Статья — рассуждение «Должно ли обучение зависеть от мнений и пожеланий учащихся?» статья

Эссе

Эссе на тему «Должно ли обучение зависеть от мнений и пожеланий учащихся?»

На вопрос «должно ли обучение зависеть от мнений и пожеланий учащихся» можно ответить однозначно – должно. Школа – это маленькое государство, а его граждане имеют право голоса и должны высказывать свою точку зрения, чтобы государство развивалось и двигалось вперед. Моделью общения в таком государстве должна быть «модель активного взаимодействия», или «союз». Только реагируя на настроения учеников, можно добиться их ответа на свои действия, замыслы, вложения. К слову, и вложить в детские души что-то хорошее может тот учитель, который слышит других и не боится экспериментировать.

Итак, что же означает экспериментировать на уроках? Меняется время – меняются требования к уровню подготовки выпускников школ, меняются учебники, их предметное содержание. Современные пособия насыщены злободневными вопросами, ответы на которые учитель должен искать в союзе с его воспитанниками. Так, история учит проводить исторические параллели. Урок-диспут, или урок-дискуссия – это та форма взаимодействия с детьми, при которой они учатся высказывать свое мнение и приводить аргументы. В этом случае ребята могут повлиять на выбор темы урока, предложить рассмотреть ту проблему, которая кажется им наиболее значимой в современном мире.

Дальновидный и уверенный в себе учитель не боится выйти за рамки программы, взглянуть на преподавание своего предмета по-новому, избегая стереотипов. Так, на своих уроках английского языка я провожу праздники, викторины, игры. План урока обсуждается вместе с учениками. Они предлагают варианты хода урока. Моя задача заключается в том, чтобы выстроить урок хронологически, так как любой вид урока предметен и имеет триединую дидактическую цель.

Ученики могут также влиять на ход уроков, где планируется провести контроль по определенной теме. Так, им можно предложить два варианта контроля по теме на выбор. Например, в этом году мною был введен новый вид развития навыков аудирования. Теперь наряду с заполнением пропусков в упражнениях теми словами, которые они слышат, и ответов на стандартные вопросы, мои воспитанники рисуют то, что слышат. Критерием оценки таких работ является наличие деталей прослушанного текста, а не общей картины происходящего. Прежде чем ввести такой вид контроля, данный тип аудирования был апробирован на ребятах с их предварительного одобрения.

8 стр., 3760 слов

Урок - основная форма производственного обучения

... Рассматривая урок производственного обучения, следует отметить, что он отличается от урока теоретического обучения по основным наукам, общетехническим и специальным предметам. Цель урока производственного обучения заключается ... учащимися. Уроки производственного обучения в зависимости от основной дидактической цели и содержания изучаемого учебного материала подразделяются на следующие типы: Уроки по ...

Стоит отметить, что критерии оценивания того или иного задания можно также разработать при участии детей. Это учит их объективной оценке себя и окружающих, самокритике, толерантному отношению к членам классного коллектива, помогает избегать резкости и категоричности суждений.

Демократичные отношения сближают учителя и учеников. Учитель не ставит себя выше учеников, но и держит дистанцию, так как он «судья», а ученики — «присяжные заседатели». Учащиеся традиционной школы это знают и не переходят границы дозволенного. Они не делают этого не только потому, что боятся наказания (не все боятся), а потому, что учитель изначально занял их сторону, принял их позицию, увидел мир их глазами. В таком типе отношений очень нуждаются «недолюбленные» дети. А разве можно выступать против того, кто любит тебя?

Таким образом, дети положительно влияют на учебный процесс. Они уважают и любят того учителя, который не боится быть им ровней, доверяет их мнениям, позволяет примерить роль учителя на себя. Если говорить о формах внеурочной деятельности, таких как классный час, то показательным примером успешного взаимодействия учащихся и учителя является тот момент, когда ученики сами могут разработать сценарий классного мероприятия, разделившись на группы, распределив роли. Классный руководитель воспринимается детьми, как наставник и друг. При этом он не отстраняется от процесса, а направляет, координирует их действия, оценивает результат. Инициатива, исходящая от учеников при проведении мероприятий, учит их самоорганизации и самоконтролю.

Итак, какие бы формы взаимодействия учащихся и педагога мы ни взяли, можно прийти только к одному умозаключению – ученики должны влиять на учебный процесс. Не доверяющий детям педагог рискует быть непринятым детским сообществом и застрять в рамках своих собственных взглядов, граничащих с порождаемыми закоренелыми рамками неуверенностью в себе как учителе и человеке.