Контрольно-измерительный материал по для 11 класса
Вариант 3
Инструкция по
На выполнение по русскому языку даётся 3,5 часа (210 минут).
Работа состоит из 3 частей.
Часть 1 включает 30 заданий (А1–А30).
К каждому из них даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
Часть 2 состоит из 8 заданий (В1–В8).
Ответы к этим заданиям вы должны сформулировать самостоятельно.
Часть 3 состоит из одного задания (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по тексту (сочинение).
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, вы можете вернуться к пропущенным заданиям.
Желаем успеха!
Часть 1
При выполнении заданий этой части в бланке ответов №1 под номером выполняемого вами задания (A1–A30) поставьте знак «Х» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа |
A1 В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) бАловать 2) жалюзИ 3) запертА 4) цепОчка
А2 В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно ?
1) Иней ОДЕЛ все деревья в серебристые наряды.
2) В ПРАКТИЧЕСКОЙ жизни Татьяна отличалась редкостным простодушием.
3) Добро и зло – понятия ВЕКОВЫЕ.
4) ИСКУСНЫЕ кружевницы Вологодчины издавна славились своим мастерством.
А3 Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) семьюстами рублями
2) лягте на пол
3) недры земли
4) их дело
А4 Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Путешествуя в автомобиле,
1) у нас было прекрасное настроение.
2) сначала утверждается маршрут.
3) вам должно быть комфортно.
4) соблюдайте правила безопасности.
А5 Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением нормы).
1) Многие, кто побывал в Переяславле-Залесском, знает, что этот город моложе Ростова, но его история тоже уходит корнями в далёкое прошлое.
2) О жизни и творчестве художника, о его загубленном таланте можно прочитать в повести К. Паустовского «Орест Кипренский».
3) Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом.
4) Благодаря современным технологиям учёные исследовали глубины озера Самотлор и нашли под илистым дном богатейшие залежи нефти.
А6 В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Блок создаёт сотканный из бликов мир, который пронизан синим и пурпурным цветом.
2) Россия в мировосприятии Маяковского – страна, которой принадлежит будущее.
3) Духовное красноречие – это древний род красноречия, который имеет богатый опыт и традиции.
4) Чацкий первым бросил вызов обществу дворян-крепостников, которые ни во что не ставят достоинство человека.
Прочитайте текст и выполните задания A7–A11. |
(1)… (2)Так, более 80% информации об окружающем нас мире мы получаем с помощью зрения, воспринимая глазами свет, который излучают или отражают окружающие нас предметы. (3)Неудивительно, что человечество уже в глубокой древности проявило интерес к изучению всевозможных световых явлений. (4)Для того чтобы выяснить природу света и создать теорию световых явлений, надо было собрать соответствующий экспериментальный материал и установить ряд эмпирических, то есть полученных опытным путём, законов. (5)На этой основе были выдвинуты гипотезы о природе света, а проверка следствий из них позволила опровергнуть одни гипотезы и подтвердить другие. (6)… в конце 19 – начале 20 века была создана современная теория световых явлений. |
А7 Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) Длительная работа с компьютером приводит к повышенным нагрузкам на органы зрения человека.
2) Здоровье глаз зависит от питания и мышечного тонуса.
3) Отражение света от гладких полированных поверхностей называется зеркальным.
4) В жизни человека свет играет исключительно важную роль.
А8 Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?
1) И только
2) Наоборот,
3) С одной стороны,
4) Следовательно,
А9 Какие слова являются грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?
1) гипотезы выдвинуты (предложение 5)
2) который изучают (или) отражают (предложение 2)
3) проявило интерес (предложение 3)
4) надо было собрать (и) установить (предложение 4)
А10 Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.
1) сложносочинённое
2) простое осложнённое
3) сложное бессоюзное
4) сложноподчинённое
А11 Укажите верную характеристику слова ВОСПРИНИМАЯ в предложении 2.
