Исследовательская работа «Образ русского героя — солдата в жизни и литературе»

Сочинение
  • Другие
  • Образ русского солдата в поэме Василий Теркин

Русский писатель Александр Твардовский большое внимание в своём творчестве уделял простому советскому народу. Но больше всего в его душу запала война и подвиг русских солдат. Твардовский восхищался стойкостью советских людей и посвящал именно им большое количество произведений. Писатель работал в качестве военного корреспондента, поэтому в своих произведениях он с таким чувством отдавал дань уважения солдатам русской армии. Этой теме посвящена и поэма «Василий Теркин» – одно из самых величайших произведений автора.

Василий Теркин – это собирательный образ

Василий Теркин в поэме предстает простым русским человеком, готовым всегда прийти на помощь своей Родине и соотечественникам. Портрет как будто списывался с самого Твардовского. В мирное время Василий Теркин – душа компании, веселый, добрый и отзывчивый человек. По воспоминаниям именно таким и был Твардовский – за словом в карман не лез, но и не говорил лишнего.

Василий Теркин не теряет чувство юмора даже в такое сложное военное время. Лишь только юмор расслабляет человека, а излишняя скованность, зажатость и внимание легко может сыграть плохую роль в военное время. Пожалуй, юмор и вызывал светлые чувства в душе солдат, что так помогло в войне.

Однако Василий Теркин легко поддаётся и негативу – чувства злости, печали за разбитую родину преследуют его по ходу всей поэмы. Он жалеет свою родину и спорит с самой смертью. В бою Василий Теркин яростный и злой, защищая свою родину, он не скрывает негатива по отношению к врагу. Подвержен он и грусти. Это проявляется в грустных мелодиях, которые исполняет Теркин на гармони, догоняя колонну танкистов после госпиталя.

В главном герое присутствует и скромность. Так, он задумывается о получении медали, но все же отказывается от этой затеи. Тем не менее, орден он свой заслужил. Бесстрашие и лишь одно желание защитить родину пробуждает его единственного идти с винтовкой против самолёта, за что, и удостоен Теркин ордена.

Главный герой любит свою малую родину – Смоленск, чувство преданности ей проявляется на протяжении всей поэмы. Но чувства долга перед страной, самоотдача и товарищество заставляют его покинуть Смоленск и вернутся к товарищам по фронту, на войну. Не случайно Смоленск тут играет роль родины. Ведь для Твардовского именно этот город является родным. Кто, как не автор мог описать любовь к этому городу, особенно в военный период, когда родину разрушают и захватывают, и так точно вложить ее в душу Теркина. Твардовский и сам так точно и ярко описал своего главного героя: «на войне лихой солдат, на гулянке гость не лишний, на работе — хоть куда…».

2 стр., 910 слов

Образ Василия Теркина в поэме Твардовского: , описание по стиху

... по-отечески – допустим, обнимает солдата и жмет ему руку. «Василий Теркин» Александр Твардовский — образ автора в поэме: сочинение кратко по стиху Образ автора в поэме «Василий Теркин» Александра Твардовского Твардовский, Твардовский ... родную землю. Василия Теркина, Великой Отечественной Войны «Василий Теркин» Твардовского: содержание стиха о солдате Василии, видео «Василий Теркин» Твардовского Не ...

Собирательный образ Василия Теркина об обычном русском солдате. Он смелый, верит в победу и не теряет чувство юмора. Теркин уверен, что все пройдёт, придёт мир и добро. Твардовский вдохновлял солдат русской армии, от лица Василия Теркина призывал к стойкости, терпимости и мужеству. Не случайно благодаря этому эта поэма была столь популярна, а произведение читалось с удовольствием в сложное военное время.

Русский солдат в поэме Василий Теркин

Твардовский написал поэму «Василий Тёркин» с 1941 по 1945 годы. В персонаж Василия Тёркина фронтовики влюбились сразу. Чем же так понравился герой?

Василий Тёркин – типичный русский герой. Его персонаж стал узнаваемым лишь потому, что каждый солдат мог разглядеть в нём схожие черты. В нем нет лживости и притворства, наигранности в патриотизме. По характеру он настоящий русский парень, с простой и доброю душой. В любой боевой ситуации он оказывался настоящим русским героем.

