1.Организационный момент. Слово учителя.
2.Презентация;
3.Самостоятельная работа с текстом в парах;
4. Проверка;
5.Выполнение заданий А-1 – А-3;
6.Работа над текстом сочинения.
- Работа с карточками (способы цитирования).
- Работа с аргументами, введение цитат.
- Работа с выводом, личностная оценка.
7. Рефлексия. Чему научились?
8.Выдача домашнего задания.
Ход урока
1.Организационный момент. Вступительное слово учителя.
Сегодня на уроке мы будем учиться писать сочинение-рассуждение на основе прочитанного текста, готовиться к выполнению экзаменационного задания с 2. блока С.
Автор текста — Валентин Григорьевич Распутин, выдающийся современный писатель, автор известного вам рассказа «Уроки французского».
В этом году ему исполняется 75 лет, и у нас в стране отмечают юбилей писателя.
Он автор книг, по которым сняты художественные фильмы: «Уроки французского», «Живи и помни», «Василий и Василиса».
- Посмотрите презентацию о писателе. Заполните таблицу
- О чём текст ?
- Проверим, поставьте себе балл за правильный ответ.
- Сформулируйте тезис на основе темы.
- выдающийся современный писатель, автор повестей и рассказов, затрагивающих острые нравственные и социальные вопросы («Уроки французского», «Прощание с Матёрой», «Живи и помни», «Деньги для Марии» и др.).
Факты биографии |
Книги |
Кинофильмы |
3.Актуализация знаний.
Запишите в тетради слово «самостоятельность», подберите к нему слова-ассоциации.
( Сам-стоять, свободный, независимый, сам делаю, сам отвечаю за свои поступки…)
Вам нравится быть самостоятельным? Почему?
(устали от излишней опеки со стороны родителей, в этом возрасте (15 лет) хочется жить по-своему, найти своё место в жизни…)
2.Чтение текста учителем.
Учитель читает текст, учащиеся слушают и отмечают ключевые слова.
(в тексте рассказывается о пятнадцатилетнем герое Саньке, который вдруг неожиданно обрёл желаемую им самим самостоятельность).
3.Самостоятельная работа с текстом. (Работа в парах).
А сейчас ещё раз прочитайте текст, подчеркните ключевые слова, составьте план текста, определив основную мысль микротемы-абзаца.
План записать в тетрадь.
Работать будем в парах.
1-й абзац (подчеркнём слова в тексте: всмотрелся, пятнадцать лет, ребёнок, сам с усам, заявить о себе)
1.Самостоятельность – хватит ходить по указке.
2-й абзац (повезло, уехали родители, у бабушки на Байкале)
2.Август у бабушки на Байкал
3-й абзац (Бабушка уехала, Саня один)
3. Бабушка уехала тоже.
4-й абзац (полюбил ходить в магазины, полоть грядки, получил способность оглянуться на мир)
4. Саня полюбил ходить в магазины, готовить еду…, чего раньше терпеть не мог.
5-й абзац (гордясь собой)
5. Гордость за себя.
4. Выполните задание А-1 — А-3.Работа в парах.
5. А теперь читаем задание С2. 2.
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл первого предложения текста: «Тому, кто не имеет её, самостоятельность кажется настолько привлекательной и увлекательной штукой, что он отдаст за неё что угодно». Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих ваши рассуждения.
Вспомним композицию сочинения-рассуждения. Впишите пропущенный пункт.
1.Вступление.
2. ….
3. Аргументы с примерами. В качестве примеров цитаты из текста.
4. Вывод.
6.Работа над сочинением. Пользуйтесь заданиями А-1 – А-3.
Обязательно соблюдайте абзацы.
Вступление.
Примерные варианты вступления.
В тексте речь идёт о…
Автор текста повествует…
(В тексте речь идёт о мальчике…)
По мнению автора,…
Автор утверждает…
Аргументы с примерами
Во-первых,…
Во-вторых,…
Вывод.
Следовательно,…
Один из вариантов сочинения
В тексте Валентина Распутина речь идёт о мальчике Саньке, который впервые в жизни получил возможность проявить свою самостоятельность.
По мнению автора, самостоятельность может быть «привлекательной и увлекательной штукой»., И это действительно так.
Во-первых, Саньке исполнилось пятнадцать лет. Это возраст, когда человек самоутверждается в жизни и хочет решать вопросы самостоятельно. (Предложения 4-6).
Во-вторых, Санька, оставшись один, получил возможность посмотреть на себя со стороны, оценить свои способности, выделить себя из «общего ряда». (Предложения 24-26).
Следовательно, самостоятельность показалась Саньке «привлекательной штукой». Санька гордился собой и своей самостоятельностью. За самостоятельность действительно можно отдать что угодно.
6.Рефлексия. Чему я научился.
7.Домашнее задание: Текст сочинения написать на чистовик.
Карточки:
Способы оформления цитат (использовать как раздаточный материал):
1. Как прямая речь. Автор уверен: «Тому, кто не имеет её, самостоятельность кажется привлекательной и увлекательной штукой…».
2. Как косвенная речь. Автор уверен, что «тому, кто не имеет её, самостоятельность кажется привлекательной и увлекательной штукой…».
3. С помощью вводных слов. По мнению автора, «тому, кто не имеет её, самостоятельность кажется привлекательной и увлекательной штукой…».
4. Как часть предложения. По мнению автора, самостоятельность может быть «привлекательной и увлекательной штукой».
Композиция сочинения-рассуждения (использовать как раздаточный материал):
1. Вступление.
В тексте … рассказывается о …, который…
2. Тезис. Основная мысль текста.
Тезис формулируем на основе задания.
3. Аргументы или доказательства с примерами. Примеры – цитаты из текста.
Во-первых,…
Во-вторых,…
4. Вывод.
Следовательно,…
Текст и задания к нему.
(1) Тому, кто не имеет её, самостоятельность кажется настолько привлекательной и увлекательной штукой, что он отдаст за неё что угодно. (2) Саню буквально поразило это слово, когда он всмотрелся в него. (3) Не вчитался, не вдумался, а именно всмотрелся и увидел. (4) «Самостоятельность» — самому стоять на ногах в жизни, без подпорок и подсказок — вот что это значит. (5) Хватит ходить по указке. (6) Пятнадцать лет человеку, а для папы с мамой всё ребёнок, и никогда это не кончится, если не заявить раз и навсегда: сам. (7) Сам с усам. (8) Конечно, он не собирался переходить границы, в этом не было необходимости, но границы собирался пораздвинуть.
(9) И удивительно: стоило Сане принять решение, ему сразу же повезло.
(10) Ещё в начале лета родители никуда не собирались, но, вернувшись в июне из
спортивного лагеря, он вдруг узнал, что они уезжают в Калининград, затем в ,
затем ещё куда-то и возвращаются только в конце августа, чтобы собрать Саню в
школу. (11) «А ты побудешь у бабушки», — сказала мама. (12) Август у бабушки на
Байкале — золотой месяц; ягоды, рыбалка, купаньеПапа, будь его воля, не
раздумывая, поменялся бы с Саней местами. (14) Только Саня, разумеется, отказался бы меняться — не потому, что ему не хотелось побывать в Прибалтике и Бресте. (15) Хотелось, и особенно в Брест, но он предпочитал быть там, где нет папы с
мамой, которые и в Бресте умудрились бы затолкать его в окоп и не позволили бы
высовываться, чтобы, не дай бог, не схлопотать выпущенную полвека назад пулю.
(16) На Байкале, куда Саня приехал к бабушке, продолжилось. (17) Прошло три дня — вдруг бабушке приносят телеграмму: срочно выезжай, Вера в больнице, дети одни. (18) Тётя Вера, мамина сестра, жила в Нижнеангарске. (19) Бабушка заохала, потерялась: и здесь парнишка на её руках, и там неизвестно что. (20) Выручила соседка, согласилась не только кормить бабушкиных поросят, но и доглядывать за её внуком. (21) Бабушка уехала, а соседка и думать забыла про Саню..
(22) Саня зажил как кум королю. (23) Он полюбил ходить в магазин, варить себе немудрёную еду, полюбил даже пропалывать грядки в огороде, чего раньше терпеть не могНичего, казалось бы, не изменилось, кроме одного: он получил удивительную способность оглянуться на этот мир, на этот порядок с расстояния. (25) Люди только на чужой взгляд остаются в общем ряду, каждый же в отдельности, на свой взгляд, выходит вперёд, иначе жизнь не имеет смысла. (26) Ощущение того, что он вышел вперёд, было отчётливое и радостное, как ощущение высоты, когда открываются дали.
(27) Так Саня прожил неделю, потихоньку гордясь собой, своей самостоятельностью и беспокоясь лишь о том, чтобы не нагрянула бабушка, от которой не было никаких известий.
(По В. Распутину)
A 1 В каком(-их) предложение-ях) содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Сане понравилось самому выполнять работу по дому?
1) (12) Август у бабушки на Байкале — золотой месяц: ягоды, рыбалка, купаньеХотелось, и особенно в Брест, но он предпочитал быть там, где нет папы с мамой, которые и в Бресте умудрились бы затолкать его в окоп и не позволили бы высовываться, чтобы, не дай бог, не схлопотать выпущенную полвека назад пулю.
2) (20) Выручила соседка — согласилась не только кормить бабушкиных поросят, но и доглядывать за её внуком.
3) (22) Саня зажил как кум королю. (23) Он полюбил ходить в магазин, варить себе немудрёную еду, полюбил даже пропалывать грядки в огороде, чего раньше терпеть не мог…
4) (24) Ничего, казалось бы, не изменилось, кроме одного: он получил удивительную способность оглянуться на этот мир, на этот порядок с расстояния. (26) Ощущение того, что он вышел вперёд, было отчётливое и радостное, как ощущение высоты, когда открываются дали.
А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «поразить» (предложение 2).
1) сбить с толку, привести в недоумение
2) произвести сильное впечатление
3) возмутить 4) обеспокоить
А3 . Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Тому, кто не имеет её, самостоятельность кажется настолько привлекательной и увлекательной штукой, что он отдаст за неё что угодно.
2) Пятнадцать лет человеку, а для папы с мамой всё ребёнок, и никогда это не кончится, если не заявить раз и навсегда: сам.
3) Конечно, он не собирался переходить границы, в этом не было необходимости, но границы собирался пораздвинуть.
4) Саня зажил как кум королю