Передай свое впечатление от стихотворения заболоцкого в сочинении миниатюре

Сочинение

И мы должны понять, что есть значок,

Который посылает нам природа.. .

Н. Заболоцкий

Поэт мысли, философских раздумий, тонкий лирик таким вошел в русскую поэзию XX века Николай Заболоцкий. В его жизни было многое учеба на историко-филологическом факультете Московского университета, переписка с К. Циолковским, арест и ссылка, но главное, в его жизни всегда была поэзия. Поэзия, в которой Заболоцкий отстаивал красоту человека и природы.

Стихотворение Гроза идет, написанное в 1957 году, относится к последнему периоду творчества поэта, который исследователи называли классическим. В стихах, созданных в это время, весьма ощутима традиция А. Пушкина, Е. Баратынского и особенно Ф. Тютчева.

Однако Заболоцкий не повторяет готовые поэтические системы великих предшественников, а раскрывает в них новые возможности

Движется нахмуренная туча,

Обложив полнеба вдалеке,

Движется, огромна и тягуча,

С фонарем в приподнятой руке.

Конечно же, для Тютчева был невозможен образ тучи с фонарем в руке. Чтобы создать его, надо было пройти через метафорические поиски поэзии XX века.

В стихотворении сохранен тютчевский параллелизм проходящих через все стихотворение описаний природы и душевной жизни, мыслей лирического героя. Говоря о молчании, поэт признается

Сколько раз она меня ловила,

Сколько раз, сверкая серебром,

Сломанными молниями била,

Каменный выкатывала гром.

Лирический герой не только эмоционально воспринимает природное явление, в данном случае грозу, не только соотносит его со своими душевными переживаниями, он по-тютчевски разрушает грань между человеком и природой. И это приводит к таким смелым и неожиданным ассоциациям

Сколько раз, ее увидев в поле,

Замедлял я робкие шаги

И стоял, сливаясь поневоле

С белым блеском вольтовой дуги.

И сразу же поэт переносит наше внимание на дерево, расщепленное молнией. Для классической поэзии этот образ достаточно традиционен, но Заболоцкий и здесь находит свое осмысление. Сожженное дерево становится опорой небосклону

2 стр., 912 слов

ОСМЕЯННЫЙ ПРОРОК. Лермонтов о поэте и поэзии

... поэзия должна служить народу, утратив это свое назначение она вряд ли обретет его вновь: Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк! ... чувствовавший свое время сердцем, физически ощущал утрату: поэзией своего высокого назначения; обреченность поэта — божьего избранника, на одиночество и ... размышления о судьбе и назначении поэта и поэзии в этом мире в стихотворении «Поэт». Начинается оно с размышления о ...

Вот он кедр у нашего балкона,

Надвое громами расщеплен,

Он стоит, и мертвая корона

Подпирает темный небосклон.

Эта стойкость мертвого дерева сродни судьбе лирического героя, страдавшего, познавшего горе и радость, любовь и ненависть, но не сломившегося.

Перед нами три стадии сопоставления чувств лирического героя с расколотым деревом.

Вначале дерево, поддерживая человека, сообщает ему жизнь

Иглы почерневшие с вершины

Осыпают звездами меня.

Затем оказывается, что судьба лирического героя тяжелее раны от огня, нанесенной кедру

Пой мне песню, дерево печали!

Я, как ты, ворвался в высоту,

Но меня лишь молнии встречали

И огнем сжигали на лету.

А в финале стихотворения уже утверждается величие человека, его неукротимая жажда жить, любить, творить

Почему же, надвое расколот,

Я, как ты, не умер у крыльца,

И в душе все тот же лютый голод,

И любовь, и песни до конца!

Таким образом, стихотворение Гроза идет не просто пейзажная зарисовка. Мне кажется, что перед нами яркий образец лирики философской. Заболоцкий обращается к темам жизни и смерти, смысла бытия человека.

В стихотворении даны реальные детали пейзажа обложенное тучами небо, расщепленное молнией дерево. Но философичность этого произведения неизбежно приводит к усилению его метафоричности сверкая серебром, нахмуренная туча. Здесь природа не противостоит человеку, как это было в ранней лирике Заболоцкого. Она выступает заодно с ним, оттеняет его душевное состояние, его веру в победу жизни над смертью.

Многочисленные олицетворения, встречающиеся в этом стихотворении, свидетельствуют не только об уподоблении природы человеку. В них заложен более глубокий символический смысл вслед за Тютчевым Заболоцкий увидел в природе настоящую жизнь. Поэтому туча способна ловить, бить, а живое сердце дерева осыпать звездами.