Бурдюг Ирина Александровна,
учитель начальных классов,
МБОУ г. Мурманска СОШ № 23
Описание растения в научном стиле «Северный подснежник»
Цели:
-
формировать умение строить научное описание и употреблять языковые средства, свойственные научному стилю;
-
учить составлять рассказ по наблюдениям и другим источникам;
-
воспитывать любовь к природе, родному краю
Оборудование:
Ход урока
I.Организационный момент
Эпиграфом к нашему уроку будут строчки из стихотворения А.Плещеева:
«Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…» (СЛАЙД)
II. Актуализация знаний
- Почему именно эти строчки стали эпиграфом к нашему уроку?
- Что происходит в природе с приходом весны? (СЛАЙДЫ)
- Как называют первые весенние цветы? Почему?
Послушайте описание растения. Скажите: о каком цветке – подснежнике идёт речь?
«Если не придётся вам попасть в лес ранней весной, не расстраивайтесь – подснежники вы отыщете даже в городе. Всюду, где есть хоть невысокий бугорок, пригретый солнцем, сразу после снега могут появиться жёлтенькие огоньки» `
- Как называется этот цветок? (СЛАЙД)
- А знаете ли вы, что мать — и — мачеху называют северным подснежником. — Почему его так назвали?
III. Формулирование темы и цели урока
- Сегодня на уроке мы будем писать сочинение описание весеннего цветка — мать – и – мачехи. Сформулируйте цели урока.
Чтобы хорошо написать сочинение, надо к нему подготовиться.
- Что для этого нужно сделать?
(Искать материал в книгах и других источниках. Рассмотреть картинки с изображением растения или его гербарий.)
Особенность нашей сегодняшней работы в том, что это будет сочинение по наблюдениям в научном стиле. (СЛАЙД)
- Чем отличается художественный текст от научного?
Рассмотрите обложки книг. (СЛАЙД)
Сочинение по рассказу уроки французского 6 класс
... показывается сильное непонимание со стороны директора. Сочинение Уроки доброты в рассказе Уроки французского Распутина 6 класс Известный писатель нашей страны Валентин Распутин ... и делали все для того чтобы добиться своей цели, а в данной ситуации им нужны были только ... Далее хочется сказать про учительницу героя. Когда учительница по французскому языку понимает, что у мальчика есть некоторые речевые ...
- Что можно прочитать в художественных книгах, а что в энциклопедиях?
Вывод. В художественном тексте передаётся отношение автора, используются образные слова и выражения. В научном стиле только передаётся информация.
Физминутка
Зарядка для глаз.
По классу развешаны картинки с изображением весенних цветов. Учитель называет цветок, ученики пытаются найти нужный и показывают его глазами.
IV. Составление устного рассказа по готовому плану и опорным словам
При составлении текстов мы пользуемся планом.
Составим план сочинения.
- На какие вопросы нужно будет ответить, рассказывая о растении?
- Как начать описание?
- В каком порядке описывать детали?
- Как можно закончить описание?
- Составьте рассказ по готовому плану и опорным словам.
Примерный план.
-
Вступление.
2. Основная часть.
а) Где и когда появляется.
б) Описание цветка.
в) Появление листьев.
-
Заключение. Целебные свойства цветка. (СЛАЙД)
Лексико-орфографическая подготовка
Обратите внимание на столбики слов.
листья – листочки
травянистое растение – травка
стебли – стебельки
цветы — цветочки
- Слова какого из этих столбиков мы будем использовать в научном описании?
- При написании сочинения можно использовать опорные слова :
северный подснежник, мать-и-мачеха, травянистое растение, многолетнее, золотисто-жёлтые цветы, стебли, покрытые чешуйками, территория России, предпочитает, округло-сердцевидные, прикорневые листья, беловойлочные, чешуйчатые листья, целебные свойства, успокаивает кашель. (СЛАЙД)
V. Составление устных рассказов обучающихся
(Обсуждение, исправление речевых ошибок.)
VI. Самостоятельная письменная работа учеников
«Копилка» наших знаний о цветке (карточки — инструкции).
VII. Итог урока. Чтение вслух собственных сочинений
VIII. Рефлексия
- Если вы считаете, что текст у вас получился, вам было легко составить и написать сочинение, то поставьте галочку у распустившегося цветка, а если вы испытывали затруднение, то у нераскрывшегося бутона. (СЛАЙД)
IX. Домашнее задание
Приложение.
Северный подснежник.
Мать — и — мачеха — многолетнее травянистое растение.
Появляется она ранней весной одной из первых трав и цветёт до середины мая. Мать-и-мачеха распространена почти на всей территории России. Предпочитает сырые берега рек, овраги, глинистые склоны, холмы, канавы и обочины дорог.
Мать-и-мачеха — растение с золотисто-желтыми цветами, похожими на одуванчик. Когда растение отцветает, появляются плотные, округло-сердцевидные листья на длинном, сочном черешке. Снизу беловойлочные (тёплые — мать), сверху гладкие (холодные — мачеха).
Листья цветущего стебля чешуйчатые, острые, часто буроватые.
Лекарственные растения Донбасса
... лекарственных растений, где можно ежегодно заготавливать много видов лекарственных растений. Наиболее богаты лекарственными растениями Амвросиевский, Донецкий и Горловский, Торезский лесхоз (Шахтерское, Торезское, Снежнянское лесничества). По данным Донецкого краеведческого музея, всего лесов в области ...
Мать-и-мачеха обладает целебными свойствами. Она успокаивает кашель, уменьшает воспаление, возбуждает аппетит, заживляет раны. Помогает и при головной боли. В переводе с латинского языка название цветка означает «кашель» и «прогонять».
Загадка
На откосе, на лугу, босиком на снегу,
Первые цветочки – жёлтые глазочки.
(Мать – и – мачеха.)