Русская литература и творчество Тютчева

Сочинение

Русская литература XIX в. щедро одарила нас бесценными высокодуховными произведениями, познакомила со многими выдающимися поэтами, среди которых особое место принадлежит моему любимому поэту Ф. И. Тютчеву. О его творчестве можно сказать словами Тургенева: «О Тютчеве не спорят: кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии». С детских лет нас сопровождают стихи Федора Ивановича Тютчева. Многие из нас еще не умели читать, но уже наизусть знали его стихи. После первого знакомства с его произведениями для многих он становился потом самым понятным и любимым поэтом. Многие его строки вспоминаем мы, когда хотим выразить самые сокровенные свои чувства. Даже сейчас, когда я вновь и вновь перечитываю его стихи, понимаю и поражаюсь неиссякаемому богатству русского языка. Его стихи служат лучшим доказательствам могущества слова.

Во многих стихах Тютчева отражена глубокая любовь к природе, которая неразрывно связана с любовью к родине. Свою беззаветную веру в родину поэт старался прививать людям, окружавшим его в тот момент, а также и будущему поколению. Мне вспоминается небольшой, но сосредоточивший в себе столько смысла отрывок из письма Тютчева к дочери, в котором он пишет, что в России она найдет больше любви, чем где бы то ни было, ощутит все доброе в ее народе и будет счастлива, что родилась русской.

Через обращение к природе Тютчев раскрывает всю красоту и неповторимость нашей родины, воспевает любовь к ней, восхищается и описывает с такой точностью, какую не встретишь больше ни у одного поэта. Федор Иванович в своих стихах предоставил наиболее емкие и поэтически точные картины родной природы. Так, в своем стихотворении «Весенняя гроза» он наиболее точно показал грозу над полем, лесом, садом, над зелеными просторами зачинающейся весны в России:

* Люблю грозу в начале мая,

* Когда весенний, первый гром,

* Как бы резвяся и играя,

* Грохочет в небе голубом.

Да, многие стихотворения Тютчева посвящены природе, любви. Это, разумеется, дает основание относить его к жрецам «чистой поэзии», но Тютчев был также человеком своего времени. И много стихов посвятил своей родине. Из них мы узнаем, что не все в России так радует поэта, как красота родных просторов. Происходящие на родине события не были созвучны его мировоззрению. Суждения Тютчева точно характеризуют всю мерзость создавшейся в стране политической обстановки: «В России канцелярия и казарма… все движется около кнута и чина». Судя по лирике поэта, он был противником чинопочитания, лишен всякого желания выслужиться, являлся противником крепостного права:

9 стр., 4394 слов

Тема россии в лирике тютчева. Анализ стихотворения Тютчева «Умом ...

... В чем своеобразие темы природы в лирике Тютчева? Какой предстает природа в лирике поэта? В чем особенность пейзажной лирики Тютчева? Почему А.Белый назвал Ф.И.Тютчева «древним эллином»? Каким предстает человек в лирике Тютчева? Какую роль играют природные образы в размышлениях поэта о человеке? В ...

* Над этой темною толпой

* Непробужденного народа

* Взойдешь ли ты когда, свобода,

* Блеснет ли луч твой золотой.

Тютчев всегда стремился сохранить полную свободу мысли и чувства, не покорялся условной светской «морали», не раболепствовал перед светскими приличиями. Для поэта Россия представлялась незыблемой громадой, «ковчегом спасения» для Европы. Однако такой она представлялась поэту лишь внешне. В глубине же своей она была «краем долготерпения». Всю ответственность за военные проигрыши и беды народа Тютчев возлагает на царя. И именно в его адрес была направлена резкая и обличительная эпиграмма:

* Не Богу ты служил и не России,

* Служил лишь суете своей,

* И все дела твои, и добрые, и злые,

* Все было ложь в тебе, все признаки пустые:

* Ты был не царь, а лицедей.

Это стихотворение вызывает неоднозначное чувство. Неоднозначен и был в своем поведении Тютчев. Он принадлежал к привилегированному классу, участвовал в дворянских политических кружках и был знаком с некоторыми декабристами. Однако его глубоко возмущали насильственные методы, выбранные ими для борьбы. Зная о готовящемся бунте декабристов, поэт придерживался нейтралитета. Потом он резко выступил с критикой декабристского движения:

* Вас развратило самовластье,

* И меч его вис поразил, —

* И в неподкупном беспристрастье

* Сей приговор закон скрепил.

* Народ, чуждаясь вероломства,

* Поносит ваши имена —

* И ваша память от потомства,

* Как труп в земле, сохранена.

Дыхание эпохи, в которую жил поэт, ощущается даже в стихах, далеких от общественной и политической тематики. Он был современником больших войн и социальных потрясений. И как человек широкого кругозора и острого ума, Тютчев пытался осмыслить историческое значение происходящих в стране событий, с болью и тревогой следя за ними. Его поэзия — это своеобразная исповедь человека, посетившего «сей мир в его минуты роковые», в эпоху крушения социальных устоев. Тютчев всегда стремился жить не в прошлой, а в настоящей России, и эти строки очень хорошо отражают его мысли:

* Не о былом вздыхают розы

* И соловей в ночи поет:

* Благоухающие слезы

* Не о былом Аврора льет,

* 14 страх кончины неизбежной

* Не свеет с древа ни листа.

* Их жизнь, как океан безбрежный,

* Вся в настоящем разлита.

Неоднозначное отношение Тютчева к образу своей родины проходит через все его творчество. Он одновременно воспевает красоту России через природу и обличает все пороки страны тех времен. Но все же поэт с большой искренностью и любовью относится к России, восхищается ее красотами. Россия для Тютчева была своеобразным живописным полотном, о достоинствах которого он мог судить не только на своей родине, но и вдали от нее. Прожив много лет за границей, поэт начал судить о своей родине как бы издали, и иногда происходящие в России события становились ему неясными и чуждыми. В конце жизни он написал следующие стихи:

2 стр., 941 слов

Тютчев — поэт-философ

... века, когда в России формировалась литература, которую весь мир назовет золотым веком русской поэзии, «олимпийской лирикой». Исследователи поэтического наследия Тютчева относят его к поэтам романтического направления, пото ... быть по-разному по­нята разными людьми. Отсюда и рождается строка в фор­ме афоризма — «мысль изреченная есть ложь». Чувства и мечты человек может хранить глубоко в своей ...

* умом Россию не понять,

* Аршином общим не измерить:

* У ней особенная стать —

* В Россию можно только верить.

Как всякий русский поэт, Федор Тютчев не мог быть только поэтом лирическим. Вся его поэзия проникнута глубоким, мистическим чувством к отчизне. Признавая наличие живой души в природе, он подобным образом видел ее в России. Более того, он считал Россию по природе своей христианским царством. По мысли его, Россия призвана внутренне и внешним образом обновить человечество. Великое призвание России, по мысли Тютчева, предписывает ей держаться единства, основанного на духовных началах:

* Над этой темною толпой

* Непробужденного народа

* Взойдешь ли ты когда, свобода,

* Блеснет ли луч твой золотой?

* Растленье душ и пустота.

* Что гложет ум и сердце ноет…

* Кто их излечит и прикроет?

* Ты, риза чистая Христа…

Если принять точку зрения поэта, что Россия — душа человечества, то, как и во всякой душе, светлое духовное начало имеет против себя темную хаотическую энергию, которая еще не побеждена, еще не подчинилась высшим силам, которая еще борется за преобладание и влечет к смерти и гибели. Ее жизнь еще не определилась окончательно, она еще движется, двоится, увлекаемая в разные стороны противоборствующими силами. Воплотится ли в ней свет истины, спаяла ли она единство всех частей любовью? Сам поэт признает, что она не покрыта еще ризою Христа. Значит, судьба России зависит от исхода внутренней нравственной борьбы светлого и темного начал в ней самой. Условие для исполнения ее космической миссии есть внутренняя победа добра над злом. И тогда все остальное приложится ей.