Открытый урок «Сердце матери» (по рассказу В.М. Шукшина «Материнское сердце»)

Сочинение

Разделы:

Цели :

  • проанализировать текст рассказа “Материнское сердце”. На примере жизни героя раскрыть причинно-следственные связи между преступлением и наказанием. Пробудить чувство ответственности за содеянное, размышляя о понятии “сыновний долг”;
  • формировать чуткое и уважительное отношение к матери, вызвать желание быть достойными сыновьями;
  • учить анализировать, рассуждать, делать выводы, сравнивать;
  • развивать творческие способности учащихся;
  • способствовать формированию навыков правильности ответов на поставленный вопрос;
  • активизировать эмоциональные реакции учеников, добиться сопереживания;
  • способствовать формированию коммуникативных навыков.

Тип урока:

Методы:

  • словесный (беседа, рассказ);
  • наглядный;
  • элементы проблемного метода (сочинение-миниатюра, приемы устного словесного рисования, самостоятельное мышление);
  • дедуктивный (умение анализировать, делать умозаключения);
  • вопросно-ответное общение.

Оборудование к уроку:, Формы организации учебной деятельности:

  • фронтальная,
  • групповая,
  • индивидуальная.

I. Организационный этап.

II. Начало урока:

  • определение целей;
  • поэтическая страничка.

III. Объяснение нового материала:

  1. Отношение В.М.Шукшина к своей матери.
  2. Беседа по рассказу “Материнское сердце”.
  3. Просмотр фрагмента художественного фильма “Калина красная”.
  4. Работа над значением слов “совесть”, “раскаяние”,

IV. Закрепление ЗУНов (

V. Контроль над результатом УД

VI. Подведение итогов урока.

Эпиграфы:, Посмотри на нашу маму… Это народ с большой буквы”.

(В.М.Шукшин)

“Все матери богаты, если любят своих детей”.

(М.Метерлинк)

Ход урока

I. Организационный момент (внешняя и внутренняя психологическая готовность, перекличка класса).

II. Начало урока.

Звучит песня “Мама” в исполнении О.Газманова (видеозапись).

Беседа по рассказу “Материнское сердце”

1. Из скольких частей состоит рассказ?

Ученик: Рассказ состоит из двух частей. В первой речь идет о Витьке и описывается его преступление. Вторая, большая часть рассказа, посвящена матери Витьки Борзёнкова.

11 стр., 5039 слов

Рассуждение по отношению к матери можно определить величие сердца

... по отношению к матери. Любое сочинение на тему: «Материнская любовь» позволит ребенку задуматься над своим поведением и оценить роль мамы в его жизни. Материнская любовь — сочинение-рассуждение ... материнской душой, когда ее дети причиняют ей боль. Воспитание вежливого отношения к матери в школе Начинать говорить о любви к матери нужно в школе. Чтение художественных рассказов или простые беседы ... сердце ...

2. Как автор относится к своей матери?

Учитель: В.М. Шукшин относится к своей матери с любовью и уважением. Он пишет ей теплые письма, присылает деньги и расстраивается, если она их не тратит. Он всегда помнит и понимает, что его мать сделала для него в стремлении, чтобы он стал настоящим человеком. И он отвечает ей тем же.

В письме к своей сестре Шукшин пишет: “Посмотри на нашу маму… Это народ с большой буквы”. Эти слова мы и возьмем эпиграфом к нашему уроку.

3. Какую тему и эпиграф выбрал автор для рассказа?

Ученик: Тема рассказа — “Сердце матери”. Эпиграфом к рассказу автор выбрал слова из своего письма к сестре: “Посмотри на нашу маму… Это народ с большой буквы”.

Запишите число, тему и эпиграф на доске. План урока также будет на доске.

4. Какие слова можно отнести только к матери Шукшина?

Ученик: Эти слова можно отнести к матери, которая любит своего ребенка, заботится о нем и переживает за него.

5. О ком идет речь в рассказе “Материнское сердце”?

Учитель: В рассказе “Материнское сердце” идет речь о матери Витьки Борзёнкова, о такой матери, которая любит своего ребенка и заботится о нем.

Исследование подлинности случайности в рассказе «Витька Черный»

В рассказе «Витька Черный» главный герой оказывается втянут в серьезное преступление — убийство местного комсомольского активиста. Однако, можно ли назвать это случайным происшествием?

Анализ персонажей

Почти все персонажи рассказа изображаются как люди, которые проваливаются в трудную жизненную ситуацию не из-за случая, а из-за своих собственных ошибок и слабостей.

Витька сам раскрывает свою натуру — он пьет до тех пор, пока не становится дурным, носит опасный предмет в виде ремня с залитым свинцом, подходит к женщинам без должной осторожности и размышляет о женитьбе без любви. Он сознательно принимает неправильные решения, которые приводят его к трагическим последствиям.

Он также не выполняет свой сыновний долг по отношению к матери — не является ее кормильцем и опорой, хотя она выжила вместе с ним в тяжелые годы войны. Это свидетельствует о том, что он не осознает своих обязанностей и не делает всего возможного для поддержки своей семьи.

Отсутствие случайности

Персонажи рассказа действуют скорее предсказуемо, чем случайно. Нет сомнения в том, что Витька знал о том, что делает, когда втянулся в преступление. Он был пьян, но его замысел — убить активиста — был заранее продуман. Также можно заметить, что полицейские на первый взгляд проявляют к виновникам убийства крайнее равнодушие, однако это отражает отношение общества к преступникам того времени. Из текста можно увидеть, что их «жалости» можно было «до жалости отнести только отсутствие таковой».

Заключение

Следовательно, рассказ «Витька Черный» не является историей случайности. Пьянство и легкомыслие Витьки, его преступные прошлые действия, а также традиционное отношение общества к тем, кто нарушает закон, создали неизбежную ситуацию. По сути, Витька был причастен к убийству преднамеренно, при условии продуманного плана и бездушностью, которая выражается в тексте. Кроме того, его отношения с матерью (которые не являются случайными как таковые) не делают его ответственным членом семьи, иначе он мог бы избежать трагедии.

6 стр., 2914 слов

Проблема взаимоотношений учеников и учителей (По В.И. Амлинскому)

... То это, пожалуй, пример того каким должен быть образовательный процесс. Учитель-один из главных проводников в ... ↑ Про школуСоставьте рассказ о своей учёбе используя план → ` Популярные сочинения Сочинение на тему Примеры ... учеников гарантирован. Как сказал У. А. Уорд: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет.». Ученик, ...

7. Как чувствует себя мать, когда идет на свидание с сыном? Найдите в тексте.

Ученик: “В глазах матери все туманилось и плыло… Она молча плакала, вытирала слезы концом платка, но шла привычно скоро, иногда только спотыкалась о торчащие доски тротуара… Но шла и шла, торопилась. Ей теперь, она понимала, надо поспешать, надо успеть, пока они его не засудили, А то потом вызволять будет трудно. Она верила этому. Она всю жизнь свою только и делала, что справлялась с горем, и все вот так – на ходу, скоро, вытирая слезы концом платка. Неистребимо жила в ней вера в добрых людей, которые помогут. Эти – ладно – эти за своего обиделись, а те – подальше которые – те помогут. Неужели же не помогут? Она все им расскажет – помогут. Странно, мать ни разу не подумала о сыне, что он совершил преступление, она знала одно: с сыном случилась большая беда. И кто же будет вызволять его из беды, если не мать? Кто? Господи, да она пешком пойдет в эти краевые организации, она будет день и ночь идти и идти… Найдет она этих добрых людей, найдет”.

8. Что беспокоит мать при встрече с сыном?

Ученик: “Мать Мудрым сердцем своим поняла, какое отчаяние гнетет душу ее ребенка.

Ученик: “Господа помоги батюшка, – твердила она в уме беспрерывно. – Не допусти сына до худых мыслей, образумь его. Он маленько заполошный – как бы ни сделал чего над собой”.

9. Как ведет себя мать, почему?

Ученик: Старается успокоить Витьку, идет на то, что говорит неправду о потерпевшем и о том, что ей обещали обязательно помочь. Она вселяет в сына уверенность, что все будет хорошо. Пытается поддержать его морально.

10. Итак, виноват ли Витька? Что вы скажете теперь?