1) отглагольное прилагательное
2) наречие
3)
4) причастие
А12 Укажите значение слова ПРИРОДА в предложении 4.
1) всё, что создано человеком
2) окружающий людей материальный мир
3) совокупность естественных условий на Земле
4) сущность, основное свойство чего-то
А13 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте пишется одна буква Н ?
Особе(1)о красива река в утре(2)ем тумане, когда хрустальные струи её прозрачны, словно серебря(3)ые нити, и подсвече(4)ы холодным солнцем осени.
1) 1, 3, 4 2) 3, 4
А14 В каком ряду во всех трёх словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) предст..вительный, изв..нение, к..сательная
2) укр..титель, д..ловитый, вл..стелин
3) экв..валент, гр..мучий, простр..лить
4) н..визна, заг..релый, н..бесный
А15 В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) и..черпанный, бе..содержательный, не..гибаемый
2) пр..ветствовать, пр..выкнуть, пр..сечь
3) з..облачный, пр..язык, нед..верчивый
4) с..митировать, с..грать, пост..ндустриальный
А16 В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е ?
1) наруша..шь, расклан..вшийся
2) поддерж..шь, сломл..нный
3) дремл..шь, независ..мый
4) кол..шь, скле..нный
А17 В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И ?
А. претерп..вавший
Б. завистл..вый
В. опрометч..вый
Г. удоста..вать
1) Б, В 2) Б, В, Г 3) А, Б, Г 4) Б, Г
А18 В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?
1) (Не)благодарный слушатель мешает даже искусному рассказчику.
2) В последние годы (не)измеримо увеличились наши знания об Антарктиде.
3) Она весьма (не)приветливо встретила нас.
4) (Ни)(с)чем нельзя сравнить красоту этих сказочных мест.
А19 В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) (В)ДАЛИ возвышались стройные паруса рыбачьих лодок, и (ОТ)ТОГО, что их освещало заходящее солнце, они казались розовыми.
2) (В)ТЕЧЕНИЕ всей ночи шёл густой снег – (НА)УТРО пришлось расчищать двор от сугробов.
3) Физические свойства межзвёздного газа существенно зависят (ОТ)ТОГО, находится ли он в сравнительной близости от горячих звёзд или, (НА)ОБОРОТ, достаточно удалён от них.
4) Лёгким кружевом поднялась высокая белая колокольня, (КАК)БУДТО вознесённая (В)ВЕРХ утренним ветерком.
А20 Укажите правильное объяснение в предложении:
Кот снял с подзеркального стола очки в толстой чёрной оправе, надел их на морду ( ) и вынул из прыгающей руки Поплавского паспорт.
1) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
2) Простое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
4) Простое предложение, перед союзом И нужна запятая.
А21 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В неглубоких (1) поросших редким кустарником (2) оврагах ещё лежат тени (3) напоминая об ушедшей ночи.
1, 3
А22 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Удивительно приятным занятием (1) помнится (2) было для меня лежать на спине в лесу и глядеть вверх. Тогда (3) казалось (4) небо бездонным морем, расстилавшимся перед глазами.
1) 1, 2 2) 3, 4 3) 1, 2, 3, 4 4) 1
А23 Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
1) Но бедствий и сражений годы согнуть и сгорбить не смогли
ширококостную породу сынов моей большой земли.
2) Такого взлёта духа и ума и мужества история не знала.
3) Литературе нужны как талантливые писатели так и талантливые читатели.
4) В этом возгласе были и радость и восхищение и любовь.
А24 Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Если можно так сказать, у неё не было на лице никакого выражения, совсем никакого: ни волнения, ни радости, ни страха.
1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие совершения того, о чём говорится во второй части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет то, о чём говорится в первой части.
3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
А25 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Посадки махровых маргариток (1) декоративность (2) которых с годами (3) снижается (4) принято возобновлять через три-четыре года.
