Текст научной статьи на тему «»ЧТОБЫ РЕЧЬ БЫЛА ЛОГИЧНОЙ…» (УЧИМСЯ ОБНАРУЖИВАТЬ И ИСПРАВЛЯТЬ ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ)»
«Чтобы речь была
О.В.ФИЛИППОВА ЛОГИЧНОЙ…»
Саранск (учимся обнаруживать и исправлять логические ошибки)
Умение строить высказывание по законам логики — одно из необходимых коммуникативных умений школьников. Это умение является как над учебным, важным для общего развития, так и специальным, входящим в языковую и коммуникативную компетенции учащихся. Примечательно, что оно, будучи связанным с грамматикой и культурой речи, является специальным предметом оценки знаний и умений учащихся по русскому языку в рамках ЕГЭ, о чем свидетельствуют задания группы А (напри-
Филиппова Ольга Викторовна, доктор пед. наук, преподаватель вуза.
мер: «В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст? », * Выберите грамматически правильное продолжение предложения», «Укажите предложение с грамматической ошибкой», «Какое утверждение соответствует содержанию текста?»), задание группы С («Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту. Разделяете ли вы точку зрения автора? Аргументируйте свое мнение»).
Логичность речи — это коммуникативное качество, от которого зависят правильное понимание содержания, смысла высказывания, последовательное движение мысли в тексте.
Логичность речи обеспечивают как языковые, так и виеязыковые условия.
К внеязыковым условиям логичности речи относятся знание предмета речи, умение логично мыслить, т.е. соблюдать законы логического мышления (например, устанавливать причинно-следственные и родо-видовые отношения между понятиями), умение делать выводы и т.п. Языковыми условиями следует считать соблюдение закономерностей и норм построения высказывания, «знание языковых средств, способствующих организации смысловой связанности и непротиворечивости элементов речевой структуры»’.
Логичность мышления и логичность речи — явления не тождественные, хотя и тесно связанные: если логичная речь всегда отражает логичность мышления, то логичность мышления не всегда отражается п построении речи. Мысль может быть искажена в процессе се реализации в речи из-за элементарного нарушения языковых норм построения высказывания. Ошибки, приводящие к нарушению логичности высказывания, получили название логических ошибок или алогизмов.
Как средство развития речи у младших школьников
... речи. Развитие речи неотрывно от развития мышления и само способствует ему. Система развития речи включает организацию речевых ситуаций, организацию речевой среды, словарную работу, синтаксические упражнения, работу над текстом, интонациями, над исправлением и совершенствованием речи. Вся работа по развитию речи ...
Как известно, основными признаками логичной речи являются последовательность, непротиворечивость, аргументированность.
Последовательная речь — это такая речь, в которой каждое последующее высказывание вытекает из предыдущего или связывается с предыдущим опреде ленными отношениями (причины и следствия; условия и следствия; развития мысли: уточнения, пояснения и т.п.).
Умение последовательно строить речь проявляется в правильном выборе способов связи в тексте — союзов, вводных слов, лексических повторов, синонимов-заменителей и т.п., в правильном членении речи на смысловые части (абзацы).
При нарушении последовательности части высказывания оказываются не связанными друг с другом по смыслу. Ошибка может проявляться в текстовом фрагменте — группе предложений. Например:
1 См.: Гол овил Б. Н. Основы культуры речи. — М„ 1988.
Чичиков — беспринципный человек. Он ездит по деревням и скупает «мертвые души», все время всех обманывает. Речь у него гладкая, правильная, взгляд подкупающий. Настоящих друзей у него не было никогда, даже в школе.
(Ученик хотел дать разностороннюю характеристику героя гоголевских «Мертвых душ», однако данный фрагмент лишен связ-юсти. последовательности. Предложение, в котором говорится о достоинствах речи Чи-шкова. не подкрепляет мысль, высказанную вначале. Последнее предложение не связано с предыдущим, так как мысль об отсутствии друзе»! не вытекает из мысли о достоинствах речи героя. В результате информация искажается, и адресат не может воспринять ее адекватно.)
Для предупреждения подобных оши бок целесообразно поработать с упраж нениями, выполнение которых предпо лагаст оценку логичности высказывания, связности его частей по смыслу. Например:
- Прочитайте фрагмент сочинения. Логично ли он построен? Оцепите связность, последовательность изложения мыслей. Ответ обоснуйте. Предложите возможные варианты редактирования.
Нередко среди нас можно встретить людей, идущих по жизни без цели. Таким чело веком является моя знакомая — Людмила. Для меня очень странно, как человек, так щедро одаренный природой, может жить одним днем. Она красива не только внутренне, но и внешне. Небольшое, кругленькое личи ко с еле заметными ямочками на щеках, большие, выразительные, василькового цвета глаза делают ее еще более привлекательной. Ее взгляду на жизнь и окружающих можно только позавидовать.
Нарушение логичности может выра жаться и на уровне предложения. Такие нарушения, возникающие из-за несоблюдения синтаксических норм построения предложения, называются логико-синтаксическими ошибка-м и. К логико-синтаксическим ошибкам относится, в частности, нарушение порядка слов; ср.: Все эти мысли возникают у Расколъникова о преступлении из-за бедности.
Причиной нарушения порядка слов часто является механический перенос учащимися структуры, характерной для устной речи, в письменную речь.
Устная речь, в отличие от письменной, менее строга к порядку слов, так как смысловые связи в ней могут выражаться при помощи интонации (пауз, мелодики и др.).
