Сочинение
Исходный текст
Русский крестьянин своим многовековым трудом создавал красоту русской природы. Он пахал землю и тем задавал ей определенные габариты. Он клал меру своей пашне, проходя по ней с плугом. Рубежи в русской природе соразмерны труду человека и лошади, его способности пройти с лошадью за сохой или плугом, прежде чем повернуть назад, а потом снова вперед. Приглаживая землю, человек убирал в ней все резкие грани, бугры, камни. Русская природа мягкая, она ухожена крестьянином по-своему. Хождения крестьянина за плугом, сохой, бороной не только создавали «полосыньки» ржи, но ровняли границы леса, формировали его опушки, создавали плавные переходы от леса к полю, от поля к реке или озеру.
Русский пейзаж в основном формировался усилиями двух великих культур: культуры человека, смягчающего резкости природы, и культуры природы, в свою очередь смягчавшей все нарушения равновесия, которые невольно вносил в нее человек. Ландшафт создавался, с одной стороны, природой, готовой освоить и прикрыть все, что так или иначе нарушил человек, и с другой — человеком, мягчившим землю своим трудом и смягчавшим пейзаж. Обе культуры как бы поправляли друг друга и создавали ее человечность и приволье.
Природа Восточно-Европейской равнины кроткая, без высоких гор, но и не бессильно плоская, с сетью рек, готовых быть «путями сообщения», и с небом, не заслоненным густыми лесами, с покатыми холмами и бесконечными, плавно обтекающими все возвышенности дорогами.
И с какой тщательностью гладил человек холмы, спуски и подъемы! Здесь опыт пахаря создавал эстетику параллельных линий, линий, идущих в унисон друг с другом и с природой, точно голоса в древнерусских песнопениях. Пахарь укладывал борозду к борозде, как причесывал, как укладывал волосок к волоску. Так лежит в избе бревно к бревну, плаха к плахе, в изгороди — жердь к жерди, а сами избы выстраиваются в ритмичный ряд над рекой или вдоль дороги — как стадо, вышедшее к водопою.
Поэтому отношения природы и человека — это отношения двух культур, каждая из которых по-своему «социальна», общежительна, обладает своими «правилами поведения». И их встреча строится на своеобразных нравственных основаниях. Обе культуры — плод исторического развития, причем развитие человеческой культуры совершается под воздействием природы издавна (с тех пор, как существует человечество), а развитие природы сравнительно с ее многомиллионнолетним существованием — сравнительно недавно и не всюду под воздействием человеческой культуры. Одна (культура природы) может существовать без другой (человеческой), а другая (человеческая) не может. Но все же в течение многих минувших веков между природой и человеком существовало равновесие. Казалось бы, оно должно было оставлять обе части равными, проходить где-то посередине. Но нет, равновесие всюду свое и всюду на какой-то своей, особой основе, со своею осью. На севере в России было больше природы, а чем ближе к степи, тем больше человека.
Духовная культура человека
... вместе с этой 1. Мораль 2. Массовая культура 3. Мораль и нравственность 4. Духовная сфера общества Сочинение на тему духовная культура человека Общаясь с людьми, все мы, как правило, составляем о ... на землю опускается ядерная тьма, наступает ядерная зима и т.д. Когда смотришь подобные фильмы в домашней уютной обстановке, возникает ощущение того, что безысходные катастрофы существуют не в природе, ...
(По Д.С. Лихачёву)
Сочинение
Русская природа красива и неповторима. Но каким образом она формировалась и развивалась? Именно эту проблему рассматривает автор текста Д.С. Лихачёв.
Природа России поражает своей этикой, неповторимыми явлениями и пейзажами, каждая часть русской природы по-своему живописна и разнообразна. В этом заслуга не только самой природы, но и человека, русского человека-крестьянина, который в течение многих столетий отдавал свои силы и душу ради формирования русского духа, духа русской природы.
По мнению автора, именно это столкновение «двух великих культур», как культура человека и культура природы привело к величайшему образу природы Руси. Правильное взаимовлияние и равновесие, когда «обе эти культуры как бы поправляли друг друга», создавали гармоничность русской равнины.
Автор, как мне кажется, правильно рассуждает о проблеме создания природы в России. Именно это влияние природы на человека и человека на природу помогло не только создать бессмертный ландшафт России, но и сформировать не менее слабый образ русского искусства. Ведь именно эта природа, созданная двумя культурами, повлияла на живопись, литературу, музыку и даже драму России. Ярким примером является произведение И.С.Тургенева «Бежин луг», где само описание русской природы является не менее важным фактором, нежели сюжет. Тургенев писал, что русская природа, как некая картина, которую можно писать и писать. И действительно, «Бежин луг» является не просто произведением, а некой живописью, где автор словами, как красками, рисует картину. И даже когда я слушаю Чайковского, Рахманинова, Свиридова, я невольно через музыку вижу ширь, величину и необыкновенную красоту русского ландшафта.
Русская природа создавалась тысячелетиями через труд и любовь человека. Взаимовлияние «двух культур» и создало наверное такую великую страну, как Россия.
Оценка работы
Критерий | За что начисляются баллы? | Максимально | В данном
сочинении |
Итого |
К1 | Формулировка проблемы исходного текста | 1 | есть | 1 |
К2 | Комментарий к проблеме | 2 | есть | 2 |
К3 | Отражение позиции автора | 1 | есть | 1 |
К4 | Своё мнение и его аргументация | 3 | нет | 3 |
К5 | Смысловая цельность, связность,
последовательность изложения |
2 | есть | 2 |
К6 | Точность и выразительность речи | 2 | недостаточно | 0 |
К7 | Орфография | 3 | 0 ошибок | 3 |
К8 | Пунктуация | 3 | 2 ошибки | 2 |
К9 | Соблюдение языковых норм | 2 | 4 ошибки | 0 |
К10 | Соблюдение речевых норм | 2 | 3 ошибки | 1 |
К11 | Соблюдение этических норм | 1 | есть | 1 |
К12 | Фактологическая точность | 1 | есть | 1 |
Всего: | 23 | 17 |
Практикум
Грамотность , К7. Соблюдение орфографических норм , К8. Соблюдение пунктуационных норм , К9. Соблюдение языковых норм , К10. Соблюдение речевых норм
Содержание сочинения
К1. Формулировка проблем исходного текста
К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста , К3. Отражение позиции автора исходного текста , К4. Аргументация собственного мнения по проблеме , К11. Соблюдение этических норм , К12. Соблюдение фактологической точности
Речевое оформление