Василий – богатырь, силен духом и телом. Он тот же Иванушка, который был простодушным и бесхитростным, умным и храбрым, весёлым и шутником, всегда любил и веселил людей. Тёркин всегда находит слово для каждого из товарищей. Он поддерживает их во всем. К невзгодам и неприятным жизненным ситуациям Василий относится с юморком. Вспомним ситуацию, когда за раненым солдатом явилась смерть. Василий не страшится её – он приступает сторговаться с нею, прося её дать ему время пожить хотя бы еще несколько, чтобы встретить «День Победы» и повеселиться. Уяснив, что она предложила ему невыгодное условие, солдат гонит её. И зачастую солдат шутит, но все же бывает в его словах чувствуется боль к Родине.

Тёркин – храбрый солдат и человек: он любит свою Отчизну. Он смелый, ловкий, удачливый, готов рисковать своей жизнь ради других людей, он готов к героическим поступкам. У него присутствует чувство собственного достоинства. Василий отлично чинит старые вещи старикам, у него умелые руки. Он любит играть на гармошке, рассказывать увлекательные жизненные истории своим бойцам. Он умеет поднять каждому из товарищей боевой дух.

Василий помогает другим солдатам, но и они во многом поддерживают его. Вспомним, как помогают его танкисты, привезшие в госпиталь, бойцы дают хорошие валенки.

Почему автор определил Василия Тёркина тружеником-солдатом?

Во-первых, быть солдатом в военное время – сложное занятие. Каждый солдат является простым человеком народа, которому бывает, как больно, так и страшно. Он выделил героем простого солдата, не офицера, а простого человека, который именно за все отвечает, и тот, кто выигрывает.

Сам автор уверяет в поэме, что каждая рота должна иметь такого солдата – героя. Конечно, это была ирония, но в каждой шутке имеется правда. Именно в страшные минуты боевого сражения, когда над головой летят пули, вокруг умирают товарищи, важна поддержка добрым словом и вера в победу.

13 стр., 6041 слов

Образ русского солдата в поэме А.Т. Твардовского Василий Теркин

... хорошо, если бы каждой роте выделить по своему Теркину. Сочинение Русский солдат в поэме Василий Теркин Мало кто не читал поэму Твардовского “Василий Теркин”. Произведение вошло в массы за короткий период ... Но нельзя не согласиться, что самым ярким и запоминающимся стал образ простого русского солдата Василия Тёркина в одноименной поэме Александра Трифоновича Твардовского. В этом собирательном ...

Теркин обладает всеми качествами, необходимыми, чтобы честно выполнить свой долг по защите Родины. Вместе с тем, в нем нет фатализма или отрешенности от жизни, свойственной, например, японским самураям. Твардовский изобразил главного героя своего произведения простым парнем, который по воле судьбы попадает на войну.

Автор подчеркивает, что его герой не профессиональный военный. Он изображается обычным крестьянским парнем. В частности, умеющим многое делать своими руками. Теркин выступает и в роли плотника, и часовщика, олицетворяя тем самым не просто русского солдата, но простой народ, поднявшийся на защиту своей страны.

Теркин не просто смел, но обладает хорошим чувством юмора и прекрасно относится к своим боевым товарищам. Существенную часть произведения занимают забавные рассказы, с помощью которых солдат скрашивает тяжелые будни войны. Именно разговоры Василия Теркина, в значительной степени сделали книгу популярной.

Кроме того, он изображен относительно молодым человеком. С одной стороны, это обстоятельство соответствует исторической действительности, так как призыву, в первую очередь, принадлежали более молодые люди не успевшие получить хорошую рабочую специальность, требуемую для оборонной промышленности. С другой, должно было помочь читателю ассоциировать себя с героем. Книга носила в значительной степени воспитательный характер, давая пример для подражания, образец солдата, на которого захочется быть похожим.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

При этом Теркин лишен черт сверхчеловека или сказочного богатыря. Твардовский упоминает, что тот не обладает высоким ростом и достаточно худой. Василий наделен обычными человеческими переживаниями и слабостями, которые, однако, не мешают ему мужественно сражаться и проявлять силу духа.

Вместе с тем, Теркин не изображается шутом, способным лишь развлекать сослуживцев. Несмотря на то, что на его долю в двадцать с небольшим лет, выпали серьезные испытания, солдат сохраняет мужество и желание сражаться против врагов своей страны. В произведении ненавязчиво подчеркивается патриотизм Теркина.

