(Cкачать работу)
Автор: Шмелев И.С.
Эпопея
Аннотация издательства:
Эпопея «Солнце мертвых» — безусловно, одна из самых трагических книг за
всю историю человечества. История одичания людей в братоубийственной
Гражданской войне написана не просто свидетелем событий, а выдающимся
русским писателем, может быть, одним из самых крупных писателей ХХ века.
Масштабы творческого наследия Ивана Сергеевича Шмелева мы еще не осознали в
полной мере.
Впервые собранные воедино и приложенные к настоящему изданию «Солнца
мертвых», письма автора к наркому Луначарскому и к писателю Вересаеву дают
книге как бы новое дыхание, увеличивают и без того громадный и эмоциональный
заряд произведения.
Учитывая условия выживания людей в наших сегодняшних «горячих точках»,
эпопея «Солнце мертвых», к сожалению, опять актуальна.
Как сказал по поводу этой книги Томас Манн:
«Читайте, если у вас хватит смелости:»
Реквием
«Мы в Берлине! Неведомо для чего. Бежал от своего гopя. Тщетно… Мы с
Олей разбиты душой и мыкаемся бесцельно… И даже впервые видимая заграница
- не трогает… Мертвой душе свобода не нужна…
Итак, я, может быть, попаду в Париж. Потом увижу Гент, Остенде, Брюгге,
затем Италия на один или два месяца. И — Москва! Смерть — в Москве. Может
быть, в Крыму. Уеду умирать туда. Туда, да. Там у нас есть маленькая дачка.
Там мы расстались с нашим бесценным, нашей радостью, нашей жизнью… —
Сережей. — Так я любил его, так любил и так потерял страшно. О, если бы
чудо! Чудо, чуда хочу! Кошмар это, что я в Берлине. Зачем? Ночь, за окном
дождь, огни плачут… Почему мы здесь и одни, совсем одни, Юля! Одни. Пойми
это! Бесцельные, ненужные. И это не сон, не искус, это будто бы жизнь. О,
тяжко!..»
Так писал, вырвавшись из красной России за границу, Иван Сергеевич
Сочинения по роману-эпопее «Война и мир» Л. Толстого
... и творческое горение, и именно поэтому произведение не утратило своего значения до настоящего времени. Прошло более столетия со дня появления в печати первой части романа, и неизменно «Войну и мир» ... к сюжетам Москвы в годы войны; в «Сочинениях Дениса Васильевича Давыдова» Толстой нашел материалы, положенные в основу партизанских сцен «Войны и мира»; В «Записках Алексея Петровича Ермолова» ...
Шмелев своей любимой племяннице и душеприказчице Ю.А.Кутыриной в январе 1922
года.
Он еще не знал, что никогда не вернется на родину, еще таил надежду,
что его единственный сын Сергей, расстрелянный во время большого террора
конца 1920 — начала 1921 годов в Крыму, жив, еще не отошел от пережитого в
маленькой, вымороженной и голодной Алуште. И еще не родился замысел
названного «эпопеей» реквиема — «Солнца мертвых».
Эпопея создавалась в марте-сентябре 1923 года в Париже и у Буниных, в
Грассе. На калейдоскоп страшных впечатлений должна была лечь траурная тень
личной трагедии. В «Солнце мертвых» о погибшем сыне — ни слова, но именно
глубокая человеческая боль, которую Шмелев не мог унять даже выстраданным
словом, придает всему повествованию огромную масштабность. Многие знаменитые
писатели, а среди них Томас Манн, Герхард Гауптман, Сельма Лагерлеф, считали
«Солнце мертвых» самым сильным из созданного Шмелевым. Эмигрантская критика
- Николай Кульман, Петр Пильский, Юлий Айхенвальд, Владимир Ладыженский,
Александр Амфитеатров — встретили шмелевскую эпопею восторженными откликами.
Но, пожалуй, наиболее проникновенно написал о «Солнце мертвых» прекрасный
прозаик Иван Лукаш:
«Эта замечательная книга вышла в свет и хлынула, как откровение, на всю
Европу, лихорадочно переводится на «большие» языки…
Читал ее за полночь,