В школьной программе есть важные темы, к которым мы обращаемся только один раз и которым больше не возвращаемся на уроках. Одна из таких тем — описание архитектурного памятника. Такие сочинения часто становятся изложениями материала, собранного учителем или учащимися. Получаются скучные однообразные работы. Г.Л. Куренкова отводит на изучение данной темы (например, описание памятника А.С. Пушкину в Москве) три урока, которые является интегрированными.
К первому уроку предлагаются такие задания общего характера:
- 1. Выписать из толкового словаря слово «памятник».
- 2. Письменно ответить на вопросы «Почему у человечества есть потребность создавать скульптурные памятники».
Первый урок включает следующие этапы:
- 1. Работа в группах.
- 2. Знакомство с памятником.
- 3. Анализ текстов, посвященных автору и истории создания памятника.
Второй и третий уроки являются спаренными, посвящены анализу искусствоведческих текстов, содержат следующие этапы:
- 1. Коллективная работа с текстами.
- 2. Отбор материала к сочинению.
- 3. Коллективное составление плана в группах.
- 4. Индивидуальная работа над планом сочинения.
- 5. Выбор эпиграфа к сочинению.
- 6. Работа над черновиками сочинений.
- 7. Подведение итогов. (50, с. 36)
Таким образом, мы предлагаем следующие задания, позволяющие обогатить школьников культуроведческой информацией:
- 1. Сообщение заранее подготовленных учеников, выступающих в роли «историка» и «архитектора». С помощью выступлений учащихся в данном случае учитель решает важную задачу урока — накопление фактических знаний, которыми ученики будут оперировать в ходе урока и в процессе написания сочинения. Возможно, что учащимся эта информация знакома из уроков истории, но информация часто стирается из памяти после наслоения других сведений. Когда учащиеся слушают доклады, их знания активизируются и систематизируются. (21, с. 29)
- 2. Использование словаря и иллюстраций различных архитектурных элементов, которые позволяют увидеть архитектурную деталь в отдельности, а затем отыскать ее в общем ансамбле рассматриваемого памятника. Такой словарь необходим по следующим причинам: во-первых, учащиеся наглядно видят те или иные архитектурные особенности в изолированном виде и ярче воспринимают их; во -вторых, словарь такого типа облегчает запоминание терминов, которое опирается не только на логический, но и на зрительный ряд; в-третьих, словарь с иллюстрациями позволяет установить культуроведческие параллели (например, кокошник — архитектурное украшение и головной убор) или восстановить в памяти учащихся образ слова.
- 3. Наличие в качестве средства наглядности плана здания, что поможет представить его композицию, поскольку архитектура — искусство объемное, как правило, фотодокументы показывают здание с одной стороны, план дает возможность понять замысел архитектора, почувствовать соразмерность и продуманность памятника. (70, с. 22)
При описании произведения архитектуры необходимо пользоваться специальной лексикой, но не следует перегружать урок (количество терминов не должно превышать 10 — 15 элементов), лишня информация не будет усвоена.
Как речевое упражнение: назначение, специфика, виды, современные ...
... работ (работа над ошибками) это продолжение обучения речевым умениям ( в виде выполнения речевых упражнений, на основе типичных ошибок и речевых недочетов; орфография в конце, если есть). 1класс: Свои первые сочинения ... уроку сочинения: ... особенности жанра уточняется тема, основная мысль, т.е. произошла ориентировка в материале. 3. Собственно подготовка к сочинению: ... Как слепить снеговика» 2ч. Сочинения- ...
В сочинениях по описанию архитектурного памятника присутствует смешение стилей научного, художественного и публицистического. Эта особенность стиля требует специальной подготовки.
Научить восьмиклассников смотреть на привычное как на уникальное, видеть основные архитектурные детали и уметь описывать их, правильно употребляя слова вплетать в описание повествовательные элементы — задача таких уроков.
К сочинениям необходимо начинать готовиться за месяц. Учащиеся должны получить знания по истории, архитектурном своеобразии памятников.