Произведение Твардовского, на примере главного героя, учит, что хорошим солдатом может стать каждый, для этого не нужны особые качества, необходимо оставаться хорошим человеком и не впадать в уныние.

Вторая мировая

Вторая мировая война была самым кровопролитным конфликтом в мировой истории. В ней приняли участие 62 государства из 73 существовавших на тот момент, то есть 80 % населения земного шара.

Первоначальный план молниеносного немецкого блицкрига в СССР провалился. Если Наполеон ждал в России генерального сражения, но так и не дождался его, то вермахт в Советском Союзе столкнулся с другой крайностью: каждое сражение Красная армия воспринимала как последнее.

Сохранилось множество воспоминаний немцев о войне и их писем с фронта. Немецкий генерал-фельдмаршал Людвиг фон Клейст писал:

«Русские с самого начала показали себя как первоклассные воины, и наши успехи в первые месяцы войны объяснялись просто лучшей подготовкой. Обретя боевой опыт, они стали первоклассными солдатами. Они сражались с исключительным упорством, имели поразительную выносливость».

1 стр., 479 слов

«Героизм русского солдата в годы войны» ( )

... советской армии переправлялись через реку, вдруг раздались выстрелы, солдаты остались на другом берегу. Главный герой Василий Теркин простой русский парень, честно выполнявший свой долг, с риском для ... а ради товарищей. Также всем нам известен подвиг героев-панфиловцев. При обороне Москвы в бою у разъезда Дубосеково совершили свой бессмертный подвиг двадцать восемь бойцов из дивизии генерала ...

Отто Скорцени:

«Стратегия войны у Рейха была лучше, наши генералы обладали более сильным воображением. Однако, начиная с рядового солдата и до командира роты, русские были равны нам — мужественные, находчивые, одаренные маскировщики. Они ожесточенно сопротивлялись и всегда были готовы пожертвовать своей жизнью… Русские офицеры, от командира дивизии и ниже, были моложе и решительнее наших».

Немецкий генерал, начальник штаба 4-й армииГюнтер Блюментрит:

«Русский солдат предпочитает рукопашную схватку. Его способность не дрогнув выносить лишения вызывает истинное удивление. Таков русский солдат, которого мы узнали и к которому прониклись уважением еще четверть века назад».

Немецкий артиллерист противотанкового орудия:

«Во время атаки мы наткнулись на легкий русский танк Т-26, мы тут же его щелкнули прямо из 37-миллиметровки. Когда мы стали приближаться, из люка башни высунулся по пояс русский и открыл по нам стрельбу из пистолета. Вскоре выяснилось, что он был без ног, их ему оторвало, когда танк был подбит. И, невзирая на это, он палил по нам из пистолета!»

Танкист группы армий «

«После успешного прорыва приграничной обороны, 3-й батальон 18-го пехотного полка группы армий «Центр», насчитывавший 800 человек, был обстрелян подразделением из 5 солдат. «Я не ожидал ничего подобного, – признавался командир батальона майор Нойхоф своему батальонному врачу. – Это же чистейшее самоубийство атаковать силы батальона пятеркой бойцов».

Офицер 7-й танковой дивизии:

«В такое просто не поверишь, пока своими глазами не увидишь. Солдаты Красной Армии, даже заживо сгорая, продолжали стрелять из полыхавших домов».

Генерал Гюнтер Блюментритт, начальник штаба 4-й армии:

«Поведение русских даже в первом бою разительно отличалось от поведения поляков и союзников, потерпевших поражение на Западном фронте. Даже оказавшись в кольце окружения, русские стойко оборонялись».

Так ситуацию на Восточном фронте оценил один из немецких солдат:

«Россия, отсюда приходят только дурные вести, и мы до сих пор ничего не знаем о тебе. А ты тем временем поглощаешь нас, растворяя в своих неприветливых вязких просторах».

Ефрейтор Фриц Зигель в своем письме домой от 6 декабря писал:

Образ солдата-героя в поэме А.Т.Твардовского «Василий Тёркин»

В «Книге про бойца» автор создал образ огромной впечатляющей силы — образ героя Священной войны и вместе с тем запечатлел героическую борьбу всего советского народа против немецко-фашистских захватчиков. Вечные темы жизни и смерти, войны и мира, добра и зла, любви и ненависти предстали в поэме в новом свете — в слиянии с великой правдой борющегося народа.