1, 4 3) 1, 2, 4 4) 1, 4
А26 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Темнота быстро сгущалась (1) и (2) хотя лошадь спокойно тащила телегу (3) мне начало казаться (4) что каждый шаг становится всё опаснее.
1) 1, 2, 3, 4 2) 2, 3, 4 3) 2, 3 4) 1, 4
А27 Прочитайте текст.
Знаменитый астроном Иоганн Кеплер сочинял стихи, о которых люди, понимавшие толк в латыни, отзывались с большой похвалой. Первое его стихотворение – «Элегия на Иоганна Гульденрица» – появилось в печати, когда ему не было и девятнадцати. Однако он был поэтом и в астрономии : всем своим существом он ощущал необыкновенную гармонию, царящую в мироздании, и всю свою жизнь потратил на то, чтобы раскрыть законы этой гармонии. |
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Иоганн Кеплер в юности увлекался не только поэзией, но и астрономией.
2) Первое стихотворение Кеплера – «Элегия на бракосочетание Иоганна Гульденрица» – появилось в печати, когда ему не было и девятнадцати.
3) Кеплер всю свою жизнь посвятил поэзии.
4) Кеплер, автор замечательных стихов, был поэтом и в астрономии: ощущая гармонию мироздания, он посвятил жизнь проникновению в её законы
Прочитайте текст и выполните задания A28–A30; B1–B8; C1. |
(1)Одна из газет обратилась ко мне с просьбой поделиться раздумьями о школьном обучении – проблеме, которая, несомненно, принадлежит к самым важным и сложным проблемам нашего времени.
(2)Я приветствую всякий деловой и конструктивный разговор о школе. (3)Я с интересом читаю статьи об организации учебного процесса, о программах, о профессиональной ориентации учащихся, но первейшая роль в школьном деле, конечно же, принадлежит учителю. (4)Именно от его таланта, от масштабности и богатства его личности, от его душевной щедрости во многом зависит духовный климат школы, нравственный тип человека, который она выращивает. (5)И тут мне хочется вспомнить об
Алексее Фёдоровиче Калинцеве – моём незабвенном учителе. (6)Всё поражало нас, школьников, в этом немолодом уже человеке. (7)Поражали феноменальные по тем далёким временам знания, поражала неистощимая и в то же время спокойная, целенаправленная энергия, поражал даже самый внешний вид его, всегда подтянутого, собранного, праздничного.
(8)Никогда не забуду свою первую встречу с Учителем.
(9)Был мартовский воскресный морозный и ясный день 1934 года, и я, четырнадцатилетний деревенский паренёк, с холщовой сумкой за плечами, в больших растоптанных валенках с ноги старшего брата, впервые в жизни вступил в нашу районную столицу – Карпогоры. (10)Тогда это было обыкновенное северное село, но мне в нём всё казалось удивительным: и каменный магазин с железными дверями и нарядной вывеской, и огромное, по тогдашним моим представлениям, здание двухэтажной школы под высоким, мохнатым от снега тополем, где мне предстояло учиться, и необычное для моей родной деревни многолюдье на главной улице. (11)Но, помню, всё это вмиг забылось, перестало для меня существовать, как только я увидел Алексея Фёдоровича.
(12)Он шёл по снежному утоптанному тротуару один-единственный в своём роде – в поскрипывающих на морозе ботинках с галошами, в тёмной фетровой шляпе с приподнятыми полями, в посверкивающем пенсне на красном от стужи лице, и все, кто попадался ему навстречу – пожилые, молодые, мужчины, женщины, – все кланялись ему. (13)А старики даже шапку с головы снимали. (14)И он, всякий раз дотрагиваясь до шляпы рукой в кожаной перчатке, отвечал: «Доброго здоровья! Доброго здоровья!»
(15)Такого я ещё не видывал. (16)Не видывал, чтобы в наши лютые морозы ходили в ботинках, в шляпе, чтобы все от мала до велика так единодушно почитали человека.