История официально-делового стиля и жанры деловой речи
... речи (лицензия, правила, устав, указ и т.п.) ОРД представляет собой центр деловой письменности, ядро официально-делового стиля. Документ - это текст, управляющий действиями ... речи, которые относятся к характерным чертам делового стиля. Это высокая терминологичность, преобладание сочинения над подчинением в сложных предложениях, ... максимальный состав реквизитов и порядок их расположения. К ним ...
Для письменной речи нормой является такой порядок, при котором «рема», актуально важная информация, тяготеет к концу высказывания, а зависимая словоформа распо лагается рядом с тем словом, от которого зависит. Неправильный порядок слов в приведенном предложении искажает мысль: словоформа из-за бедности превращается из обстоятельства причины в определение.
Распространенной разновидностью данной ошибки является употребление «не на месте» причастного оборота; ср.: У нас в деревне рядом с домом находится сад, в котором растет многолетний дуб, окруженный высоким забором.
Быть внимательными к порядку слов как средству выражения логичности при построении предложений помогут специальные задания.
- Верен ли порядок слов в предложениях? Почему? Отредактируйте пред ложения, изменив порядок слов, где это необходимо.
1) Равнодушие, глупость, честолюбие -все эти качества не привлекают Маленького Принца у взрослых. 2) Много людей гибли в годы войны и защищали Родину. 3) Мне знакомство с Кирсановым и Базаровым помогло лучше понять людей, кто действительно что-то делает, а кто только говорит высокие слова, громкие фразы, отличить честных от лицемеров.
Пропуск звена в ы с к а з ы в а -н и я может возникнуть при построе нии сложного предложения. Причиной этого часто становится «свертывание логической цепочки» во внутренней речи, в результате чего во внешней речи «пропадает» важный в смысловом отношении компонент.
- Почему следующие предложения могут вызвать смех? Отредактируйте их, вставив, где необходимо, недостающие элементы или перестроив предложения.
1) Дворник завел собаку, которая бегает по двору, на замечания жильцов отвечает нецензурной бранью. 2) Мой друг принес домой ежонка, который стал пить молоко из
блюдечка, стал лучше относиться к обязанностям в доме.
Ошибки в употреблении деепричастий и деепричастных оборотов учащиеся допускают довольно часто и не всегда способны быстро их обнаружить и исправить; ср.:
- Простудившись, у меня заболело горло;
- Обсудив с учителем тему реферата, он мне посоветовал литературу;
- Никак не ожидал житель нашего поселка, что, привезя из жалости спою родственницу, она отплатит ему «злом за предобрейшее».
В распознавании подобных ошибок поможет прием замены. Известно, что предложение будет соответствовать синтаксической норме только в том случае, если добавочное действие, выраженное деепричастием или деепричастным оборотом, относится к тому же лицу (предмету, явлению и т.п.), что и основное действие (состояние и т.п.).
Проверяем правильность построения предложения, прибегнув к замене деепричастия личной формой глагола. Смысл предложения при этом не искажает действительности. Например:
Море шумит, выбегая на берег. = Море шумит, выбегает. Море шумит и выбегает.
Обнаружить и исправить ошибку помогут вопросы:
1) Кто совершает действие, выраженное глагол ом-сказуемым?
2) Кто совершает действие, выраженное деепричастием?
Если предложение построено правильно, ответ будет один и тот же.
- Правильно ли построены предложения с деепричастным оборотом? Отредактируйте их.
1) Читая драму «Гроза», Катерина мне очень понравилась. 2) Прочитав сказку Ан-туана де Сент-Экзюперн «Маленький Принц», она стала мне дорога. 3) Хорошенько рассмотрев эту картину, она так и просится, чтобы ее описали. 4) Затрагивая проблему одиночества в этом тексте, мне показалась созвучной мысль автора.
Класс Только в предложении получают свое значение отдельные слова, ...
... Ф.И. Буслаева о том, чтр «только в предложении получают свое значение отдельные слова, их окончания и приставки». Вариант 3 «Только в предложении получают свое значение отдельные слова, их окончания и приставки», — был ... в глаголе «закричал» (предл. 32) не только имеет значение начала действия, но и указывает на совершенный вид этого глагола. А если бы прилагательное «толстый» в предложении ...
Нарушение норм построения предложения с однород-н ы м н ч л е н а м и также относится к логико-синтаксическим ошибкам.
Разновидностью указанной ошибки является такое построение предложе-
ния, при котором в ряду однородных членов оказываются слова, называющие несоотносимые явления. Например:
Герой испытывает противоречивые чув ства, в его речи звучит то фразеологизм, то отчаяние.
(Фразеологизм — единица лексического уровня языка, отчаяние — психическое состояние человека.)
Формальным показателем ошибочной связи элементов высказывания, называющих неоднородные, несопоставимые явления, выступают неуместно употребленные соединительные или присоединительные союзы. Например:
Моя мама очень любит лес, поэтому летом частенько гуляет, наслаждается свежим воздухом. Моя мама также очень красивая. У нее голубые глаза и светлая кожа.
{Также имеет значение «вместе с тем, равным образом, одновременно». Очевидно, что предложение, в котором говорится, что мама красива, не может присоединяться с помощью также к предложению, в котором говорится о том, что мама любит лес.)
К нарушению логичности речи приво дит и ошибочное употребление соединительного союза вместо противительного (или наоборот) при построении предложений с однородными членами:
Путешественник Пржевальский совершил подвиг, так как отдал свою жизнь служению науке. Молодой кандидат медицинских наук А. Шаткин привил себе вирус трохана, чтобы другие люди никогда не болели этой болезнью. Эт
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо . Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут . Стоимость одной статьи — 150 рублей .