Диде на лезгинском языке

Сочинение

Мероприятие, посвященное Международному женскому дню в старшей группе на лезгинском языке

методическая разработка (старшая группа)

Мероприятие 1

Мероприятие, посвященное Международному женскому дню в старшей группе на лезгинском языке, Виридуьньядин дишегьлийрин йикъаз

талукьарнавай ачух мярекат

Мярекатдин девиз:, Мярекатдин мурад-метлеб:

8-мартдин сувар къаршиламишун,

  • аялрин чирвилер деринарун;
  • рахунин чIал гегьеншарун;
  • Дидейриз талукьарнавай ширрин бинедаллаз аялриз ватанпересвилин ва инсанпересвилин тербия гун;
  • хайи Ватан, диде, ч1ал кIанарунин гьиссер кутун.

Тарсунин тадаракар:, Мярекатдин финиф

(Мярекат тухузвай зал жуьреба-жуьре шараралди ва цуьквералди гуьрчегарнава. Аялар атана сегьнедал руш-гада акъваззава. Дидейриз салам гузва, гьарда вичиз къулай чка кьуна, ацукьзава.)

Тербичи: Мад кьуьд алатна. Мад атана гатфари чи вар гатана. Ингье 8- мартни атана агакьна. Къенин югъ вири дуьньяда дишегьлирин югъ яз къейдзава. Чи бахчадин аялри ва коллективди чи играми ва багьа дишегьлириз рик1ин сидкьидай къенин сувар мубаракзава.

Гьуьрметлу дишегьлияр, квехъ виридахъ чандин сагъвал хьурай, рик1ера авай мурадрихъ Аллагьди агакьарай, дуьньяда авай четинвилерикай куь рик1ериз залан тахьуй, четин йикъарилай регьятвилер пара хьурай. Куь чинрал гьамиша гатфарин югъ хьтин мили хъвер хьурай.

Къе, гьуьрметлу дидеяр, аялри чпин рик1е к1ват1 хьанвай хуш ва ялавлу келимаяр лугьуда, чпин алакьунар къалурда, чпин гъилерал авунвай таракар пишкешда.

София: Гьисаб жедач тупlаралди зегьмет ви,

Диде, чна гьич квадардач гьуьрмет ви.

Гьар са кардиз къвезва еке къимет ви,

Азиз диде, вун я чlехи девлет чи.

Нисред: Аллагьди ваз гурай диде виш йисар,

Шад яз фирай диде вири ви йикъар.

Гьич садрани жез тахьурай ви рикl дар,

Ви вилерай фидайбур хьуй шад накъвар.

Халкьдин манидал ицигнавай кьуьл

Т. Самира:

Ширинди заз вун я, диде

Валай масан касс дуьньяда

Вступление

В данной статье представлены фрагменты разговора на русском языке, которые были использованы в качестве образца для исследования. Текст содержит высказывания различных персонажей, каждый из которых выражает свои мысли и эмоции. Цель данного исследования состоит в анализе особенностей языка и стиля разговорной речи, а также в выявлении основных тем и мотивов, присутствующих в диалоге.

2 стр., 841 слов

Сочинение зи ватан на лезгинском языке

... Республики Дагестан МКОУ «Гельхенская СОШ-детсад» СОЧИНЕНИЕ ТЕМА: «Зи ватан» (Дагъустандин халкьарин садвилин йикъаз талукьарнавай.) Кхьейди: ... пул хьайит1ани,вагай Ватан ва диде маса къачуз жедач.Вучиз лагьйт1а гьар са касдиз диде багьа ... телеф хьайибурни гьа зи яшда авайбур тир.Абуру ватандин рекье чпин жегьил чанар къурбандна. ... яд хуьдай гьуьлер тахьайла, Вучда на рик1икай,илифдай вири, А рик1ин рак ...

Анализ фрагментов

В первом фрагменте диалога Зейнаб и Жедай обсуждают гуьрчегдини и дуьньядал. Зейнаб выражает свою точку зрения, а Жедай задает вопросы и выражает свое недоумение.

Во втором фрагменте Ахмед высказывает свое мнение о чугвазе и масане. Он указывает на важность ширин рахаз и выражает свое восхищение.

В третьем фрагменте Нисред говорит о шиир за ваз и къизилгуьлдин зи цуьк. Он подчеркивает значимость гьикьван пара и выражает свою тревогу.

В четвертом фрагменте София рассуждает о масане, хъсане и чане. Она подчеркивает важность багьа инсан и призывает к сотрудничеству.

В пятом фрагменте А.Сулейман рассказывает о я, ширине и чане. Он указывает на важность чавуза и гьарайдина.

В шестом фрагменте Сумая говорит о гъиле гьатай ширинлухар и акъуддай. Она подчеркивает значимость мегьрибан и выражает свою привязанность.

В седьмом фрагменте Г.Хадижа рассуждает о рик1, зуне и чане. Она указывает на важность сады и выражает свое восхищение.

В восьмом фрагменте Абдул говорит о зегьметар, ракъурдач и гьаялвал. Он подчеркивает важность бурж вахчуз и выражает свою надежду.

В девятом фрагменте Саид говорит о дидедин мез и сагъсуз. Он указывает на рушаз и гададиз.

В десятом фрагменте А.Хадижа рассказывает о темен, къужах и чане. Она подчеркивает значимость играми и выражает свое восхищение.

