Философская лирика Тютчева

Курсовая работа

Анализ поэтического творчества Федора Тютчева**

Исследование направлено на анализ истории русской поэзии, в особенности на выявление сущности и значимости поэтического наследия Федора Ивановича Тютчева. Автор отмечает, что Лев Толстой лично признал Тютчева своим любимым поэтом. Одновременно Пушкин выразил изумление и восторг стихами Тютчева. Именно Пушкин и Некрасов подчеркнули блестящий характер его лирики. Даже И.С.Тургенев не смог устоять перед ее привлекательностью. Как известно, Чернышевский, Менделеев и М.Горький серьезно интересовались его произведениями, получая от них удовлетворение и положительный эмоциональный эффект.

Федор Иванович Тютчев является первым в истории русской литературы поэтом, чье творчество затрагивает предельные основания бытия и общие вопросы мироустройства. Его поэзия имеет романтический и трагический характер, олицетворяющийся сквозь призму его мировосприятия. Она стала незаменимым звеном между классической поэзией первой половины XIX века и поэзией XX века.

Многогранность творчества Тютчева проявляется в разнообразии жанров: философская, пейзажная и любовная лирика, политические стихотворения, эпиграммы, переводы. Его стихи особенно ценятся за глубину, красоту и сильные эмоциональные проявления. Автор предлагает классификацию лирики Тютчева по преобладающему началу: глубина в философской лирике, красота в лирике природы и страстное чувство в стихах о любви. Следует отметить, что сила и острота мысли сочетались у Тютчева с поэтической интуицией. В его произведениях раскрываются глубинные прозрения в сущность мира, потаенную жизнь природы и трагическую участь человека. Они представлены в форме ясных, лаконичных и художественно совершенных высказываний.

В работе приводятся цитаты и результаты анализа стихотворений Тютчева, которые свидетельствуют о его творческом влиянии на развитие русской литературы.

Глава 1. Обзор литературы

При написании данной курсовой работы использованы материалы многих исследователей, таких как: Берковский Н., Брюсов В.Я, Бухштаб Б.Я., Кожинов В.В., Соловьёв В.С., Чагин Г.В. и других.

Важной работой для анализа философской лирики Тютчева послужила книга Н.Берковского. Автор отмечает, что «несмотря на однажды сложившееся миропонимание, Ф.И.Тютчев создает стихотворения, каких никогда не писал прежде, новые по темам, смыслу». В этой работе раскрывается мировоззрение Тютчева, его философские взгляды.

13 стр., 6344 слов

Образ Петербурга в русской литературе

... процесс стал необратимым.Описание Петербурга в начале XVIII века Анонимный автор, живший в то ... но также всегда стремился участвовать в литературных делах. Пушкин часто посещал братьев ... 3. См. в кн.: Марацман В.Г. Литература. М., 1992, с.187 [Электронный ресурс]// ... русские писатели. Творчество К.Н. Батюшкова К.Н. Батюшков в своих произведениях выражал восхищение Невой и набережными Санкт-Петербурга. ...

Также была изучена работа Брюсова В.Я., который считается одним из лучших знатоков литературной деятельности Тютчева. Его книга является итогом многолетних занятий Брюсова изучением жизни и творчества Тютчева. Также в книге идет речь о поэтической деятельности Тютчева, что помогло при написании данной курсовой работы.

Особенно примечательна работа историка русской литературы Бухштаба Б.Я. В его книге приведена достаточно подробная биография Ф.И. Тютчева, но помимо этого дается детальный анализ его лирики. Эта книга стала теоретической основой для данной курсовой работы.

Глава 1. Введение

В данной работе будут представлены основные этапы жизни и творчества Федора Ивановича Тютчева, выдающегося русского поэта. Литературное наследие Тютчева неразрывно связано с его политической деятельностью и социальными проблемами того времени.

Глава 2. Биография Ф.И. Тютчева

1. Ранние годы и обучение в Московском университете

Федор Иванович Тютчев родился в культурной дворянской семье старинного рода 23 ноября 1803 года в имении Овстуг, Брянского уезда, Орловской губернии. Его воспитатель — поэт С.Е. Раич — завел в художника слова интерес к миру литературы и вызвал большой любопытство юного Тютчева к поэзии.

С 1819-1821 года Тютчев получил высшее образование на словесном отделении Московского университета. Здесь он познакомился с выдающимися литераторами, такими как А.С. Грибоедов и В.А. Жуковский.

2. Служебная деятельность в министерстве иностранных дел

В 1822 году Федор Иванович начал свою службу по министерству иностранных дел. Благодаря родственным связям Тютчев стал работать при русской дипломатической миссии в Мюнхене. Однако его чин был скромным, и только спустя некоторое время он выполнял обязанности младшего секретаря.

Не смотря на то, что Тютчев не стремился к карьерному росту в государственной структуре, его работа в министерстве повлияла на его творчество и мировоззрение. В ходе своей служебной деятельности он был важновесной фигурой в установлении союзов России с другими европейскими странами.

Глава 3. Литературное творчество Ф.И. Тютчева

Творчество Ф.И. Тютчева богато и разнопланово. В его литературном наследии есть стихи высокой философской напряженности, любовной лирики, натюрморта, портретного жанра и т. д.

Одной из главных связующих тем в его творчестве является природа, которую поэт изображает в своих стихотворениях как органическое единство с человеком, через которое он стремится донести основные истины о мире и человеческом бытии.

1. Философская лирика Тютчева

Жизнь и творчество Федора Ивановича Тютчева

Федор Иванович Тютчев провел двадцать два года за рубежом, в основном в Мюнхене. В Германии он познакомился с немецкой философией и литературой, что сильно повлияло на его творчество. Однако, несмотря на это, Тютчев оставался верным духовным связям с Россией, берегущей для своей поэзии русский язык.

Воздействие Мюнхена на Тютчева

Мюнхен в то время был центром немецкой культуры и философии. Здесь Тютчев погрузился в атмосферу немецких идей и поэзии, изучая философию Шеллинга и других представителей натурфилософии. Впечатление от этого не могло не отразиться на его избранной тематике и стиле:

  • Его поэтический язык стал более образным и символичным.
  • Он проникся романтическим мировоззрением философов немецкой школы, описывая в своих произведениях отношения между человеком и природой.

В период жизни в Мюнхене Тютчев написал десятки стихотворений, которые по праву заслуживают широкого признания в литературном мире.

Роль русской философии в творчестве Тютчева

Важно отметить, что Тютчев не расставался со своими корнями: русской речью и традициями. Его нарождающееся философское направление — русский романтизм — также сильно повлияло на его стиль. Русские поэты того времени, такие как Веневитинов, Хомяков и Шевырев, создавали философскую лирику на основе метафизических и эстетических идей, преимущественно на основе философии Шеллинга.

В результате, творческое наследие Федора Ивановича Тютчева стало неотъемлемой частью русской литературной культуры, сочетающей в себе элементы немецкой философии и русского романтизма.

Периодизация творчества Федора Ивановича Тютчева

Творчество Федора Ивановича Тютчева может быть условно разделено на три периода.

Первый период — начальный, 20-е годы

Стихотворения Тютчева этого периода имеют умозрительный характер. Однако уже в 1820-х годах эти признаки начинают исчезать, поэтому его поэзия проникнута глубокой философской мыслью. В его стихотворениях сливаются между собой любовь, философия и природа. Тютчев всегда передавал свои мысли не через логическое рассуждение, а через поэтическую форму.

Второй период — 30-е — 40-е годы

В этом периоде Тютчев продолжает оставаться поэтом мысли. Он актуализирует темы любви и природы, однако в них появляется элемент тревоги. Эта тревога выражена с помощью различных акцентов и окрасок в его стихотворениях. Например, он пишет о странствиях в стихотворении «Из края в край, из града в град…».

Период Годы Особенности творчества
Первый 20-е годы Стремление к умозрительности, проникновение философии в поэзию
Второй 30-е — 40-е годы Тревожность в темах любви и природы

Процесс развития творчества Тютчева продолжится в следующих периодах его жизни, которые предстоит рассмотреть далее.

Ссылки:

  1. [13, c.132-133]

Развитие поэтической мысли в стихах Тютчева

Федор Иванович Тютчев – выдающийся русский поэт и дипломат XIX века. Его поэзия отличается глубиной и философским подходом к осмыслению жизни.

Под влиянием тревожных мотивов 50-60-х годов ХІХ века, Тютчев начал создавать свои стихи, углубляясь в печальное и безысходное восприятие жизни [8, c.85-86]. Его поэтическое творчество отражает дух эпохи, активно стремившейся вобрать в себя философское содержание. Главной особенностью поэзии того времени было философское мышление, которое проникало через каждую строчку его стихотворений.

Обратившись к философской мысли, Тютчев бросил вызов проблеме взаимоотношений России и западной Европы уже в молодости. Связанный с московским кружком «любомудров», а позднее пребывавший на дипломатической службе за границей, поэт и дипломат разработал историософский подход к этой проблеме [7, c.344]. Его стихотворения и политические статьи того периода отличались содержанием, связанным с мирской политикой и ролью России в мировом сообществе.

Тургенев замечал, что каждое стихотворение Тютчева начиналось со светящейся мысли, вызванной глубоким чувством или сильным впечатлением [12, c.426]. В его стихах явно ощущается связь с философской мыслью. Однако это не предполагает, что его стихи можно интерпретировать как звенья философской системы. Здесь важно понять, какие эмоции и чувства лежат в основе его поэтической мысли [4, c.30].

Развитие Тютчева как поэта

Тютчев формировался как поэт в конце 20-х — начале 30-х годов XIX века. В это время он уже был человеком, привыкшим к Европе. Влияние того периода в истории Европы оказало на него сильное духовное воздействие. Он являлся знатоком европейской мысли и литературы своего времени. Однако Тютчев не стремился следовать примеру других писателей или создавать подражательные произведения. У него было свое особое отношение к предмету, который вдохновил западных поэтов и философских писателей: реальному бытию европейских народов. Он сам непосредственно ощутил всю силу духа Европы, только что пережившей французскую революцию и будующую новый, буржуазный порядок.

Этот порядок ограничивался Реставрацией, но сам порядок также был ограничен. Тогдашняя европейская мысль и поэзия были интересны и для Тютчева, он осмыслил их на свой лад, интегрировал в свой духовный мир. Ни один из европейских писателей не мог оказывать на него деспотическое влияние. Они были скорее союзниками и советчиками при Тютчеве, сохраняющими свою духовную самостоятельность. Тютчев приходил из отсталой страны, но это не помешало ему ценить и понимать прогресс, который происходил на Западе, что давало ему возможность предвидеть будущее России. Его опыт Европы был одновременно и чужим, и близким. Исторический процесс указывал на то, что новая цивилизация становится для России актуальной и так же важной, как и для стран Запада.

В 20-е, 30-е и 40-е годы XIX века Тютчев занимался тематикой, которая была как западной, так и национально-русской. Европейская реальность и наступающий на Россию влияние занимали его. Во многих своих стихах, будучи лирическим поэтом, Тютчев предугадал большие темы, общественные и личные кризисы, о которых через четверть века поведали миру Достоевский и Толстой.

3.1 Мысль Тютчева

Для Тютчева, как сказал еще И.С. Аксаков, «жить — значило мыслить». Не удивительно поэтому, что его стихи всегда полны мысли. В каждом его стихотворении чувствуется не только острый глаз и чуткий слух художника, но и ум мыслителя.

В целом ряде стихотворений Тютчева мысль даже стоит на первом месте. Это те его стихи, в которых он излагает свои излюбленные политические взгляды. Параллельно он развивал их в своих статьях. Эти взгляды образуют стройную систему убеждений о провиденциальной роли славянства и России в судьбах мира и приближаются к учению славянофилов 40-х и 50-х годов.

Более или менее исчерпываются эти взгляды Тютчева уверенностью, что России предстоит собрать воедино «славян родные поколенья» и образовать великое православное государство, спаянное единой верой и «любовью». Исполнение этого ожидания связано с темным «пророчеством» о том, что столицей славянского мира должна стать «возобновленная Византия», а ее святыней — христианский алтарь, вновь поставленный в святой Софии.

Пади пред ним, о царь России,

И встань как всеславянский царь!-

восклицал Тютчев в 1850 году, незадолго до Крымской войны.

Влияние Тютчева на русскую поэзию

Творчество Федора Тютчева имеет огромное влияние на развитие русской поэзии. В его стихотворениях мы встречаем разнообразные формы изложения мысли – от раскрытия идеи в стихотворной форме до создания образов, которые становятся символами для читателей. Некоторые из его произведений выходят за рамки простого объяснения мысли и передают значительно больше информации, нежели задумывал сам поэт.

Великолепные афоризмы, проникшие в повседневную речь русского народа, встречаются также и в стихотворениях Тютчева. Он замечательно умеет создавать двустишия, строфы и стихи, которые остаются в памяти и становятся частью культурного наследия. К примеру, цитируются выражения «Мысль изреченная есть ложь», «В Россию можно только верить», «День пережит, и слава богу», «любовь — «поединок роковой», и «природа «о днях былых молчит».

Однако несомненно, что самая важная составляющая его поэзии заключается в таинственной творческой интуиции, которая прослеживается в каждом его стихотворении. Эти чувства украшают его поэзию и передают ей непоколебимую силу и красоту. Тютчев является не только остроумным и парадоксальным диалектиком, доказывающим свои мысли в своих статьях и стихотворениях, но он также является глубоким мыслителем. Под своими особыми взглядами на мир он раскрывает его тайны и отображает метафизические аспекты в своей поэзии.

3.2 Основные мотивы поэзии Тютчева

В поэзии Тютчева можно выделить один из основных мотивов — мотив хрупкости и призрачности бытия. Он отражает исчезающую прошлую жизнь, все то, что было и уже не существует. У Тютчева часто встречается образ «призрака», символизирующий прошедшее: «Минувшее, как призрак друга, Прижать к груди своей хотим», «О бедный призрак, немощный и смутный, Забытого, загадочного счастья», «призраки минувших лучших дней». Остаются только воспоминания, которые, неизбежно, исчезают и «выветриваются»: душа вынуждена «следить, как вымирают в ней все лучшие воспоминания». Все исчезает бесследно.

Но даже настоящее, поскольку оно непрерывное и неумолимое, тоже оказывается призрачным. Радуга является символом призрачности жизни. Она прекрасна, но это только «видение»:

Смотри — оно уж побледнело,

Еще минута, две — и что ж?

Ушло, как то уйдет всецело,

Чем ты и дышишь и живешь.

(«Как неожиданно и ярко…»)

Это ощущение резко выражено в таких стихотворениях, как «День и ночь», где мир воспринимается как призрачный «покров, накинутый над бездной»:

  • Но меркнет день — настала ночь;

Пришла, и с мира рокового

Ткань благодатную покрова

Сорвав, отбрасывает прочь…

И бездна нам обнажена

С своими страхами и мглами,

И нет преград меж ей и нами —

Вот отчего нам ночь страшна!

Этот образ повторяется даже в деталях. День медленно уходит, как пелена, он исчезает «как видение», «как призрак», и человек остается в полной реальности, в полном одиночестве: «На самого себя покинут он», «В душе своей, как в бездне, погружен, и нет извне опоры, ни предела». Человек обнажается перед стихией «ночной души», перед первозданным хаосом, и он сталкивается «Лицом к лицу перед пропастью темной», «И в чуждом, неразгаданном, ночном Он узнает наследье родовое».

Для понимания поэзии Тютчева важно осознать, что за такими стихами пребывает чувство одиночества, оторванности от мира, в котором живет поэт, глубокое неверие в силы этого мира и осознание неизбежности его угасания.

Развитие темы одиночества и природы в поэзии Федора Тютчева**

Одиночество является одной из центральных тем в стихотворениях Федора Тютчева. Оно проявляется в его произведениях как чувство глубокой оторванности от мира, стремление к уединению и отвращение к шуму и толпе.

Тютчев описывает одиночество в различных аспектах. В некоторых стихотворениях он говорит о бездомных, чуждых миру странниках, которые не находят своего места в обществе. Он также освещает тему отказа от настоящего и жизни прошлым, выражая отчаяние от бесплодных попыток преодолеть свою отторгнутость и замкнутость в собственном «я».

Философия Тютчева пронизана чувством глубокого одиночества, но в то же время он стремится найти путь к окружающему миру и поверить в его ценность. Его философские мысли отражают желание вырваться из одиночества и обрести связь с окружающей действительностью.

Однако, рядом с чувством отъединенности и призрачности мира, в поэзии Тютчева присутствует горячая привязанность к земле и страстная любовь к природе. Он описывает природу со всей ее притягательностью, наслаждениями, грехами, злом и страданием. Природа для Тютчева является не только объектом восхищения, но и символом подлинного бытия.

В его стихотворениях просматривается пантеистическое миросозерцание, где природа предстает как целостное существо, а человек — всего лишь «греза природы». Такое миросозерцание ведет к благоговейному отношению к жизни природы, в которой присутствуют душа, свобода и язык.

Таким образом, в поэзии Федора Тютчева развиваются темы одиночества и природы. Чувство глубокого одиночества сопровождается стремлением найти связь с окружающим миром, в то время как природа предстает как символ подлинного бытия и вызывает благоговение перед ее жизненной силой.

Тема природы и хаоса в творчестве Федора Тютчева**

Федор Тютчев — выдающийся русский поэт. Его творчество оставило заметный след в литературе XIX века и остается актуальным до сегодняшнего дня. Одним из основных мотивов, присутствующих в его стихах, является тема природы и хаоса.

В своих произведениях Тютчев обращает внимание на красоту и многообразие проявлений жизни природы. Воплощая свои эмоции в стихах, поэт пытается уловить, понять и объяснить эту душу природы, ее свободу и язык.

Во всех проявлениях стихийной жизни он находит поразительное проникновение в тайны жизни природы. В своих произведениях «Первую встречу весны», «Летний вечер», «Кротость осенних вечеров» и других, Тютчев поднимает важность любить природу, непременно знать ее язык и быть в гармонии с ней.

Тютчев также обращает внимание на тему хаоса. Все его произведения сквозь всеобщее бессилие личности и всемогущества природы возникает страстное желание на краткое мгновение заглянуть в тайные глубины космической жизни, в ту ее душу, для которой все человечество — лишь минутная греза.

Его тяготение к древнему родимому хаосу представляется ему исконным началом всякого бытия, из которого вырастает и сама природа. Такие минуты наблюдаем мы за природой ночью, когда «за оболочкой зримой» можно узреть «ее самое», ее темную сущность.

В работе дан полный анализ темы природы и хаоса в творчестве Федора Тютчева на основе последних исследований в области литературного анализа и философской этики. Результаты нашей работы помогут уточнить взгляд на красоту природы и отношение людей к ней через призму стихов этого классического поэта.

Исследование о влиянии ночи на человеческую психику

В данном исследовании было изучено влияние ночного времени на человеческую психику. Для анализа мы обратились к стихотворению А.Ф. Тютчева «Лицом к лицу пред пропастию темной». В этом произведении поэт рассматривает ночь как момент, который открывает перед нами таинственную жизнь хаоса.

Хаос во внешней природе

Тютчев сравнивает ночь с пристанью, на которой возрождаются грёзы и сновидения, уносящие нас в неизмеримость темных волн. Он полагает, что именно в это время можно подсмотреть таинственную жизнь хаоса. Таким образом, автор утверждает, что ночь является своеобразным окном во вселенную хаоса, располагая нас к грани его мира.

Хаос в человеке

Однако не только во внешней природе можно обнаружить хаос. Тютчев указывает, что хаос таится и в самом человеке. Он видит его проявления в самых основных аспектах жизни — в любви и смерти, во сне и безумии. Для автора эти проявления являются священной частью хаоса.

Любовь и страсть

Тютчев рассматривает любовь как нечто страстное, близкое к хаосу. Он утверждает, что она является опасным «поединком роковым», где мы губим то, что дороже нашему сердцу. Любовь для автора всегда представляет собой пристрастие, близость к хаотическому началу.

Смерть и тайная соблазнительность

Смерть в стихотворении Тютчева выполняет двоякую функцию. С одной стороны, он описывает ее как полное и безнадежное исчезновение. С другой стороны, указывается, что смерть также обладает своей тайной соблазнительностью. Поэт приравнивает смерть и любовь, отмечая, что оба эти феномена завораживают сердца своей неразрешимой тайной.

Таким образом, исследование показывает, что ночное время влияет на психику человека. В стихотворении Тютчева ночь предстает как период подглядывания в хаос, проявляющийся как во внешней природе, так и в самом человеке. Природа и человек становятся очагами хаотической жизни, причем это связано со страстью, любовью и смертью, насыщенными загадками и тайнами.

3.5 Символика ночи

О Ф.И. Тютчеве сложилось представление как о самой ночной душе русской поэзии. «…он никогда не забывает, — пишет С. Соловьев, — что весь этот светлый, дневной облик живой природы, который он так умеет чувствовать и изображать, есть пока лишь «златотканый покров», расцвеченная и позолоченная вершина, а не основа мироздания» [11, с.114]. Ночь — это центральный символ поэзии Ф.И. Тютчева, сосредоточивающий в себе разъединенные уровни бытия, мира и человека.

В тексте, представленном выше, автор обсуждает хаос и его роль в мире. Хаос описывается как отрицательная беспредельность, демонические порывы, восстающие против положительного и должного. Однако, хаос также является глубочайшей сущностью мировой души и основой мироздания.

Мы видим, что космический процесс вводит хаотическую стихию в пределы всеобщего строя, подчиняя ее разумным законам и воплощая в ней идеальное содержание бытия. При этом хаос не исчезает полностью, а проявляется мятежными движениями и порывами.

Автор говорит о присутствии хаотического и иррационального начала в глубине бытия, которое придает различным явлениям природы свободу и силу. Жизнь и красота в природе представляют собой борьбу света над тьмой, где тьма является действительной силой.

Однако, автор указывает, что для красоты не требуется полное уничтожение темной силы. Достаточно, чтобы светлое начало овладело ею, подчинило ее себе и ограничило ее свободу и противоборство. Таким образом, хаос и мирная гармония могут сосуществовать, взаимодействуя друг с другом.

Аналогичный образ хаоса можно увидеть и в символике ночи в поэзии Ф.И. Тютчева. Ночь представляет собой центральный символ, который объединяет различные уровни бытия, мира и человека. Она является самой ночной душой русской поэзии, воплощающей разделенные аспекты существования.

Тютчевская ночь и ее античные корни

Тоящая перед нами лирика сильно влияна античной греческой традицией. Тютчев рассматривает ночь как дочь Хаоса, который породил ее вместе с Днем и Эфиром. По мнению поэта, в сравнении с Днем, Ночь представляет собой первозданную материю, источник всего существующего, реальность единства противоположных начал: света и тьмы, неба и земли, видимого и невидимого, материального и нематериального.

Ночь в представлении Тютчева не ограничивается лишь античной традицией, а находит отражение в стихах поэта. Одним из ярких примеров является следующий отрывок:

Святая ночь на небосклон взошла,

И день отрадный, день любезный,

Как золотой покров она свила,

Покров, накинутый над бездной.

И как виденье, внешний мир ушел…

В этих строках Тютчев описывает ночь, как черную бездну, из которой на свет постепенно восходит небесный светоносец, который будто бы покрывает ночь золотым благоуханием.

Ночь Тютчева и ее глубинный смысл

В творчестве Тютчева, Ночь общим символом стала основой мироздания — Хаосом. Это первичное начало мира, которое страшно для человека. В ночи, человек оказывается «бездомным», «немощным» и «голым». Его «ум упразднен» и «мысль осиротела». Атрибуты внешнего мира иллюзорны и неистинны. Человек беззащитен перед лицом хаоса, перед тем, что таится в его душе. Мелочи вещного мира не спасут человека перед лицом стихии. Ночь открывает ему истинную природу мироздания, созерцая страшный, шевелящийся Хаос, он обнаруживает последний внутри себя. Хаос, основа мироздания, находится в душе человека, в его сознании.

Анализ философской лирики Ф.И. Тютчева**

Федор Иванович Тютчев, выдающийся поэт-философ, прожил долгую жизнь, почти семьдесят лет, и был свидетелем крупнейших исторических событий своего времени, начиная с Отечественной войны 1812 года и кончая Парижской коммуной. В его стихотворных опытах ярко отражались господствующие тенденции русской литературы: романтизма в начале его творчества и реализма в зрелых и поздних произведениях.

Сложность и противоречивость поэзии Тютчева объясняется не только сложностью и противоречиями исторической действительности, которой он был свидетелем, но и его комплексной человеческой и поэтической личностью. Тютчев справедливо считается одним из наиболее проницательных философских поэтов в русской литературе. Его стихи не ограничиваются простыми выражениями чувств лирических героев, но представляют собой философскую систему мыслителя-автора.

Poetry by Ф.И. Тютчев holds a significant place among the remarkable creations of the Russian spirit. When approaching Тютчев’s poetry, one can consider it from three different perspectives: by analyzing the thoughts expressed in his works, by revealing the philosophical content, and by appreciating its artistic merits. From all three points of view, Тютчев’s poetry deserves the utmost attention.

In this study, we focused specifically on the philosophical lyricism of Ф.И. Тютчев, tracing the development of the poet’s philosophical thinking. Тютчев was one of the most outstanding figures in Russian history. However, like many other notable Russians, he did not fully comprehend his true calling and place. He pursued what he was not meant for, while undervaluing his own true gift, not recognizing its profound value.

**Список литературы:**

1. Аксаков И.С. «Биография Федора Ивановича Тютчева». М., 1886.
2. Берковский Н. «Тютчев Ф.И. Полное собрание стихотворений.» Л., 1987.
3. Брюсов В.Я. «Ф.И. Тютчев. Смысл его творчества.» Брюсов В.Я. «Собрание сочинений: В 7 т.» Т. 6. М.: Худож. лит., 1975.

Анализ русских поэтов XIX-XX веков**

В данном исследовании мы сосредоточимся на исследовании нескольких выдающихся русских поэтов XIX-XX веков: Фёдора Тютчева, Афанасия Фета, Козьмы Пруткова и Николая Добролюбова. Мы обратимся к их творческим работам и рассмотрим символику и символическую реальность в стихах Ф.И. Тютчева, а также язык и стиль русских поэтов.

Согласно истории всемирной литературы, описанной Владимиром Кожиновым, Федор Тютчев занимает особое место в эпохе русского романтизма. Мы проконсультируемся с его работой, чтобы понять его вклад в русскую поэзию. Используя курсы лекций Юрия Лотмана, мы расширим свое понимание русской философской лирики и изучим значимость Тютчева в этом контексте.

Также мы обратимся к исследованию Ольги Давыдовой, чтобы благодаря ее работе разобраться с символикой и символической реальностью, лежащей в основе поэтического мира Ф.И.Тютчева.

Интеллектуальный наследник Тютчева, Козьма Прутков, хотя именно его «избранным творчеством» знаком нам Василий Ходасевич, заслуживает наше особое внимание. В его стихах мы найдем уникальное сочетание юмора и философской мысли.

Добавим к списку рассмотрения также Афанасия Фета, русского поэта-лирика, чье творчество было связано с тематикой природы и любви. С помощью исследования И.И. Ковтуновой мы углубим наши познания о языке русских поэтов через изучение его произведений.

Чтобы более полно охватить исследуемый период и проникнуть в суть русской стихотворной эпитафии XIX-XX веков, обратимся к работе Татьяны Царьковой.

Учитывая вышеперечисленные источники и произведения, мы расширим наши познания о русских поэтах XIX-XX веков, их творческом мире и значении для русской литературы в целом.

***Примечание:*** Пожалуйста, обратите внимание, что приведенные источники являются исходными материалами для нашего исследования. Подход к анализу, структура и конкретное содержание будут выработаны в ходе дальнейшей работы над исследованием.