Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
||
1. |
Вступительное слово учителя . -Здравтствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим знакомство с русской литературой, но уже более современной. Мы познакомимся с творчеством писателя Владимира Федоровича Тендрякова (1923-1984 гг.) и остановимся на изучении повести, которая называется «Расплата». |
Запись в тетрадь темы урока. |
|
2. |
«Погружение» в слово расплата. — Запишите, пожалуйста, слово расплата как обыкновенное нарицательное существительное. Напишите слова – ассоциации к нему. — Слова какого экспрессивного ряда преобладают? Почему? — Группа «писателей» к этому уроку получила д/з в виде небольшой письменной работы, состоящей в написании миниатюры (мини-сочинение) по ассоциациям. Давайте послушаем их. — Спасибо, ребята. Конечно, это слово непосредственно связано с нравственностью человека, его душой. Очень хорошо прозвучала мысль, связывающая слово с недавно изученным нами произведением. Каким конкретно? _ Я думаю, вы согласитесь, что расплата Раскольникова слишком велика, но необходима для его души. — А что еще объединяет эти произведения? |
Запись слова расплата и ассоциаций к нему. Чтение 2-3 работ. Например: Расплата. Преступление и наказание…Что значит для человека преступить закон? По-моему, это то же, что переступить через себя, совершить что-то страшное, вызывающее слезы в глазах людей, боль в их душах, горе, которое невозможно измерить. Это значит возненавидеть себя, весь мир…Каково же возмездие? Расплата – зарплата…Глупая рифма, но попала в точку: что заработал, то и получил… (Ответ) Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», в котором главным героем является студент Раскольников, совершивший преступление. В результате содеянного он несет нравственную тяжесть. (Ответ +пометки в тетради: -нравственные мучения героев, -философские размышления, психологические портреты героев, — влияние на других героев ( Соня Мармеладова – Соня Потехина), -проблема «отцов и детей», -расплата – Раскольников (гибель, крах,падение…) |
|
3. |
Представление писателя. — Вы справедливо заметили, что книга принадлежит перу писателя нравственно-философского направления. Какое же мнение сложилось о писателе? Что он за человек? — Да, ребята, вы правы. «Кто-то должен будить людей!» — эти слова Т. Будут эпиграфом к нашему уроку. Автор считал, что «литература должна ставить вопросы, решать которые обществу». -Давайте послушаем группу биографов, литературоведов о жизни писателя. — Еще раз отмечу, что Тендрякова считают одним из ярких представителей нравственно- философского направления в литературе. |
( Ответ: — хорошо понимает людей, причем разных возрастов, -добрый и честный человек, — переживает за своих героев, — заставляет читателя задуматься о происходящем.) (запись эпиграфа и цитаты) — Владимир Федорович вошел в литературу в начале 50 – ых годов, миновав «пору ученичества», как-то сразу. Его интересовала жизнь послевоенной деревни, проблемы строительства, школа и подросток, семья. Более поздние повести писателя («Затмнение», «Расплата», «Шестьдесят свечей») — повести – задачи, призывающие читателя к предельной активности и соучастию, состраданию. |
|
4. |
Беседа с классом по повести «Расплата». — Когда и где впервые была опубликована повесть «Расплата»? — К какому жанру относится «Расплата»? Почему? — Критик Яхонтов писал так: «Жанр колеблется между умозрительным философским назиданием и бытовой драмой».Согласны? -Как книга читалась вами? А современниками Т.? — Книга популярна и за рубежом, переведена на болгарский, венгерский, немецкий языки. Все это говорит о важности проблем, затронутых ею. — Вспомните, пожалуйста, что такое аннотация? Передайте краткое содержание повести. |
( В журнале «Новый мир»,1979 г., №3.) ( Это повесть, т.к. показан довольно большой ряд героев, а действие происходит хотя и в наше время, но герои многое вспоминают из своей прошлой жизни.) ( «На одном дыхании»; сюжет захватывает, но порой просто страшно за героев; она интересна и детям, и более старшим людям; — была экранизирована, ставилась на сцене.) (Мальчик, ученик 9 «А» класса,убивает своего пьяного отца, защищая мать от ежедневных издевательств. В тюрьме Коля осознает, что «вместе с плохим отцом убил и хорошего» (случай на рыбалке, история с птичкой, белой скатертью и чаем…). «Он же не всегда был плохим», — говорит Коля, но даже Соня его не понимает, хотя любит. Она гордится им,т.к. он убил, «чтоб жить можно было». Учитель Коли и Сони, мать, бабушка, подруга матери, сослуживцы убитого отца приходят к следователю Сулимову, доказывая, что они виноваты в преступлении Коли. Только Василий Потехин, отец Сони, да начальник убитого Рафаила Илья Пухов не чувствуют своей вины в молчаливом созерцании ежедневно творящегося на их глазах.) |
