Тема: Классное сочинение по повести Л.Н. Толстого «Детство».
Уроки любви, доброты и сострадания в жизни Николеньки Иртеньева.
Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!
Цели урока:
1) помочь семиклассникам понять сложный мир взрослых; прочесть книгу так, чтобы она заставила заглянуть в себя;
2) учить школьников чувствовать настроение в подтексте;
3) заставить учащихся задуматься над вопросами: что такое любовь в жизни человека, что есть добро? Что есть зло? Неизбежно ли оно в жизни человека? Что есть страдание и можно ли прожить без страдания? Что есть счастье?
Тип урока:
Оборудование:
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Закончено чтение повести. Перед нами прошли несколько дней из жизни 10-летнего мальчика.
Что такое любовь в жизни человека? Что есть добро? Что есть зло? Неизбежно ли оно в жизни? Каким должен быть человек, чтобы прожить жизнь счастливо и достойно?
Все эти сложнейшие вопросы ставит перед собой (и нами) в повести 24-летний Л.Н. Толстой.
II. Беседа. Комментированное чтение. Реализация индивидуальных и групповых заданий.
Уже в 1 главе мы узнаём о Николеньке, что он живой, наблюдательный ребёнок, чуткий ко всякому проявлению несправедливости, ранимый, может легко обидеться, но и отходит быстро, не помнит зла.
- В какой атмосфере жил Николенька, как к нему относились окружающие?
Это атмосфера любви, радости, счастья. Николеньку любили все: мать, отец, Карл Иванович, Наталья Савишна.
- Дома в качестве домашнего задания вы составили распорядок дня Николеньки. Прочитайте его.
Мальчик окружён любовью, живёт в доброй, хорошей семье. ( Все сложности взрослой жизни откроются ему через годы)
Утро в семье Иртеньевых
— Какие события больше интересуют Толстого: внешние, те, что происходят в окружающем мире, или отзвук на них в душе человека?
Внимание автора направлено на мысли, сомнения, переживания героя.
- Какие события происходят в главе «Маман»?
Их почти нет: дети утром здороваются с матерью и идут с этим к отцу.
- Но как много сказано о матери! Какой мы её видим здесь? (Она грустна и задумчива. Вода льётся из самовара, а она этого не замечает. Не замечает и детей, погружённая в свои мысли)
- Почему?
- Какой её видит Николенька? (Зачитать в тексте)
А какая чуткость: сразу увидела, что Николенька плакал (поцелуй в глаза).
2 стр., 508 слов
Роль матери в жизни человека
... и может продлить им жизнь. Пусть они будут счастливы и гордятся нами! ` Роль матери в жизни человека Популярные сочинения Повесть «Ася» была написана И.С. Тургеневым в 1857 году. В повести молодой богатый дворянин Н.Н, ... или медицинского персонала не заменит тепло самого родного человека, подарившего жизнь. Наша благодарность нашим матерям – безгранична. Все мы в долгу перед ними. Мы можем хотя бы ...
- Какое общее впечатление от матери остаётся в этой главе?
- А почему Л.Н. Толстой не даёт ясного портрета матери?
Она умерла, когда ему было 1,5 года, у него, как и у Лермонтова, осталось в памяти только общее впечатление чего-то очень доброго и ласкового.
Когда Толстому было 80 лет, он записал в дневнике: «Нынче утром обхожу сад и как всегда вспоминаю о матери, о «маменьке», которую я совсем не помню, но которая для меня осталась светлым идеалом».
- Третья глава называется «Папа». Что важное узнаёт Николенька? (Он с братом едет учиться в Москву.)
Это первое большое горе в его жизни., Кого жалко Николеньке?
- Что об отце узнаёт мальчик? (глава 10) Как относится к людям?
- Любили ли его окружающие? Удалось ли ему сделать карьеру?
( У него нет дела, которое бы его занимало, ни серьёзных увлечений, ни цели в жизни, не сделал он военной карьеры.Он живёт для себя, для своих удовольствий.)
