5. Жанр итогового сочинения: Сочинение-рассуждение
Сочинение-рассуждение является одним из жанров итогового сочинения. Основой данного жанра лежит тезис, который требует размышления, аргументации и развития. В центре внимания рассуждения стоит вывод, но он не должен быть простым повторением тезиса.
Рассуждение предполагает уточнение и развитие исходного смысла. Вывод, хотя и направлен к тезису, не должен просто повторять его. Таким образом, сочинение-рассуждение представляет собой аналитическую и интеллектуальную форму работы.
6. Жанр итогового сочинения: Эссе
Эссе – это жанр итогового сочинения, который представляет собой рассуждение на выбранную тему. В отличие от других жанров, главное в эссе не является воспроизведение фактов, а выражение субъективных впечатлений, раздумий и ассоциаций.
Свойства эссе включают открытость автора, выражение его самостоятельной субъективной позиции, небольшой объем текста, свободную композицию, эмоциональность и образность речи, близость к разговорной речи.
7. Алгоритм работы над сочинением
Шаг первый: Внимательно прочитайте формулировку темы;
Выделите в ней «опорное» слово или тему (t) и главную мысль (рему – R);
Шаг второй: Сформулируйте тему своими словами;
Шаг третий: Поверните тему к себе и спросите себя: «Что я хочу сказать по этому поводу?», «Что я могу сказать по этому поводу?»;
Шаг четвертый: Ответьте кратко на эти вопросы и запишите их в черновик. Это может стать началом для ваших рассуждений и вступительной частью эссе.
8. Алгоритм работы над сочинением
Шаг пятый: Попробуйте занять другую, противоположную позицию по отношению к своей мысли и начните диалог со своим предполагаемым оппонентом, пытаясь доказать верность своего рассуждения;
Шаг шестой: Вспомните примеры из литературных произведений, которые помогут вам подтвердить свою точку зрения;
Шаг седьмой: Выстраивайте логическую последовательность доказательств, составьте план;
9. Алгоритм работы над сочинением
Шаг восьмой: Напишите черновик, стремясь связно, красноречиво и убедительно изложить свои мысли;
Шаг девятый: Вернитесь к началу своих рассуждений, сравните исходную мысль и то, что вы написали в черновике, укажите свою точку зрения более убедительно;
Продолжайте развивать свои доводы в основной части эссе;
Заключите эссе связующей фразой, которая могла бы стать обобщением вашего вывода;
Направления итогового сочинения 2020-2021 года
... за итоговое сочинение зачёт. Эксперты говорят: " Часто школьники расширяют содержание эссе до ... литературы — неважно, русской или зарубежной, классики или современной. К слову, на Библию ссылаться можно, а вот на частушки и поговорки — нет. •Композиция и логика рассуждения. ... об опасности внутреннего разлада, о работе совести и поисках смысла ... часа 55 минут Оценка ставится по системе зачет-незачет. Те, ...
Перечитайте свое эссе и внесите необходимые исправления и улучшения;
Завершите работу над сочинением, проверьте наличие всех необходимых компонентов и правильность грамматики и пунктуации.
В данной работе проведено исследование, направленное на проверку трех критериев оценки сочинения. Эти критерии включают соответствие теме, аргументацию и использование литературного материала, а также композицию и логику рассуждения.
10. Критерий №1 «Соответствие теме»
Данный критерий нацеливает содержание сочинения на проверку соответствия предложенной теме. Выпускник должен рассуждать на данную тему и высказывать конкретную цель своего высказывания. В случае, если сочинение не соответствует теме или не имеет четкой цели, выставляется оценка «незачет». Во всех остальных случаях выставляется оценка «зачет».
11. Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения и аргументации позиции. Выпускник должен использовать не менее одного произведения отечественной или мировой литературы для аргументации своих мыслей. В случае, если сочинение написано без использования литературного материала или содержит искаженное содержание произведения, либо литературные произведения лишь упоминаются без использования в рассуждении, выставляется оценка «незачет». Во всех остальных случаях выставляется оценка «зачет».
12. Критерий №3 «Композиция и логика рассуждения»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник должен аргументировать высказанные мысли, поддерживая соотношение между тезисом и доказательствами. В случае, если в работе присутствуют грубые логические нарушения, которые мешают пониманию смысла или отсутствует тезисно-доказательная часть, выставляется оценка «незачет». Во всех остальных случаях выставляется оценка «зачет».
13. Критерий № 4 «Качество письменной речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения. Выпускник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические при необходимости уместно употреблять термины, избегать речевых штампов.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняет понимание смысла сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
14. Критерий № 5 «Грамотность»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
Разбор критериев сочинения по истории в 2020 году
... б. К7. По этому критерию можно получить 1 балл, если выпускник написал сочинение как связный рассказ. Тот, у кого «хромает» эпистолярный жанр, может написать историческое сочинение как план, тогда ... мы показали две причинно-следственные связи. К4 в историческом сочинении Оценка влияния событий данного периода на дальнейшую историю России. Дана оценка влияния событий на дальнейшую историю #России с ...
15. К1. Соответствие теме
Выпускник в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно.
2
Выпускник поверхностно рассуждает на предложенную тему, коммуникативный замысел сочинения прослеживается.
1
Сочинение не соответствует теме, и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается.
0
16. К2. Аргументация. Привлечение литературного материала
Выпускник при раскрытии темы сочинения строит рассуждение на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по собственному выбору, определяя свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень его осмысления: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания; допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании автора и названия произведения).
17. К3. Композиция
Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов.
Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы, и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями, и/или мысль повторяется и не развивается.
Грубые логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть, или аргументация не убедительна.
0
18. К4. Качество речи
Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает штампов.
Выпускник точно выражает мысли, но его речь характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.
Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, или сочинение написано бедным, примитивным языком, или изобилует просторечными выражениями и вульгаризмами.
2
1
0
19. К5. Оригинальность сочинения
Выпускник демонстрирует творческий, нестандартный подход к раскрытию темы (в сочинении отмечаются интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или свежие наблюдения и проч.) или яркость стиля. Выпускник не демонстрирует самостоятельности мышления, и/или творческого, нестандартного подхода, и/или оригинальности стиля.
Оценка: 1
20. К6. Речевые нормы
Допущено не более 2 речевых ошибок.
Оценка: 2
21. К7. Орфографические нормы
Орфографических ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.
Оценка: 3
22. К8. Пунктуационные нормы
Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.
Оценка: 2
23. К9. Грамматические нормы
Допущено не более 2 грамматических ошибок.
Оценка: 2
24. К10. Фактическая точность в фоновом материале
Фактические ошибки отсутствуют.
Оценка: 2
25. Рекомендации по переводу баллов в 10-балльную шкалу
Отметка по десятибалльной системе оценивания:
Первичный балл | 0-4 | 5-6 | 7-8 | 9-10 | 11-12 | 13-14 | 15-17 | 18 | 19 | 20 |
Отметка | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Оценка: 16