Исследовательская работа: История создания романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Сочинение

Заинтересованность историей родного государства.

Александра Сергеевича Пушкина очень влекло прошлое России. Он написал огромное количество очерков, статей. Разрешение Николая I на доступ ко всевозможным документам, архивам, касающихся мятежа 1773-1774 годов, натолкнуло его на написание работы «История Пугачевского бунта». Сам царь определил название произведения, так как первоначальное его абсолютно не устраивало. История создания романа Пушкина «Капитанская дочка» очень тесно связана именно с этими трудами.

Цензура и коррективы. Выбор в пользу Гринева

Александр Сергеевич работал над произведением около трех лет. Он часто вносил исправления, не был до конца уверен, правильно ли он преподнес читателю героев, их поведение, образ жизни. Да и в те времена нельзя было с особой правдивостью раскрывать многие факты восстания.

В архивах автор ознакомился с приказами, гласившими о том, что со многих людей снимались обвинения в пособничестве мятежнику Пугачеву. В списках присутствовала фамилия Гринев. На протяжении длительного периода писатель менял главного героя на Валуева, Башарина. В последней главе, которую редко когда публиковали, он изначально предстает с фамилией Буланин.

Прочтя в документах о подпоручике Шванвиче, ставшем на путь предательства и служения самозванцу, Пушкин решил использовать его личность как прототип Петру, смело сражающимся с врагом, провозгласившим себя царем.

Жанровое своеобразие романа Александра Пушкина Капитанская дочка (сочинение)

Одобрение коллег. Публикация в журнале без подписи автора

Современники высоко оценили литературные старания. Создателю удалось очень гармонично изобразить события пугачевского восстания не только с помощью исторических фактов и особей, но и благодаря умело представленным образам главных героев. Некоторые утверждали, что он воспользовался методами Вальтера Скотта, который был мастером исторического романа.

Произведение «Капитанская дочка» было опубликовано в 1836 году, в шестом выпуске журнала Современник, незадолго до гибели Пушкина. Писатель не подписал его. А вот пропущенная глава, которая часто предавалась цензуре, вышла в печать только в 1880 году.

«История создания повести «Капитанская дочка»»

С середины 1832 года А. С. Пушкин начинает работу над историей восстания под предводительством Емельяна Пугачева. Поэту царем была предоставлена возможность ознакомиться с секретными материалами о восстании и действиях властей по его подавлению. Пушкин обращается к неопубликованным документам из семейных архивов и частных коллекций. В его «Архивных тетрадях» сохранились копии именных указов и писем Пугачева, выписки из донесений о боевых действиях с отрядами Пугачева. В 1833 году Пушкин решает поехать в те места Поволжья и Приуралья, где происходило восстание. Он рассчитывает на встречи с очевидцами этих событий. Получив разрешение императора Николая I, Пушкин выезжает в Казань. «Я в Казани с пятого Здесь я возился со стариками, современниками моего героя; объезжал окрестности города, осматривал места сражений, расспрашивал, записывал и очень доволен, что не напрасно посетил эту сторону», — пишет он жене Наталье Николаевне 8 сентября. Далее поэт направляется в Симбирск и Оренбург, где тоже посещает места боев, встречается с современниками событий. Из материалов о бунте сложилась «История Пугачева», написанная в Болдине осенью 1833 года. Этот труд Пушкина вышел в 1834 под названием «История Пугачевского бунта», которое дал ему император.

10 стр., 4865 слов

Образ Пугачева в «Капитанской дочке» ( по повести Пушкина)

... подготовила ученица 8 класса «А» Симонова Александра . Гринёв и Пугачёв. В повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка», рассказывается о временах ... образа Пугачева в том, что он постоянно перевоплощается. Герой вызывает у читателя разные эмоции — от ненависти до симпатии, ему невозможно дать однозначное определение. Гринев и Пугачев Сочинение ...

