Историческое сочинение или задание 25 в ЕГЭ по истории самое ценное задание. За верное его выполнение по всем критериям можно получить 11 первичных баллов, притом, что всего их 55.
Для того, чтобы взять по максимуму на экзамене надо при выполнении задания 25 выполнить грамотно все критерии исторического сочинения. Всего их 7. По началу может показаться, что это задание крайне сложно в выполнении, однако при полном разоре критериев становится ясно, что все наоборот. Давайте подробнее разберем все семь критериев исторического сочинение в ЕГЭ 2020 года. Но для начала дадим общую характеристику заданию 25.
Возможные периоды исторического сочинения в 2020 году.
В 2020 году КИМы завершаются, как и прежде, заданием № 25. Выпускнику предлагают на выбор три периода для написания исторического сочинения.
Историческое сочинение – это последовательное, логичное, связанное повествование по отдельно взятому периоду истории России. Ответ пишется в свободной форме, не в виде плана! Но при этом это не эссе. ФИПИ четко дает понять что нужно отобразить в сочинении, а именно:
Ученик может на выбор взять один из трех исторических периодов. Предлагаю вашему вниманию возможные варианты исторических периодов:
Нужно оценить свои знания по каждому из периодов. Берите тот период, в котором чувствуете себя более уверенно.
Критерии исторического сочинения в ЕГЭ 2020. Анализ каждого критерия.
Итак, всего есть 7 критериев оценивания исторического сочинения, так называемые К1-К7. Разберем более подробно каждый из них.
– Критерий К1.
Как правило, этот критерий не западает. Назвать как минимум два значимых событий за период вполне реально. Но вопрос в другом, при выборе событий ребята не всегда понимают как потом они будут раскрывать остальные критерии (причинно-следственные связи и роль личности, например).
Вы можете взять факт, событие или процесс.
Факт – это какой-то отдельный эпизод (указ, сражение, съезд, венчание).
Очень часто сложно сделать вывод по отдельному факту;
Событие – состоит из отдельных фактов, длительное по времени. Например, Крестьянская реформа 1861 г. Над ней работал определенный круг лиц (Александр II, Я. Ростовцев и др.), были задействованы несколько государственных органов (Редакционные комиссии, Государственный Совет и др.).
Методика подготовки к государственной итоговой аттестации по ...
... событиями (явлениями, процессами) периода; одну историческую оценку значимости периода; исторические термины, понятия в ходе изложения, их корректное использование. ПОДГОТОВКА К ИСТОРИЧЕСКОМУ СОЧИНЕНИЮ. При подготовке выпускников к выполнению 25 задания – историческому сочинению, начиная уже с ...
По событию можно очень хорошо раскрыть причины и последствия, а так же роль личности. То есть затронуть К2 и К3;
Процесс – объективен, закономерен, весьма сложен, происходит длительный период времени, оказывает очень сильное влияние на ход истории в целом. Для того чтобы правильно раскрыть процесс в сочинении нужно быть очень «подкованным» с научной точки зрения. Например, раскрыть что такое процесс «феодальной раздробленности». Внутри каждого процесса есть логическая цепь конкретных событий и фактов, которым надо дать характеристику. Если Вы на это способны, то дерзайте!
– Критерий К2.
Данный критерий предполагает раскрытие роли личности. При том, что это обязательно должны быть конкретные волевые действия. Всегда берите как минимум три волевых действия (глаголов):
- Выступил
- Подписал
- Разработал
- Составил и др.
НО! Ни в коем случае не брать:
- Командовал
- Внес большой вклад
- Руководил (страной)
- Сыграл решающую роль и прочее
Долой общие глаголы, только конкретные действия личности.
По критерию нужно взять не менее двух исторических личностей и показать их роль в события (взятых по К1).
– Критерий К3.
Здесь необходимо указать как минимум две причинно-следственные связи. То есть показать причины взятых событий (по К1) и/или последствия (не путать с итогами) этих событий.
То есть, если берете событие «Образование Древнерусского государства», то причину указываете – установление контроля над «Путем из варяг в греки» для повышения экономического благосостояния. Либо указываете последствия события. Если укажете и причину, и последствие, то получите уже две причинно-следственные связи на одном только событии (а у нас их как минимум два!).
– Критерий К4.
Один из сложнейших критериев. Большинство выпускников, давая оценку, делают это при помощи общих формулировок, что категорически запрещено в этом критерии. По К4 вам нужно написать оценку историка, либо оценить период, показав его дальнейшее влияние на историю России.
Не берите мнение историков, лучше сосредоточьтесь на отработке умения показывать влияние периода на дальнейшую историю. Делать это нужно обязательно через конкретные факты.
Например:, Период 1645-1675 (Алексей Михайлович)
«Влияние данного периода на дальнейшую историю неоднозначно. С одной стороны Алексей Михайлович увеличивал численность полков нового строя, что в итоге привело к созданию регулярной армии его сыном Петром I, в том числе и через рекрутские наборы. Но была проведена неудачная финансовая реформа, медные деньги не «прижились» в обществе, к тому же вспыхнул медный бунт, но, тем не менее, Петру Алексеевичу удалось ввести в обращение медную монету чуть позднее ».
По истории смута столкновение различных противоречий. «смутное ...
... период истории развития государственного управления Московской Руси ознаменовал дальнейшее развитие централизованной государственной власти. На мой взгляд, серьезные территориальные потери, понесенные российским государством за годы Смуты, ... с расширением государственной территории, годной для земледелия. Первое противоречие явилось результатом собирания уделов Москвой. Присоединение уделов не ...
В данном случае было показано влияние отдельных событий данного периода на дальнейшую историю. Главное делать это через конкретные факты. Эксперту достаточно будет только одного выхода за период, но лучше берите 2-3 перехода, чтобы наверняка.
– Критерий К5.
Данный критерий предполагает корректное использование исторических терминов. Если у вас в сочинении есть хотя бы один термин и он использован корректно, то вы получите – 1 балл.
– Критерий К6.
Наличие фактических ошибок. Если нет ошибок, то можно получить сразу два балла. Пишите только те события, факты, утверждения в которых Вы уверенны на 100%, не употребляйте сомнительных или ложных формулировок, тогда с К6 в вашем сочинении будет все в порядке.
- Критерий К7.
По форме изложения историческое сочинение должно быть последовательным повествованием. Недопустимо использование нумерации, маркеров и прочих излишеств, которые больше подходят для плана.
В итоге за сочинение при соблюдении всех семи критериев можно получить максимальные 11 баллов. И это вполне реально!
Кстати о том как надо правильно писать историческое сочинения я рассказываю в данной , кроме того там же есть крайне полезное видео.
Не пренебрегайте подготовкой. Удачи на экзамене!
Критерии исторического сочинения — подробное видео
Предлагаю вашему вниманию вырезку из моего недавнего вебинара, в котором я подробно рассказываю о каждом критерии исторического сочинения.
Подписывайтесь на мой канал, Группа ВК, Подписывайтесь на полезную рассылку в моей группе
фильмы бесплатно