Постепенно раскрывается перед нами характер советского солдата. Во всех ситуациях он проявляет необычайную силу духа, жизнелюбие, неистощимый оптимизм, чуждую внешних эффектов храбрость, готовность к взаимопомощи, трудолюбие, терпение. Это те качества народного характера, которые делают Тёркина собирательным образом советского бойца.

15 стр., 7259 слов

Образ и характеристика Ивана Васильевича в рассказе «После бала» Льва Толстого

... знаком каждый человек на территории бывшего Советского Союза Иван Васильевич — главный герой рассказа Льва Николаевича Толстого «После бала». В образе главного героя автор изобразил портрет человека, который являлся типичным для той эпохи. Иван Васильевич был человеком, который ...

То серьёзный, то потешный,

Нипочём, что дождь, что снег —

В бой, вперёд, в огонь кромешный, Он идёт, святой и грешный,, Русский чудо — человек.

Высокие моральные и боевые качества Василия Тёркина раскрываются в главах «Тёркин ранен», «Гармонь», «Поединок», «Кто стрелял?», «Бой в болоте», «В наступлении», «Смерть и воин», «На Днепре» и других. Каждая глава является звеном в раскрытии характера главного героя поэмы. Подвиг для Василия Тёркина — это честное, самоотверженное исполнение солдатского долга.

Главное качество его души — в минуту грозной опасности думать не о себе, а о других. В Теркине слились черты былинного героя и просто солдата. Это характер героический, характер народный.

Биография героя поэмы — это биография армии, миллионов советских людей: герой отступал, был ранен, вернулся в строй, победил, вошёл в Берлин… Вместе с тем в Теркине поэт запечатлел и индивидуальные, неповторимые черты живого, правдивого характера. Это человек весёлый, «большой любитель жить», ничто человеческое ему не чуждо, для него естественны храбрость и героизм, грусть и слёзы, он «Человек простой закваски, что в бою не чужд опаски», он талантлив во всём — в воинском подвиге и в быту. Все поступки и действия Василия Теркина красивы своей естественностью — всё он делает «так-то ладно, так-то складно». Твардовский любуется складом и ладом ума и сердца своего героя.

Василий Теркин всегда бодр и весел, и порою может показаться, что он просто шутник, балагур; однако юмор Теркина служит средством поддержания духа бойцов, и в весёлой шутке, задушевном рассказе, в понимании людей герой поэмы под стать самому автору. Теркин чаще всего шутит в минуты серьёзной опасности, шуткой он борется с трусостью и малодушием, своим примером воспитывает молодых, «необстрелянных» солдат.

Рядом с Теркиным в поэме немало эпизодичных персонажей: безымянные герои — бойцы, мать солдата, жена солдата, старик-колхозник — бывший солдат старой русской армии, повар, который Василию Теркину «ложку лишнюю кладёт», генерал, награждающий Теркина орденом, однофамилец Василия — Иван Теркин… Герой поэмы — весь советский народ, поднявшийся на защиту своего Отечества. Защитники Родины — артиллеристы, танкисты, пехотинцы — труженики-солдаты, мастера своего дела. Твардовский создал поистине эпическую картину Священной войны советского народа против фашистской Германии.

В поэме раскрываются нравственные истоки всемирно-исторического народного подвига.

Сила силе доказала:

Сила силе — не ровня,

Есть металл прочней металла,, Есть огонь страшней огня!

Так выражается главная мысль автора — о моральном превосходстве Советской Армии над фашистскими полчищами.

Сцена бала и её место в проблематике рассказа Л.Н.Толстого «После бала».

Ответ:

Льва Николаевича Толстого справедливо называют Учителем человечества. Великий писатель своими произведениями помогает постигать самую главную и самую сложную науку – «науку о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра».

Толстой-гуманист на страницах своих книг решает проблемы добра и зла, совести и ответственности, справедливости и человеческого счастья, чести и достоинства.

Как участник Крымской войны, писатель в своих произведениях яростно отстаивает и мысль о милосердии и сострадании, особенно по отношению к простому русскому солдату. Вот почему в 1900-е годы Толстой вспомнил жизненный случай, происшедший в далекие годы юности с его старшим братом – Сергеем Николаевичем Толстым.

2 стр., 853 слов

Иван Васильевич на балу и после бала (по рассказу «После бала») (1)

... по лицу. После всего увиденного Иван Васильевич не пошел к Б. Он крепко задумался: почему полковник, добрый и веселый на балу, так поступил? Может быть, так и нужно? Иван Васильевич так и решил, но ... чувство к Вареньке. Что же кроется за этим? Внешне согласившись и примирившись с поступками полковника, с порядками того времени, Иван Васильевич не мог забыть это и простить. Совесть каждого человека ...

