Образ Петербурга в русской литературе

Курсовая работа

Раскрытие образа Петербурга в творчестве А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского

Великий город Санкт-Петербург является важной темой русской литературы. С первой половины 18 века его образ находит отражение в творчестве таких писателей, как Н.Д. Кантемир, В.К. Тредиаковский, М.В. Ломоносов и А.Н. Радищев. Однако, наиболее противоречивую и глубокую картину Петербурга создали А.С. Пушкин и Ф.М. Достоевский.

А.С. Пушкин в своих произведениях передал противоречивость Петербурга, его двусмысленность и таинственность. Главный герой его романа «Евгений Онегин» олицетворяет молодого петербуржца, который чувствует себя чужим в этом городе и ищет свое место в жизни. Пушкин описывает Петербург как место, где судьбы людей переплетаются и где каждый ищет свое счастье или погибает.

Н.В. Гоголь в своих произведениях, таких как «Шинель» и «Нос», также передает атмосферу Петербурга. Он описывает город как место, где люди теряют свою индивидуальность и становятся маленькими, серыми человечками. Гоголь подчеркивает абсурдность и безысходность жизни в Петербурге, где царит бюрократическая система и человеческие ценности теряются.

Ф.М. Достоевский в своих произведениях, особенно в «Преступлении и наказании» и «Братьях Карамазовых», также рассматривает Петербург как символ противоречий и кризиса. Главные герои его романов ощущают одиночество и отчуждение в этом городе, где царит неравенство и социальная несправедливость. Достоевский показывает, как Петербург влияет на психику человека и приводит его к краху.

Таким образом, в творчестве А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя и Ф.М. Достоевского прослеживается многогранный образ Петербурга. Этот город олицетворяет противоречия и кризисы русского общества, а также влияние города на психику и судьбы главных героев. Исследования А.М. Туркова, М.А. Христенко, Н.И. Якушина, М.Ф. Пьяных, В. Виленкина, Д.С. Лихачева и С.Ю. Куняева помогают более глубоко понять и проанализировать эти произведения о Петербурге.

В данной статье рассматривается история Петербурга, начиная с момента взятия крепости Ниеншанц Петром Первым во время войны со Швецией. Писательница прошлого века отмечает, что Петр выбрал это место для создания «столицы их образованности, их будущей славы», где главное значение имело благополучие народа. Именно на острове Льюст Элант, который в дальнейшем стал известен как Петербургская сторона, была заложена первая постройка новой столицы — Петропавловская крепость. Затем на территории крепости был построен деревянный собор «Во имя апостолов Петра и Павла», от которого крепость получила свое название. Таким образом, Петр и Павел стали покровителями города.

13 стр., 6040 слов

Петербург в произведениях Гоголя

... из них с мнением Гоголя. А, в-третьих, было бы очень интересно узнать, как относился писатель к такому городу как Санкт - Петербург. Во большинстве произведений Гоголя много фантастических вещей. А ... «на пути сознания, развития, прогресса». По следу, проложенному Пушкиным, шёл Гоголь, но шёл своим путём. Пушкин раскрыл глубокие противоречия современного общества. Но при вс ...

Павел и его послания

Павел, известный также как Савл, был фарисеем по учению. Он был столь ревностным последователем своих убеждений, что даже преследовал и уничтожал последователей Христова учения, полагая, что таким образом служит Богу. Его строгая приверженность не могла уступить тому, что противоречило его текущему пониманию; его пылкая душа не могла примириться с тем, что казалось оскорблением Моисеева закона, которого он так любил. Его можно было остановить только сверхъестественной силой. И вот Иисус явился ему, «и в тот же час, как бы чешуя отпала от глаз Савла, и он вдруг прозрел» (Деяния 9:10-17).

С того времени он стал проповедником, подобно Петру. Но наибольший интерес представляют его послания.

В послании к Коринфянам Павел усердно убеждал их сохранить единство веры. Поскольку единство веры приводит к единству народа, который, в свою очередь, должен быть покорен властям, так как «всякая власть от Бога» (Послание к Римлянам 13:1-5).

«Подражайте мне, как и я Христу», — призывает апостол Павел Коринфянам (1-е послание к Коринфянам 4:16).

Этот призыв «подражать» стал символом взаимоотношений всей России и Петербурга.

Петербург как символ нового

Петербург казался уникальным городом не только своей архитектурой, но и своим образом жизни и быта. В то время, когда генерал-полицеймейстер столичного города заботился о том, чтобы его население носило башмаки, остальная Русь еще два столетия ходила в лаптях и одевалась в длиннополые платья. Поэтому новая столица не могла олицетворять всю Россию.

Однако, Петр I стремился дать России нечто новое, и Петербург стал началом этого процесса. Ростки этого нового потребовали десятилетий, чтобы окрепнуть и распространиться по всей стране, но начало было положено, и процесс стал необратимым.

Описание Петербурга в начале XVIII века

Анонимный автор, живший в то время и наблюдавший за строительством Петербурга в 1710-1711 годах, начинает свое описание с Петропавловской крепости. Он отмечает, что рабочие несли всю землю для строительства в своей одежде или в небольших мешках из рогожи, которые они носили на плечах. Жизнь в шалашах-землянках, тяжелый труд с рассвета до заката и низкая оплата не позволяли работникам приобрести даже минимальное количество продуктов. Тех, кто был непокорен, наказывали тростью и батогами, и даже говорили, что при этом погибло более ста тысяч человек.

Однако мрачная репутация Петербурга как кладбища людей была строго секретом, так как ее раскрытие могло привести к переводу работ на наемный труд.

В то же время Петр I заботился о просвещении нового города. Он использовал скульптуры, выставленные в Летнем саду, чтобы сделать его образовательным местом для посетителей. По словам Якова Штелина в «Анекдотах о Петре Великом», Петр хотел, чтобы люди, гуляющие в саду, находили что-то поучительное. Он предложил поместить там изображения Эзоповых басен. Однако, считая, что мало кто будет знать содержание и значение этих изображений, Петр приказал установить столбы с белой жестью рядом с каждым изображением, на которых была написана каждая басня с толкованием на четком русском языке.

4 стр., 1981 слов

Петербург Пушкина и Гоголя

... своему реферату я проанализирую единство и разность видения Петербурга этими двумя великими классиками русской литературы. 1. ГОГОЛЬ И ПУШКИН Знакомство Гоголя с Пушкиным состоялось 20 мая 1831г. В Петербурге на вечере ... а день Онегина – типичный день столичного дворянина. Таким образом, на примере одного человека Пушкин воссоздаёт картину жизни всего петербургского светского общества. Модные ...

Таким образом, Петербург стал не только гордостью Петра, но и символом его царствования, отражением эпохи преобразований. Уже с самого начала строительства города можно почувствовать противоречивость его образа.

Петербург привлекал молодых талантов и становился новой столицей России. Сюда приезжал и молодой А.С. Пушкин после окончания Лицея. Хотя он жил в стороне от шумного центра города, так как не мог позволить себе жить там, он всегда был вовлечен в светское общество. Иван Пущин вспоминал, что Пушкин «кружился в большом свете». Он любил балы, развлечения и влюблялся в светских дам, но также всегда стремился участвовать в литературных делах. Пушкин часто посещал братьев Тургеневых и дом князя Голицына на Фонтанке. Оттуда он долго смотрел на грозно спящий дворец тирана, брошенный в забвение среди тумана.

1. См. кн.: Н.И. Павленко. Петр Великий. М., 1990, с.514-549

2. Штелин Я. Указ. Соч. ч.1, с.224-226

3. См. в кн.: Марацман В.Г. Литература. М., 1992, с.187

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/literaturnyie-dostoprimechatelnosti-peterburga/

4. Ода «Вольность», 1917

Такое неприятие вызывает Михайловский замок, в котором убили Павла I. Создавая свой конный памятник, Э.М. Фальконе говорил, что важнее всего личность созидателя, а не полководческие заслуги. А.С. Пушкин вслед за М.В. Ломоносовым, Г.Р. Державиным прославляет строителя Петербурга:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

(«Пир Петра Первого»)

Несколько лет спустя в «Медном всаднике» эта похвала вдруг испытывает головокружительную метаморфозу:

Добро, строитель чудотворный! –

Шепнул он, злобно задрожав, —

Ужо тебе!..

А.С. Пушкин далеко опережал в предвидениях свой век. Он назвал «роковой» волю Петра по поводу основания города. И этот рок мы видим в описании страшного наводнения, постигшего Петербург в 1824 году:

И всплыл Петром, как тритон,

По пояс в воду погружен.

Здесь, в поэме «Медный всадник» мы наблюдаем горестную участь личности, страдающей как бы вследствие избрания места для новой столицы, где подверглось гибели столько людей, и мы сочувствуем герою, но вдруг, посмотрев на изваяние Петра I, снова склоняемся в священном трепете, будто в создании тяжкого греха, хотим бежать, думая слышать за собой

Как будто грома грохотанье,

Тяжело – звонкое скаканье

По потрясённой мостовой…

Медный всадник и Евгений Онегин: образ Петербурга у Александра Сергеевича Пушкина

В произведениях А.С. Пушкина «Медный всадник» и «Евгений Онегин» образ Петербурга изображен как место контрастов, где рядом с великолепием и красотой скрывается холодность, лицемерие и жестокость.

Образ Медного всадника

В своем стихотворении «Медный всадник» Пушкин создает образ гиганта, который является воплощением разумной воли, способной утихомирить разъяренные стихии. Однако, пусть этот бронзовый герой и символ несокрушимости града Петрова, он не может спасти участь индивидуальностей, обеспечивая лишь участь народа и государства. Взгляд Медного всадника на Петербург уже является его оправданием.

15 стр., 7420 слов

А.С. Пушкин. Образ Петербурга в его творчестве

... Петербурге («Невский проспект», «Нос», «Шинель», «Записки сумасшедшего» и др.), столица – место страданий и гибели «маленьких людей». Одним из первых произведений Гоголя, в которых присутствует образ Петербурга, ... в сотворении её литературного облика. Два периода в истории Пушкинского Петербурга очень не похожие один на другой. Петербург юного Пушкина – город надежд, Петербург зрелого Пушкина – город ...

Образ Петербурга в «Евгении Онегине»

В романе «Евгений Онегин» Петербург также выступает как место строгих правил благопристойного лицемерия. От пожилых дам в чепцах и розах до олицетворения румяного диктатора больного — здесь каждый играет свою роль. Однако, наряду с этим, Петербург предстает перед нами как царство отточенности форм, стройности упорядоченности и ума. На синей льдины играет солнце и задается темп безмятежному течению главной реки Северной столицы.

Заключение

Таким образом, образ Петербурга в творчестве А.С. Пушкина — это сочетание контрастов. При всей холодности, лицемерии и жестокости этого города, здесь есть и иное, что позволяет его любить. Это неповторимое величие, формы и аристократизм, упорядоченность и ум, красота без вульгарности и синий лед Невы, на котором играет солнце.

Введение

В данной статье рассматривается влияние города Санкт-Петербурга на творчество Константина Батюшкова и Александра Пушкина. Оба поэта испытали великую привязанность к этому городу и нашли вдохновение в его красоте и энергии. В своих произведениях они передали свое восхищение Невой и набережными, а также описали сложности и негостеприимность, с которыми сталкивались великие русские писатели.

Творчество К.Н. Батюшкова

К.Н. Батюшков в своих произведениях выражал восхищение Невой и набережными Санкт-Петербурга. Он описывал их красоту и величие, сравнивая их с единственными в мире. В его статье «Прогулка в Академию художеств» он восхищается огромными дворцами и домами, которые украшают набережные Невы.

Влияние на творчество А.С. Пушкина

А.С. Пушкин, будучи преданным почитателем К.Н. Батюшкова, также нашел вдохновение в красоте и энергии Санкт-Петербурга. Он в своем произведении «Медный всадник» описывает любовь к городу и его набережным. Он передает мощную энергию Петербурга и наполняет его произведение новым содержанием.

Негостеприимность города

Однако, несмотря на любовь к городу, и Батюшков, и Пушкин также описывают негостеприимность и сложности, с которыми сталкиваются жители Петербурга. Пушкин в своем произведении «Евгений Онегин» описывает, как город выбрасывает на улицу главного героя, а Н.В. Гоголь в своих произведениях также описывает трудности, с которыми сталкиваются герои в столице.

Заключение

Таким образом, город Санкт-Петербург оказал огромное влияние на творчество К.Н. Батюшкова и А.С. Пушкина. Оба поэта нашли вдохновение в его красоте и энергии, однако они также описали сложности и негостеприимность, с которыми сталкиваются жители этого города. Все это делает их произведения еще более глубокими и интересными для изучения.

Он рвется в Петербург, мечтая соединиться с таким же прекраснодушным ревнителями общественной пользы. Но на дворе стоит 1829 год, четвертый от начала николаевского царствования. Все должно быть смирно. «Свое суждение иметь» — дерзость! Лучшая порука безопасности – с солдатской, нерассуждающей готовностью исполнять, что велят.

Мертвый штиль встречает рвущегося к деятельности юношу в Петербурге. «Тишина в нем необыкновенная, — пишет Н.В.Гоголь матери, — никакой дух не блестит в народе, все служащие да должностные, все толкуют, о своих департаментах, все подавлено, все погрязло в бездельных, ничтожных трудах, в которых бесплодно издерживается жизнь их».

2 стр., 969 слов

Образ Петербурга рассказах Достоевского

... загнанность. Холодный, живой, страшный и очень опасный город, обладающий силой. Также читают: Картинка к сочинению Образ Петербурга рассказах Достоевского Популярные сегодня темы Для любого человека был ... и вдохнуть свежего воздуха. Когда читаешь произведения Достоевского, то город Петербург в них имеет некую нагрузку в художественном плане. Город напрямую связан с внутренним миром человека. Такой ...

Но, может быть, это просто придирка озлобленного первыми неудачами человека? Нет, другие современники сходными чертами описывают даже петербургские празднества: «Пестрая толпа чинно, почти угрюмо бродила по дорожкам; нигде веселья, а везде только одно любопытство. Гуляющие казались не живыми лицами, а тенями, мелькающими в волшебном фонаре».

Такой беспощадный портрет города, в котором гибнет и искажается все человеческое, создает Н.В. Гоголь в течение работы над «Петербургскими повестями». Этот термин условный, сам Н.В. Гоголь не давал им такого названия. Тем не менее, оно верно, точно и оправдано, так как через все повести проходит образ Петербурга, и все они были задуманы и написаны также в Петербурге. В 1835 году повести «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего» впервые были напечатаны в сборнике «Арабески». Они представляют собой серию сюжетно связанных картин, изображающих одну или несколько сторон жизни Петербурга 30-х годов XIX века.

Повесть «Невский проспект» рассказывает нам об обманчивости одной из петербургских улиц.

Изучение Невского проспекта в повести Н.В. Гоголя “Невский проспект”

При изучении повести Н.В. Гоголя “Невский проспект” мы убеждаемся в том, что Невский проспект – это не просто улица Петербурга, это своего рода олицетворение всего города, где соединяются разные социальные слои и контрасты.

Время суток на Невском проспекте

Автор показывает проспект в разное время суток. В течение двух-трех часов полудня он выглядит как парадная витрина империи Николая I. К этому времени Невский проспект насыщен блеском и изяществом. В этот час, на Невском появляются люди, которые словно маскируются, преобразуясь в превосходные бакенбарды, сверкающие усы, платья, платки, галстуки, шляпки и элегантные талии.

Однако, если мы выходим на улицу в раннее петербургское утро, то видим мальчишек с готовыми сапогами, мужиков с сапогами, запачканными известью, толкующихся о семи грошах меди, а также лакеев, которые швыряют нищим объедки. Невский проспект в этот момент обладает совсем другой атмосферой.

Беспечная праздность

Главной чертой Невского проспекта, которую автор подчеркивает, является беспечная праздность. Сразу после того, как выйдем на Невский проспект, ощущение одного только гулянья уже настигает нас. Но стоит помнить, что Невский проспект – это не просто место, где можно отдохнуть, это своего рода красивая лицемерная сцена, с целями демонстрации богатства и роскоши, чувствующих себя привилегированными гражданами.

Противоречия

“Невский проспект” представляет город двойственности и противоречий. Автор подчеркивает разрыв между видимостью и сущностью этого города, между демонстрациями дорогих сюртуков и равнодушием к жизни. Изучая эту повесть, можно понять, что Н.В. Гоголь испытывал ненависть к Петербургу и отдавал ей отчет. Поэтому в конце повести Н.В. Гоголь разоблачает красивые покровы города и выражает всю свою ненависть к нему.

Заключение

Изучая повесть Н.В. Гоголя “Невский проспект”, мы погружаемся в историю Петербурга и узнаем о различиях между видимостью и действительностью этого города. Мы видим Невский проспект с разных сторон – в разные времена дня и встречаем там различных людей, представителей разных социальных слоев.

2 стр., 577 слов

Петербург Достоевского ( по роману «Преступление и наказание»)

... дворцов) неминуемо становятся жертвами этого ослеплённого блеском и поражённого нищетой города. Описывая Петербург, Достоевский не просто показывает его нам визуально, в качестве фона, на котором ... веры — преобладает над жёлтым цветом погрязшего в нищете и безумии Петербурга. Источник: Школьные сочинения на "пятерку". Для школьников и абитуриентов. - М.: ООО "Мир книги", 2004 ...

Время правления Александра II привнесло изменения в образ Петербурга, столицы империи. Блеск и величие города угасли, осталась лишь гнилая и холодная атмосфера. Писатель Ф.М. Достоевский описывал столицу как кучу набросанных домов, царство мертвых душ. У него возникала греза о том, что этот город исчезнет, а на его месте останется прежнее финское болото.

Существовали два противоположных Петербурга, как социально, так и культурно. К.Н. Батюшков и А.С. Пушкин восхищались аристократическим Петербургом с его дворцами и набережными Невы. Ф.М. Достоевский же проклинал город, где царили смердящие каналы и дома-колодцы, где существовали Мещанский Петербург с его подьячими и колоннами.

Екатерининский канал, пересекая город, символизировал две половины Петербурга. В аристократической части он был линейным и строгим, а в разночинной коломенской части терял свою аристократичность, отражая безродный и бедный Петербург.

Ф.М. Достоевский жил и работал в Петербурге, где деньги были ограничены, а его дух был бродячим. Он часто менял квартиры, живя не в богатых районах, а на «серединных улицах», в холодных угловых домах без архитектурных изысков, где люди «кишат». Герои его произведений избегали «Пушкинских кварталов».

Во время написания романа «Преступление и наказание» Достоевский жил в той части города, где обитали мелкие чиновники, ремесленники, торговцы и студенты. Здесь, в холодном тумане осени и жаркой пыли лета, перед ним возник образ бедного студента Родиона Раскольникова. Достоевский сам жил в столярном переулке, в большом доходном доме, снимая квартиру.

Он видел другой Петербург, не такой, как Пушкин, с «домами без архитектуры», где кишат «цеховое и ремесленное население». Здесь были канавы, харчевни, распивочные, трактиры, лавчонки, лотки мелких торговцев и ночлежки.

Петербург в «Преступлении и наказании»

В романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского Петербург является не только фоном для действия, но и единственным полигоном для развития духовной борьбы людей. Через жизненные примеры героев Достоевский показывает, как тесные улицы, грязные мосты и площади этого города оказывают решающее влияние на их жизнь и поступки.

Жизнь на улицах Петербурга

Раскольников, главный герой романа, часто идет по улицам Садовой, Гороховой, а также проходит через Сенную площадь. Достоевский придает этим местам большое значение: на Сенной площади в прошлом подвергались публичному наказанию, а Столярный переулок, находившийся неподалеку, представлял собой место, где находилось 18 (!) питейных заведений и где Раскольников по ночам просыпается от пьяных криков, издаваемых постояльцами кабаков.

Такой образ жизни приводит к оцепенению человеческой психики, зверскому отношению друг к другу и безысходности. Комнаты, в которых живут герои, представляют собой мрачные дыры в которых слышно крики забитых пьяными людьми и тогощими проститутками.

Петербургская трагедия

Внутренняя драма романа вынесена на улицы и площади Петербурга. Здесь Соня приносит себя в жертву, на улице падает замертво Мармеладов, на мостовой истекает кровью Катерина Ивановна, на проспекте застреливается Свидригайлов, на Сенной площади пытается всенародно покаяться Раскольников. Большой город не только подавляет, но и толкает на насилие и безумие, сыграл решающую роль в последущтах героев на протяжении всего действия.

Основной поток повествования словно вбирает в себя все интонации и оттенки отдельных сцен и образов, постоянно возвращается к этим темам и придает роману некоторое симфоническое звучание современного Петербурга. Этот поток как бы сливает огромное многоголосье подавленных рыданий и возмущенных воплей в единое целое раскольниковской трагедии.

Федор Михайлович Достоевский, проживая в Петербурге, внимательно изучал окружающую действительность. Он видел многое, что казалось ему страшным и непонятным. Для него Петербург всегда был какой-то тайной, которую он хотел разгадать и понять, как живут обитатели нищих кварталов (Достоевский, 1993, с.18).

Роман «Униженные и оскорбленные» также развивается в Петербурге. Достоевский остро воспринимает и передает противоречия большого города, где рядом соседствуют дворцы и трущобы, богатство и нищета. Внимание писателя сосредоточено на изображении жизни столичной бедноты, как и в его более позднем романе «Преступление и наказание». Весь роман пронизан горячим сочувствием автора к отверженным и несчастным людям (Достоевский, Преступление и наказание, ч.1, гл.1).

Достоевский часто наблюдал на улицах Петербурга маленьких беспризорных мальчиков, просящих милостыню. Этот вид вызывал у него чувство вины и сострадания. Он не мог равнодушно смотреть, как одни дети весело кружатся вокруг елок во время рождественских праздников, а другие, оскорбленные обществом, идут на улицу за подаянием (Достоевский, «Дневник писателя»).

Кроме того, Петербург для Достоевского символизирует духовное одиночество человека в огромном городе. В этом аспекте интересно сравнить Петербург Достоевского с Петербургом Льва Толстого. Для Толстого Петербург является «тюрьмой для души», где герои ощущают свое одиночество. Князь Андрей, например, не чувствует себя комфортно в светских салонах и гостиных Петербурга, и говорит Пьеру: «Эта жизнь, которую я здесь веду, не для меня» (Толстой, Война и мир).

Для Толстого Петербург является источником искушения и бед. Жизнь светского Петербурга пагубно влияет на Пьера, который становится наследником графа Безухова. Он погружается в преступления, пьет, устраивает несуразные кутежи и ведет бессмысленный образ жизни (Толстой, Война и мир).

Искусственность и фальшь, царящие в душах представителей петербургского высшего света, отражают окружающую их напряженность и искусственность этого города. Их интересы сводятся к интригам, придворным сплетням, карьере и богатству. Все, чем они живут, пропитано ложью: от дежурных улыбок Анны Павловны Шерер до холодной любезности таких, как Друбецкая.

Общество, в котором они живут, лишено искренности, естественности и простоты, ценимых Л.Н. Толстым. Их речь, жесты, интонация и поступки определяются «условными правилами светского поведения». Город, в котором они находятся, поставил на них свою печать и сделал их такими, какими они есть.

Хотя Ф.М. Достоевский и А.А. Блок по-разному изобразили Петербург в своих произведениях, их отношение к городу одинаково — они не любят и не принимают его. Образ Петербурга в их романах символичен: он является социальным фоном, а также самым действующим лицом, уничтожающим человеческую сущность.

Одиночество, которое присуще Ф.М. Достоевскому, также присутствует и у А.А. Блока. Максим Горький впервые почувствовал это, ранее ему были чужды слова и настроения поэта. Он приводит рассказ «Барышни с Невского», в котором рассказывается о женщине, пригласившей поэта А.А. Блока на улице. Здесь Горький описывает, как она засыпает на его коленях, а он оставляет двадцать пять рублей и уходит. Это позволяет Горькому почувствовать поэта «очень понятным и близким». А.А. Блок также считал себя гуманистом, «гражданином своей родины».

18 октября 1905 года, в ответ на опубликование царем манифеста о «даровании» конституции, А.А. Блок написал стихотворения «Вися над городом всемирным» и «Еще прекрасно серое небо», а В.Я. Брюсов написал стихотворение «Довольным». Оба поэта поняли обманный характер царского манифеста.

Первое стихотворение А.А. Блока, законченное адресовано Медному всаднику:

«И если лик свободы явлен,
То прежде явлен лик змеи,
И ни один сустав не сдавлен
Свернувших колец чешуи.

Исследование влияния города на поэзию А.А. Блока и В.В. Маяковского

Город всегда был источником вдохновения для поэтов, однако в поэзии А.А. Блока и В.В. Маяковского он принимает особое значение. Оба поэта в своих стихотворениях описывают городскую суету, нищету и безнадежность, которые они видели вокруг себя. Однако каждый из них находит свой уникальный подход к изображению этой темы.

А.А. Блок и его образ города

Для А.А. Блока город становится символом обмана и нищеты народа. В его стихотворениях, таких как «Митинг», «Барка жизни встала…» и «Поднимались из тьмы погребов…», мы видим отклик на революционные события 1905 года. Город становится местом, где люди вынуждены тяжело трудиться, чтобы выжить, а улицы становятся серыми от нищих толп.

Интересно, что в стихотворении «Обман» А.А. Блок «трансформирует» описание «Невского проспекта» Николая Васильевича Гоголя. Он показывает, что все вокруг – это ложь, начиная от отражения в стекле до красного заката. Город для него становится местом обмана и неприютной фантастики.

В.В. Маяковский и его бунт против города

В.В. Маяковский выражает свою ненависть к городской суете в своей поэзии. Он видит город-спрут как источник антиэстетичности и безнравственности. В стихотворениях Маяковского, таких как «Голодненькие», он призывает к бунту против города и призывает «голодненьких» поднять камень с земли.

Однако, несмотря на общую неприязнь к городу, у А.А. Блока и В.В. Маяковского есть различия в их подходе к этой теме. А.А. Блок испытывает страстное тяготение к романтическому исходу из ада городской жизни, в то время как В.В. Маяковский выражает неистовость бунта и жажду перемен.

Выводы

Город оказывает огромное влияние на поэзию А.А. Блока и В.В. Маяковского. Оба поэта видят в городе обман, нищету и безнадежность. Однако А.А. Блок склоняется к романтическому исходу из ада городской жизни, в то время как В.В. Маяковский призывает к бунту и переменам. Город становится для каждого из них источником вдохновения, но источником, который они стараются преодолеть.

Гуманистический протест поэта А.А. Блока в его цикле стихов, посвященных «Городу», был расплывчат и лихорадочен в поисках положительного идеала. Он выражался в тоске, проклятиях, фантастике и отрицании антиэстетической действительности, стремясь уйти в «дымно-серый туман».

В рамках цикла «Город», А.А. Блок ввел группу стихов под названием «Мещанское житье». Хотя «мещанская» тема была нехарактерна для его восприятия, она представляет интерес как попытка демократизации поэзии. Это не первая попытка такого рода в символическом движении, которую предпринимали и другие поэты, такие как В.Я. Брюсов и А. Белый. Они также пробовали освоить демократическую проблематику петербургского быта, подобно Ф.М. Достоевскому, который исследовал душевные глубины человека, разрушаемые бездушной громадой державного города.

Зачинатель русского символизма, В.Я. Брюсов, в своих экспериментах также ввел городской мещанский фольклор. Его стихи «Фабричные» с частушечными ритмами и жалостливыми всхлипами «жестокого романса» были попыткой освоения демократического содержания. Однако эти эксперименты лишены социального текста и оформлены как любовные томления «под шарманку». В.Я. Брюсов был далек от подлинной жизни городской окраины и воспринимал ее сквозь экзотику мещанского фольклора.

А. Белый в своем стихотворении «На окраине города» также не обращает внимания на социальные драмы петербургской фабричной окраины. Он описывает праздник, где крики пьяниц несутся из мглы, а оборванец бесшумно скользит, огибая углы домов. Эти строки выражают социальные симпатии к «меньшему брату» и подчеркивают пошлость низкой действительности Петербурга.

Исследование цикла А.А. Блока «Город»

Цикл А.А. Блока «Город» открывает человека, страдающего одиночеством и безысходностью в современном городском мире. В его стихотворениях отчетливо слышно отзвук авангардных экспериментов и символистской метафизики, чудовищное звучание преждевременно разорванных цепей жизненного бытия, которых нет и не было в реальности жизни людей.

Город как место разобщения и одиночества

Герои стихотворений А.А. Блока находятся в сплошной травме, несмотря на то, что они окружены шумом и движением – на улицах, на вокзалах, в кафе. В стихотворении «Окна во двор», например, мы наблюдаем одинокого человека, которому из окон напротив ничего не видно – сплошная монотонность двора, мелкая суета обывателей. Через гробовую тишину к человеку из окна доносится голос хозяйки квартиры, а человек слышит их разговор: одни в каких-то житейских проблемах утонули, другие хлопотят о бутылке вина. Такой мир безысходности и страдания, мешающий жить и творить, легко может привести автора к отчаянию.

Человек в условиях города

Александр Блок, как символист, поставил перед собой задачу создать такой мир в стихотворениях, который бы являлся нечто большим, нежели мир стандартной натуральной реалистичности. Он создал образы героев, для которых город стал иррациональной зоной инерции – зоной безликости, безволия и отчаяния.

В стихотворении «Мещанское житье» Блок описывает мракобесия и безынтересность современного жителя New York’a. Главный герой является человеком, как и все остальные, который живет в своей комнате на улице Кленовой и заглядывая в свое окно, представляет себе мир, он ненавидит. Мир, которым руководит истерическая суета и тщеславие человечества. Этот мир притягивает его к себе только потому, что на улицах нет ничего, что бы казалось человеку интересным.

Одиночество в » Городе», исключительных людей

В цикле А.А.Блока «Город» главное внимание уделено одиночеству героев. Они неактивны, как и все вокруг. Иногда человек хочет другого человека как такового, чтоб оставил след в его жизни, но активность всегда сопряжена с описываемой страшной и давящей одиночеством атмосферой современного города. Это понимание одиночества – сложная и трагическая отметка поэтической пути А.А.Блока.

Выводы

Таким образом, цикл А.А. Блока «Город» отображает отражение социокультурных изменений в нашей жизни, продемонстрировав разумение глубоких психологических и социальных изменений, происходящих в настоящее время и их последствий, подчеркивает ресю настоящего времени и то, как к этому относится особенно молодое поколение и представители авангарда.

Анализ стихотворений А.А. Блока

А.А. Блок в своих стихотворениях подхватил форму и ритм стихов В.Я. Брюсова, но при этом создал совершенно новые произведения. В отличие от Брюсова, который обращался к идее гибели машинной цивилизации, Блок обращался к большей теме – боль о человеке. Он отбросил урбанистический характер стихов Брюсова и представил более провинциальную картину – подворье с вербой, скрывающей улицу дощатым забором. Вместо кэбов и омнибусов на грязной улице можно увидеть дворников, мальчишек и слышать собачий лай.

А.А. Блок назвал свое стихотворение «Последний день», потому что для него гибель любви является символом крушения и гибели человека и красоты мира. В его петербургских стихотворениях, таких как «Последний день» и «Повесть», блудницы олицетворяют городское обесчеловечивание и обесценивание любви.

В стихотворении «Незнакомка» из цикла «Город» Блок выразил отчаянную мечту о покорении хаоса мира и веру в Прекрасную Даму, которая является трагической хранительницей ускользающей красоты мира. На улицах Петербурга автору является женщина, похожая на «вечерних богородиц», и «кроткий мальчик в белой шапке».

В «Незнакомке» автор пытается соединить положительный идеал с увядшим Петербургом, создавая город сказки в среде обыденности.

Источник: «Ты проходишь без улыбки…» (29 октября 1905 г.)

Петербургский сумрак и туман в стихотворении «Двойник»

В стихотворении «Двойник» Петербургский сумрак, туман и фрагменты ресторанной атмосферы создают особую атмосферу, проникающую в сознание читателя. Весь текст пронизан «пейзажным фоном» ночного тумана, который описывается как «октябрьский туман», «непроглядный туман», «промозглый туман». Этот фон связывает стихотворение с осенним, непогожим Петербургом, который является лицом города.

Однако, лицо Петербурга, описываемое в стихотворении, отличается от того, которое встречается в произведениях Гоголя и Достоевского. А.А. Блок придает «петербургскому пейзажу» свое собственное понимание и в результате создает более фантастическую, призрачную и угрюмую атмосферу, чем у его предшественников.

Образ Петербурга в романе «Петербург»

В романе «Петербург» А.Белого сознание персонажей отрывается от стихийности и превращается в «мозговую игру». Все персонажи, включая сенатора Аполлона Аблеухова, его сына Николая и даму «полусвета» Софью Лихутину, занимаются этой лжедеятельностью. «Летящая в пустоту культура» является главной темой романа. Классические образы и мотивы, такие как у Пушкина, Гоголя, Достоевского и Толстого, искажены и представлены в иной форме.

Приход Медного Всадника к Дудкину сопровождается звуками «ударов металла, дробящего камень» и «сбрасыванием лавров с венка Петра». А. Белый считает, что царь «каменной цивилизацией заложил дегуманизированный, чуждый России путь».

Мрачные символы и ирония в романе «Петербург»

В романе «Петербург» присутствует влечение к мастерству Гоголя и Достоевского, однако мрачные нотки и ирония усилены. Иронический сказ исполнен издевки, а внутреннее бытие персонажей сводится к абсурду и «вихрям сознания». В романе присутствуют пугающие символы, такие как чердак-тюрьма, бесконечная лестница и «расчерченный на куски город».

Катастрофическое состояние Петербурга наводит на печальную мысль о драме человека, лишенного себя, своей души. Видимо, потому младший Аблеухов в эпилоге романа с упоением читает гуманиста Г. Сковороду, который пророчит очищение и преображение страны.

Такое очищение А.А. Блок видел в возможности революции. Но что же получилось в результате этой самой революции? Картина революционного Петербурга в поэме «Двенадцать» А.А. Блока изображает кровь, преступления, человеческие падения:

Трах – тарарах! Ты будешь знать,

Как с девочкой чужой гулять!..

1. Пронина Е.П. Русская литература XX века. Очерки. Портреты. Эссе. М., 1994.

Утек, подлец! Ужо, постой,

Расправлюсь завтра я с тобой!

Р. Иванов – Разумник оправдывает преступления двенадцати тем, что «через этих самых запачканных в крови людей в мир идет новая благая весть о человеческом освобождении». 1

Критик говорит, что двадцать веков назад «благая весть» уже приходила, но она была только духовной, а от физических лишений не освобождала. И вот впереди двенадцати Р. Иванов – Разумник ставит Петра, «убившего свою возлюбленную, намекая тем самым на значение Петербурга как первого революционного города.

В 1921 году А.А. Блок упомянет об этих событиях в стихотворении «Пушкинскому Дому»:

Наши страстные печали

Над таинственной Невой,

Как мы черный день встречали

Белой ночью огневой.

Почему А.А. Блок назывет день освобождения «черным днем»? поэт, обращаясь в прошлое к А.С. Пушкину, просит у него помощи:

Пушкин! Тайную свободу

Пели мы вослед тебе!

Дай нам руку в непогоду,

Помоги в немой борьбе!

Почему во времена Советской власти А.А. Блок говорит о какой-то «немой борьбе»? Возможно, он ощущает все противоречие новых порядков и, взывая к А.С. Пушкину, пытается вернуть в мечтах прежний величественный Петербург.

Таким образом, творчество символистов определило Петербург как город фантастики, тайны, оно не спустилось ниже мира грез. Лишь А.А. Блок попытался это сделать, но был остановлен «вихрем» революции.

А.А. Ахматова так же, как и А.А. Блок, обращается к пушкинскому Петербургу. Она отразила такой Петербург в своем романе «Пушкин и Невское взморье» и отдельных записях. Здесь она сопоставляет повесть В.П. Титова «Уединенный домик на Васильевском», и пушкинский отрывок «Когда порой воспоминанье…», где снова возникает тот же «печальный остров», изображенный и в «Медном Всаднике». Всюду один и тот же пустынный пейзаж – остров Голодай, где были тайно похоронены казненные декабристы.

Статья А.А. Ахматовой «О красочном эпитете» могла быть своеобразным прологом к ее работе «Пушкин и Невское взморье». Свою «повесть» о Невском взморье А.А.Ахматова писала в гравюрной манере – ни одного красочного эпитета.

«Мы узнаем, что – направо, что – налево, ощущаем под ногой топкость почвы. Все это увидено не из окна кареты и даже не с дрожек. Автор так

1. Иванов-Разумник Р. Александр Блок. Андрей Белый. П., 1919

занят северной оконечностью Васильевского острова, что даже моря не замечает».

И там, где А.С. Пушкин «моря не замечает», преобладающим становится не «красочный, а летописный слог.

«От звона часов на Думе вздрагиваешь, как от неожиданности, потому что нет ни Невского, ни Гостиного двора, ни дворцов, ни набережных. К сюжету описание острова Голодая не имеет ровно никакого отношения, и ничто другое так подробно в повести не описано».

Таковы фрагменты исторической прозы А.А. Ахматовой. Кроме того, она пишет очерки о Петербурге – Ленинграде.

В очерке «Город» рассказ А.А. Ахматовой о себе переплетается с рассказом об облике города 1890-1920-х годов. Здесь она сожалеет об исчезновении в городе багровых и красных окрасок домов, о деревянных особняках на Каменном проспекте, о большом количестве зелени 70-х годов. «Теперь, — говорит она, — гранит и вода».

С 90-х годов помнит она Петербург Рождественских, Псковской, Витебской, Садовой улиц, Охты, где в мрачных домах с окнами во дворы – колодцы ютится служилый люд, небогатые чиновники, находила приют городская беднота. Это был в сущности Петербург Ф.М. Достоевского. Он был с ног до головы в безвкусных вывесках, совсем без зелени, без травы, без цветов, весь в барабанном бое, так всегда напоминающем смертную казнь, в хорошем, столичном французском языке, в грандиозных похоронных процессиях и описанных Мандельштамом высочайших проездах». 1

В первые годы после революции А.А. Ахматова видит город уже разоренным, с людьми «одного и того же выражения лица».

В 1938 году арестовывают ее сына, и она проводит семнадцать месяцев в тюремных очередях для того, чтобы добиться свидания с ним. Здесь и рождается сюжет «Реквиема», где возникает образ города, который резко отличен от прежнего ахматовско-блоковского Петербурга и лишен традиционного «пушкинского» великолепия. В нем уже нет былой красоты и гармоничности, он также мрачнее того облика, что знаком нам по Ф.М. Достоевскому. Это город-привесок к гигантской тюрьме, раскинувшей свои свирепые корпуса над неподвижной Невой.

Но, несмотря на все лишения и травлю, в эти годы А.А. Ахматова не оставила родного ей Петербурга, дорогую Россию. Ощущение кровной близости с Петербургом никогда не покидало ее. Оно обнажалось в годы великих потрясений – войн, революций.

В марте 1941 года она пишет стихотворение, которое сейчас не может не восприниматься как последняя прощальная улыбка ленинградскому мирному дню:

Eadransolaire 2 на Меншиковом доме.

Подняв волну, проходит пароход.

1. Опубл. Жирмунским В.М. в кн.: «Творчество А.А. Ахматовой». Л., 1972, с.139

2. Солнечные часы (франц.).

О, есть ли что на свете мне знакомей,

Чем шпилей блеск и отблеск этих вод!

Как щелочка, чернеет переулок.

Садятся воробьи на провода.

И наизусть затверженных прогулок

Соленый привкус – тоже не беда

(«Ленинград в марте 1941 года»)

Традиционный петербургский пейзаж, хорошо знакомый нам по ее прежним произведением, просвечен в этом стихотворении какой-то кроткой улыбкой. Солнечные часы на Меншиковом доме показывают два месяца до войны. И когда началась Великая Отечественная, А.А. Ахматова мужественно переносила тяготы жизни в блокадном Ленинграде. И людям, переносившим достойно с ней эту блокаду. Она посвятила «Поэму без героя».

В каждой из строф поэмы А.А. Ахматовой звучит память о тоне прошлого:

А вокруг старый город Питер,

Что народу бока повытер

(Как тогда народ говорил), —

В гривах, сбруях, в мучных обозах,

В размалеванных чайных розах,

И под тучей вороных крыл…

Поэтесса внимательно вглядывается в хорошо знакомую ей когда-то эпоху. В этих местах на смену призрачному кружению мертвецов, балу метелей, стуку костей, на смену всей этой «петербургской чертовне» галлюцинациям и бредам приходят четкие нейзажи живого, исторического Петербурга. Мы уже видели, что А.А. Ахматова очень точна в передаче его различных обликов. Своеобразие ее поэмы заключается в том. Что в рамках одного произведения существуют два противоположных плана: один – исторический. Четкий, материальный, другой – идущий от Н.В. Гоголя, А. Белого…

Призрачный мир «Петербургской повести» в «Эпилоге» бесследно и навсегда исчезает:

И стоит мой Город зашитый…

Тяжелы могильные плиты

На бессонных очах твоих…

В горьких, омытых слезами и проникнутых великой горечью строфах «Эпилога» она описывает разлучение с Петербургом, длинный, скорбный путь в эвакуацию и картины страдающей земли. В «Эпилоге» она многократно воспроизводит мотив внутреннего родства с Городом. Уезжая и оплакивая его, А.А. Ахматова оставляет в нем большую часть собственной жизни, и эта часть, по ее представлениям, не может быть отторгнута ни от площадей, неоднократно воспетых ее голосом, ни от улиц, бывших свидетелей ее далеких драм, ни от ажурных решеток, окаймляющих его каналы:

Мне казалось, за мной ты гнался,

Ты, что там погибать остался

В блеске шпилей, в отблеске вод.

Она не хотела уезжать из Ленинграда и, будучи эвакуированной и живя затем в течение трех лет в Ташкенте, не переставала думать и писать о покинутом городе.

Таковы, например, ее стихи ленинградским детям, в которых

много материнских невыплаканных слез и сострадательной нежности:

Постучись кулачком – я открою.

Я тебе открывала всегда.

Я теперь за высокой горою,

За пустыней, за ветром и зноем,

Но тебя не предам никогда…

1942

Опять же она пишет о верности своему Городу и о слитности с ним.

Так же глубоко чувствовал Петербург и О.Э. Мандельштам. В дореволюционном городе прошло его детство:

А над Невой – посольства полумира,

Адмиралтейство, солнце, тишина!

И государства жесткая порфира.

Как власяница грубая, бедна…

Он видит Петербург в разгар классовых боев:

Дикой кошкой горбится столица,

На мосту патруль стоит,

Только злой мотор во мгле промчится

И кукушкой прокричит…-

И Ленинград 20-30-х годов:

Вы, с квадратными окошками, невысокие дома,-

Здравствуй, здравствуй, петербургская несуровая зима!

От этой точности деталей образ города становится по-мандельштамовски щемящим. В его стихах преобладают предчувствия и воспоминания, как, например. в стихотворении «Ленинград», впервые напечатанном в «Литературной газете» в ноябре 1932 года:

Я вернулся в мой город, знакомый до слез,

До прожилок, до детских припухлых желез.

Ты вернулся сюда – так глотай же скорей

Рыбий жир ленинградских речных фонарей.

В январе 1931 года О.Э. Мандельштам пишет другое стихотворение («С миром державным я был лишь ребячески связан…»).

Где он попытался отречься от своего прошлого и соединиться с родным городом:

Так отчего ж до сих пор этот город довлеет

Мыслям и чувствам моим по старинному праву?

Эта тоска по Петербургу – Ленинграду действительно сопутствовала О.Э. Мандельштама всю жизнь.

А.А. Ахматова и О.Э. Мандельштам считали Петербург своей духовной родиной. Они возродили в нас пушкинское восприятие этого города, исключив острые контрасты его различных сторон.

Итак, мы видим, насколько сложен, многолик Петербург, насколько неповторим и своеобразен. Пушкинские сады, проспекты Ф.М. Достоевского, фонари и набережные А.А. Блока и О.Э. Мандельштама, мосты и ветры А.А. Ахматовой… Только пройдя через всю эту поэзию, мы сможем увидеть Петербург целиком, ощутить его притягательное действие.

Его неповторимый облик выражен не только ансамблями камня и зелени, ограды и воды, но и речью, одеждой, бытом, повседневным поведением. В создании этого красивого города вместе с архитекторами, скульпторами, садовниками, каменщиками участвовали и писатели. Но у них было особое дело в этом непрерывном процессе градостроительства: их искусство создавало духовный облик города, воздействовавший на всех, кто его строил и в нем жил, у отразившийся в судьбах многих поколений людей.

Поэтому тема петербургской жизни является одной из главных и в то же время трагедийных тем русской литературы. Критик А.А. Архангельский говорил, что «… каждый великий город обладает своей «аурой», своей духовной атмосферой, которая, сгущаясь и уплотняясь, дает культуре завязь особого жанра» 1 . Так Петербург-Петроград-Ленинград, наша каменная скрижаль, подарил нам идею русской трагедии, назревавшей в творчестве позднего А.А. Пушкина, Выношенной в «петербургских повестях» Н.В. Гоголя, рожденной в прозе Ф.М. Достоевского, унаследованной А.А. Блоком и его младшими современниками; трагедии личности; живущей в особенных условиях русского города. Эта мысль еще будет волновать долго творцов русской культуры.

1. См. в кн.: Виленкин В. В сто первом зеркале. М., 1990.

Список литературы:

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/kursovaya/literaturnyie-dostoprimechatelnosti-peterburga/

1. Бабаев Э. Пушкинские страницы Анны Ахматовой – «Новый мир», 1927, с.153,162

2. Басина М. «Петербургская повесть», 1974

3. Виленкин В.В. «в сто первом зеркале»,1990

4. Горелов А. «Гроза над соловьиным садом»,1970

5. Ишимова А.О. «История России в рассказах для детей»,1995, с.262-276

6. Каплан И.Е., Пинаев М.Т. «Русская литература 10 класс», «Хрестоматия историко-хронологических материалов»,1993

7. Куняев С. «Городу и миру к 100-летию со дня рождения А.А. Ахматовой», «Москва»,№6, 1989, с.200-201

8. Максимов Д. «Поэзия и проза А.А. Блока» 1975

9. Нерлер П. «Город знакомый до слез…», Ленинградская панорама, 1984

10. Павленко Н.И. «Петр Великий», 1990, с.514-549

11. Павловский А.И. «Анна Ахматова. Жизнь и творчество»,1991

12. Пронина Е.П. «Русская литература ХХ века», очерки «Портреты», эссе кн. Для учащихся, 1994

13. Пьяных М.Ф. Александр Блок, Андрей Белый «Диалог поэтов о России и революции»,1990

14. Турков А. «Высокое небо», 1977

15. Якушин Н.И. 2Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского»,1993