Я на народном собрание в Афинах

Сочинение

Афинская демократия как исторический опыт

Период с 500 по 321 год до нашей эры в Афинах характеризовался демократической формой правления, которую называют первой в мире демократической системой. Каждый гражданин имел право и обязанность участвовать в работе Народного собрания. Около трети граждан занимали на тот момент ту или иную государственную должность, что говорит о расцвете афинской демократии.

В отличие от современных представительских демократий, в античной демократии не было разделения властей. Такой опыт по сей день привлекает внимание исследователей больше, чем современные реализации демократии, как отмечает доктор юриспруденции К. Романо.

Тем не менее, афинская демократия оставляла без политических прав рабов, метэков и женщин, составлявших большинство населения. Демократия ограничивалась только свободными гражданами и в политической жизни участвовала не более 15% населения.

Однако афинская демократия была также демократией правовой. Воля народа ограничивалась законом, как подчеркивал В. П. Бузескул.

Кампания по празднованию 2500 лет демократии

В конце XX века в западном мире прошла кампания по празднованию 2500 лет демократии, начиная от реформ Клисфена 508/507 гг. до нашей эры. С политической демократией по времени и географическому положению приходился на период классического наследия культуры античности

Заключение

Афинская демократия, несмотря на свои определенные ограничения, оставила яркий след в истории мировой демократии. Её опыт до сих пор привлекает внимание учёных и интересует общественность.

Куторга в своем исследовании истории Греции приходит к выводу, что полития, то есть гражданство или гражданская община, была высшим государственным строем, достигнутым древними эллинскими республиками[9]. Он утверждает, что афинская демократия была результатом работы нескольких поколений и деятелей, а не честолюбия отдельных личностей[5]. Бузескул видел в этой демократии глубокий гуманистический смысл, заключающийся в открытости и терпимости к другим мнениям. Он особо подчеркивал ее эволюционный характер и считал эпоху Перикла периодом ее расцвета[1].

Считается, что на формирование исторических взглядов на афинскую демократию в отечественной историографии оказали определенное влияние сочинения Аристотеля, Платона и Фукидида[1]. В настоящее время анализ проблем функционирования античной демократии является приоритетным вопросом современного антиковедения[1].

6 стр., 2784 слов

Современная демократия по Р. Далю

... многом определившие направление его изысканий в области теории демократии. В данной книге Р. Даль пишет о том, что теория демократии является «неубедительной, независимо от того, рассматривать ли ее ... важнейших политических решений; идеальный плюрализм и конкуренцию мнений. Среди всех греческих демократий афинская демократия была самой значительной, и тогда, и теперь наиболее известной, она оказала ...

Современные западные исследователи отмечают, что переход к демократии часто сопровождался революциями и происходил через власть тирана[5]. Фукидид, ссылаясь на Перикла, указывал, что афиняне создали демократию без каких-либо примеров для подражания, и под демократией понимали все, что противодействует возникновению власти одного или нескольких человек[10].

Клисфен считается родоначальником афинской демократии, проведший в Афинах ряд реформаторских преобразований[11].

Важным органом власти было Народное собрание, которое называлось экклесией. В нем могли участвовать все взрослые мужчины, имевшие гражданство. Женщины, чужеземцы и рабы были исключены из участия. Экклесия собиралась каждые 8-9 дней, и в ней принимали участие несколько тысяч человек. На собрании принимались важные решения, касающиеся жизни полиса. В период расцвета афинской демократии для того, чтобы позволить беднейшим гражданам участвовать в народном собрании, была введена плата за участие, соответствующая примерному дневному заработку ремесленника[1].

Совет пятисот также играл важную роль в афинской демократии.

В перерывах между собраниями экклесии текущими делами занималось булэ — «совет пятисот». Члены булэ избирались по жребию из граждан не моложе 30 лет, по 50 человек от каждой из 10 фил. Такие 50 человек составляли т. н. пританию, каждая из которых выполняла функции булэ в течение 1/10 части года.