Г лавное требование к сочинениям данного жанра — раскрыть идейную сущность образа, показать средства его художественного воплощения.
Возможная ошибка — отсутствие литературоведческого анализа.
Чтобы избежать ее, стоит использовать такие понятия, как литературный тип, типический характер, портрет, речевая характеристика и т.п.
1. Герой эпического произведения.
Примерные темы к данному виду сочинения могут быть такими: «Смешон или страшен Молчалин?», «Духовная драма Онегина», «Жизненные искания Андрея Болконского», «Образ Катерины» и др.
Г лавное в подобных сочинениях — анализ построения образа (персонажа) с опорой на художественный текст. Прибегая и к описанию, и к рассуждению, и к повествованию необходимо:
- показать жизненные обстоятельства и условия, в которых герой формировался как личность (рассмотреть его взгляды, убеждения, характеры, принципы, как эти качества проявляются в словах, делах, поступках, действиях, в отношении с другими людьми);
- проследить эволюцию характера в сюжетном развитии произведения, выявить идейно-нравственный смысл образа (что в нем утверждается или отрицается), а также отношение автора к герою;
- проанализировать речь персонажа, в которой проявляется его неповторимая индивидуальность;
- рассмотреть другие способы и приемы создания образа: портрет, пейзаж, деталь, изобразительно-выразительные средства;
— показать оценку героя в критике, выразить свое отношение к персонажу.
ЗАДАНИЕ: Дайте краткие характеристики (3 — 4) предложения Онегину, Ленскому, Татьяне, Ольге, используя предложения с обособленными определениями. Отметьте главное в героях.
Образец: Образ Татьяны, созданный Пушкиным в «Евгении Онегине», не менее важен, чем образ Онегина. Лишенная каких бы то ни было необычных, из ряда вон выходящих черт, Татьяна в то же время удивительно привлекательна и поэтична.
Прелесть Татьяны в простоте и безыскусности, в душевном благородстве и сильно развитом чувстве долга, берущем у нее верх над самыми сильными ее чувствами. Такими были жены декабристов, добровольно отправившиеся за своими мужьями в ссылку в Сибирь, на жизнь, полную лишений и страданий.
Портрет эпохи Возраждения
... (воздушная перспектива Леонардо да Винчи, колористические открытия Тициана). Высочайшие достижения в портретах эпохи Возрождения связаны с творчеством нидерландских (Я. ван Эйк, Робер Кампен - т. ... мотивами и др. людьми (последнее - групповой портрет-картина), и портрет-тип - собирательный образ, структурно близкий портрет В сочетании портрета с бытовым или историческим жанром, модель (изображаемое ...
2. Главный способ построения сценических образов — диалог. В нем выявляется внешняя и внутренняя жизнь персонажей: их взгляды, интересы, чувства, переживания, настроение. В монологе раскрываются идеалы, убеждения персонажей, их духовная жизнь, сложность характера.
Опираясь на речь, нужно представить место и время действия, внешний облик персонажа, его манеру говорить и слушать, его движения. Важно понять, что скрывается за словами и поступками героя.
3. Средства создания сатирического образа: портрет, монолог, диалог, выявляющий мотивы поведения персонажа, «говорящая» фамилия, ассоциативность, алогизм (отсутствие в речи персонажа логики в изложении своих мыслей), приемы внешнего комизма, соседство серьезного с мелким, неожиданность положений, в которых оказываются персонажи, сатирическая деталь с «подтекстом», подбор определенных изобразительных средств, направленных на комическое разоблачение.
4. В изображении исторического лица необходимо показать, насколько соответствует художественное изображение того или иного исторического деятеля исторической правде.
5. Характеристика лирического героя.
Лирический герой не идентичен образу автора, хотя и выражает его личные переживания. Лирический герой шире, так как вбирает в себя черты времени, общественного настроения. Лирический герой раскрывается в сложной системе сцепления всех элементов стихотворного текста, включая изобразительно-выразительные средства, тональность, ритмический строй стиха.