Но у Пушкина зрел замысел художественного произведения о пугачёвском восстании 1773−1775 годов. Он возник ещё во время работы над «Дубровским» в 1832 году. План романа о дворянине-отщепенце, оказавшемся в лагере Пугачёва, несколько раз менялся. Это объясняется и тем, что тема, к которой обращался Пушкин, в идейно-политическом плане была острой и сложной. Поэт не мог не думать о цензурных препятствиях, которые предстояло преодолеть. Архивными материалами, рассказами живых пугачёвцев, которые он слышал во время поездки по места восстания 1773−1774 годов, можно было пользоваться с большой осторожностью. По первоначальному замыслу героем романа должен был стать дворянин, добровольно перешедший на сторону Пугачёва. Прототипом его был подпоручик 2-го гренадерского полка Михаил Шванович (в планах романа Шванвич), который «предпочел гнусную жизнь — честной смерти». Имя его упоминалось в документе «О наказании смертною казнию изменника, бунтовщика и самозванца Пугачёва и его сообщников». Позже Пушкин остановил свой выбор на судьбе другого реального участника пугачёвских событий — Башарине. Башарин был взят в плен Пугачевым, бежал из плена и поступил на службу к одному из усмирителей восстания генералу Михельсону.

Несколько раз менялось имя главного героя, пока Пушкин не остановился на фамилии Гринёв. В правительственном сообщении о ликвидации пугачёвского восстания и наказании Пугачёва и его сообщников от 10 января 1775 года имя Гринёва числилось среди тех, кто вначале подозревались «в сообщении с злодеями», но «по следствию оказались невинными» и были освобождены из-под ареста. В итоге вместо одного героя-дворянина в романе оказалось два: Гринёву противопоставлен дворянин-изменник, «гнусный злодей» Швабрин, что могло облегчить проведение романа через цензурные преграды. Пушкин продолжал работать над этим произведением в 1834 году. В 1836 году перерабатывал его. 19 октября 1836 года — дата окончания работы над «Капитанской дочкой». «Капитанская дочка» была напечатана в четвертом номере пушкинского «Современника» в конце декабря 1836 года, за месяц с небольшим до гибели поэта. Каков жанр «Капитанской дочки»? Пушкин писал цензору, передавая ему рукопись: «Имя девицы Мироновой вымышленное. Роман мой основан на предании…». Что такое роман, Пушкин объяснял так: «В наше время под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании». То есть Пушкин считал свое произведение историческим романом. И все же «Капитанскую дочку» — небольшое по величине произведение — в литературоведении чаще именуют повестью.

38 стр., 18731 слов

Сочинения по произведению «Капитанская дочка» А. С. Пушкина

... связан с «Историей Петра», так и «Капитанская дочка» у Пушкина вырастает из «Истории Пугачева». Пушкин художник в зрелом периоде своего творчества опирается на собственные ... Н. Н. Скатов,— это книга о смуте, о восстании, о революции, и, наверное, нет в русской классике более ... в этом многогранном и философском произведении. Параллельно в романе Пушкин поднимает и решает ряд важных вопросов: о ...

Смысл названия и эпиграфа

Название «Капитанская дочка» явно подразумевает дочь капитана Миронова -Марию. Это не удивительно, ведь личностные отношения героев романа завязаны именно на этой девушке. Из-за нее происходят все основные события в произведении: дуэль, приход Петра в захваченную крепость, арест из-за клеветы Швабрина. Так же можно предположить, что таким образом Пушкин явно выказывает свою симпатию героине. В этой книге автор вновь описывает «милый идеал», как и в «Евгении Онегине».

Эпиграф в самом начале романа: «Береги честь смолоду»-обозначает ценности, которые Пушкин считает самыми приоритетными для любого человека, оказавшегося в таком же положении, как и главный герой. А именно человеческое достоинство, благородство и верность долгу, которые продемонстрировал нам Пётр Гринёв. Такова роль эпиграфа в романе «Капитанская дочка».

Темы

Тематика романа «Капитанская дочка» богата актуальными и неординарными темами и мотивами.

  • Честь

    — В любой ситуации человек должен помнить своём достоинстве, держать клятвы, не лукавить и не пресмыкаться. Именно стремление сохранить свою честь помогает Гриневу делать правильный выбор раз за разом. Так, его отказ поцеловать руку «царя Петра Третьего» и нежелание признать казака императором очень понравились Пугачеву. Он стал уважать того, кто был с ним честен.

  • Нравственный долг

    — Соблюдение своего долга перед страной, семьёй и любимыми — то, что отличает благородного человека от подлеца и мерзавца. Так, Пушкин на контрасте показывает предателя и достойного бойца (Алексея и Петра), отслеживая их судьбы до финальной развязки.

  • Любовь

    — Самоотверженная любовь рано или поздно будет вознаграждена. Тот, кто искренне любит, пойдёт на любые страдания и лишения, ради своей второй половинки. Так, Петр спас Марью, рискуя головой, а Марья выручила его, когда все вокруг разуверились и отвернулись.

  • Народ

    — Пушкин показывает всю жестокость чёрного, народного бунта. Не отрицая объективных причин восстания, писатель осуждает этот кровавый путь. Так, он подробно описывает дотла выжженную Казань, которая до мятежа была прекрасным процветающим городом.

  • Доброта.

    Именно человечное отношение Гринёва к Пугачёву спасло ему жизнь и положило начало их странной дружбе. Возможно, если бы все дворяне были такими же, ка Гринёв, восстания удалось бы избежать.

  • Смелость

    — Никогда нельзя терять присутствия духа, нужно смело смотреть встречать жизненные невзгоды, даже если расплата за это — смерть. Например, Василиса Егоровна не покинула мужа в трудный час и погибла рядом с его трупом, когда обвиняла мятежников в смерти супруга и получила за это смертельный удар.

    14 стр., 6900 слов

    Сочинение капитанская дочка от лица гринева

    ... Капитанской дочки» вышла без одной главы, автор исключил ее. Она была посвящена бунту в селе Гринева. Для чего Пушкин убрал её? Этой главой, роман ... автор такого правдивого и настоящего романа. «Долг и честь в повести Капитанская дочка» − сочинение Вариант 1 В основе ... Роман множество раз переписывался, менялся план событий, главные герои, от лица которых могло пойти повествование. Все три года Пушкин ...

  • Тема бунта

    — Пушкин полностью отрицает вооружённую борьбу народа с самим собой. Показывая озлобление обеих сторон конфликта, он призывает людей к благоразумию и миролюбию. Мятеж не помог им восстановить утраченные права, он лишь пролил кровь.

  • Нравственность
    • Писатель демонстрирует, как любовь, чувство долга и отвага побеждают пошлость, приспособленчество и трусость.
  • Ценности.

    В романе Пушкин провозглашает гуманистические ценности, призывая читателя к пониманию, миролюбию и милосердию.

Пример 2

В историческом романе «Капитанская дочка» Александр Сергеевич Пушкин поднимает проблему нравственности. Но что это такое? На мой взгляд, нравственность – внутреннее благородство души, крайне чёткое понимание добра и зла и стремление поступать правильно в любых ситуациях. Автор раскрывает её наиболее полно на примере таких персонажей, как Пётр Гринев и Маша Миронова.

Перед тем как отправить сына на службу в Белогорскую крепость, отец даёт наставление главному герою: «Береги честь смолоду!». Этим правилом Пётр Гринев руководствуется на протяжении всего романа. Как бы ни было тяжело, главный герой ни разу не прельщается на легкое, но неправильное решение. Поэтому, например, Пётр не перешёл на сторону Емельяна Пугачёва, ответив ему, что уже дал присягу государыне и обязан служить только ей. Высокие нравственные принципы главного героя также проявляются в том, что он был готов сделать всё ради спасения Маши, даже договориться с предводителем бунтовщиков.

