Часть 1
1. Укажите ОШИБОЧНОЕ суждение.
1) В слове ШИЛО первый гласный звук – [ы́ ].
2) В слове ТАЮЩИЙ звуков больше, чем букв.
3) В слове ТОЛЬКО мягкость согласного [л’] на письме обозначена буквой
Ь (мягкий знак).
4) В слове ВПЕРЕДИ первый звук – [в].
1. В каком слове ПРОИЗНОСИТСЯ звук [з]?
просьба
сказка
воз
позже
1. Укажите ОШИБОЧНОЕ суждение.
1) В слове ЛОБ произносится звук [б].
2) в слове КОСЬБА звуков меньше, чем букв
3) в слове ЛОБСТЕР мягкость согласного [т] на письме обозначена буквой е.
4) в слове СДАЁТ первый звук [з].
1. Укажите ПРАВИЛЬНОЕ суждение.
1) в слове СНОВА произносится звук [з].
2) в слове ЧАЩА первый гласный звук [я].
3) в слове ССОРА звуков меньше, чем букв
4) в слове ЛОПНИ нет мягких звуков.
1. В каком ряду во всех словах совпадает количество букв и звуков?
1) ЛЕСТНЫЙ, БЬЮЩАЯСЯ 3) ПРИДАЁШЬ, ПОЮЩИЕ
2) ИЮНЬСКИЙ, МАЯЧИТЬ 4) ЯРОСТНЫЕ, ВСКОЛЬЗЬ
2. Укажите слово, которое имеет следующий состав:
ПРИСТАВКА — КОРЕНЬ — СУФФИКС — СУФФИКС — ОКОНЧАНИЕ.
1) проверенный 3) издалека
2) подкравшись 4) изменчивость
2. Укажите слово, которое имеет следующий состав:
КОРЕНЬ – СУФФИКС — ОКОНЧАНИЕ:
1) утреннее 3) заранее
2) признание 4) полночь
2. Укажите слово, которое имеет следующий состав:
ПРИСТАВКА – КОРЕНЬ – СУФФИКС — ОКОНЧАНИЕ
1) перечитывающий 3) разломаешь
2) заглядывая 4) роскошный
2. Укажите слово, которое имеет следующий состав:
ПРИСТАВКА-КОРЕНЬ-СУФФИКС-ОКОНЧАНИЕ
1) перевозчики 3) снежинка
2) учительница 4) нырнуть
2. Укажите слово, которое имеет следующий состав:
КОРЕНЬ — ОКОНЧАНИЕ
1) осенние 3) измена
2) красивее 4) площадь
3. В морфологической характеристике какого выделенного слова допущена
ошибка?
1) ЗАКРЫТЫЕ (на засов ворота) — страдательное причастие прошедшего
времени
2) НАСТРОИВ (гитару) − деепричастие несовершенного вида
3) (жить) ЗДЕСЬ — наречие со значением места
4) (ожидать) В ТЕЧЕНИЕ (часа) — производный предлог
3. В морфологической характеристике какого выделенного слова допущена
Мини значение морфем в словах русского языка
... тест Что является минимальной значимой частью слова? Морфема Звук Является ли значение морфемы компонентом общего значения слова? Да Нет Какие морфемы ... слове положение после корня, например человечный, береговой. Во многих русских словах не один, а несколько суффиксов: насильственно, американизированный. Запомни: Слово не может состоять только из суффикса. интерфикс Популярные сочинения Сочинение ...
ошибка?
1) (всех) ПОРАЖАЕТ (шум)- глагол 3-го лица.
2) ПОПАВШЕГОСЯ (зверя)- страдательное причастие настоящего времени.
3) УВИДЕЛ (меня)- глагол 2-го спряжения.
4) (думать) НАСЧЁТ (долга)- производный предлог.
3. Морфологическая характеристика какого выделенного слова верна?
1) (расцвела) ЛИЛИЯ (на озере) — существительное женского рода, одушевлённое.
2) ЗАГЛЯДЫВАЯ (в окно) — деепричастие несовершенного вида.
3) КТО-ТО (сказал) — вопросительное местоимение.
4) ПЯТЕРЫХ (волчат) — порядковое числительное.
3. Морфологическая характеристика какого выделенного слова верна?
1) ЯБЕДА — существительное единственного числа женского рода.
2) (килограмм) ПОМИДОРОВ — существительное, стоящее в родительном падеже.
3) В ТЕЧЕНИИ (реки) — производный предлог.
4) (как) ОТЛИЧИТЬ — глагол 2-го лица,2-го спряжения.
3. В морфологической характеристике какого выделенного слова допущена
ошибка?
ВЫПОЛНЯЮЩИЙ (задание) – страдательное причастие настоящего времени.
(положите) СЮДА – наречие со значением места.
СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ (годами) – количественное числительное.
(ни с кем) НЕ ГОВОРИЛ – глагол прошедшего времени 3 лица.
4. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) пол..жение, преод..леть, зар..сли (травой)
2) час..ная (собственность), сва..ьба, ус..ная (речь)
3) зап..рлись (дома), сл..паются (глаза), вым..ршие (животные)
4) по к..сательной, заг..рели, упл..тить (по счёту)
4. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) снов.., , налев..
2) потер..на, посе..в
3) гон..щий, стел..щийся 4) в течени.. часа, н..кому не скажу
4. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) н..какой, в продолжени.. часа
2) затемн.., надолг..
3) понаде..вшись, подкле..на
4) бор..щийся, леле..щий
4. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) брош.., сургуч..
2) из-за туч.., чуш..
3) лиш.., картеч..
4) ноч.., с крыш..
4. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) неср..вненный, тв..рение2) пром..кашка, попл..вок3) вым..кнуть, изл..жение4) прик..саться, пол..жить
5. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) пр..кратить (атаку), пр..влекательный (вид)
2) не воз..мело (действия), без..сходная (тоска)
3) и..чезнуть, ..дание (театра)
4) об..ёмный, в..южный (ветер)
5. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) н..кому (не скажу), н.. с кем (разговаривать)
2) и..бежать (несчастья), бе..страшный
3) пр..красный (вид), пр..открыть (дверь)
4) ..делать (аккуратно), ра..сказы.
5. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) пр..старелый (человек), пр..бавить2) под..тожить, сверх..нициативный (товарищ)
3) ..десь (находится), бе..умолку( говорить)
4) пред..юбилейный, б..ющий(палкой)
5. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
Как пишется мини сочинение слитно или раздельно
... ссылайтесь на книгу или критика. Построенное таким образом сочинение вызывает больше доверия. Также, работая над мини-сочинением, уделяйте больше ... ошибки. Наилучший способ научиться писать мини-сочинения - практиковаться в любое свободное время и как можно больше читать. При ... 15 слов. Напишите приблизительный план и отталкивайтесь от него при описании своей карьеры. Для любого сочинения После ...
1) пр..вилегия, пр..бавить (четыре)
2) пред..стория (случая), контр..гра3) бе..прекословно, бе..болезненный (укол)
4) ш..ю (платье), под..ехать.
5. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) пр..обрести, пр..вращение (в красавицу)
2) вз..скивать (с преступника), меж..нститутский (турнир)
3) из..ять, с..ёжиться (от страха)
4) ..доровье ( нужно беречь), бе..страшный
6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Краше(1)ая в синий цвет коробка, стоявшая на столе, была доверху
заполне(2)а тюбиками с масля(3)ой краской.
1 3) 1,3
2 4) 1,2,3
6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется Н?
События боя описа(1)ы в письме Павла Корчагина, адресова(2)ом другу, ране(3)ому в бою.
1) 2 3)1
2)1,3 4)1,2,3
6. Укажите правильный вариант ответа.
После тяжёлого крестьянского трудового дня на ужин хороша жаре(н, нн)ая с салом картошка.
1) В слове пишется -НН-.
2) В слове пишется -Н-.
6. . В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
По мостовой бежала светлая весе(1)яя вода, по которой, не разбирая дороги, шёл удивлё(2)ый, потеря(3)ый Ипполит Матвеевич.
1) 1,2 3) 1,2,3
2)1 4 )1,3
6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
На краше(1)ом деревя(2)ом столе были расставле(3)ы кружки.
1)1,2 3)2
2)1 4)2,3
7. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) На столе находилась (НЕ)РАСПАКОВАННАЯ посылка, перевязанная скотчем.
2) Станиславу Ивановичу (НЕ)ГДЕ было разместить жильца.
3) За дверью раздался (НЕ)ГРОМКИЙ голос.
4) Гостиная комната была (НЕ)ПРИБРАНА.
7. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) Он купил (не)ДЕШЁВЫЙ, но очень удобный костюм.
2) Задание так и было (НЕ)ВЫПОЛНЕНО.
3) Наша речка (НЕ)ГЛУБОКАЯ – видно всё дно.
4) Она любит мебель из (НЕ)КРАШЕННОГО дерева.
7. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) Она пишет (НЕ)АККУРАТНО.
2) Наше внимание привлекли (НЕ)ИЗВЕСТНЫЕ памятники, а просто дома и скверы.
3) Он постоянно выглядел (НЕ)СЧАСТНЫМ.
4) Домашним животным (НЕ)ЧЕГО опасаться людей.
7. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) (НЕ)КОМУ было предупредить и поддержать.
2) Вы (НЕ)МОЖЕТЕ знать моего положения.
3) (НЕ)ГОДУЯ на плохую погоду, мы двинулись в путь.
4) (НЕ)ОБЫЧНО встретила Москва праздничное утро.
7. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) Земля пахла (НЕ)ПРИБИТОЙ дождём пылью.
2) Мартовское солнце светило ярко и (НЕ)ЛАСКОВО.
3) В образе Савельича воплотились (НЕ)КОТОРЫЕ черты няни Пушкина.
4) Приятели были (НЕ)РАЗЛУЧНЫ.
8. В каком предложении выделенное слово пишется раздельно?