Сергей Николаевич полюбил дочь воинского начальника Казани Варвару Андреевну Корейш и собирался на ней жениться. Но после того как Сергей Николаевич увидел жестокое наказание солдата, бежавшего из казармы, которым командовал отец любимой девушки, он пережил сильное потрясение, перестал бывать в доме Корейша и отказался от мысли о женитьбе. Эта история так прочно жила в памяти Льва Толстого, что много лет спустя он положил её в основу рассказа «После бала».

Значение рассказа огромно. В нём перекликаются две эпохи — та, которую изображает Толстой – 40-е годы XIX века, эпоха правления Николая I, и та, которая присутствует незримо, в постановке социальных и нравственных проблем – 900-е годы.

Но пером писателя водило не столько желание восстановить в памяти минувшее, сколько стремление обратить внимание современников на незаживающие раны настоящего. Ведь 900-е годы – это эпоха назревающего в стране кризиса перед русско-японской войной, которую Россия проиграла, и первой революцией 1905 года. Поражение показало несостоятельность государственного режима, ведь армия в первую очередь отражает ситуацию в стране.

В рассказе читатель переносится в 40-е годы 19 века. В России правит Николай I, прозванный в народе Николаем Палкиным (Павлович).

В русской армии свирепствовала жесточайшая палочная дисциплина: за малейшую провинность солдаты подвергались суровым наказаниям. Бесчеловечное отношение к солдатам, которых, как правило, набирали из крепостных крестьян, было нормой в ХVIII-ХIХ веках.

В рассказе автор выступает против насилия и гнёта, бесчеловечного отношения к солдатам.

Но «армейская» проблема — не основная, главная тема в рассказе связана с вопросами нравственными: может ли сам по себе человек «понять, что хорошо, что дурно», или «все дело в среде»?

Тема раскрывается через изображение эволюции внутреннего мира, мировоззрения повествователя.

Повествователь — это особый художественный образ, от имени которого в эпическом литературном произведении ведётся повествование о событиях. В роли повествователя может выступать сам герой.

В рассказе «После бала» два повествователя:

первый – тот, кто вводит нас в ситуацию, где происходит беседа молодых людей о влиянии условий на формирование человека.

Этот повествователь ведёт рассказ от первого лица — но не единственного, а множественного числа («спросили мы», «сказал один из нас»), то есть он является как бы лицом собирательным.

Первый рассказчик знакомит читателя с Иваном Васильевичем, который является вторым повествователем. Он-то и ведёт историю о важном эпизоде своей жизни от первого лица.

Иван Васильевич — пожилой и мудрый человек, готовый поделиться с молодёжью жизненным опытом.

После разговора об условиях, которые необходимы человеку для личного самосовершенствования, Иван Васильевич поднимает давно мучающий его вопрос:

может ли человек сам управлять собою, совершенствовать себя – или всё дело в среде, обстоятельствах, которые всегда сильнее наших намерений?

12 стр., 5621 слов

Творчество великого русского художника Василия Ивановича Сурикова

... яры" - говорил Суриков. Биография Василия Ивановича Сурикова Василий Иванович Суриков родился в 1848 году ... Как многие неграмотные люди, она превосходно владела устной ... Матвеевны Дурандиной. Сначала школьная жизнь показалась мальчику невыносимой. В ... положительный отзыв о способностях юноши, его отъезд в столицу ... творчества В.И. Сурикова С глубиной и проницательностью истин ... в России: вольный, ...

Чтобы понять это, Иван Васильевич вспоминает историю, которая очень впечатлила его, заставила сопереживать, а главное – изменила всю его жизнь.

Случилась она во времена правления Николая І. Иван Васильевич был тогда двадцатилетним юношей, студентом провинциального университета. Он жил вместе с братом на квартире, «был веселый, бойкий малый», богатый, вел типичную для представителей дворянства беззаботную жизнь: ездил верхом на иноходце, катался с девушками с гор, кутил, пил шампанское, танцевал и особенно любил балы и вечера. Понятно, что, как и большинство молодых людей его возраста и его дворянского окружения, он не знал серьёзных жизненных тяжб, не задумывался над глобальными вопросами, которые так волновали простого русского человека.