Однако наиболее полно тема нравственности раскрывается на примере судьбы Маши Мироновой. Эта благородная девушка ставила честь и долг превыше всего на свете. Главная героиня романа Александра Сергеевича не вышла замуж за Алексея Швабрина, хотя до приезда Гринева иных кандидатур не было. Но истинное благородство души Маши показывается наиболее полно во время захвата крепости и в течение событий после. Главная героиня не слушается родителей и остается с ними в осаждаемой крепости. Это доказывает её смелость и стремление исполнить долг перед родителями и Отечеством. После захвата Белогорской крепости Машу Миронову выдают за племянницу попадьи. Если правда раскроется, это означает, что главную героиню, как дочь убитого коменданта, наверняка ждёт смерть. Тем не менее, отважная девушка под страхом смерти отказывается выходить за нелюбимого человека, потому что держит обещание, данное жениху. Этот высоконравственный поступок не может не вызывать уважения. Такое чувство долга, осознания собственного достоинства, желания поступать правильно, по совести, как бы ни было тяжело – всё это выдаёт в Маше Мироновой невероятно благородную и сильную личность.

Таким образом, Александр Сергеевич Пушкин в романе «Капитанская дочка» раскрывает тему нравственности на примере главных героев. Оба являются невероятно сильными, добрыми и благородными людьми. Возможно, автор, описывая героев, хотел, чтобы кто-либо из читателей романа задумался, взял с персонажей пример и таким образом изменил свою жизнь к лучшему.

Оцените, на сколько материал был вам полезен [Всего: 4 Средний: 5/5]

ВерностьДобро и злоДолгНравственностьчесть

Школьные сочинения

  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
  • Сочинения ЕГЭ
  • Сочинения по картине

Литературные произведения

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/istoricheskie-predposyilki-napisaniya-povesti-kapitanskaya-dochka/

  • Бородино
  • Васюткино озеро
  • Дубровский
  • Евгений Онегин
  • Кавказский пленник
  • Капитанская дочка
  • Конь с розовой гривой
  • Левша
  • Муму
  • Теплый хлеб
  • Шинель

Все произведения

Писатели и поэты

  • Астафьев
  • Гоголь
  • Горький
  • Грибоедов
  • Достоевский
  • Лермонтов
  • Лесков
  • Некрасов
  • Паустовский
  • Платонов
  • Пришвин
  • Пушкин
  • Распутин
  • Тургенев
  • Чехов

Все авторы

Проблемы и темы

Вера Верность Война Выбор Героизм Детство Добро и зло Доброта Долг Милосердие Нравственность Патриотизм Природа Совесть любовь мужество невежество сила характера сострадание ценности

Все проблемы

Образцы сочинений по русскому языку и литературе: итоговые сочинения рассуждения для ЕГЭ, ОГЭ, примеры школьных сочинений на любую тему

Сочинения на любую тему

  • 5 класс
  • 6 класс
  • 7 класс
  • 8 класс
  • 9 класс
  • 10 класс
  • 11 класс
  • Сочинения по произведениям
  • Русские писатели и поэты
  • Сочинения по картине
  • Сочинения на свободную тему
  • Сочинения ЕГЭ
  • Речевые клише
  • Проблемы в сочинении ЕГЭ

Рейтинг

( 2 оценки, среднее 4 из 5 )

С начала 1830-х гг. в центре внимания Пушкина был XVIII в.: эпоха Петра Великого (шла работа над «Историей Петра») и самое крупное событие эпохи Екатерины II – крестьянский бунт 1773-74 гг. Из материалов о бунте, собранных писателем, сложилась «История Пугачева». Этот исторический труд дал роману фактическую основу и общую концепцию, но работа над произведением велась еще долго, было написано множество черновиков и набросков.

Отсюда можно сделать вывод, что роман имеет черты исторического. Почему только черты? «В наше время под словом роман разумеют историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании» – так Пушкин определил основной признак романа на историческую тему. Вообще же, как пишет литературный энциклопедический словарь, роман – это эпическое произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в процессе ее становления и развития, развернутом в художественном пространстве и времени.

А чертой конкретно исторического романа считается его сюжетная направленность: это либо описание какого-то длительного периода истории со всеми его событиями, либо отдельное событие, изображенное во всех подробностях, либо биография известного политического или культурного деятеля (такими были классические произведения римских и древнегреческих авторов – Геродота, Тита Ливия и других, которые до сих пор считаются эталонами исторической прозы).