1) (НЕ)СМОТРЯ на волнение, актёр прекрасно справился с ролью.
2) ЧТО(БЫ) добиться успеха, мало одного таланта.
3) Нарежьте картофель, ТО(ЖЕ) самое проделайте с чесноком и помидорами.
Роль запятой в русском языке рассуждение
... на улице». Сочинение на тему «Зачем нужны знаки препинания?» В русском языке есть много разных знаков препинания. Каждый из них играет свою роль в предложении. Все они ... слова в тексте, предложении. Запятая также обозначает паузу в предложении, передаёт правильный смысл в сложных предложениях, обозначает перечисления, выделяет обращения, вводные слова, уточнения. Тире в предложении ...
4) (В)СЛЕДСТВИЕ плохой видимости скорость транспорта на дорогах невысокая.
8. В каком предложении выделенное слово пишется раздельно?
1) (С)ВЕРХУ, с летящего самолёта, Япония выглядела маленькой.
2) Он всё делает (ПО)СВОЕМУ.
3) (ПОД) НИМ струя светлей лазури…
4) Но ВСЁ(ТАКИ) это были всего лишь мосты.
8. В каком предложении выделенное слово пишется раздельно?
1) Есть в доме КТО(НИБУДЬ)?
2) Нужно быть человеком большой души, ЧТО(БЫ) так любить эти неприметные, тихие речки…
3) Я ТО(ЖЕ) боюсь темноты.
4) Перевести деньги (НА)СЧЁТ в банке.
8. В каком предложении выделенное слово пишется раздельно?
1) Он сделает всё, ЧТО(БЫ) ему ни поручили.
2) (ПО)МОЕМУ, эта сказка могла бы быть написана о Фридрихе Шиллере.
3) КТО(ТО) постучал в дверь.
4) Плакала женщина, одетая в военную форму, с выгоревшей пилоткой на ТЁМНО()РУСЫХ волосах.
8. В каком предложении выделенное слово пишется раздельно?
1) ГДЕ(ЖЕ) вы были?
2) В это лето я узнал (НА)НОВО много слов, бывших до той поры далёкими, непережитыми.
3) Мы (ПО)ДОЛГУ любовались не в меру беспечными утками.
4) ЧТО(БЫ) быть рентабельным и давать высокую прибыль, производство должно быть экономичным.
9. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном(-ых) слове(-ах).
В альбоме сначала шли снимки Алькиного папы, (1) совсем маленького,(2) на деревянной лошадке,(3) потом Алькиной мамы,(4) ещё школьницы,(5) в пионерском галстуке… В общем, (6) много чего там было.
9. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Рядом свежие и ярко-зелёные луга, (1) пестреющие цветами. Вероятно, (2) весной река разливается и доходит до самого леса. В лесу растёт много орешника, (3) а в траве пестреют яркие колокольчики и листья ландыша. Чуть дальше по реке – бузина, (4) ивняк, (5) шиповник.
9. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводных словах.
Светлый класс, (1) масса народа успокоили Тёму. Он понял, (2) что сделался жертвой Вахнова, (3) понял, (4) что необходимо объясниться, (5) но, (6) на свое несчастье, (7) он вспомнил и наставление отца о товариществе.
9. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы
все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
Но и этот громкий голос пролетел, (1) видимо, (2) мимо сознания Анны Федотовны. Она ждала скрипа задвигаемого ящика, (3) вся была сосредоточена на этом скрипе и, (4) когда наконец он раздался, (5) вздохнула с облегчением:
- Ступайте, (6) дети. Я очень устала.
9. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.
- Как твои дела, (1) Кенскин? – Мои дела ничего, (2) – ответил Костя, (3) сурово поглядывая на неё, (4) – а вот твои, (5) однако, (6) никуда не годятся.
10. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обособленном(-ых) определении(-ях).
Урок по русскому языку «Подготовка к сочинению – рассуждению ...
... предложение. Ключи: 1-4; 2-3; 3-2; 4-5; 5-1 Таблица с правильными функциями. Учитель. Мы познакомились с разными функциями запятой. Наша задача – подготовиться к написанию сочинения – рассуждения. ...
Читателю хочется видеть в книге «течение жизни»,(1) а не её критический разбор с нравственных позиций. Стало быть,(3) создавая произведение,(4) автор не должен в нём открыто навязывать читателю свои взгляды,(5) пусть даже самые передовые.
10. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обособленном(-ых) обстоятельстве(-ах).
Нередко после прочитанного рассказа ничего не остаётся в памяти,(1) кроме череды серых людей. Безуспешно стараешься увидеть этих людей,(2) но автор,(3) думая только о сюжете,(4) не придал героям ни одной индивидуальной черты.
10. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обособленном(-ых) определении(-ях).
И Вахнов с силой дернул шнурок. В то же мгновение Тёма с пронзительным криком, (1)уколотый двумя высунувшимися иголками,(2) хватил со всего размаха Вахнова по лицу. Учитель молчал в течение минуты,(3) потом медленно подошел к Тёме.
10. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обособленном(-ых) определении(-ях).
Бежит небольшая извилистая речка. Кругом заросли тростника,(1) осоки.
Рядом свежие и ярко-зелёные луга,(2) пестреющие цветами.
Вероятно,(3) весной река разливается и доходит до самого леса.
10. В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обособленном(-ых) обстоятельстве(-ах).
Анна Федотовна прикрыла слепые глаза,(1) напряжённо прислушалась,(2) но душа её молчала,(3) и голос сына более не звучал в ней. Он угас,(4) умер,(5) погиб вторично,(6) и теперь уже погиб навсегда. Письма,(7) пользуясь её слепотой,(8) вынули не из шкатулки – их вынули из её души,(9) и теперь ослепла.
ЧАСТЬ 2
Прочитайте текст и выполните задания 11 — 16.
1) В детстве, наверное, все кажется красивее, чем на самом деле, а мир – совершеннее. 2) Когда у меня хорошее настроение, я люблю вспоминать мое далекое детство. 3) У меня не было дорогих игрушек, меня не возили к морю, но у меня была природа – богатая природа Алтайских гор.
4) Больше всего я любил, да и сейчас люблю, радугу. 5) Сколько в ней прелести и волшебства! 6) Как-то бабушка рассказала мне, что если добежать до конца радуги и обхватить ее руками, то все люди будут счастливыми и здоровыми. 7) Как это прекрасно – счастье сразу для всех! 8) Я не помню, как мне представлялось это, только больше всего хотелось, чтобы не болела бабушка, а уж ради этого стоило бежать.
9) С тех пор я стал ждать радугу, даже готовился к ее штурму – для тренировки бегал. 10) Однажды с утра выдался ветреный день… 11) Никто не заметил, как на горизонте появилась маленькая тучка… 12) Яркий солнечный день вмиг потускнел…раздался гром…дождь начал капать крупными каплями… 13) Ливень продолжался недолго…
14) И вот вновь блеснуло солнце… 15) Вдруг я увидел радугу! 16) Крутая, ярко горящая, она уперлась концом как раз в нашем огороде. 17) Я зажмурил глаза, все еще не веря, что вот она, долгожданная радуга, которая поможет мне сделать всех счастливыми. 18) Радуга не исчезла. 19) Наоборот, наливалась ярче. 20) И я побежал!
21) Каково же было мое удивление, когда на том месте, где была радуга, ее не оказалось. 22) Она ловко перепрыгнула теперь на берег реки и была так же хороша. (23) Я вновь затаил дыхание и побежал. 24) И снова неудача! 25) Радуга дразнила меня. 26) Было обидно и больно, что не удалось добыть людям счастье. 27) От досады я заплакал.
Напишите от лица очевидца сочинение о пензе второй половины 17 века
... Инза, Усть-Инза и т.д. Однако имеется и другое мнение. "Пенза" - слово мордовского языка. Во второй половине 17 века Пенза была небольшой по размерам. Кремль представлял собой довольно правильный квадрат, ... -город. До сих пор нет определенного ответа на вопрос о происхождении слова "Пенза". Одни предполагают, что название реки Пензы, от которого получила название крепость, а затем крепость-город, ...
28) Детство давно ушло, но я часто вспоминаю мою убежавшую радугу, ту, которая после черных туч и грома могла дать счастье. 29) Может быть, тогда я плохо бежал? (30) В жизни все бегут за счастьем, но, наверное, счастье и есть дорога к нему, без остановок и слез. (31) Я давно бегу за своей радугой, она то покажется, то вновь потеряется. (32) Главное она есть. 33) Я ее видел!
(По В.Г. Бахмутову )11. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой рассказа часто вспоминает убежавшую радугу?»
1. В ней было много прелести и волшебства.
2. Она могла дать счастье для всех.
3. О ней часто рассказывала бабушка.
4. Радуга дразнила героя.
12. В предложении 28 найдите словосочетание, имеющее в тексте значение «закончилось». Напишите это словосочетание.
Укажите тип подчинительной связи в словосочетании «на берег реки» (предложение 22)
Выпишите грамматическую основу предложения 16.
Среди предложений 17 — 21 найдите НЕПОЛНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Напишите номер этого предложения.
Среди предложений 26—29найдите предложение с обособленными вводными словами. Напишите номер этого предложения.
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 1, выполните на отдельном листе только одно из заданий: 17.1или 17.2. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания.
17.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста А.И.Горшкова: «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление». Приведите в ответе два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
17.2 Как вы понимаете значение слова СЧАСТЬЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое счастье?», взяв в качестве тезиса взятое Вами определение.
Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего
2. Прочтите текст и выполните задания 11 — 16.
(1) На хуторе сон и тишина. (2) Мы идём вдоль низкого, белого под луной заборика, по — южному сложенного из плоского дикого камня. (3) Такое чувство, словно и родился я здесь, и прожил здесь жизнь, и теперь возвращаюсь домой.
(4) Громко стучу в раму окна. (5) Нечего спать, раз мы вернулись. (6) И сейчас же распахивается дощатая дверь. (7) Панченко, ординарец мой, сонный, зевающий, босиком стоит на пороге.
Сочинение отцы и дети паустовский
... может выдержать обвинений в адрес ее отца и совершает суицид. Отцы и дети (итоговое сочинение, аргументы) , Вариант 1 Роман “Отцы и дети”, И.С. Тургенев Роман “Отцы и дети”, написанный И.С. Тургеневым во второй половине 19- ... известно, что опосля приезжала молодая барыня с тремя барчатами и долго лежала на могиле смотрителя. К. Г. Паустовский. «» Дочь Катерины Петровны Настя работала секретарем в ...
- (8) Заходите, товарищ лейтенант.
(9) Хорошо вот так ночью вернуться с плацдарма домой. (10) Об этом не думаешь там. (11) Это здесь со всей силой чувствуешь. (12) Мне никогда до войны не приходилось возвращаться домой после долгой разлуки. (13) И уезжать надолго не приходилось. (14) Первый раз я уезжал из дома в пионерский лагерь, второй раз я уезжал уже на фронт. (15) Но и тот, кто до войны возвращался домой после долгой разлуки, не испытывал тогда того, что испытываем мы сейчас. (16) Они возвращались соскучившиеся – мы возвращаемся живые… (17) Сидя на подоконниках, разведчики смотрят, как мы двое едим, и глаза у них добрые. (18) А в углу стоит широкая деревенская кровать. (19) Белая наволочка, набитая сеном, белая простыня. (20) Многого не понимали и не ценили до войны люди. (21) Разве в мирное время понимает человек, что такое чистые простыни? (22) 3а всю войну только в госпитале я спал на простынях, но тогда они не радовали. (23) Я ложусь на свою царскую кровать, пахнущую сеном и свежим бельём, и проваливаюсь, как в пух. (24) Глаза слипаются, но едва задрёмываю, как, вздрогнув, просыпаюсь опять. (25) Я просыпаюсь от тишины. (26) Даже во сне я привык прислушиваться к разрыву снарядов. (27) И лезут в голову мысли о ребятах, оставшихся на плацдарме. (28) 3ажмурюсь – и опять всё это перед глазами: землянка связистов, в которую попала бомба, дорога в лесу и чёрные высоты, занятые немцами… (29) Нет, я, кажется, не усну. (30) Осторожно, чтоб не разбудить ребят, выхожу во двор, аккуратно притворив дверь. (31) Как тихо! (32) Словно и нет войны на земле. (33) Впереди луна садится за глиняную трубу, только краешек её светится над крышей. (34) И что-то такое древнее, бесконечное в этом, которое было до нас и после нас будет. (35) Я сижу на камне и вспоминаю, как в школе сорок пять минут урока были длиннее двух веков. (36) Государства возникали и рушились, и нам казалось, что время до нас бежало с удивительной быстротой и теперь только пошло своим нормальным ходом. (37) Впереди у каждого из нас была целая человеческая жизнь, из которой мы прожили по четырнадцать, пятнадцать лет. (38) Я воюю уже третий год. (39) Неужто и прежде годы были такие длинные?.. (40) Возвращаюсь в дом, укрываюсь с головой и, подрожав под шинелью, засыпаю. (По Г.Я.Бакланову)
11. Какое утверждение в наибольшей степени отражает ответ на вопрос: «Почему рассказчик проснулся?»
1) Он не мог спать в непривычной для него тишине.
2) Ему неудобно было спать на деревенской кровати, застеленной чистым бельём.
3) Он размышлял о предстоящих сражениях.
4) Его переполняло чувство радости, что он вернулся с задания живым.
12. В предложениях 38 -40 найдите слово, имеющее в тексте следующее значение:
«разве». Напишите это слово.
Укажите тип подчинительной связи в словосочетании «человеческая жизнь» (предложение 37).
Выпишите грамматическую основу предложения 8.
Среди предложений 3 — 7 найдите ПРОСТОЕ ОДНОСОСТАВНОЕ ОПРЕ-
ДЕЛЁННО-ЛИЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. Напишите номер этого предложения.
Среди предложений 1–8 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
Напишите сочинение рассуждение раскрывая смысл высказывания русского ...
... Напишите номер этого предложения. Ответ: ______________________________ Часть 3 С2 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Льва Васильевича Успенского: «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в ... ночам, и сейчас он подошёл к окну покурить. (9)Облокотившись о подоконник, отец смотрел на дождь, на стекло в длинных потёках, а ...
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 17.1 или 17.2.
17.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина: «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
17.2 Напишите сочинение-рассуждение. Как Вы понимаете значение словосочетания СИЛА ДУХА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое сила духа», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком
3. Прочтите текст и выполните задания 11–16.
Отца своего, который погиб на фронте, Авалбёк не помнил. (2) Первый раз он увидел его в кино, когда мальчику было лет пять. (3) Фильм был про войну, Авалбёк сидел с матерью и чувствовал, как она вздрагивала, когда на экране стреляли. (4) Ему было не очень страшно, а иногда даже, наоборот, весело, когда падали фашисты. (5) А когда падали наши, ему казалось, что они потом встанут. (6) Вот на экране появились артиллеристы. (7) Их было семь человек. (8) Один из них был смуглым, черноволосым, небольшого роста. (9) И вдруг мать тихо сказала: – Смотри, это твой отец… (10) Почему она так сказала? (11) Зачем? (12) Может быть, случайно или потому, что вспомнила мужа. (13) И действительно, солдат на экране был очень похож на отца на той старой военной фотографии, которая висела у них дома. (14) И мальчик поверил. (15) Он уже думал о солдате как о своём отце, и в его детской душе родилось новое для него чувство сыновней любви и нежности. (16) Как он гордился своим отцом! (17) И война с этой минуты уже не казалась мальчику забавной, ничего весёлого не было в том, как падали люди. (18) Война стала серьёзной и страшной, и он впервые испытал чувство страха за близкого человека, за того человека, которого ему всегда не хватало. (19) А на экране шла война. (20) Появились немецкие танки. (21) Мальчик испугался. (22) «Папа, танки идут, танки!» – кричал он отцу. (23) Танков было много, они двигались вперёд и стреляли из пушек. (24) Вот упал один артиллерист, потом другой, третий… (25) И вот остался только отец, он медленно шёл навстречу танку с гранатой в руках.
- (26) Стой, не пройдёшь! – крикнул отец и бросил гранату. (27) В этот момент в него начали стрелять, и отец упал.
- (28) Это мой отец! (29) Вы видели? (30) Это моего отца убили…
– закричал Авалбёк, желая, чтобы люди гордились его отцом так же, как он. (31) И тогда соседский мальчишка, школьник, первым решил сказать ему правду.
– (32) Да это не твой отец. (33) Что ты голосишь? (34) Это артист. (35) Не веришь – спроси у киномеханика. (36) Но киномеханик молчал: взрослые не хотели лишать мальчика его горькой и прекрасной иллюзии. (37) Мать наклонилась к сыну, скорбная и строгая, в глазах её стояли слёзы.
Сочинение по роману отцы и дети
... привести не могут и ситуация лишь усугубиться. Поэтому необходимо придерживаться проверенных временем, устоявшихся законов. В сочинении по роману Отцы и дети ... сочинению в теме отношения отцов и детей. Сочинение Отцы и дети, 2 вариант Произведение под названием Отцы и дети не может остаться без внимания. От него остаются весьма неоднозначные впечатление. Соответственно, написать сочинение Отцы и дети ...
– (38) Пойдём, сынок, пойдём. (39) Это был твой отец, – тихо сказала она и повела его из зала. (40) Сердце мальчика было наполнено горем. (41) Только сейчас он понял, что значит – потерять отца. (42) Ему хотелось плакать. (43) Он посмотрел на мать, но она молчала. (44) Молчал и он. (45) Он был рад, что мать не видит его слёз. (46) Он не знал, что с этого часа в нём начал жить отец, который давно погиб на войне. (По Ч.Т. Айтматову)
11. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему война перестала казаться мальчику „забавной”?»
1) Вот на экране появились артиллеристы. Их было семь человек.
2) Авалбёк впервые испытал чувство страха за близкого человека.
3) Авалбёк сидел с матерью и чувствовал, как она вздрагивала, когда на экране стреляли.
4) Танков было много, они двигались вперёд и стреляли из пушек.
12. В предложениях 31 – 35 найдите слово, имеющее в тексте следующее значение: «громко кричать». Напишите это слово.
13. Укажите тип подчинительной связи в словосочетании «немецкие танки» (предложение 21).
Выпишите грамматическую основу предложения 42.
Среди предложений 40-44 найдите ПРОСТОЕ ОДНОСОСТАВНОЕ БЕЗЛИЧНОЕ предложение. Напишите номер этого предложения.
Среди предложений 28 — 31 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 17.1 или 17.2.
17.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного филолога Л.В. Успенского: «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
17.2 Как Вы понимаете значение словосочетания СИЛА ДУХА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое сила духа», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
4. Прочтите текст и выполните задания 2-11
В тот памятный день, когда Колька вернулся из пионерского лагеря, в центре стола красовался пирог, купленный Еленой Станиславовной. (2) К этому дню Неля выучила новую музыкальную пьесу – бравурную и торжественную, подобную маршам, какими встречают победителей сражений. (3) А Колька появился на пороге с облупившимся на солнце носом и со старым, тоже облупившимся чемоданчиком. (4) Неля кинулась к своему круглому вертящемуся стулу без спинки, откинула блестящую крышку пианино – и грянул марш. (5) Но она не сумела доиграть до конца… – (6) Где моя Черная Спинка? – вскрикнул Колька, заглушая пианино. (7) Черной Спинкой он называл раненую чайку, которую нашел прошлым летом на озере, возле лагеря, и всю зиму лечил. – (8) Она… была на кухне, – ответил отец и двинулся навстречу Кольке с распростертыми объятиями. – (9) Здравствуй!.. (10) Колька увернулся от его рук, бросил свой чемоданчик на тахту и выскочил из комнаты. (11) Все трое – отец, Елена Станиславовна и Неля, – переглянувшись, неуверенно двинулись за ним. (12) В кухне на окне стояла пустая клетка… (13) Эту клетку Колька построил давно с маминой помощью, и она бы, наверно, вполне подошла даже для ширококрылого горного орла, а не только для скромной чайки. (14) Внутри клетки в горшочке с землей рос куст, чтобы птица, если бы она не была речной чайкой, могла присесть на него и вспомнить свой родной лес. (15) Сейчас листики на кусте свернулись в сухие трубочки: их, видно, давно уже никто не поливал. (16) Дверца клетки, которую вполне можно было бы назвать дверью, была открыта. (17) В пустой банке из-под консервов валялось несколько желтых зерен…
- (18) Вы давали ей рыбу? – тихо спросил Колька.
- (19) Нет…
у нас не было времени возиться с рыбой, – ответил отец. – (20) А вот зерна…
(21) Колька боялся задать главный вопрос, оттягивая его…
- (22) Но ведь тут, на кухне, темно и жарко… и пахнет газом. (23) Зачем же вы ее сюда?..
– (24) Ты знаешь, Николай (отец в серьезные минуты всегда называл его так – Николаем), ты знаешь, что Неля нигде летом не отдыхала, что она занималась с утра до вечера, а птица кричала, хлопала крыльями, чем-то там шуршала. (25) Ну, в общем, мешала ей…
- (26) Черная Спинка, значит, тебе очень мешала? – все так же тихо, избегая еще главного вопроса, спросил Колька у Нели.
- (27) Да, мешала! – звонко, дребезжащим от надвигавшегося плача голосом ответила девочка.
- (28) Недаром тебя в школе называют Писклей! (29) Ещё бы…
- (30) Ведь я твоя сестра!
– (31) А ты мне не сестра… – выпалил Колька. (32) До сих пор Елена Станиславовна молчала. (33) В глубине души она считала, что должна была более чутко отнестись к Колькиной просьбе и должна была внимательно следить за больной птицей. (34) Она даже готова была вслух признать свою вину. (35) Но последняя фраза мигом изменила все её намерения.
- (36) Как ты можешь так, Коля? (37) Неля видит в тебе своего брата, она так готовилась к твоему приезду… (38) И эта Чёрная Спинка действительно мешала ей заниматься.
- (39) Где же она сейчас? – тихо спросил Колька, не слыша ничего, кроме того, что касалось его любимой птицы.
(40) Елена Станиславовна опустила голову.
- (41) Она сдохла, – набравшись мужества, ответил отец. (42) Колька качнулся… (43) Его поразило и то, что не стало любимой птицы, для которой он привез из лагеря целую банку мальков, и то, что отец сказал о ее смерти вот так прямо и грубо.
- (44) Она умерла…
а не сдохла. (45) Умерла из-за вас! – крикнул Колька, сам еле сдерживая слезы. (46) Он схватил свою огромную клетку и, неловко волоча ее впереди себя, спотыкаясь, побежал во двор…
- (47) Ничего не понимаю, – медленно произнесла Елена Станиславовна. – (48) Мы его так встретили… (49) Неля марш приготовила. (50) Подумаешь, птицы!.. (По А.Алексину)
11. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему день возвращения Кольки из пионерского лагеря автор называет «памятным»?»
1) В этот день родные люди устроили мальчику торжественный приём, праздник.
2) В этот день Кольке подарили красивую клетку для птицы.
3) В этот день Неля впервые назвала Кольку братом.
4) В этот день Колька узнал, что его любимая чайка умерла.
12. В предложениях 15-20 найдите слово, имеющее в тексте следующее значение: «заниматься кем-либо или чем-либо». Напишите это слово.
Укажите тип подчинительной связи «с маминой помощью» в предложении 13.
Выпишите грамматическую основу предложения 5.
Среди предложений 21 – 23 найдите ПРОСТОЕ ОДНОСОСТАВНОЕ БЕЗЛИЧНОЕ предложение. Напишите номер этого предложения.
Среди предложений 4-7 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе (бланк ответов №2) ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 17.1 или 17.2.
17.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевич Паустовского: «Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера предложений или применяйте цитирование.
17.2 Как Вы понимаете значение слова БЕЗДУШИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое бездушие?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
5. Прочтите текст и выполните задания 11- 16.
Костя знал, где искать Чечек. (2) По хрустящей, подтаявшей тропинке он прошёл через сад, где старые берёзы и черёмухи позванивали хрустальными обледенелыми ветками. (3) Бурный ручей, бегущий с гор, никогда не замерзающий, шумел и сверкал среди молчаливых берегов. (4) На высоком берегу ручья, на поваленном бурей дереве, сидела Чечек. (5) Костя издали увидел её шапочку с малиновой кисточкой. (6) Она сидела, угрюмо съёжившись, в своём овчинном полушубке и, насупив тонкие брови, сосредоточенно глядела на отдалённые, голубеющие в небе вершины. (7) «Как снегирь сидит», – усмехнулся Костя; он подошёл и сел на дерево рядом с Чечек. (8) Несколько секунд они молча, без улыбки смотрели друг на друга. – (9) Кенскин, ты что? – сказала Чечек. (10) И, вспомнив, как Костин отец при каждой встрече спрашивает: «Ну, Чечек, как твои дела?» – она, стараясь быть вежливой, спросила:
- (11) Как твои дела, Кенскин?
- (12) Мои дела ничего, – ответил Костя, сурово поглядывая на неё, – а вот твои, однако, никуда не годятся.
- (13) Ну, а что я сделала? – закричала Чечек, и смуглые щёки её густо порозовели.
– (14) Ну, а что? (15) Подумаешь – сочинение! (16) Что, я его у Лиды украла, что ли?
- (17) Украла.
- (18) Нет, я её тетрадку обратно положила.
- (19) Тетрадку положила, а её труд, её мысли взяла.
(20) И не притворяйся, будто не понимаешь!
- (21) Её мысли?.. – растерянно повторила Чечек.
– (22) Да, её мысли. (23) А зачем? (24) Разве у тебя своих нет? (25) У тебя и своих полно. (26) И вот сейчас Марфа Петровна читает два одинаковых сочинения! (27) Придёт в класс, спросит: (28) «Кто у кого списал?» (29) Ну, что ты тогда скажешь? (30) Вот и придётся перед всем классом признаваться.
- (31) Признаваться?
- (32) Ну да! (33) И признаешься. (34) А как же? (35) Однако хорошо ли это тебе будет?
- (36) Совсем плохо… – прошептала Чечек.
- (37) Конечно, совсем плохо,– сказал Костя.
– (38) Но то, что ты сделала, ещё хуже. (39) Ну, да ничего, умела споткнуться – умей и на ноги встать.
(40) Помолчав, Чечек сказала:
- (41) Если бы никто не знал, тогда бы получше было. (42) Правда, Кенскин?
- (43) Нет, – ответил Костя, – всё равно так же плохо: сочинение-то ведь краденое.
(44) Чечек опустила голову и, оттопырив пухлые губы, молча перебирала шёлковую малиновую кисточку, которая спадала ей на плечо.
- (45) Знаешь что, – подумав, сказал Костя, – зайди к Марфе Петровне и всё ей объясни. (46) И совсем нечего тут сидеть одной: подруги тебя ищут, так что вставай, беги! (47) Костя встал, и Чечек вскочила, хватая портфель:
- (48) Кенскин, я к Марфе Петровне пойду и всё расскажу! (49) А потом возьму да новое сочинение напишу – правда, Кенскин?
(50) Костя искоса поглядел на её повеселевшее лицо и чуть-чуть усмехнулся:
- (51) Эх ты, бурундук!
- (52) Хо, бурундук! – засмеялась Чечек. – (53) А что, у меня разве на спине полоски есть? (54) Меня медведь не гладил!
(55) Чечек, подпрыгивая, побежала по дорожке. (56) А Костя шёл медленно и тёплыми голубыми глазами задумчиво глядел на синие кусочки неба, светящиеся среди облаков, на склоны гор с обнажившимися камнями, на тихие лиственницы, которые, словно творя великую тайну, уже гнали к вершинам живые соки и готовили материал для своих пурпуровых шишечек, чтобы успеть вовремя нарядиться и торжественно встретить весну. (По Л.Ф. Воронковой*)
11. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Костя считает, что Чечек украла сочинение у Лиды?»
1) Чечек взяла у Лиды тетрадь с сочинением и не вернула её.
2) Чечек списала сочинение у Лиды и выдала его за своё, тем самым присвоив её мысли и её труд.
3) Чечек было лень самой писать сочинение, и поэтому она попросила Лиду написать его за неё.
4) Чечек так понравилось сочинение Лиды, что она позаимствовала из него несколько интересных мыслей.
12. В предложениях 21-25 найдите слово, имеющее в тексте следующее значение: «много, достаточно». Напишите это слово.
Укажите тип подчинительной связи в словосочетании «гнали к вершинам»
Выпишите грамматическую основу предложения 24.
Среди предложений 47 -50 найдите ПРОСТОЕ ОДНОСОСТАВНОЕ ОПРЕДЕЛЁННО — ЛИЧНОЕ предложение. Напишите номер этого предложения.
Среди предложений 3–5 найдите предложение с обособленными однородными определениями. Напишите номер этого предложения.
Часть 3
Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 17.1 или 17.2.
17.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Владимира Галактионовича Короленко: «Русский язык достаточно богат, он обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли ». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
17.2 Как Вы понимаете значение слова СПРАВЕДЛИВОСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение- рассуждение на тему: «Что такое справедливость», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример- аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.