|
— Итак, мы подошли к главному вопросу урока. Кто же виноват?Давайте попробуем разобраться в этом, поработав с эпизодами книги. — Мог учитель предвидеть поступок Коли? Вера учителя в своих учеников. — Прозрение Сони. Что поняла девочка? — История жизни отца Коли. Роль матери Рафаила в его жизни. — Мать Коли. Виновата ли она в том, что произошло? — Почему Тендряков назвал своих героев «цепочкой безвинно виноватых»? — Кому же «расплата»? — Дает ли автор ответ на вопрос «кто виноват»? — Как «вписывается» в финал теория «крови по совести»? — Да, ребята. Автор так писал о смысле повести: «Расплата всем героям, все в какой-то степени виноваты в том событии, всем нам расплата. Мне хотелось, чтобы читатель вдруг тоже почувствовал себя ответственным за такие трагедии»… |
(Выборочное чтение и пересказ отдельных эпизодов и их анализ.) ( стр.211,чтение сцены посещения учителем квартиры Коли). — Нет. Он зря винит себя, хотя мальчик свято верил в то, что говорил учитель. ( стр.217). — Учитель считал, что учит детей правильно смотреть на мир. (Чтение сцены в тюрьме, свидание Коли и Сони). — Она поняла, почему Коля ее прогнал: убив плохого, он убил и …хорошего отца. (Краткий пересказ: — родился незаконнорожденным, мать его никогда не любила, вырос диким, нелюдимым, единственный друг его – собака.) — Мать винит себя в том, что радовалась, когда сын защищал ее, угрожая отцу и заряжая ружье. Виновна она в том, что не спрятала ружье, не думала, что сын выполнит угрозу. Но это тоже не «прямая» вина, мама не подталкивала сына к убийству. Психологически ей, конечно, тяжело,но сына не понимает, что он «зверя убил», а не человека. — Каждый из героев почувствовал свою вину за содеянное Колей. — Расплата – всем. Расплата нравственная, душевная… -В финале повести нет прямого ответа на этот вопрос. Но словосочетание «цепочка безвинно виноватых» наводит на мысль, что автор согласен с каждым из считающих себя виновным. Хуже всех Коле. Нельзя построить счастье на несчастье… — Теория Раскольникова, разрешающая «кровь по совести», и здесь потерпела крах. |
||
5. |
Критики о повести. — Сообщение о критических выступлениях в адрес повести готовила группа «критиков». Давайте послушаем их. — Какой точки зрения придерживаетесь вы и почему? |
(ответ, запись цитат) — Мнения критиков в оценке повести разошлись. Например, Владимир Новиков в ст. «Уча — учимся» писал : «Конфликт не приобретает по ходу повести качественного развития,…как в шахматной игре, следует ничья. Все виноваты – никто не виноват …» — Н. Мошовец говорил: «Расплата» — расплата за примиренческое отношение к алкоголю». — А.Бочаров утверждал, что «Тендряков ведет диспут бесстрашно, позиции его благородны, но выхода он все-таки не узнает». — М. Синельников увидел в финале повести «особый художественный эффект, одно из выражений оптимистического авторского взгляда, оптимистические перспективы». (ответ) |
|
6. 7. 8. |
Мы подходим к концу разговора об истории Коли Корякина. Научила ли она вас чему – нибудь? — Возможно, в этой фразе и заключена идея книги. Давайте послушаем отрывок из домашней творческой работы одного из «писателей». Заключительная часть урока. — Спасибо вам за активный диалог о судьбе Коли Корякина, за интересную творческую работу со словом расплата, за желание понять смысл, суть книги, которая так близка нам не только по времени написания, но и по проблемам, затронутым в ней. Д/з: черновик рецензии. |
— Нельзя путем насилия пытаться решить проблемы; — окружающие тебя люди не всегда плохие, надо уметь видеть в них хорошее; — отрицает теорию Раскольникова, разрешающую «кровь по совести». — она учит, что «совсем плохих людей не бывает». Красота души человеческой, чистой, как родниковый ручей, только она может спасти мир от насилия и зла. Тогда не надо будет ждать расплаты и ставить перед обществом вопросы, заданные еще Герценым и Чернышевским в романах «Кто виноват?» и «Что делать?» |