Считаем нужным сразу оговориться, что четкое определение самого понятия «жанр» в принципе не существует, а поэтому нельзя и распределить произведения по жанрам, не вызвав споров между литературными исследователями, каждый из которых определяет жанр по-своему. Таким образом, деление литературы на жанры происходит, в основном, по форме произведения (например, наличию в нем характерных частей), наибольшему количеству типичных признаков, то есть общей направленности, типу героя и т. д.

Известно, что Пушкин принимал во внимание опыт популярного в его время английского романиста В. Скотта, а также своих соотечественников-романистов, но он использовал принципиально новую технику исторического повествования, нежели все они. В «Капитанской дочке» писатель поднимает множество различных вопросов, помимо собственно исторических событий. Здесь мы можем видеть историю семьи Гриневых, включающую подробное описание юности Петра Гринева; опираясь на это, делается вывод о том, что это роман-биография. Юный Гринев на наших глазах совершал первые самостоятельные шаги в жизни, с их неизбежными ошибками, так что нелишним будет отметить воспитательный характер произведения.

Суммируя вышесказанное, мы получаем: «Капитанская дочка» – роман о конкретном историческом событии (восстание Пугачева), здесь присутствуют и реальные исторические лица (Екатерина, Пугачев и некоторые другие), но повествование ведется от лица выдуманного персонажа и события даны его глазами, но он еще очень молод, и история, проходящая через призму его сознания, не может считаться абсолютно объективной.

К особенностям жанра нужно отнести также присутствие в романе двух точек зрения, двух взглядов на происходящее: Гринева и автора. Гринев видит Пугачевское восстание с точки зрения частного лица, отдельной личности, принимающей непосредственное участие в событиях. Пушкин же смотрит как бы сверху, пытаясь оценить объективно; благодаря ему судьба персонажей романа развивается только так, а не иначе, потому что по мнению писателя именно так выглядит закономерный процесс исторического развития.

Поскольку роман написан от первого лица, то он имеет форму мемуаров. А особенностью мемуаров является не просто автобиографичность, но и исповедальный характер повествования. То есть здесь преобладает точка зрения Гринева. Его глазами мы видим эту эпоху, этот бунт; он офицер, присягнувший императрице, и по долгу должен вести борьбу с мятежниками. Да и по своей морали он считает пугачевцев «шайкой», «разбойниками», а Пугачева – «бродягой», «самозванцем»; он осуждает «русский бунт». В этом заключается сходство Гринева с автором.

Из «записок» Гринева состоит основной текст романа, только в послесловии «издатель» говорит, как ему досталась «рукопись»: ее передал ему внук Гринева, узнавшего, что «издатель» занимается «трудом, относящимся к временам, описанным его дедом». «Издатель» – литературная маска Пушкина, под «трудом» подразумевается «История Пугачева». В послесловии указана и степень участия «издателя» в роботе над рукописью: он решил «издать ее особо, приискав к каждой главе приличный эпиграф и дозволив себе переменить некоторые собственные имена».

Стоит обратить внимание, что эпиграфы, между прочим, имеют особый смысл: они не только указывают на тему каждой главы и определяют ее повествовательный тон, вкратце намекая на события, которые будут иметь место в данной главе. Эпиграфы – это знаки авторского «присутствия» в тексте романа. Они соотнесены с содержанием глав, а также в определенной степени имеют субъективную авторскую окраску: в них выявляется отношение автора к рассказу Гринева. Иными словами, эпиграфы можно назвать «конспектами» глав.

Таким образом, роман «Капитанская дочка» – сложное переплетение фактического историзма эпохи, которая вызывала неподдельный интерес Пушкина, вымышленных персонажей, помогающих оценить эту эпоху, описания судьбы целой семьи, жившей в то время, примера взросления конкретного ее представителя, а также авторского взгляда на эту эпоху и его понимания причин происходящего. Выше мы говорили о том, что существует проблема четкого определения жанра. И на примере романа «Капитанская дочка» мы в этом как нельзя лучше убеждаемся: роман получается и исторический, и нравственный, и воспитательный, и семейно-бытовой, и даже в какой-то мере философский. И что удивительно – когда читаешь это произведение, даже не задумываешься об этой жанровой пестроте, так ненавязчиво и удачно она была использована Пушкиным.