Образ Луки в пьесе М.Горького «На дне».
Лука — самый сложный образ в пьесе М. Горького «На дне». Именно с ним связан
основной философский вопрос произведения: «Что лучше: истина или сострадание?
Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?»
До появления в ночлежке Луки отношения двух групп персонажей складываются явно
в пользу «бесчувственных» правдолюбцев: так, Барон по-хамски ведет себя по
отношению к Насте, заставляет ее провести уборку ночлежки вместо себя (в этом
«общежитии» налажена система «дежурств»); малосимпатичный Бубнов грубо
отмахивается от жалоб Анны и КЛеща («шум — смерти не помеха»).
В целом,
«мечтатели» мучаются, они зависимы, жаждут сострадательной доброты, но не находят
сочувствия у сторонников «правды факта». Такое сочувствие они найдут у странника
Луки.
Этот человек прежде всего добр: он снисходителен к слабостям, терпим к чужим
грехам, отзывчив на просьбу о помощи. Еще одна привлекательная черта Луки — его
неподдельный интерес к жизни, к другим людям, у каждого из которых он способен
разглядеть индивидуальную «изюминку» (кстати, странничество и интерес к «чудинке» —
общие черты Луки и героя-повествователя ранних горьков-ских рассказов).
Лука вовсе не
навязывает другим своих взглядов, не горит желанием делиться жизненным опытом с
первым встречным или демонстрировать свой незаурядный ум. Вот почему он не
пытается «обратить в свою веру» Бубнова и Барона — им он попросту не нужен, а
«навязываться» — не в его характере.
Нужен же он «страдальцам»: это им необходимо утешение и ободрение —
своеобразная анестезия от жизненных бед и стимулятор интереса к жизни. Подобно
опытному психоаналитику, Лука умеет внимательно слушать «пациента». Интересна
тактика его духовного «врачевания»: чтобы утешить собеседника, он не придумывает
никаких собственных рецептов, но лишь умело поддерживает сложившуюся у каждого из
них мечту (повторим еще раз девиз Луки: «Во что веришь, то и есть»).
В этом отношении особенно интересны его рекомендации Актеру. Актер — герой
Образы «хозяев жизни». Законы существования «на дне. Женские ...
... наиболее искренние чувства ненависти или сострадания у читателей и зрителей пьесы. Женские образы в пьесе » На дне» В пьесе пять женских персонажей. Анна — жена Клеща, ... Образ Луки в пьесе М. Горького «На дне» Русские писатели всегда проявляли интерес к философским проблемам, то есть к проблемам человеческого бытия и смысла жизни. Творчество М. Горького не стало исключением, а пьеса «На дне» ...
веры, а не правды факта, и утрата способности верить окажется для него смертельной (это
случится после ухода Луки из ночлежки).
Впрочем, до вынужденного ухода Луки самочувствие ночлежников заметно
улучшается: у большинства из них крепнет вера в возможность жить лучше, кое-кто уже
делает первые шаги на пути к обретению человеческого достоинства. Лука сумел
вдохнуть в них веру и надежду, согрел их души своим сочувствием. Обезоруживающее
действие не просветленной добром «правды» Бубнова и Барона на время нейтрализовано.
Несколько смягчается по отношению к товарищам по несчастью даже сам Бубнов (в
последнем действии он пригласит «сожителей» разделить с ним немудреную трапезу);
- лишь Барон, пожалуй, остается неисправимым циником и мизантропом.
Именно Барон — наименее симпатичный из ночлежников — пытается разоблачить
Луку как «шарлатана» и обманщика в последнем действии пьесы. Здесь важно заметить,
что с момента исчезновения Луки до времени последнего действия проходит немало
времени (судя по «метеорологическим» ремаркам, около полугода).
Выясняется, что
пробужденные в душах ночлежников надежды оказались непрочными и уже почти угасли.
Возвращение к прозаической реальности тяжело переживается вчерашними
«мечтателями» (особенноболезненно реагирует на новую ситуацию Актер).
Виновником