Практикум
Цветаева-поэт неотделима от Цветаевой-человека. Предельная искренность — вот что привлекает меня в ее строках, «написанных так рано». Рано — для нашего не готового еще к попранию шаблонов сознания. Но поздно, очень поздно пришли эти строки в жизнь нашей страны.
В каждой — сила характера, воли, личности. И лирический герой, а лучше, лирическое «я» в стихах Цветаевой — личность сильная, свободолюбивая, наделенная прекраснейшим из талантов — талантом жизнелюбия. Не было в жизни ее далекой Елабуги, жуткой деревянной балки, а было — страстное желание понять, оценить, полюбить.
Все таить, чтобы люди забыли,
Как растаявший снег и свечу?
Быть в грядущем лишь горсткой пыли
Под могильным крестом? — не хочу! — восклицает поэтесса. Лирическое «я» Цветаевой — человек действия, поступка. Безмятежное, спокойное существование — не для нее.
ЗАДАНИЕ: Попробуйте на основе образа лирического героя дать целостное представление о творчестве поэта к теме: «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Бунтующая личность в поэзии Лермонтова».
6. Образ автора в литературном произведении.
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/plan-sochineniya-harakteristika-geroya-proizvedeniya/
Образ автора всегда шире, глубже, чем образ любого героя. Личность писателя проявляется во всех компонентах произведения: тематике, проблематике, системе образов, сюжете, композиции, способе обрисовки героев, в отношении к ним, в тональности повествования, жанровой специфике, в прямых авторских комментариях, лирических отступлениях, в подтексте, деталях, языке. Писатель всегда выступает выразителем определенного литературного направления, исторических, философских, идейно-эстетических взглядов.
Автор и герой в лирическом тексте Шарля Бодлера ‘Альбатрос’
... себе всю тяжесть героя. . Автор и герой в лирическом тексте И действительно: в стихотворении «Альбатрос» автор говорил о поэте в ... лирического героя Для создания образа лирического героя Шарль Бодлер использовал различные изобразительно-выразительные средства языка. Само стихотворение построено на принципе антитезы - противопоставления альбатроса поэту, матросов толпе людей. Стихотворение написано ...
Примерные темы: «Автор и герой в романе «Отцы и дети», «Образ автора в поэме «Мертвые души» и т.п. Главное требование — раскрыть авторскую позицию, его отношение к действительности и к человеку.
Для раскрытия идейной сущности образа своего литературного героя автор нередко прибегает к его портретному описанию.
Рабочий план к теме «Приемы создания портрета героя»
1 .В какой момент повествования, в связи с чем дано портретное описание героя.
2.Описание внешности, поведения героя, акцентирование внимания на какой-либо черте (с какой целью это делается автором).
З.Неслучайность многократного повторения какой-либо черты (возможно, причины ее появления).
4.Описание костюма (символика цвета), какие детали костюма особо подчеркивает
автор.
5. Использование описание интерьера для понимания образа.
6. Сравнения, ассоциации отдельных черт героя с какими-либо иными образами.
7. Статика или динамика портретного изображения героя в произведении.
8. Художественная манера автора в создании портрета: крупными мазками, легкими штрихами, на построении контраста, на фоне кого или чего-либо и т.п.
9. С каким авторским замыслом, на ваш взгляд, (для идейного понимания внутреннего мира героя, всего произведения в целом и т.п.) связана необходимость дать портретное изображение героя.
ЗАДАНИЕ: Сделайте краткую запись раскрытия данных тем сочинения. Строго придерживайтесь плана, изложенного в теоретическом материале по характеристике литературного героя.
- «Духовные искания Пьера Безухова».
- Сатирические герои М.Е.Салтыкова-Щедрина».
- «Лирический герой А.Блока и мое отношение к нему».
- «Автор и герой в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин».