Обработка русской народной сказки

Сочинение

ТЕМА: «СОЧИНЕНИЕ — ОБРАБОТКА РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ»

Цели:

познакомить учащихся с терминами « произведение, созданное на основе более раннего», «обработка литературного произведения», сформировать представления о способах обработки текста народной сказки

воспитать бережное отношение к произведениям устного народного творчества, их языку и стилю изложения

развить память, воображение, внимание, речь учащихся

продолжить формирование умения работать с текстовой информацией

1. Орг. момент. Звучит песня из телепередачи «В гостях у сказки».

  • С произведением какого литературного жанра мы сегодня будем работать?

2. Актуализация знаний учащихся. Первичное восприятие текста.

Учащиеся знакомятся с текстом русской народной сказки «Медведь и лиса». Название сказки не сообщается.

  • Кто главные действующие лица произведения?
  • Кого поймал медведь?
  • Какой вопрос задала лиса медведю, чтобы его перехитрить?
  • Что ответил медведь? Повторим эту фразу все вместе.
  • Почему в сказке говорится о том, что медведь должен был ответить по –другому -«с севера»?
  • Дополните заголовок сказки «Медведь и….».

Уточним тему урока.

  • Вспомните требования к заглавию и дополните заголовок таблицы.

Учащиеся дополняют заголовок таблицы «Виды пересказа». Заранее подготовленный ученик выступает с творческим пересказом сказки.

  • Определите вид пересказа. Почему вы так решили?

Учитель включает запись басни И.А. Крылова «Ворона и лисица».

  • Чем похожи басня и сказка?
  • Чем они отличаются?

— Иногда литературное произведение так увлекает писателя, что он берет его за основу своего собственного сочинения. В таком случае принято говорить, что писатель создавал собственное произведение на основе другого, более раннего. Таких примеров в литературе немало.

Учащиеся, работая в парах, выполняют задание на карточках, где соотносят названия произведений с названиями произведений, созданных на их основе.

  • Часто автор так увлекается творчеством, что трудно сразу определить, на основе какого более раннего произведения создан его текст, поэтому такой вид литературной деятельности пересказом считать нельзя.

— Однако есть люди, которые считают, что к литературным произведениям, особенно к текстам народных сказок, былин, песен следует относится очень бережно. Таких людей называют обработчиками сказок. Одним из известнейших обработчиков народных сказок был Александр Николаевич Афанасьев. Обрабатывая тексты литературных произведений он не изменял их сюжет, а лишь адаптировал язык произведения для современного читателя.

15 стр., 7050 слов

Методика ознакомления детей с литературными произведениями в ...

... на себя событий, "мысленным" действием с эффектом личного участия. 1. Методика ознакомления детей с литературными произведениями в группах раннего ... с предметом), показ различных игрушек с одним и тем же действием, вопрос "Где то-то? " (развивает ... основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, гражданственность. Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения языка тех произведений, ...

  • Почему ученые -литературоведы отмечают важность такой литературной деятельности?

Учащиеся переходят по ссылке http://www.detlitlab.ru и читают отрывок из статьи «К вопросу об обработке и пересказе русских народных сказок для детей» М.И. Алексеевой.

— Кроме того обработчики сказок, часто собирают, перерабатывают и записывают ранее мало известные произведения устного народного творчества, передававшиеся из уст в уста на территории одной области или края и не имевшие до этого письменного варианта.

  • Вы догадались, каким видом литературной деятельности мы сегодня будем заниматься?
  • Сформулируйте цель урока.

3. Работа с текстом. Обработка сказки.

  • Нам предстоит обработать народную сказку, можем ли мы изменить сюжет по своему желанию, ввести новых персонажей? Что же мы будем изменять, обрабатывать?
  • Прочитайте текст ещё раз и обратите внимание на выделенные слова.

Используем ли мы такие формы речи в современной жизни. Придайте устаревшим слова современное звучание.

Дети устно заменяют устаревшие формы слов. Учитель читает старый вариант предложения, а дети новый.

  • Прочитайте первый абзац. В тексте первого абзаца используется только одно слово для обозначения главного героя сказки. Какое это слово?

— В своей статье «К вопросу об обработке и пересказе русских народных сказок для детей» М.И. Алексеева пишет: «Как и всякий детский писатель, обработчик или пересказчик должен иметь «ум возвышенный, образованный, взгляд на предметы просветленный». Порой ему приходится выступать в роли текстолога, фольклориста. Он должен знать психологию детского восприятия, особенности языка и стиля детской литературы».

  • А знаете ли вы, как по другому в народных сказках называли медведя?
  • Попробуйте заменить слова в тексте первого абзаца синонимами и пересказать его.

Один ученик пересказывает измененный абзац.

  • Еще один полезный совет обработчику народных сказок мы найдем на стр.51 ваших тетрадей.

Учащиеся выполняют задание 6, в текст вносятся правки.

4. Подготовка к пересказу обработанной сказки

  • Что мы изменили в тексте сказки? Учитывая изменения, перескажите текст друг другу, работая в парах.

Учащиеся выполняют задание учителя.

5. Пересказ обработанной сказки.

  • Какую цель мы перед собой поставили?
  • Что мы для этого делали?
  • На что надо обратить внимание при пересказе?

Ученик пересказывает сказку. Учащиеся оценивают пересказ –обработку, при необходимости предлагают пути для улучшения результата.

16 стр., 7799 слов

Сказки народные и авторские

... В русской народной сказке «Кот, петух и лиса» конфликт между лисой и домашними животными котом и петухом. В коми народной сказке «Лиса и заяц» – между хвастливой лисой и находчивым ... Воротился старик», «Обратился медведем». Русская народная сказка «Царевна-лягушка». ( Волшебная сказка. Сказка о поисках невесты и избавлении ее из плена колдовства. В сказке присутствует мифический герой – Баба Яга. ...

6. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Мини – тест.

В чем заключается суть обработки текста народной сказки?

в адаптации языка в изменении сюжета в точной записи народного звучания сказки

400050053975001714500539750005397500

Д О М А Ш Н Е Е З А Д А Н И Е

создание произведения подготовить пересказ – обработку сказки

на основе сказки