РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Д.А. ХАУСТОВА,
г. Москва
Подготовительный этап
Работа по картине И.Левитана «Над вечным покоем» непростая. Большое внимание на уроке следует уделить культуроведческому комментарию, знакомству с историей создания картины.
Впервые с произведениями И.Левитана учащиеся знакомились в 5-м классе, поэтому наиболее подготовленный ученик может сообщить сведения о художнике. Для понимания творчества гениального пейзажиста полезно обратиться к воспоминаниям современников о Левитане.
Сочинение по картине развивает логическое мышление (умение отделять главное от второстепенного).
Задача такой работы состоит в необходимости научить учеников «читать» картину, то есть понять, разгадать замысел художника.
Известно, что сочинение-рассуждение имеет строгую композицию: тезис, аргументы, доказывающие его, вывод. Учащиеся познакомились с рассуждением еще в 5-м классе и на протяжении четырех лет обогащали полученные знания.
Сочинение по картине И.Левитана «Над вечным покоем» планируется проводить в 9-м классе, в процессе подготовки к экзаменационному изложению. Для этого необходимо:
закреплять навыки последовательного изложения своих мыслей;
правильно и точно воспроизводить текст.
Цели урока:
1) подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по картине;
2) способствовать формированию культуроведческой компетенции учащихся.
Оборудование урока:
Репродукция картины И.Левитана «Над вечным покоем». 1894.
Первоначальные эскизы – варианты картины «Над вечным покоем»:
«Перед грозой». 1893. Рисунок.
«Облачное небо». 1893. Этюд для картины.
«Небо». 1893.
«Озеро». 1893.
«Над вечным покоем». Эскиз.
ХОД УРОКА
Описание по картине Ранняя весна Левитана 2 класс
... подход в изображении того или иного времени года. Весна обычно вызывает радостное ощущение пробуждения всего живого. Картина И. И. Левитана «Ранняя весна» дает четкое представление о том, что художник ... таять, на картине заметно пробуждение природы. Душа зрителя поет и торжествует, ведь впереди всех ждут яркие цвета и появление птиц и насекомых. ` Ранняя весна Популярные сочинения Рассказ А.И. ...
Культуроведческий комментарий
Рассказ о художнике
Исаака Левитана (1860–1900) называли певцом русской природы. Его полотна не спутаешь с работами других мастеров. Художнику удавалось передать живое дыхание природы.
И.Левитан родился 18 (30) августа 1860 года в небольшом литовском городке Клебартай в еврейской семье среднего достатка. Его отец был мелким служащим в городском управлении. Стремясь дать детям образование, он перевез семью в Москву.
Старший брат Исаака, художник, заметив способности мальчика, стал брать его с собой на этюды и выставки. В 13 лет Исаак Левитан был принят в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.
Его преподавателями были крупнейшие русские художники Алексей Саврасов и Василий Поленов.
В годы учения Левитан познакомился с А.Чеховым и пронес эту дружбу через всю жизнь.
Живописец много путешествовал по России, побывал во Франции, Италии. Результатом поездок стали картины: «Саввинская слобода под Звенигородом». 1884; «Вечер на Волге». 1888; «Церковь в Плесе». 1888; «Тихая обитель». 1890; «Владимирка». 1892; «Ветреный день». 1892; «Над вечным покоем». 1894; «Корниш. Юг Франции». 1894; «Озеро Комо». 1894; и другие.
В 1898 году Левитан начал вести класс пейзажа в том училище, где когда-то учился и сам. Работы учеников вызвали восторженный отзыв посетившего училище И.Репина.
В памяти современников и потомков Левитан остается не только благодаря прекрасным пейзажам, большинство которых находится в Третьяковской галерее, но и благодаря рисункам, акварелям, книжным иллюстрациям.
Пейзажи Левитана отличаются особым лиризмом и поэтичностью, в то же время это и философские картины.
Художник разработал оригинальную, свободную манеру письма, позволяющую запечатлеть характер русского пейзажа в разные времена года и разное время суток.
Воспоминания современников об И.Левитане
Левитан показал нам то скромное и сокровенное, что таится в каждом русском пейзаже, его душу, его очарование.
(М.В. Нестеров)
Это такой огромный, самобытный, оригинальный талант. Это что-то такое свежее и сильное, что должно было бы переворот сделать.