11. Перед кем он виноват?

Ученик: Перед потерпевшими, перед обществом, перед матерью. Главная вина Витьки, конечно, перед ней.

12. Жалко вам героев? А кого больше и почему?

13. Почему Шукшин дал такое название своему произведению?

Ученик: Рассказ имеет такое название не случайно. Для Шукшина было важно описать, какие тяготы легли на сердце матери, сколько ей пришлось пережить, потому он так подробно и описывает действия матери после того, что случилось с сыном.

14. Можно ли Витькину мать назвать богатой? Не в материальном, а духовном смысле? В чем это богатство заключается?

Учащиеся делают вывод, что главное ее богатство заключается в любви.

Учитель: Так же считает и бельгийский писатель рубежа 19–20 веков Морис Метерлинк: “Все матери богаты, если они любят своих детей”.

Учитель: Тема матери звучит во многих произведениях В.М.Шукшина. Например, в кинофильме “Калина красная”, в котором главный герой Егор Прокудин, семнадцать лет не видел мать. Посмотрите фрагмент этого фильма.

Просмотр видеокассеты.

8 стр., 3787 слов

Образ учителя глазами современных учеников

... тема исследования «Образ учителя глазами современных учеников». Мое исследование вероятно единственная возможность донести до учителей мнение учеников о них. Заставить их взглянуть на ... грамоту, церковнославянскую и греческую грамматику, риторику, математику. В XVIII в. Усилился контроль над ... хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, ...

Учитель: А в этом фильме как главный герой относится к своей матери? Чувствует ли он вину перед ней? Раскаивается ли он? Пробуждается ли в нем совесть?

Посмотрите, как пишет об этом В.М.Шукшин в киноповести “Калина красная”: “Он (Егор Прокудин) увидел, услышал, узнал, что никогда не замолить ежу величайшего из человеческих грехов – греха перед матерью, что никогда уже его больная совесть не заживет”.

Учитель: А Витька Борзёнков раскаивается? Как вы думаете, почему Витька не рассказывает матери всю правду о случившемся?

Учитель, Как вы понимаете значение слов “совесть” и “раскаяние”? Посмотрите, как поясняются эти слова в Словаре русского языка.

(Вывешивается плакат со словами “совесть” и “раскаяние”.)

Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

Раскаяние – это сознание своей вины, сожаление о совершенном проступке.

Учитель: Запишите значение этих слов в тетрадь.

IV. Закрепление ЗУНов.

Учитель: Возможно, кто-то из вас после сегодняшнего урока пересмотрит свое отношение к маме, напишет ей доброе теплое письмо и покается в чем-то перед ней.

Предлагаю написать вам небольшое сочинение-рассуждение “Признание маме”, в котором вы ответите на такой вопрос: О чем заставил меня задуматься рассказ В.М.Шукшина “Материнское сердце”?

Чтение нескольких сочинений (см.).

V. Контроль УД.

Работа по группам.

Учитель : Как вы думаете, такие матери, как мать Витьки Борзёнкова, потерявшая в войну мужа и старшего сына, похоронившая единственную дочь, умершую от голода, но все-таки сумевшая воспитать троих сыновей и не растерявшая душевной щедрости, теплоты и любви к своим детям, достойна памятника?

Представьте себя скульпторами. Вам доверено создать проект памятника Матери с большой буквы. Каким бы вы его сделали? Посоветуйтесь и дайте устный ответ. Можете нарисовать. Бумага и карандаши на партах.

Контролерами в группах будут… Ваша задача – регулировать взаимоотношения в группах.

Редакторами будут… В ваши функции входит слежение за правильностью выполнения задания.

Какая группа первой закончит работу, поднимите сигнальную карточку.

Памятка “Как работать в группе” лежит у вас на столах (см. ).

Звучит спокойная музыка.

Проверка задания.

VI. Подведение итогов урока.

Учитель: Ребята, кого рассказ “Материнское сердце” не оставил равнодушным? Почему? Что больше всего понравилось сегодня на уроке?

Учитель: Я очень рада, ребята, что рассказ затронул ваши души, заставил вас задуматься о себе, о жизни, о матери. В.М.Шукшин помог нам с вами понять самих себя.

8.08.2010