Василий Иванович Суриков (24.01.1848–19.03.1916), русский художник, прославившийся в историческом жанре, в 1883 году написал картину «Меншиков в Берёзове». Достаточно крупное полотно: 169 × 204 см, техника выполнения работы — масло.
Жанр картины — исторический. Предмет изображения — Александр Меншиков, сподвижник Петра I, его любимец, возвеличенный из низов. После смерти Петра Великого «счастья баловень безродный» был сослан юным Петром II за политические интриги в Сибирь. Место ссылки — город Берёзов, на севере Западной Сибири.
Меншиков сослан вместе с семьёй. Жена умерла в дороге, в ссылке он пребывает с детьми. Лица героев печальны: ещё слишком живо в памяти блестящее прошлое. Как обстановка в избе, так и одежда людей вполне соответствует первой половине 18 века.
Композиция произведения многофигурная, статичная, треугольная. Причём в композиции выделяются два «треугольника». Первый образуют Меншиков, дочь Мария, сын Александр, сидящие рядом, второй — младшая дочь Александра. Александра выглядит менее удручённой: читает, у неё цветущий вид, поэтому она несколько обособленна.
Центр композиции — вся семья, тесно сгрудившаяся у неказистого деревенского стола. Все в тёплой одежде, на шкуре белого медведя, коротают холодный зимний день.
На переднем плане картины — семнадцатилетняя Мария. Она сидит на низкой скамейке в чёрной шубе, прильнув к отцу. Бледное лицо её прекрасно. Большие тёмные глаза скорбно смотрят в одну точку. Ещё недавно она была невестой Петра II… Позади Марии — красивые туфли на высоких каблуках, сброшенные за ненадобностью.
Сам Александр Данилович изображён в профиль. Он сидит в тулупе и унтах, положив нога на ногу. Профиль его выразителен: орлиный нос, волевой подбородок. Бывший «полудержавный властелин» мрачен, брови сведены к переносице, волосы взъерошены. Думы его нелегки: он будто пытается понять, как так случилось, что он, искушённый, хитрый царедворец, сам попал в силки придворных интриганов. А теперь — смерть жены, перечёркнуто будущее детей.
Раскрытие картины В.И. Сурикова «Меншиков в Берёзове»
Картина В.И. Сурикова «Меншиков в Берёзове», созданная в 1883 году, является одной из наиболее известных и любимых работ художника. В этой работе Суриков воссоздал образы героев и их окружение, передавая свою идею о преходящей природе жизни и истории.
По картине Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе»
... Александра II было написано авторское повторение, которое впоследствии перешло в коллекцию Русского музея[12]. Описание картины Н. Н. Ге «Петр 1 допрашивает царевича Алексея в Петергофе» Приложение 3.2 Описание картины Н. Н.Ге «Петр 1 допрашивает царевича Алексея ... для Александра II Н. Ге написал повторение, которое теперь находится в Русском музее. Меншиков в Березове Сюжет и описание На картине в ...
На переднем плане картины изображены сын Александр и младшая дочь Александра Меншиковых. Сын, юноша, погружен в свои мысли и занимается механической очисткой подсвечника от воска, выражая свою задумчивость и угнетенность. В отличие от него, дочь Александра является светлой и жизнеутверждающей фигурой. Она одета в красивое цветное платье, а поверх него носит душегрейку. На ее щеках виден нежный румянец. Девушка не погружена в себя, а старается занять себя чтением книги при тусклом свете от маленького оконца за ее спиной.
Задний план картины представляет обстановку, окружающую семью Меншиковых. Унылые бревенчатые стены и некрашеный пол создают удручающую атмосферу. Теснота и крохотное окно, покрытое инеем, дополняют это ощущение. Однако, немного оживляет обстановку красный угол, где горит лампада перед образами и на полке расставлена расписная посуда. В этом же углу стоит столик, напоминающий грубые козлы, но покрытый сверху красивой тканью, создающей некое подобие уюта. На столике видно Священное Писание и свеча.
Цветовая палитра картины, несмотря на темноту в избе, содержит яркие пятна красного цвета, такие как туфли, покрытие стола и узоры на одежде героев. Однако, основные цвета в платье Александры — голубой и золотистый, которые придают ей светлость и нежность. Также стоит отметить светлую опушку ее душегрейки. Вся эта цветовая гамма является свидетельством прежней жизни героев.
Свет в картина едва пробивается через узкое зарешеченное окно и падает на страницы раскрытой книги, освещает столик с иконами и пол возле него. Лампада горит красноватым светом, а оклады образов блестят. Однако, угол за спиной Меншикова, где находится топчан, погружен во тьму. Это создает ассоциации со словом «темница», что соответствует положению семьи.
Главная идея картины заключается в том, что Меншиков является представителем Петровской эпохи. Он был возведен Петром в высокие чины и стал одним из творцов истории. Однако, история повернула так, что Меншиков оказался под колесами этой истории. Это напоминает нам о преходящей природе всего в этом мире.
Картина В.И. Сурикова «Меншиков в Берёзове» была представлена на 11-й передвижной выставке в 1883 году, и зрители встретили ее с восторгом. Критики и современники художника отмечали ее как одну из лучших работ Сурикова.