(А.П. Чехов)
Левитан остался в моей памяти как художник, глубоко любящий родную природу, без устали ее изучающий…
(В.Н. Бакшеев)
Левитан любил природу как-то особенно. Это была даже не любовь, а какая-то влюбленность.
Искусство для него было чем-то даже святым.
(М.П. Чехова)
Никто так, как Левитан, не знал и не любил нашу бедную русскую природу. Мало того, он обладал даром заставить и других понимать и любить ее.
(А.П. Ланговой)
Живопись Левитана подобна звукам эоловой арфы. Она поет о самом сокровенном в человеческом сердце, в русской душе. Только гений мог выразить так совершенно поэзию родного неба и земли.
(К.Ф. Юон)
Знакомство с историей картины «Над вечным покоем»
Художница Софья Петровна Кувшинникова, близкая знакомая И.Левитана, с которой он путешествовал по России, вспоминала: «Картину “Над вечным покоем” Левитан писал в то лето, проведенное под Вышним Волочком близ озера Удомля. Местность и вообще весь мотив целиком был взят с натуры во время одной из наших поездок верхом. Только церковь была в натуре другая, некрасивая, а Левитан заменил ее уютной церквушкой Плеса.
Презентация : –репортаж по картине С. В. Герасимова «Церковь ...
... к природе и пейзажам всегда была показана в его работах. Полотно «Храм Покрова на Нерли» передает нам в первую очередь ту красоту, которая окружает сам храм. Показана церковь с ... полотно заслуженной художницы России Татьяны Григорьевны Назаренко. «Церковь Покрова на Нерли» на картинах С.И. Герасимова и С.А. Баулина (сочинение) Вариант 1 Церковь был построена много столетий назад, в 1165 году, ...
Сделав небольшой набросок, Левитан сейчас же принялся и за большую картину. Писал он ее с большим увлечением, всегда настаивал, чтобы я играла ему Бетховена, и чаще всего симфонию Heroiqe с ее Marche funibre» 1 .
Во время одной поездки верхом Левитан увидел на берегу церковь и рядом с нею заброшенное кладбище. Что-то трогательное, беззащитное, но смелое заметил живописец в этих «следах человеческой жизни на берегу большого хмурого озера».
Не сразу художнику удалось создать шедевр. Осторожно он подвигался в первоначальных этюдах к лучшему выражению своих мыслей.
Известный русский художник А.Федотов-Давыдов впоследствии так описывал картину И.Левитана: «Утлый мыс с церковкой и кладбищем, освистанный ветром стихий, кажется словно носом какого-то судна, движущегося в неизвестную даль. Мы видим огонек в окне церкви, свидетель человеческой жизни, неистребимости и тихой покорности ее. Теплота человеческого бытия и бесприютность просторов природы одновременно и противостоят друг другу, и сочетаются в этой картине» 2 .
Очень тонко почувствовал Левитан, что действительно существующая на озере каменная церковь будет неудачно смотреться на картине. Он заменил ее деревянной, которую увидел в поездке по Волге. Именно деревянная постройка усилила представление об отдаленности этих мест.
В церкви, близкой по своим очертаниям к простым избам, таилось представление строителей о красоте. Она как бы вышла на крутой берег и навсегда осталась здесь.
Свое полотно Левитан выстроил как своеобразную картину-симфонию. В ткани произведения лирическое начало переплетается с эпическим, придавая картине неповторимую музыкальность.
Искусствовед В.Прытков справедливо заметил, что в Центральной России Левитан гениально воссоздал ощущение, близкое к тому, какое вело русских людей в необжитые края, на суровые берега северных рек и озер.
Многим критикам название «Над вечным покоем» показалось неправильным, неясным. Лишь некоторые уловили замысел художника, почувствовали, что перед ними картина-симфония, «картина души человеческой в образах природы».
Сам И.Левитан ощущал ее как свой глубоко личный монолог, как свою искреннюю исповедь. В письме к П.Третьякову от 18 мая 1894 года он писал о своей картине: «В ней я весь со своей психикой, со всем моим содержанием».
Словарная работа
Пастель – мягкие цветные карандаши для живописи; исполненный ими рисунок.
Симфония (в музыке) – большое музыкальное произведение для оркестра; гармоническое соединение, сочетание чего-нибудь.
Эскиз – предварительный набросок к картине с целью проработки ее композиции.
