Описание по картине Сурикова «Меньшиков в Березове»

«Меньшиков в Березове» - В.И. Суриков

Василий Иванович Суриков (24.01.1848–19.03.1916), русский художник, прославившийся в историческом жанре, в 1883 году написал картину «Меншиков в Берёзове». Достаточно крупное полотно: 169 × 204 см, техника выполнения работы — масло.

Жанр картины — исторический. Предмет изображения — Александр Меншиков, сподвижник Петра I, его любимец, возвеличенный из низов. После смерти Петра Великого «счастья баловень безродный» был сослан юным Петром II за политические интриги в Сибирь. Место ссылки — город Берёзов, на севере Западной Сибири.

Меншиков сослан вместе с семьёй. Жена умерла в дороге, в ссылке он пребывает с детьми. Лица героев печальны: ещё слишком живо в памяти блестящее прошлое. Как обстановка в избе, так и одежда людей вполне соответствует первой половине 18 века.

Композиция произведения многофигурная, статичная, треугольная. Причём в композиции выделяются два «треугольника». Первый образуют Меншиков, дочь Мария, сын Александр, сидящие рядом, второй — младшая дочь Александра. Александра выглядит менее удручённой: читает, у неё цветущий вид, поэтому она несколько обособленна.

Центр композиции — вся семья, тесно сгрудившаяся у неказистого деревенского стола. Все в тёплой одежде, на шкуре белого медведя, коротают холодный зимний день.

На переднем плане картины — семнадцатилетняя Мария. Она сидит на низкой скамейке в чёрной шубе, прильнув к отцу. Бледное лицо её прекрасно. Большие тёмные глаза скорбно смотрят в одну точку. Ещё недавно она была невестой Петра II… Позади Марии — красивые туфли на высоких каблуках, сброшенные за ненадобностью.

Сам Александр Данилович изображён в профиль. Он сидит в тулупе и унтах, положив нога на ногу. Профиль его выразителен: орлиный нос, волевой подбородок. Бывший «полудержавный властелин» мрачен, брови сведены к переносице, волосы взъерошены. Думы его нелегки: он будто пытается понять, как так случилось, что он, искушённый, хитрый царедворец, сам попал в силки придворных интриганов. А теперь — смерть жены, перечёркнуто будущее детей.

Второй план — сын Александр и младшая дочь Александра. Юноша невесел, занят своими мыслями и бессознательно очищает подсвечник от воска. Александра — единственная светлая, жизнеутверждающая фигура. На ней красивое цветное платье, поверх которого не шуба, а душегрейка. По щекам девушки разливается нежный румянец. Она не киснет, а старается себя занять: читает книгу при тусклом свете от маленького оконца за её спиной.

11 стр., 5163 слов

Александр Невский

... русской национальности. Вот такой личностью и был Александр Невский. Перед началом рассказа об этом великом князе стоит еще отметить, ... и принесет великому князю бессмертную славу. IV Политика Александра Невского Александр Невский был очень одаренным политиком, полководцем и дипломатом. ... лет, не по расчету, а по любви, Александр женится на дочери полоцкого князя, одновременно взяв на себя ...

Задний план — обстановка, окружающая семью. Удручает темнота бревенчатых стен, некрашеный унылый пол, теснота, крохотное заиндевевшее окно. Несколько оживляет неприглядный быт красный угол, где теплится лампада перед образами. Под ними на полке — расписная посуда. В этом же углу стоит столик, напоминающий грубые козлы. Он покрыты сверху красивой тканью (некое подобие уюта).

На столике лежит, по-видимому, Священное Писание и стоит свеча.

Цветовая палитра, несмотря на подавляющую темноту избы, содержит и яркие пятна красного цвета (туфли, покрытие стола, узоры в одежде), нежные краски в платье Александры — голубая и золотистая, светлая опушка её душегрейки. Всё это как свидетельство прежней жизни героев.

Свет в картине едва пробивается через узкое зарешеченное окно, он падает на страницы раскрытой книги, освещает столик пере иконами и пол возле него. Красноватым светом горит лампада, блестят оклады образов. Угол за спиной Меншикова, где стоит топчан, погружён во тьму. Эта изба вызывает ассоциации со словом «темница», что соответствует положению семьи.

Идея картины: Меншиков — личность Петровской эпохи. Из низов он был возведён Петром в чины генералиссимуса, адмирала, генерала-губернатора Санкт-Петербурга как человек, несомненно, талантливый и умный. Меншиков стал одним из творцов истории, и слишком увлёкся. История повернула так, что он оказался под её колёсами. Всё непрочно в этом мире.

Картина В.И. Сурикова «Меншиков в Берёзове» в 1883 году была представлена на 11-й передвижной выставке, зрители встретили её восторженно. И современники художника, и критики отзывались о «Меншикове» как одной из лучших его работ.

Понравилось сочинение? А вот еще: