Характеристика образа персонажа (план сочинения)
Групповая характеристика героев
- Вступление (место героев в произведении).
- Основная часть. Характеристика героев как определенного социального типа.
- Социальное и материальное положение героев:
- профессия, занятия;
- цель в жизни;
- уровень развития.
- Мировоззрение, круг умственных интересов героев:
- профессия, занятия;
- цель в жизни;
- уровень развития.
- Мир чувств героев:
- отношения с окружающими людьми;
- внутренние переживания, чувства, эмоции героев.
- Какие черты личности выявляются в произведении:
- с помощью портрета;
- в речевой характеристике героев;
- через поступки героев;
- с помощью предыстории и биографии героев;
- через окружающую обстановку;
- через характеристику других действующих лиц;
- в авторской характеристике.
- Заключение. Зачем созданы данные образы, какие вопросы, проблемы они помогают решать в произведении.
Смотрите, как пишется в повести «Капитанская дочка»
Индивидуальная характеристика героя
- Вступление (место героя в произведении).
- Основная часть. Характеристика героя как определенного социального типа.
- Внешний облик.
- Социальное и материальное положение героя;
- Мировоззрение, круг умственных интересов героя:
- профессия, занятия героя;
- цель в жизни;
- уровень развития героя.
- Мир чувств героя:
- отношения с окружающими людьми;
- внутренние переживания, чувства, эмоции героя.
- Какие черты личности выявляются в произведении:
- с помощью портрета;
- в речевой характеристике героя;
- через поступки героя / героев;
- с помощью предыстории и биографии героя;
- через окружающую обстановку;
- через характеристику других действующих лиц;
- в авторской характеристике.
- Заключение. Зачем создан данный образ, какие вопросы, проблемы он помогает решать в произведении.
Сопоставительная характеристика героев.
- Какие герои сопоставляются, почему сравниваются именно они.
- Что общего между героями:
- в умственном отношении (интеллект, образование, взгляды на мир и человека, цель в жизни);
- в эмоциональном (духовном) развитии (их отношение к людям, качества их характера: доброта, общительность, мстительность, завистливость, целеустремленность, избалованность и т.д.);
- в социальном (материальном, профессиональном) плане;
- в отношении с окружающими людьми.
- Что отличает двух героев.
- Для чего автор сопоставляет этих героев.
- Отношение автора к героям.
- Ваше отношение к данным персонажам.
Как написать сочинение-характеристику литературного героя (Анализ стихотворения, стиха)
Характер – это совокупность всех психических, духовных свойств человека, проявляющихся в его действиях и поступках.
Образ главного героя в произведение «Уроки французского»
... переживает голод. Таков контекст произведения, в котором действуют герои рассказа «Уроки французского». Друзья-читатели! Предлагаем Вашему вниманию характеристику Вадика в повести Валентина Распутина “Уроки французского”. Главный герой рассказа родом из деревни. Мальчика считали умным, грамотным ...
Характер героя в литературной произведении
Характер героя выражается не только в прямой авторской характеристике, он проявляется в высказываниях героя, в его поведении, в отношении к окружающим, в образе жизни, в обстановке, которая его окружает, в событиях, какие с ним происходят, в его манерах, внешности, речи и т. д. Дать характеристику героя в сочинении – это значит рассмотреть поступки и поведение героя в различных обстоятельствах, показать его внутренний мир.
Примерный план характеристики героя
- Вступление. Место героя в произведении.
- Главная часть. Характеристика героя.
- Возраст героя, его социальное и материальное положение.
- Внешний облик.
- Занятия героя, его интересы, склонности, привычки.
- Поведение и поступки героя.
- Как герой относится к окружающим.
- Как относятся окружающие к герою.
- В чем особенности его внутренних переживаний.
- Речевая характеристика героя.
- Авторское отношение к персонажу.
- Какие черты личности героя выявляются в произведении.
- Заключение. Ваше отношение к герою.
Характеристика образа персонажа, описание персонажей, цитатные образы для сочинений
Характеристика героев «Собачьего сердца»
Тематика произведения
В свое время вызвала много толков сатирическая повесть М. Булгакова. В «» герои произведения яркие и запоминающиеся; сюжет — фантастика вперемешку с реальностью и подтекст, в котором открыто читается резкая критика Советской власти. Поэтому сочинение было очень популярным в 60‑е годы среди диссидентов, а в 90‑е, после официальной публикации его и вовсе признали пророческим.
Тема трагедии русского народа хорошо просматривается в этом произведении, в «Собачьем сердце» главные герои вступают в непримиримый конфликт между собой и никогда не поймут друг-друга. И, хотя в этом противостоянии победили пролетарии, Булгаков в романе раскрывает нам всю сущность революционеров и их тип нового человека в лице Шарикова, подводя к мысли, что ничего хорошего они не создадут и не сделают.
Главных персонажей «Собачьего сердца» всего три, а повествование в основном ведется из дневника Борменталя и через монолог пса.
Характеристика главных героев
Шариков
Шариков и Полиграф Полиграфыч
В результате операции, проведенной профессором Преображенским, из обычной дворняги Шарика родился Полиграф Полиграфыч — существо, полностью изменившее свой характер и поведение. Операция, включавшая пересадку гипофиза и половых желез пьяницы и дебошира Клима Чугункина, привела к тому, что милый и дружелюбный пес превратился в дармоеда и хулигана.
Полиграф Полиграфыч стал олицетворением всех негативных черт нового общества — он плюет на пол, бросает окурки, неумело пользуется уборной и постоянно матерится. Однако его негативные качества не ограничиваются этим — Полиграф Полиграфыч быстро освоил навык письма доносов и нашел призвание в убийстве своих вечных врагов — котов.
По поэме «Мцыри» М. Ю. Лермонтова: вступление, аргументы, рассуждение ...
... Сочинение по литературе по плану на тему «Мцыри — романтический герой поэмы М. Ю. Лермонтова»: идея, характеристика образа 8 класс, кратко «Мцыри»: характеристика ... вступлением к сочинению. Ниже вы найдете еще один вариант предисловия. Читайте далее. «Мцыри»: вступление к сочинению «Мцыри» ... они и наблюдаются, то личность должна бороться за свою ... Провал затеи и смерть героя Мцыри жаждет воли. Ведь стены ...
Автор ясно дает понять, что не только коты стоят на пути Полиграфа Полиграфыча. Вскоре и люди, встающие у него на пути, обязательно станут жертвами его страшной силы. Полиграф Полиграфыч является угрозой обществу и воплощением низменной силы народа, которую Михаил Булгаков видит в грубости и недалекости решений новой революционной власти.
Профессор Преображенский
Профессор Преображенский — известный мировой ученый и уважаемый хирург, который использует новаторские разработки в области омоложения организма путем пересадки органов. Он ведет решительные эксперименты, игнорируя природные законы, и заслуженно получает свою «говорящую» фамилию.
Преображенский привык жить на широкую ногу — у него есть прислуга, роскошный дом с семью комнатами и шикарные обеды. В его больнице лечатся бывшие дворяне и высшие революционные деятели, которые покровительствуют профессору.
Профессор Преображенский самостоятелен и уверен в себе. Он ярый противник террора и Советской власти, называя ее «пустобрехами и бездельниками». Преображенский считает ласку единственным способом общения с живыми существами и осуждает новую власть за ее радикальные методы и насилие.
Операция по омоложению Шарика дала нежеланный результат — пес превратился в человека, который оказался нежелательным и непокорным. Филипп Филиппович, помощник Преображенского, приходит к выводу, что эта операция была ошибкой и что природа не является полем для экспериментов.
Доктор Борменталь
Доктор Борменталь, или Иван Арнольдович, полностью посвятил себя своему учителю Преображенскому. В прошлом Прeображенский помог ему выбраться из полуголодного состояния и принял его сначала на кафедру, а потом взял в свою больницу в качестве ассистента.
Молодой доктор Борменталь старается культурно развивать Полиграфа Полиграфыча и даже переезжает к профессору, чтобы более эффективно справляться с его непослушанием. Он всеми силами пытается сделать из Полиграфа Полиграфыча приличного человека, но все его усилия не дают результатов из-за нежелания Полиграфа Полиграфыча меняться.
В повести «Собачье сердце» Михаил Булгаков создает ярких и многогранных персонажей. Апофеозом сюжета становится донос, который Шариков пишет на профессора. В этот момент проявляются особенности характеров главных героев — Броменталя и Преображенского.
Броменталь, в отличие от колеблющегося Преображенского, проявляет твердость и жесткость. Он решительно поддерживает Шарикова в его намерении убить профессора и показывает свою отвагу. Этот эпизод подчеркивает, насколько для автора важны честь и собственное достоинство.
Шариков, прежде был беззаботным и безответственным, но под влиянием новой революционной власти он начинает принимать права и обязанности гражданина. Он понимает, что теперь он может покупать учебники и журналы, участвовать в собраниях. Шариков становится полезной единицей общества.
Дружба и вражда в романе дубровский, пушкин читать бесплатно. ...
... Петровичу. Кто виноват в ссоре? Троекуров властолюбив, а Дубровский решителен и нетерпелив. Это человек го-рячий и неосмотрительный. Поэтому несправедливо было бы ... Сочинение 2 Написанное произведение великолепным автором Александром Пушкиным, входит в сборник рассказов, которые несут интересное повествование о жизни различных героев, которые обладают различными качествами и представлены в образе ...
Новоизбранный председатель домкома, Швондер, ненавидит профессора как классового врага. Он преклоняется перед революционной властью и ее законами. Хотя Швондер недалек и необразован, он учит Шарикова писать доносы и рассказывает ему о его правах в квартире Преображенского. Швондер всегда умалчивает и поступает послушно в разговорах с профессором, но этим он только усиливает свою ненависть к нему.
Другие герои
В списке персонажей повести необходимо упомянуть двух помощниц по хозяйству — Зину и Дарью Петровну. Они признают превосходство профессора и безоговорочно преданы ему. Они даже готовы совершить преступление ради своего любимого хозяина. Так, в момент повторной операции по превращению Шарикова в собаку, они находятся на стороне докторов и точно выполняют их указания.
Повесть «Собачье сердце» Михаила Булгакова ярко описывает героев, которые воплощают определенные идеи и качества. Здесь автор представляет свое видение революционеров, их способности к преступлениям и их подчинение новой государственной власти.
Золушка — характеристика литературного героя (персонажа)
Золушка (фр. Cinderella) — героиня сказки (1697).
Автор описывает ее как «добрую, приветливую, милую». Этот образ является одним из самых тонких и обаятельных среди сказочных героинь. Золушка скромна, трудолюбива, покладиста и доброжелательна.
Золушка, дочь почтенного и знатного человека, живет в собственном доме на правах служанки, притесняемая злой мачехой. Она безропотно выполняет всю черную домашнюю работу, чистит котлы и кастрюли, моет лестницы, ухаживает за сводными сестрами, которые платят ей черной неблагодарностью. Золушка спит на чердаке под самой крышей, на колючей соломенной подстилке, и молча сносит все обиды, не решаясь пожаловаться отцу. Золушкой ее прозвали за вечно перепачканное золой платье.
Однажды Золушка попадает на бал благодаря помощи своей крестной — феи. Она оказывается настолько прекрасной, что принц выбирает именно ее из всех присутствующих дам, а гости также очарованы незнакомкой. Но вместо того, чтобы отомстить своим сестрам и мачехе, Золушка разыскивает их, говорит каждой несколько приятных слов, угощает апельсинами и лимонами, которые поднес ей сам принц. После свадьбы с принцем Золушка простила сестрам все обиды, потому что она была не только хороша собой, но и добра, как пишет Перро.
Образ Золушки вдохновил многих художников. Братья Гримм создали свою версию истории Золушки (1814).
Д. Россини написал лирико-комическую оперу на этот сюжет (1817), а С.С. Прокофьев создал одноименный балет (1944).
Отечественный фильм «Золушка» (1947) с Я. Жеймо в главной роли, по пьесе и сценарию Е.Л. Шварца, признан классикой детского кинематографа.
Характеристика литературного героя Владимира Дубровского в романе А.С. Пушкина
Владимир Андреевич Дубровский – драматический герой, созданный А.С. Пушкиным в его романе «Дубровский» (1832–1833).
Даниель Островский характеризует его как «героя мелодрамы, романтика, героя издевательства судьбы». В свою очередь, В.Г. Белинский считал, что Дубровский является «общественным героем, атаманом разбойников, борцом с несправедливостью».
Дубровский был офицером и сыном родовитого, но обедневшего помещика. Он был разбойником и бунтарем, хотя это не сразу проявилось в его характере. После того, как Дубровский потерял своё имение, он из мщения и ненависти поджег усадьбу своих врагов, после чего ушёл со своими крестьянами в лес и стал разбойником.
Спицын в повести дубровский пушкина характеристика образ
... своих крестьян на расправу, поэтому предлагает им сдаться и начать жить правильно. (No Ratings Yet) Loading… Характеристика Дубровского Источник: http://home-task.com/xarakteristika-dubrovskogo/ Образ Владимира Дубровского в романе «Дубровский» (сочинение) Владимир Дубровский впервые предстает ...
Однако, несмотря на свой бунтарский нрав, Дубровский также был человеком разумным и сильным. Он демонстрировал незаурядную храбрость и решительность, что проявлялось в шутке, устроенной Троекуровым. Дубровский оказался в клетке с голодным медведем, но хладнокровно приставив пистолет к уху зверя, убил его, что было причиной того, что Мария Кирилловна полюбила его.
Однако, несмотря на то, что Дубровский полюбил Марию Кирилловну обездоленную дочь виновника всех его несчастий, Мария отказалась бежать с ним, потому что ей грозил брак со старым князем Верейским. Разгневанный Дубровский напал на карету, в которой Мария возвращалась из церкви обвенчанной с князем, но Мария отказалась от его помощи.
В последней главе романа Дубровский распустил свою шайку разбойников и уехал за границу, но вопреки характеристикам Белинского и Островского, он не стал борцом с несправедливостью и не присоединился к социальной борьбе разбойников. Напротив, он остался офицером и барином, умеющим командовать, и никогда не обрёл конкретной осязаемости и детализируемости характера. Остановка сюжета исчерпала судьбу Дубровского, на которую Пушкин указал по аналогии с финалом романа «Капитанская дочка».
В пушкинском повествовании романтический образ разбойника последовательно снижен. Д. не грабит учителя-француза, а, войдя в его положение и уговорив продать свои документы, прощается с ним с пожеланиями, чтобы в Париже француз застал свою матушку в добром здравии. На станцию, где случай свел француза и Д., последний приезжает и уезжает в коляске. Его поведение и облик столь обыденны и не устрашающи, что, когда смотритель, узнавший Д., по его отъезде сообщает жене, кто был их гость, та восклицает: «Бога ты не боишься, Сидорыч. Зачем ты не сказал мне того прежде, я бы хоть взглянула на Д., а теперь жди, чтобы он опять завернул. Бессовестный ты, право, бессовестный!» Образ Д. имел несколько прототипов. Нащокин рассказал Пушкину о помещике Островском, «который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить, сначала подьячих, потом и других. Пушкин знал о деле нижегородского помещика (фамилия та же, что у героя), у которого в 1802 г. незаконно было отнято имение его родственника. И.Л. Андроников указывает на ряд других возможных прототипов. Типичность ситуации несправедливой потери имения позволила Пушкину включить в текст романа подробный документ на нескольких страницах — решение суда об отнятии у отца Д. имения в пользу Троекурова. Честолюбие, пылкий нрав, унаследованные от предшествующего поколения, импульсивность, граничащая с самодурством, толкают Д. на безрассудные поступки, которые оборачиваются преступлением. Удел молодого Д. — каторга или вынужденная эмиграция. Пушкина интересовал не мелодраматический герой-разбойник, а судьба русского дворянина, ставшего жертвой несправедливости.
Пушкинский герой и сюжет были воплощены в некогда популярной, а ныне забытой опере Э.Ф. Направника (1895), в которой главную партию исполняли многие знаменитые тенора: от Л.В. Собинова до С.Я. Лемешева. В экранизации романа (1936) роль Д. играл Б.Н. Ливанов.
Образ главного героя в рассказе Л. Cочинение «Образ главного ...
... рассказа «После бала»: жанр - рассказ; в основе — реальные события; сюжет: один случай из жизни героя; повествование: от лица главного героя; ... образом, автор на образе данного героя показал, как в человеке может пробудиться совесть и чувство ответственности за ближнего. Несколько интересных сочинений Берг и Вера Ростова в романе ... почитание. Одежда Петр Владиславович ... после случившегося наш герой ...
Калашников Степан Парамонович поэма (1838)
— купец, хранитель родовых устоев и чести семьи. Имя «Калашников» заимствовано из песни о Мастрюке Темрюковиче (в вариантах, записанных П. В. Киреевским, упоминаются дети Кулашниковы, братья Калашнички, Калашниковы).
Фабула, возможно, навеяна рассказом о чиновнике Мясоеде-Вислом, жена которого была обесчещена опричниками («История государства Российского» Н. М. Карамзина).
Размышления над частной жизнью К. и его устойчивой психологией позволяют нам лучше понять его характер и настроения. Для К. всякое изменение внешнего быта является катастрофой, которая предвещает беду и вызывает чувство несчастья и горя. Его жизнь размеренна и заранее определена, что отражается и на его устойчивости нравственных принципов.
Хотя К. и осознает социальные различия и кидает упреки своей жене, общий порядок и родовые отношения все еще играют большую роль в его жизни. Как глава семьи, ему достается ответственность за жену, детей и братьев. Он обязан защищать честь своей жены и своей семьи, поскольку это связано с его родовыми обязанностями. Когда жена Кирибеевича обращается к нему с оскорблением, это оскорбление касается не только К., но и всего христианского народа.
Как защитник родовых принципов и народных устоев, К. становится эпическим героем и основным символом обиды, вызывая широкую поддержку народа. Схватка, которая происходит на глазах всей Москвы и всего честного народа, служит выражением эмоций, бескомпромиссности и исхода битвы. Описание столицы перед боем подчеркивает важность момента и его масштабность.
Ритуал кулачного боя играет ключевую роль в контексте «Песни о Комовом». Этот бой, который обычно является развлечением для героев, становится идеологическим противостоянием старых и новых укладов. Форма поединка, основанная на народных обычаях, где силой сражается сила, олицетворяет фрагмент песни. Перед боем К. обращается ко всему православному миру, показывая свою преданность перед началом схватки.
Лиза — характеристика литературного героя (персонажа)
Лиза — героиня повести Н.М. (1792).
Сюжет повести прост. Бедная крестьянская девушка Л. встречает молодого дворянина Эраста. Уставший от света, он влюбляется в непосредственную, невинную девушку любовью брата. Однако вскоре платоническая любовь переходит в чувственную. Между тем Эраст уходит на войну. «Нет, он и в самом деле был в армии, но вместо того, чтобы сражаться с неприятелем, играл в карты и проиграл почти все свое имение». Чтобы поправить дела, Эраст женится на богатой вдове. Узнав об этом, Л. топится в пруду.
Действия Лизы в повести иллюстрируют ее невинность, преданность и готовность жертвовать собой ради любви. Ее трагическая гибель подчеркивает конфликт классов и предрассудков, присутствующих в обществе того времени. Лиза становится символом непризнанной любви и социальной несправедливости, что делает ее персонажем, вызывающим симпатию и сострадание читателя.
Карамзин использует весьма распространенный сюжет европейской мещанской драмы, пересадив его на русскую почву. При этом писатель идет на определенный риск — читающее общество могло не принять его героев с их «заблудшими сердцами». Слишком сложными для неподготовленного читателя оказываются характеры Л. и Эраста при всей их условности. Ни одного из героев нельзя с уверенностью назвать положительным или отрицательным персонажем. Особая роль принадлежит повествователю, чей образ также был в новинку для литературы конца XVIII века. Красота прямого общения удивительно воздействовала на читателя, создавая между ним и автором неразрывную эмоциональную связь, перерастающую в подмену вымысла былью.
Евгений базаров: характеристика и образ героя в романе и.с. тургенева ...
... стране и истинных консерваторов, не желающих мириться с новыми порядками. Главным героем романа является Евгений Базаров, противоречивый и неоднозначный человек из семьи медиков. Раскрывая образ своего персонажа, автор описывает Базарова умным и ...
С «Бедной Лизой» русская читающая публика получила один важный подарок — первое в России место литературного паломничества. Незадолго до написания повести Карамзин возвращается из путешествия по Европе, где посещает многие памятные литературные места. Испытав на себе, какой эмоциональный заряд таит в себе эффект соприсутствия, молодой литератор точно указывает место действия своей повести — окрестности Симонова монастыря. Даже сам Карамзин не предполагал, какое воздействие окажут на читателя его нововведения. Практически сразу «Бедная Лиза» стала восприниматься читателями как рассказ о подлинных событиях. Многочисленные паломники устремились к скромному водоему у монастырских стен.
Роль «Бедной Лизы» в русской литературе
Реальное название пруда было забыто — отныне он стал Лизиным прудом. На стволах деревьев любопытные посетители писали слова сострадания к бедной девушке и признательности к сочинителю повести. Например, на одном из деревьев было вырезано: «В струях сих бедная скончала Лиза дни, // Коль ты чувствителен, прохожий, вздохни!» Встречались и иронические надписи: «Погибла здесь, в пруду, Эрастова невеста. // Топитесь, девушки, в воде довольно места…» Собственно, с «Бедной Лизы» началась новая в русской литературе эпоха, отныне главной мерой всего становится человек чувствительный. Это и обусловило невероятный читательский интерес. «Карамзин первый на Руси начал писать повести, которые заинтересовали общество…» — отмечал В.Г. Белинский. Подобная заинтересованность значительно расширила круг читающей публики и возвысила самосознание российского читателя до европейского уровня. Со временем популярность произведения значительно снизилась: русский читатель «перерос» этап чувственных рыданий. Однако образ Л. прочно закрепился в русской литературной традиции. В дальнейшем мотивы этого образа будут встречаться у Е.А. Баратынского, А.А. Дельвига, А.С. Пушкина, Ф.М. Достоевского.
Бедная Лиза — страдалица, святая, жертва социального неравенства, грешница. Образ героини постепенно перестал принадлежать писателю, сделавшись частью литературной традиции, превратившись в национальный культурный миф.
Петр Первый — характеристика литературного героя
1) герой романа Д.С. Мережковского «Петр и Алексей» (1904–1905), заключительной части исторической трилогии «Христос и Антихрист», где на примере трех отдаленных во времени исторических эпох изображается борьба христианства и язычества. Трилогия создавалась в течение почти целого десятилетия, и внутренняя ее концепция менялась. В первом романе — «Отверженный» (позднее печатался под заглавием «Смерть богов (Юлиан Отступник)») — Мережковский обращается к эпохе императора Юлиана (IV век), пытавшегося возродить язычество и уничтожить победившее его христианство.
Образ Петра I в романе Толстого «Петр Первый»
... В произведении Алексей Толстой подчеркивает, что юные годы царя были довольно драматичными. Это связано с его постоянной борьбой за власть. В романе есть антагонист Петра – Голицын, который является фаворитом . В ... и неограниченный во власти демонический монарх. Произведение не было закончено писателем, но в нем образ Петра показан хорошо. Понравилось сочинение? А вот еще:
Период написания трилогии «Христос и Антихрист» Мережковский был заинтересован антихристианскими идеями Ф. Ницше, которые выдвигали возрождение язычества как торжество «веселия жизни» и земных радостей над бесплодным христианским аскетизмом. Вторая часть трилогии, роман «Воскресшие боги (Леонардо да Винчи)», обращается к эпохе Возрождения, где происходит новое открытие античности, и статуи языческих богов снова воскресают уже как произведения искусства. В данном романе языческие и христианские идеалы рассматриваются как две равноправные, но непримиримые правды. Двойственность прослеживается на всех начинаниях Леонардо в изображении Мережковского. В третьей части трилогии, романе «Петр и Алексей», тема противостояния христианства и язычества не является главной, но возникает в начале романа при описании открытия статуи Венеры, которую по инициативе Петра устанавливают в Летнем саду.
Главная антитеза романа стала заглавием всей трилогии: «Христос и Антихрист». Мережковский писал о направлении эволюции первоначального замысла: «Когда я начинал трилогию ‘Христос и Антихрист’, мне казалось, что существуют две правды: христианство — правда о небе и язычество — правда о земле, и в будущем соединение этих двух правд — полнота религиозной истины. Но, кончая, я уже знал, что соединение Христа с Антихристом — кощунственная ложь; я знал, что обе правды — о небе и о земле — уже соединены во Христе Иисусе…» Петр в изображении Мережковского предстает как носитель антинациональных государственных устремлений, направляющих Россию по внутренне чуждому ей пути. Бюрократическое государство, которое создает он самыми варварскими методами, с его «противоестественной» столицей, строится на костях людей. Это дьявольское наваждение, о котором пророчествует царевна Марфа Алексеевна: «Петербургу быть пусту». Петр не только распутник, пьяница и сквернослов, но и гонитель русской церкви, убийца стрельцов, участвовавший в пытках собственного сына.
Исследование разработывается на основе анализа романа П. Мережковского «Царевич Алексей» и его театральной адаптации. В романе Мережковского особое внимание уделяется образу Петра, который, следуя путем раскольников, представлен как антихрист апокалиптического характера. Однако, в то же время, истинными представителями христианских идей являются раскольники-старообрядцы, которые воспринимают деятельность Петра как враждебную и стремятся возродить русские обычаи и вернуть столицу в Москву.
Противостояние между Петром и царевичем Алексеем становится основной драматической линией романа. Алексей, которого видят в роли последней надежды для сохранения самобытности и отвергающие петровские реформы, вызывает симпатию и простого народа. В этой конфликтной ситуации Мережковский выражает свою симпатию Алексею, который, хотя и слабый и безвольный, но более человечный в отличие от Петра.
Изображая гибель сына Петра, Мережковский использовал мотивы евангельского мифа о сыне, приносимом в жертву. Это придает действиям Петра некоторое оправдание, хотя Мережковский в более поздней публицистике высоко оценивал значение петровских реформ.
Роман «Царевич Алексей» богат множеством исторических и бытовых деталей, которые создают атмосферу реальности. Однако, несмотря на это, Пётр I в изображении Мережковского скорее является схемой с авторскими мыслями, чем живым историческим персонажем.
Образы помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души»
... исследования в моей курсовой работе является поэма «Мертвые души». Объектом исследования служат персонажи поэмы, а именно, характеры и образы помещиков, к ... и его работа над "Мертвыми душами" Николай Васильевич Гоголь приступил к работе над романом "Мертвые души" в середине 1835 года, даже ... неотступно торговаться с Собакевичем, а также покорить Плюшкина своим "великодушием". Чем же объяснить такую ...
На основе романа автором была написана пьеса «Царевич Алексей», которая была поставлена в Большом Драматическом Театре в Петрограде в 1920 году. Главную роль царевича Алексея исполнил актер Н.Ф. Монахов.
Образ Петра I в произведениях А.Н. Толстого
Герой нескольких произведений А.Н. Толстого: рассказа «День Петра» (1918), пьесы «На дыбе» (1929, 2‑я ред. под назв. «Петр I» — 1934, 3‑я ред.— 1938), исторического романа «Петр Первый» (1‑я кн.— 1929–1930, 2‑я — 1933–1934, 3‑я, неоконч.,— 1944–1945), а также киносценария (1937–1939, в соавторстве с режиссером В.М. Петровым)…
Толстому безусловно близок пушкинский образ Петра, героя Полтавы, воздвигшего «в гражданстве северной державы < …> огромный памятник себе». В изображении Толстого П. не имеет ничего общего с «царем-антихристом», каким его показал Мережковский. А вот враги дела Петрова — явные слуги антихриста, творящие «черные мессы», страшащиеся рассвета Руси. В пьесе «На дыбе» П. показан как личность исключительная и трагическая…
Пока П. силен, все ему подвластно. Буквально по мановению руки воздвигается город и создается флот. Но только силы оставляют П., и все восстает против него. В финале умирающий император видит, как буря разбивает в щепы построенный им флот, а хлынувшее море затопляет воздвигнутый им град…
В романе Толстого, хронология которого охватывает период с 1682 по 1704 г., от смерти царя Федора Алексеевича и венчания на царство Ивана и Петра до взятия Нарвы, образ П. приобрел большую историческую объективность, хотя и лишился трагической составляющей героя пьесы. П. сталкивается с оппозицией, подавляет мятежи, сражается с ордами неприятелей, но его исторический выигрыш предопределен…
Первым театральным воплощением пьесы «На дыбе» стал спектакль МХАТа Второго (1930), в котором роль П. исполнял В.В. Готовцев. В постановке третьей редакции пьесы на сцене Ленинградского театра драмы им. Пушкина П. играл Н.К. Черкасов (1938).
Самое значительное актерское воплощение этого образа принадлежит Н.К. Симонову, сыгравшему роль П. в фильме В.М. Петрова (1937–1939).
Плюшкин — характеристика литературного героя
Плюшкин — персонаж поэмы Н.В. Гоголя (первый том 1842, под ценз, назв. «Похождения Чичикова, или Мертвые души»; второй том 1842–1845).
Литературные источники образа П. — образы скупцов у Плавта, Ж.-Б. Мольера, Шейлока у. Шекспира, Гобсека О. Бальзака, Барона А.С. Пушкина, также, очевидно, князя Рамирского из романа Д.Н. Бегичева «Семейство Холмских», Мелмота-старшего из романа Ч.Р. Метьюрина «Мельмот-скиталец», барона Балдуина Фюренгофа из романа И.И. Лажечникова «Последний новик». Жизненным прототипом образа П., вероятно, явился историк М.М. Погодин. Гоголь начал писать главу о П. в подмосковном доме Погодина, славившегося своей скупостью; дом Погодина был окружен садом, послужившим прообразом сада П. (Ср. воспоминания А. Фета: «в кабинете Погодина < …> невообразимый хаос.
Исследование образа Плюшкина в романе «Мертвые души» Н.В. Гоголя
Образ Плюшкина является одним из ключевых в романе «Мертвые души» Н.В. Гоголя и ярким примером гоголевской словесной манеры. Плюшкин появляется в произведении на третьем главе и сразу же привлекает внимание своим необычным образом.
Характеристика образа
Имя Плюшкина становится метафорой, символизирующей противоположность изобилию и бедности. Появляясь на страницах романа, Плюшкин предстает перед читателем как застарелый и замаранный грешник, неспособный на эмоции и сочувствие.
Главным элементом образа Плюшкина является его внешность. Описывая героя, Гоголь использует гиперболические приемы, преувеличивая черты его лица и тела. По словам Гоголя, герой был бесполым существом с женским «капотом» и работающий на определенной местности Чичикова как ключница, так как на его поясе лежали всегда ключи. Однако, вместе с тем ощущается, что определенная честь и власть в глазах окружающих для него имеет некую ценность, что демонстрируется на примере сцены, в которой Чичиков использует для расчетов с ним карточную игру.
Само существование Плюшкина описывается как безрадостное и угрюмое. Сюжет романа преподносит его образ как предмет жестокой сатиры — он замещает отношение главного героя к своей родине, своим богатствам и социальной позиции, которое, наравне с его редким проявлением сочувствия и глубокими раздумьями на отвлеченные темы, отличало лишь их форму от тривиального общения.
Символизм образа
Образ Плюшкина становится символом умирания и разложения. Трудно не отметить обстоятельности, в которых фигурирует герой. Его дом и хозяйство, запачканные пылью и грязью, сухие печи и овощные хранилища, создают зловещее впечатление. Мир Плюшкина наполнен гнилью, тлением и угасанием. Организационных и материальных ресурсов у него достаточно, но их используют только для международных и светских показов, не вплотную подходя к самым глубоким проблемам и вызовам социальной жизни.
Очевидно, что Гоголь в свою сатире использует образ Плюшкина для того, чтобы отразить разбазаривание богатства в эпоху, когда многие люди становились неведомыми массами и изгоями, которых пьянит «Души станут в русском испытании».
Заключение
Таким образом, можно заключить, что образ Плюшкина имеет глубокий смысл и несет в себе не только гиперболические черты героя, но и символические элементы. Герой олицетворяет бедность, угрюмость и деградацию, находится в основополагающих и этических противопоставлениях с героями, богатство которых в сатирическом контексте превращается в зеркало безумной, отчаянной жадности.
Однако хлеб гниет в кладовых, зеленая плесень покрывает ограды и ворота, бревенчатая мостовая ходит, «как фортепьянные клавиши», кругом ветхие крестьянские избы, где «многие крыши сквозят, как решето», две сельские церкви опустели.
Дом П.— аналог средневекового замка скупца из готического романа («Каким-то дряхлым инвалидом глядел сей странный замок…»); в нем сплошь щели, все окна, кроме двух «подслеповатых», за которыми обитает П., забиты. Символ «богатырской» скупости П., стяжательства, доведенного до крайнего предела,— замбк-исполин в железной петле на главных воротах дома П. Образ сада П., по которому прошелся резец природы, сделав его прекрасным садом, контрастирует с образом «дряхлого замка» (адом) и является прообразом обращения П.— мысли Гоголя воскресить П. из мертвых в 3‑м томе поэмы, намекая на «райский сад».
С другой стороны, в описании сада П. имеются метафоры с элементами реального портрета П. («густая щетина» «седого чапыж-ника»), а «запущенный участок сада выступает как своеобразная эмблема человека, оставившего без ухода свое «душевное хозяйство», по выражению Гоголя» (Е.Смирнова).
Углубление сада, «зиявшее, как темная пасть», также напоминает об аде для тех, у кого душа заживо умирает, что происходит с П. Из рачительного, образцового хозяина, у которого размеренным ходом «двигались мельницы, валяльни, работали суконные фабрики, столярные станки, прядильни», П. трансформируется в паука.
Сначала П.— «трудолюбивый паук», хлопотливо бегающий «по всем концам своей хозяйственной паутины», он славится хлебосольством и мудростью, миловидными дочками и сыном, разбитным мальчишкой, целующимся со всеми подряд. (Ср. с Ноздревым; символически Ноздрев — сын П., пускающий его богатства по ветру.) После смерти жены старшая дочь убегает со штаб-ротмистром — П. посылает ей проклятие; сыну, ставшему военным и нарушившему волю отца, П. отказывает в средствах и тоже проклина-ет; покупщики, не в силах торговаться с П., перестают покупать у него товар. «Паучья» сущность П. эволюционирует. Вещи П. ветшают, время останавливается, в комнатах П. застывает вечный хаос: «Казалось, как будто в доме происходило мытье полов и сюда на время нагромоздили всю мебель.
На одном столе стоял даже сломанный стул, и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину». Опред- меченная метонимия образа П., отделившаяся от него, как душа от мертвого тела,— поношенный колпак на столе. Предметы сжимаются, усыхают, желтеют: лимон «ростом не более лесного ореха», два пера, «высохшие, как в чахотке», «зубочистка, совершенно пожелтевшая, которою хозяин, может быть, ковырял в зубах своих еще до нашествия на Москву французов».
Пыльная куча в углу, куда П. тащит всякую дрянь: найденную щепку, старую подошву, железный гвоздь, глиняный черепок, краденое у зазевавшейся бабы ведро — символизирует полную деградацию всего человеческого» Шв. В противоположность пушкинскому Барону П. изображен не в окружении груды червонцев, а на фоне тления, уничтожившего его богатства. «Скупость П.— это как бы обратная сторона его отпадения от людей…» (Е.Смирнова).
Умственные способности П. тоже приходят в упадок, сводятся к подозрительности, ничтожной мелочности: дворовых он считает ворами и мошенниками; составляя список «мертвых душ» на четвертке листка, сокрушается, что нельзя отделить еще осьмушку, «лепя скупо строка на строку». В восторге от глупости Чичикова, П. вспоминает о гостеприимстве и предлагает Чичикову графинчик ликерчика «в пыли, как в фуфайке» и сухарь из кулича, с которого прежде приказывает соскоблить плесень и снести крохи в курятник. Бюро П., куда он погребает деньги Чичикова, символизирует гроб, где в глубине косной материи похоронена его душа, духовное сокровище, умершее от стяжательства (ср. евангельскую притчу о таланте, зарытом в землю).