- В повести описываются занятия в кабинете и гостиной (гл.11).
С какой сцены начинается глава?
Мирный вечер, вся семья в сборе, как спокойно и хорошо!
- Вся ли глава выдержана в этом ключе?
Дети сразу замечают тревогу, печаль: мать играет на рояле концерт Фильда и Патетическую сонату Бетховена.
— Почему она так часто их играла?
Прослушивание «Патетической» сонаты Бетховена., Чувствуем разницу во вкусах и потребностях души!)
Важное событие этой главы – благоразумное решение отца взять Карла Иваныча в Москву.
- Чем оно вызвано? Скорее всего его тронула просьба Карла Иваныча «без жалования служить», лишь бы быть с детьми.
- Чем наполнена жизнь матери?
- Любят ли они друг друга? Хорошо ли, легко им вместе?
Мать любит отца таким, как он есть, не пытаясь исправить и переделать.
Глава 15. О любви матери.
— Какие чувства рождает в душе Николеньки материнская нежность? (Из глаз слёзы льются ручьями)
Мама – «голубчик», «душечка». Эта горячая детская любовь к матери исторгает из души ребёнка первую, чистую, от сердца молитву о матери и отце: «Спаси, Господи, маменьку и папеньку».
Глава III. Расскажите о жизни Николеньки в доме московской бабушки.
СТИХИ.
Последние главы повести — самые трудные. Самая трагическая глава- 25 «Письмо». Это крик души женщины, которая знает, что умирает.
- С чего начинается письмо?
(Милые подробности домашней жизни. Мы замечаем важные для нас детали: и то, что мать ответное письмо пишет сразу же – такая у неё привычка, и то, как она его называет в письме: «милый друг», «мой дружок», «мой друг бесценный», и то, что играет с Любочкой в четыре руки на рояле и радуется успехам дочери и приобщает к этой радости мужа. Какое тонкое понимание природы в маленьком описании весны.
И только потом – главное.
- Что беспокоит Наталью Николаевну?
- Как она говорит это мужу? (Очень деликатно, но твёрдо)
- Какие черты характера героини открываются здесь?
Бескорыстная любовь ко всем людям, ангельская доброта, умение не думать о себе, полное самоотречение. Нет жалоб на жизнь, на свою судьбу.
Проблема роли матери в жизни человека. По Ю. Я. Яковлеву
... в своего сына бодрость духа, любовь и волю к жизни. Этот яркий пример раскрывает огромную роли матери в жизни человека, показывает её бескорыстную любовь к сыну, её самопожертвование ... Она окружает нас заботой с раннего детства и сопровождает нас по жизни постоянно, где бы мы не находились, словно ангел-хранитель. Материнскую любовь мы ...
- А есть ли в ней отрицательные черты? Этого ребёнок не видит, мать для него – высший идеал.
(Сравните с княгиней Корнаковой).
- Что заставляет Николеньку переживать, мучиться и даже плакать?
Глава IV. Какие эпизоды своего детства Николеньке стыдно вспоминать?
(Это случай с Иленькой Грапом (глава 19).
Дети откровенно мучили этого слабого, беспомощного мальчика, а Николенька не вступился за него. Николенька мучается от того, что, попав под обаяние Серёжи Ивина, не защитил слабого и обездоленного мальчика.
- Подытоживая разговор, подумаем, может ли человек прожить жизнь, не совершая дурных поступков?
— Вряд ли, но главное не в том, чтобы не совершать их, а в том, чтобы извлекать из них уроки, перестрадав, стать чище, лучше душой.
В повести, кроме Николеньки, есть ещё дети.
- Что же отличает его от брата и сестры, друзей-сверстников?
Отличительная черта Николеньки – стремление к самоанализу, строгому суду своих мыслей, побуждений и поступков.
Для Толстого важны не те события, которые происходят вне человека, а то, какие изменения под их влиянием совершаются внутри, в душе человека, что составляет его внутреннюю жизнь.