(17)Да, Алексей Фёдорович умел поддержать своё реноме народного учителя: самая обычная прогулка по райцентру у него превращалась в выход, но, конечно, великую любовь и уважение к себе моих земляков он снискал прежде всего своим беззаветным, поистине подвижническим служением на ниве народного просвещения.
(18)Мысль, которая сама собой напрашивается, когда я обращаюсь к светлой памяти моего незабвенного Учителя, – мысль, впрочем, не новая, – о пополнении нынешней армии учителей мужчинами. (19)Сейчас можно услышать: дисциплина в школе упала, учителя пошатнулся. (20)Общеизвестно: школа – зеркало общества. (21)Но ясно и другое: многие проблемы современной школы связаны ещё и с тем, что она по своему
стала, в основном, женской. (22)С моей точки зрения, это придаёт одностороннее направление всему школьному воспитанию.
(23)Великое дело – школа. (24)Нет в нашем обществе фигуры более важной, чем учитель. (25)И как тут не вспомнить слова моего старого Учителя, который любил в торжественные минуты говорить: (26)«Учитель – это человек, который держит в своих руках […] день страны, будущее планеты».
(По *)
А28 Какое слово должно быть на месте пропуска в предложении 26?
1) трудовой
2) напряжённый
3) завтрашний
4) тяжёлый
А29 Какое из перечисленных утверждений является ошибочным?
1) В предложении 4 поясняется, конкретизируется мысль, высказанная в предыдущем предложении.
2) В предложениях 1–4 представлено повествование.
3) Предложения 9 – 11 включают описание.
4) Предложения 18 – 22 содержат рассуждение.
А30 Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.
14) 23
Часть 2
При выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланке ответов №1 справа от номера задания (B1–B8), начиная с первой клеточки. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются. |
Ответы к заданиям В1 – В3 запишите словами; слова пишите в той форме, что и в тексте. |
В1 Укажите способ образования слова ПРЕДСТАВЛЕНИЯ (предложение 10).
В2 Из предложений 5 – 6 выпишите определительное .
В3 Укажите тип подчинительной связи в словосочетании С ПРОСЬБОЙ ПОДЕЛИТЬСЯ (предложение 1).
Ответы к заданиям B4–B7 запишите цифрами.
В4 Среди предложений 5 – 11 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное предложение. Напишите номер этого сложного предложения.
В5 Среди предложений 4 – 11 найдите предложения с обособленным согласованным приложением. Напишите номера этих предложений.
В6 Среди предложений 15 – 22 найдите предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
В7 Среди предложений 12 – 17 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью лексического повтора. Напишите номер этого предложения.
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания А28–А30, В1–В7. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если Вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0. Последовательность цифр в том порядке, в котором они записаны Вами в тексте рецензии на месте пропусков, запишите в бланк ответов № 1 справа от номера задания B8, начиная с первой клеточки. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами. Цифры при перечислении отделяйте запятыми. Каждую запятую ставьте в отдельную клеточку. При записи ответов пробелы не используются. |
В8 «Чувство удивления и восхищения, испытанное при встрече с Алексеем Фёдоровичем Калинцевым, передаётся писателем с помощью такого средства выразительности, как _____ («поражали… поражала…поражал…» в предложении 7).
Немалую роль в создании образа играют и такие средства выразительности, как _____ («праздничного » в предложении 7), _____ («снискал», «подвижническое», «служение» в предложении 17), _____ («учитель… держит в своих руках будущее планеты» в предложении 26)».
Список терминов:
1) просторечная лексика
2) эпитет
3) книжные слова
4) слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами
5) лексический повтор
6) вопросно-ответная форма изложения
7) литота
8) метафора
9) восклицательные предложения
Часть 3
Для ответа к заданию этой части используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания С1, а затем напишите сочинение. |
С1 Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.