: «…Во всей России знают Блока как человека… Откуда это знание?…Здесь может быть ключ к поэзии Блока… Блок — самая большая лирическая тема Блока.» Эти слова можно сказать и о Лермонтове. Ведь сам поэт — лирический герой почти всех своих стихов, мы знаем его как человека — с его одиночеством, тоской, предчувствием ранней своей гибели — и всегда со страстной энергией, отчаянной жаждой деятельности, счастья. Счастья…

Каждый человек мечтает о счастье, и каждый по-своему понимает его. И в романе «Герой нашего времени» Григорий Александрович Печорин не только размышляет о смысле жизни («зачем я жил? для какой цели родился?»), но и желает быть счастливым. ( Два раза за последний год перечитала этот роман: хочу понять «душу» Печорина!).

Удивительно понимание счастья главным героем: «А что такое счастье? Насыщенная гордость.» Желание подчинять своей воле все, что окружает, «возбуждать к себе чувство любви».

Он возбуждал «к себе чувство любви», но ему все равно было «скучно»: «…любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни… мне с ней скучно…»

И невольно вспоминаются строчки из стихотворения:, И скучно и грустно, и некому руку подать, В минуту душевной невзгоды…, Скучно и грустно – от одиночества: «Любить… но кого же?…»

Когда я первый раз прочитала повесть «Княжна Мери», то мне очень жалко стало героиню: удивительная девушка, а он… «…вы знаете, что я над вами смеялся?»

4 стр., 1749 слов

Тема любви в творчестве Блока

... мужчинами. Он убивает её. Блок считал, что любовь не только спасёт мир, но и каждого человека в отдельности. Тема любви в творчестве Блока Несколько интересных сочинений На картине изображён обычный ... из жизни. Александр Блок тяжело переживает утрату супруги и пишет стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…», в котором он вспоминает чувства и мгновения, подаренные любовью. В последующее ...

Но после повторного прочтения повести отношение к княжне Мери изменилось: ведь в ней не было «загадки», Печорин сразу понял княжну, поэтому манипулировал ее поведением. И я сопоставила княжну Мери с пушкинской героиней – Ольгой Лариной:

…Все в Ольге… но любой роман

Возьмите и найдете, верно,, Ее портрет: он очень мил,, Я прежде сам его любил,, Но надоел он мне безмерно.

А вот Вера напомнила мне «милый идеал» Пушкина – Татьяну Ларину. Вера (как никто!) поняла душу Печорина (как Татьяна поняла Онегина!): «…ты любил меня как собственность, как источник радости, тревог и печалей, сменявшихся взаимно, без которых жизнь скучна и однообразна. Я это поняла с начала … Но ты был несчастлив, и я пожертвовала собою … я проникла во все тайны души твоей…»

Поняла – и продолжала любить Печорина, сильного, твердого, одновременно внутренне противоречивого, непредсказуемого в своем поведении, духовном движении. Но, конечно, нельзя обвинить героя в холодном, равнодушном отношении к Вере: «Он (муж Веры) богат и страдает ревматизмами. Я не позволил себе над ним ни одной насмешки: она его уважает, как отца…», «Вера больна, очень больна… я боюсь , чтобы не было у нее чахотки…,…и я ее не обману», «При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на светедороже жизни, чести, счастья!»

Уехала та, которая понимала его, любила: «…я для тебя потеряла все на свете…»; уехала тогда, когда он понял, что «только хочу быть любимым, и то очень немногими…».

Но ведь для того, чтобы быть счастливым, надо дарить любовь!

Но нам, читателям, непредсказуемый в своем поведении Печорин несет добро, а не зло: он учит заглядывать людей в свою душу, он учит людей думать.

Много разочарований было в жизни М.Ю. Лермонтова: предательство друзей, холодность любимой — и жизнь, порой, казалась «пустой и глупой шуткой…», но он все равно верил, что «мир для счастья сотворен», называл надежду «Богом грядущих дней»:

Но чувство есть у нас святое,, Надежда, Бог грядущих дней,-, Она в душе, где все земное, Живет наперекор страстей.

Не может «исчезнуть совершенно» творчество гениального М.Ю. Лермонтова: «его слова пророчески звучали», звучат и будут вечно звучать в душах людей.