Юного героя характеризует стремление зафиксировать и осмыслить каждое своё душевное движение, соотнести его с тем, как переживают то же другие дети и взрослые, разобраться самому, что дурно, а что хорошо. Особенно ярко эти свойства личности Николеньки проявляются в его переживаниях после смерти матери (гл. 27-28).
Ему казалось , что окружающие люди и он сам неискренни в своих страданиях и он тоже недостаточно переживает.
Итак, самоуглубление, самонаблюдение, стремление понять себя и людей – характерная черта героя, диалектика души. Это путь к познанию себя, людей, человечества.
Повесть заканчивается размышлениями взрослого уже героя над могилами дорогих людей – матери и Натальи Савишны. Это они учили его не уча, а просто образом собственной жизни, одному: жить не для себя, а для людей, отдавать себя людям, не требуя благодарности, любить людей такими, какие они есть, в каждом видеть хорошее, защищать слабых и униженных.
- Каждый ли ребёнок способен эти уроки доброты и любви к людям увидеть, вобрать в себя и претворить в жизнь?
- Мог ли так тонко чувствовать Володя или Серёжа Ивин?
Мы оставили Николеньку на пороге трудной жизни: нет больше любимой матери, умирает няня, Карл Иваныч стар, отец занят своей жизнью.
Сочинение по повести житие александра невского
... относится к агиографическому жанру, предлагаем прочесть ее краткий сюжет. Повесть о житии Александра Невского кратко В Повести о житии Александра Невского мы знакомимся с Ярославом, а также его женой Феодосией. У них ... доложил Александру о численности вражеских сил, а также рассказал, что по морю плыл корабль, в котором были святые Глеб и Борис. Те направлялись на подмогу к Невскому. ...
Сумеет ли мальчик устоять во взрослой жизни, сохранить лучшее, что дали ему близкие люди? Жизнь даёт нам много хорошего, и от нас зависит, сумеем ли мы сохранить, уберечь, не растерять нравственные уроки детства.
«Детство» – автобиографическая повесть Л.Н.Толстого, в которой писатель рассказывает о своем детстве, окружающих его людях и условиях его воспитания.
Согласно Толстому, детство является одним из самых значимых периодов в жизни человека, поскольку именно в этом возрасте ребенок познает окружающий мир, учится чувствовать любовь и ненависть, размышлять над противоположностями – добром и злом. По мнению писателя, характер ребенка закладывается именно в детстве, поэтому так важно, чтобы это время было счастливым и полным радости. Именно о вызывающем счастливые воспоминания детстве повествует нам Лев Николаевич Толстой в своей повести.
Главный герой – маленький Николенька Иртеньев, рассказывающий о своих собственных поступках и восприятии жизни.
Одной из особенностей повести является то, что картина детства описывается глазами ребенка. Николеньку окружают любящие его люди – маменька, отец, бабушка, братья и сестры, а также няня и гувернер Карл Иванович. Все они заботятся о мальчике и стараются его образовании, здоровье и счастливом будущем.
Однако в жизни Николеньки также происходят и огорчения, неудачи и разочарования. Тем не менее, он справляется с ними и делает правильные выводы.
Повесть затрагивает такие важные темы, как то, что не следует обижать и пренебрегать теми, кто нам дорог и кто нас любит (например, эпизод с Карлом Ивановичем и Иленькой Грапом).
Она также утверждает, что ценность человека не определяется его социальным положением, а его внутренними качествами (эпизод с няней Натальей Савишной).
Важным моментом становится сама смерть маменьки, которая помогает герою понять, что близкие нам люди не всегда могут быть рядом и что они смертны.
Толстой раскрывает внутренний мир ребенка через эти эпизоды, позволяет нам понять его переживания и показывает, что влияет на формирование характера маленького человека. Автор призывает к гуманности в отношении к детям, к проявлению внимания, заботы и любви.
Именно поэтому повесть «Детство» Л.Н.Толстого стоит в ряду лучших детских произведений отечественной и мировой литературы.