Майзада Сыражановна
Мифы и легенды Казахстана
Нам необходимо вглядеться в прошлого , чтобы понять настоящее и увидеть контуры будущего
Н.А .Назарбаев
В казахской литературе легенда- одно из самых распространенных жанров литературы. Я говорю о том, что древние рассказы переходили из в уста ,от поколения к поколению.
Казахский народ создавал свою культуру по разному, в зависимости от тех материальных, социальных условий, в которых протекала жизнь. Но и теперь, когда выросла громадная и сложная человеческая культура ,устные сказы далекого прошлого и ритмы древних не ушли из неё окончательно. Наш народ на протяжении своей истории по-разному хранил сокровища устного народного творчества. Одни сберегли его лучше, другие хуже .Одни растеряли старые песни и сказки, заменили их книжной литературой поэтому сейчас мало складывают новые устные произведения . Другие пронесли как драгоценность сквозь века старые песни и предания .Предания ,легенды, былины и пословицы показывают нам культуру народа ,о которой мы зачастую имеем слишком мало письменных свидетельств.
Легенда чаще всего начинается словами «Давно было…», «Когда-то…», «Дело было в старину», что придаёт достоверность описываем событиям. В легенде эпизоды и мотивы, в отличие от сказок, могут более свободно следовать друг за другом. Легенда сюжетный жанр. Но сюжет ее обычно не развернут в сложное повествование, в ней мало эпизодов, чаще всего даже один.
Казахский фольклор-это фольклор, кочевников, и потому в нём много животных. Энергия легенд, питает душу человека огромной первозданной поэзией человеческого духа, мужества и надежды.
Миф-свежий ветер, наполняющий паруса времени и литературы. Если откажемся от мифов легенд, наверное нас потомки не простят.
Прочитав легенду Мухтара Шаханова , я пришла к выводу ,что культура и богатство народа зависит от того настолько он знаком с легендами и мифам своего народа. Одной из таких легенд является старинная легенда поэта
- В давние времена один могущественный хан задумал покорить наш народ. Он привел свои войска к границе и послал лазутчиков, наказав им: «Выведайте, какие у них силы против нас».
Когда же лазутчики вернулись, хан призвал к себе своих визирей и военачальников ,и они вместе стали слушать их донесения.
Манкурт — это кто? «Легенда о манкурте». проблема ...
... с днем настоящим: легенда о манкурте с судьбой Сабиджана, предание о золотом мекре с жизнью детей Абуталипа, а легенда о любви Раймалыага с ... как делают это и герои романа Чингиза Айтматова "И дольше века длится день". Чингиз Торекулович Айтматов вошел в историю русской литературы ... убил её по приказу своих хозяев. Сочинение. «И дольше века длится день» Айтматов - Рецензия (cочинение)» Мы есть то, ...
-Мы побывали во многих местах,-сказал один из посланных,-и как то раз на большом пиру. Был там и правитель. В самом разгаре пиршества в юрту вошёл паренёк лет шестнадцати с домброй в руке. И сидевший на почётном месте хан потеснился и посадил его рядом с собой. Поражённые таким поступком хана, мы спросили ,почему такой поэт какому-то юнцу, на что нам с гордостью ответили: «Это же наш поэт!».
- Коли у них такой глупый правитель, нам под силу попросту закидать шапками этот народ! Мой хан позвольте нам выдвигать войска!-взволнованно заговорил военачальник. И тогда хан тяжёлым вздохом смерил своего полководца и молвил:
-Нет поверните войска назад. Нельзя считать победой разгром народа, который столь почитает своих поэтов, своё духовное достояние, народ, у которого столь высокая культура. Прочитав эту притчу делаю вывод словами Ч. Айтматова: хоть и редко, но были в истории человечества правители , умевшие ценить духовное богатство народа и опираться на него не для вида, а по убеждению.
История подтверждает истину, что нельзя правителю быть равнодушным к национальным традициям, духовной сокровишнице людей, которыми он управляет. Хочу рассказать ещё об одной легенде, которую рассказал Мухтару Шаханову наш президент Н.Назарбаев.
-Жил некогда хан, власть и достояние которого шли в гору, и как-то выехал он вместе со свитой на охоту. Хан пустил стрелу в красивого сайгака. Раненное в ногу бедное животное бросилось к юрте и забежало в открытую дверь. Хозяева в это время сидели за накрытым дастарханом. Сайгак, перепрыгнув через дастархан, упал без сил на почётном месте-торе.
- Выгони сайгака! –закричал хан, наклоняясь с коня к старому хозяину юрты.- Я гнался за ним с самого полудня ,и никто не усомнится в том, что это моя добыча!
-Дело говоришь, мой хан,-ответил старец.-Сайгак этот-твоя добыча,но он в моей юрте – и на почётном месте.Ты же видишь-вот расстелен дастархан. Никто не смеет его переступить. Даже смертельных врагов мирит священный обычай дастархана .Хоть ты и хан ,но и ты не смеешь нарушить обычая предков.
Ничего не смог возвратить хан и повернул коня назад.
Я считаю что, это очень поучительная легенда. Глава государства может достичь высот мудрости, только через глубокое и искреннее уважение к традициям своего народа. А тот, кто этими ценностями пренебрегал и относился к ним надменно, неизбежно сталкивался протестом и сопротивлением народа».
Хочу завершить своё сочинение строками стихотворения М. Шаханова
Беспамятным ветром развеет
Беспамятный прах
Того, кто забыл о своих четырёх
Матерях
Народ, что четыре святыни не смог
Защитить,
Четыре Матери-словно судьба
Дорогих:
Коль жить-лишь для них
А погибнуть-только за них!…
Родная земля, родная история, родные обычаи, родное слово/четыре матери, о которых в своём стихотворении М.Шаханов/-эти темы я продолжаю читать до сегодняшнего дня.
Роль личности и народа в истории в романе Толстого «Война и мир»
... в движение стрелки на циферблате истории. Это равнодействующая — дух народа. Народ в изображении Толстого — решающая сила истории. В романе «Война и мир» это подчеркивается описанием войны как войны ... в истории? Что значит личная и роевая жизнь человека? В чем заключается идеальное бытие человека? Для каких героев характерно это идеальное бытие? Эта тема в романе впервые подробно рассматривается в ...