Этюд – рисунок, живописная работа, представляющая часть будущей картины с целью проработки ее деталей.
Беседа по картине
1. Расскажите, что вы видите на этой картине.
I. Полотно разделено на две почти равные части. Верхнее пространство – великолепное небо, переходящее от светлого в темное, грозовое и на горизонте рассеивающееся в лиловое.
Описание картины Исаака Левитана «Ненюфары» (Водяные лилии). ...
... нными краями и подписал «Милой и Дорогой Люлю…» opisanie-kartin.com Описание картины Исаака Левитана «Ненюфары» (Водяные лилии) 26.06.2015 Однажды летом художнику посчастливилось отдыхать в Витебской области, в ... красотами, получая заряд эмоций. Эта красота заставляла мыслить философски, хотелось разгадывать тайны природы. Как утверждают философы, после смерти жизнь продолжается, но в ней много ...
На первом плане деревянная церковь, возвышающаяся на высоком холме, рядом заброшенное кладбище. Огонек, почти невидимый, светится в окошке церкви, говорит о том, что жизнь еще существует даже на этом отдаленном кусочке земли.
Ветер клонит деревья, гонит громады облаков, отбрасывающих густую тень на землю.
А дальше – взволнованное озеро, пустынные окрестности. Суровая величавость природы, ее бескрайних далей.
II. Высокий косогор, крутым, острым мысом врезающийся в озеро, кажется отделенным от остального пространства. Кладбище с ветхими, покосившимися крестами, старенькая деревянная церковь с ведущей к ней узенькой, почти заросшей тропкой – все это полузаброшенное место раскрывает печальную судьбу похороненных здесь и забытых людей.
2. Какое впечатление производит на вас эта картина? Какие чувства и мысли вызывает?
Эта картина о бессмертии и силе, могуществе природы, озера, великолепии неба. Застывшая вечность, может быть, умиротворенность.
3. Как вы понимаете название «Над вечным покоем»? Оно кажется вам удачным, точным?
4. Можем ли мы определить особенность композиции?
В основе композиции картины – асимметричность. Глубокий смысл картины Левитана заключается в противопоставлении вечных и могучих сил природы слабой и кратковременной человеческой жизни.
комплексную работу с текстом
Левитан – исти нн ый поэт ясно, музыкально выразивше гося настроения. Его картина так сильно, смело, оригинально задумана, что не всякий зритель сразу уяснит себе ее впеча тление. Это мощн ое раздвоение двух широких рукавов рек, этот молочн ый их цвет – результат ряби, нагоняе мой ветром, эти фантастические облака, наконец, эта древне русская церковка на мыске первого плана картины – со всем этим нужно освоиться, чтобы почувствовать, какой своеобразный и сильный аккорд «настроения» образуют все эти детали. В эту картину надо уйти. Как нельзя слушать музыку, когда к одной пьесе примешиваютс я звуки другой, совершенно чуждой первой, так, быть может, ни одной картине столь не мешает соседство, как этой. Это картина-симфония, странная с первого раза, но неуловимо охватывающая душу, стоит только доверить ся ее впеча тлению…
1. Определите основную мысль текста. В чем особенность, по словам автора, картины Левитана «Над вечным покоем»?
2. Как вы думаете: почему автор текста сравнивает картину Левитана с музыкальным произведением?
(Мощное раздвоение двух широких рукавов рек, фантастические облака,
картина-симфония… неуловимо охватывающая душу
5. Объясните выделенные орфограммы. Объясните постановку тире в тексте.
1 Кувшинникова С.П. Из воспоминаний об И.И. Левитане // И.И. Левитан. Письма, документы, воспоминания. М.: Искусство, 1956. С. 172.
2 Цит. по кн.: Турков А.М. Левитан. М.: Искусство, 1974. С. 78.
3 Текст взят из кн.: Прыткова В. Левитан. М.: Издательство Академии художеств СССР, 1960. С. 48.
Образ природы в творчестве И. И. Левитана
... преимущественно элегических настроений, певца грусти и уныния, а с другой, ‑ очевидности радостных и ликующих даже картин природы среди его полотен, невозможности назвать Левитана в целом ... в них музыка настроения чарует сердце…за перспективной глубиной пейзажей г. Левитана чудятся красиво-меланхолические аккорды арфы» . Здесь формулируется понимание Левитана как мастера «пейзажа настроения» и, при ...