Красивый и богатый юноша был по натуре добрым и порядочным, но одновременно легкомысленным, мало рассуждающим, не интересующимся жизнью русского народа.

«…Не было у нас в то время в нашем университете никаких кружков, никаких теорий, а были мы просто молоды и жили, как свойственно молодости: учились и веселились».

Мир рассказчика был полон любви и романтики. Он наслаждался жизнью и мечтал о военной карьере. Но после «одной ночи, или скорее утра» жизнь его круто переменилась.

В последний день масленицы случилось ему веселиться на балу у губернского предводителя. Счастливый и довольный жизнью юноша был в восторге от чудесного бала, знаменитых музыкантов и великолепного буфета с морем шампанского.

Кроме того, Иван Васильевич был серьёзно влюблён. Влюбляться приходилось ему много раз, но это была самая сильная его любовь. Он был очарован Варенькой Б., «высокой, стройной, грациозной и величественной, именно величественной».

Хоть я и охотник был до шампанского, но не пил, потому что без вина был пьян любовью, но зато танцевал до упаду — танцевал и кадрили, и вальсы, и польки, разумеется, насколько возможно было, всё с Варенькой.

Не только Иван Васильевич любовался Варенькой. Она за, — вспоминает рассказчик. Это состояние безмерного счастья, блаженства и искренней влюблённости делали из него «какое-то неземное существо, не знающее зла и способное на одно добро».

Это восторженно-нежное чувство юноша испытывал не только к Вареньке, но и к её отцу, с похожей ласково-радостной улыбкой. Он был очарован замечательным, добрым, тихим отцом-полковником.

Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми подвитыми усами, белыми же, подведенными к усам бакенбардами и с зачесанными вперед височками, и та же ласковая, радостная улыбка, как и у дочери, была в его блестящих глазах и губах. …Он был воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки.

Иван Васильевич не может любить просто одного человека, ему нужно непременно любить весь мир, понимать и принимать его целиком. Поэтому вместе с любовью к Вареньке герой любит и ее отца, восхищается им.

Иван Васильевич признавался: «Я невольно соединял её и его в одном нежном умилённом чувстве».

После волшебного вечера, полного любви, надежд и грёз, юноша понимает, что он слишком счастлив для того, чтобы уснуть, и решает пройтись по утреннему городу. Гуляя по улице, молодой человек невольно видит страшную сцену экзекуции — так называлось наказание, распространенное в первой половине девятнадцатого века в армии во время царствования Николая І. Провинившегося солдата прогоняли сквозь строй, избивая палками или прутьями.

3 стр., 1186 слов

Размышления Ивана Васильевича в рассказе Л. Н. Толстого «После бала

... желание исчезло. Юноша не пошел на военную службу, потому что жестокость противна его натуре. Иван Васильевич честный и добрый человек. Он не умеет притворяться. В юности он понял, что притворство, фальшь ... не может смириться с тем, что человеческая жизнь не ценится вообще. Ведь беглый солдат после избиения может умереть. И о нем никто не вспомнит, и не пожалеет. Может быть, он и преступил закон. ...

Иван Васильевич видит, как под командованием «доброго» и обаятельного отца Вареньки солдаты избивали за побег татарина. Влюблённый юноша наблюдает, как полковник своей сильной рукой, нежно поддерживавшей ещё вчера в мазурке дочь, бьет сегодня по лицу малорослого солдатика за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина.

Отец Вареньки замечает Ивана Васильевича в толпе зевак и узнаёт его, однако поспешно отворачивается от возлюбленного дочери. Кажется, что полковник ничуть не сомневается, что делает всё «по закону».

Но ведь эта случайная встреча с Иваном Васильевичем разозлила его. Почему? Может, старик в глубине души чувствует, что слепо руководствуясь бесчеловечными законами, педантично исполняя их, поступает неправильно, делает что-то не так в своей жизни.

Однако полковнику не суждено понять, что не тому закону следует, что он всего лишь винтик в мощном механизме николаевского правления.

Поэтому Петру Владиславовичу должно быть стыдно за свой жизненный выбор, за то, что именно он, а не Иван Васильевич, «уличён в самом постыдном поступке».

Картина экзекуции, которая предстала перед влюблённым рассказчиком, полностью разрушила его мечты. Реальная действительность грубо вторглась в мир жизнерадостного юноши, беспощадно поломав его.

Молодой человек в недоумении: неужели можно иметь два лица: одно для бала и другое — для муштры? Ведь полковник ведет себя совершенно естественно в обеих ситуациях: и на балу, танцуя с дочерью, и на плацу, руководя жестокой расправой.

Сознание Ивана Васильевича не может вместить всего ужаса открывшейся ему правды. Юноша думает так:

«Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал».

И он пытается понять, что заставляет полковника быть таким жестоким. Со временем внутренний конфликт героя перерастает в стихийное противостояние тому укладу жизни, который установился и укрепился в русском обществе 19 века, той среде, в которой принято выполнять всё по закону государственному, но никак не по закону Божьему.

Молодой человек понял, что он не может изменить мир, но может изменить себя в этом мире. Вот почему он оставил мечты о военной службе, чувствуя сердцем всю противоестественность установленных правил.

Поэтому его пылкая любовь начала угасать. В той жизни, фрагмент которой ему случайно довелось увидеть, нет места простым человеческим чувствам: жалости, милосердию, состраданию, справедливости. В той бездушной атмосфере в нём бы погиб человек.

Так что Иван Васильевич знал и понимал несравнимо больше того, что полковнику просто недоступно. Он был и остался искренним, чистым и светлым человеком.

Изменив своё отношение к жизни, распорядившись ею совсем не так, как мечталось в юности, Иван Васильевич думает, что жизнь свою прожил зря, не принеся пользы ни Отечеству, ни людям, ни себе самому. Но окружающие так не считают.

«Ну, это мы знаем, как вы никуда не годились, — сказал один из нас. — Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было».

39 стр., 19122 слов

Политическая Жизнь Современной России

... в политических элитах почти отсутствуют навыки и начала демократической политической культуры. Итак, политическая жизнь современной России чрезвычайно ... органов, имеющих и реализующих право на принятие законов: Федеральное Собрание, состоящее из двух палат – ... категорий политического анализа, более сложной по содержанию и смыслу. Политическая действительность образуется деятельностью людей, групп или ...

Эта фраза выражает общее мнение собравшихся, и становится понятным, что беседующая молодёжь считает Ивана Васильевича своим учителем — учителем жизни, каким являлся и является по сей день автор рассказа – Лев Николаевич Толстой.

«Этот человек сделал поистине огромное дело, дал итог пережитого за целый век и дал его с изумительной правдивостью, силой и красотой», — сказал когда-то Максим Горький о Льве Толстом.

С этой мыслью нельзя не согласиться. В своих произведениях Толстой отобразил ту реальность, в которой жил русский народ.

В рассказе «После бала» эти взгляды раскрываются читателю через образ полковника, его поведение на балу и на площади.

По убеждению Толстого, в ходе русской истории возникло две России – Россия дворянская и Россия мужицкая.

Полковник, как представитель первой России, беззаботной и праздничной, презирает Россию мужицкую, бесправную и угнетённую.

В этом для писателя состояла драма русской жизни. Он мечтал, чтобы эти два начала соединились, чтобы Россия стала единой.

Писатель восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут и в настоящем, что прошлое с его социальным неравенством не отпускает Россию, и поэтому она по-прежнему остается разделённой.

Билет 17.

Русско-японская война

Русско-японскую войну Россия проиграла. Однако героизм русских моряков и солдат был неоднократно подмечен японцами, которые умели ценить воинский боевой дух.

Известной стала история рядового Василия Рябова, который был задержан японцами во время разведывательного выхода. Русский рядовой выдержал допрос и не выдал военной тайны.

Перед расстрелом вел себя достойно. Японцы были так восхищены мужеством русского рядового, что отправили нашему командованию записку.

«Наша армия не может не высказать наших искренних пожеланий уважаемой армии, чтобы последняя воспитывала побольше таких истинно прекрасных, достойных полного уважения воинов».

Насчет обороны Порт-Артура японский поручик Тадеучи Сакурай,участник штурма, писал:

«…Несмотря на все наше озлобление против русских, мы все же признаем их мужество и храбрость, и их упорная оборона в течение 58 часов заслуживает глубокого уважения и похвалы… Среди убитых в траншеях мы нашли одного русского солдата с перевязанной головой: очевидно, уже раненный в голову, после перевязки он вновь встал в ряды товарищей и продолжал сражаться до тех пор, пока новая пуля не уложила его насмерть…».