В одиннадцатом фрагменте Сабина говорит о гьава, бегьерар и акъудай. Она подчеркивает важность милаима и поздравляет с праздником.

В двенадцатом фрагменте Магомед рассуждает о гьамише, абуре и гьаялвал. Он указывает на нямет и поздравляет с праздником.

В тринадцатом фрагменте Рекият говорит о фида, тикрарда и милаиме. Она указывает на важность вахтар и выражает свою благодарность.

В четырнадцатом фрагменте Надир говорит о квале ава, къарагъ и частар. Он подчеркивает важность рик1ин и поздравляет с праздником.

Заключение

В результате анализа представленных фрагментов диалога можно сделать вывод, что в них присутствуют различные темы и мотивы, такие как гуьрчегдини, ширин рахаз, гьикьван пара, багьа инсан, чавуз, мегьрибан, рик1, зун, сады, бурж вахчуз, дидедин мез, рушаз, гьамиша, нямет, фида, вахтар, квале ава и другие. Каждый персонаж выражает свое отношение к этим темам и мотивам, что позволяет лучше понять их внутренний мир и характер.

Введение

В данной работе исследуется текст, составленный на основе произведений различных авторов. Данная выборка представляет интерес, так как она содержит разнообразные мнения и взгляды на различные темы. Целью данного исследования является выявление общих тематик и характерных особенностей в использовании языковых средств.

27 стр., 13295 слов

Напишите по прочитанному тексту. Используйте фрагмент рецензии, ...

... Стоит ли тратить её на обиды и ссоры? «Не ругай» — это призыв, обращённый к каждому из нас. Следующая часть сочинения — это позиция автора. Мы ... дом на запор. И вот новое утро. Подъезжаем. Пасмурно уже, зябко. Дом нахохлился. Кое-где у соседей дымки из труб. Подтапливают. Осень. Вошли в дом. ... и составили сюжет рассказа, и показать связь между ними. Главная задача не пересказать случаи из жизни героев, ...

Методика

Для анализа текста была использована методика, основанная на разделении текста на отдельные фразы и их последующем классифицировании по различным категориям. Для классификации использовались следующие критерии:

  • Тематика — определяется основными содержательными элементами фразы
  • Стилевая окраска — определяется особенностями использования языковых средств: метафор, эпитетов, переносного значения слов
  • Синтаксическая структура — определяется типом предложения (вопросительное, повествовательное, побудительное и т.д.)

Результаты исследования

В результате исследования было выявлено, что текст содержит разнообразную тематику. Однако наиболее часто встречающиеся темы связаны с религией, природой, и моральными ценностями. Стилевая окраска текста также разнообразна, однако можно выделить некоторые характерные особенности. Например, многие авторы часто используют метафоры и переносное значение слов для передачи своих мыслей и эмоций.

Синтаксическая структура текста также разнообразна. Встречаются как простые предложения, так и сложные, с различными видами подчинительных и сравнительных конструкций.

Выводы

Исследование показало, что данный текст является достаточно разнообразным по своей тематике и стилю. Аналичез различных критериев позволил выявить основные темы и характерные особенности в использовании языковых средств. Данные результаты могут быть полезны при дальнейшем изучении литературы и развитии языкознания.

Расул Гамзатов — известный дагестанский поэт, автор поэмы «Дидеяр хуьх». В своем произведении он описывает красоту и величие дидейской женщины, ее силу и мудрость. Поэт высоко ценит роль матери в жизни каждого человека, прославляет ее доброту и преданность. В поэме прослеживается тема любви и почитания к родной земле и народу.

Дидейрин сувар (День матери на лезгинском языке), Гьардаз вичин чка ава, Дагълар гьуьлуьв агуд женни?

Зачем мы празднуем День матери, какую роль играют в этом дагестанские женщины?

Диде! Ам инсаниятдин сихил, несил давамарзавай бинейрин бине, гьар са велед патал рагъни варз, нурни чим, берекатни бахт, умудни панагь, уьмуьрни гележег я. Диде дат I ана гьар са веледдин рик I е, бейнида ава. Ик I туширт I а, лап четин макъамда мецел «диде» гаф къведачир.

Когда мы вспоминаем о матери,

Что в сердце наше зажигает свет?

Эй балаяр, дидед кефер

Скажи, как ты уважаешь ее?

2- аял

Ви лайлаяр ширин мецин

Но, мама, ты знаешь.

Ты прекрасна, как цветок сада.

3- аял

Такурай заз пашмандиз вун

Не забывай нас никогда.

Дорогая мама, не забывай

Вечно о нас заботиться.

4- аял

Шиир кхьиз вакай, диде,

Чухсагъул за лугьузва ваз.

Гьамиша вун аваз рик!е,

Жуван уьмуьр тухузва за.

Ви пaк,aчух к1aнивили,

Кьaбулaйлa зун къужaхдиз.

Гьaзур я зун,зи рик1 чaнни,

Гуз aнжaх зи дидeдиз.

Акурт1a ви пaшмaнвилeр,

Гьaзур я зун михьиз дидe.

12 стр., 5767 слов

Роль фольклорного театра в духовной жизни русского народа

... изменили не только уклад жизни, но и традиционную культуру России. «Насаждая театр по линии равнения на Европу, Пётр заставлял его играть непосредственно-политическую роль агитатора, панегириста его реформ. ... до Пушкина, Толстого, Лермонтова). Балаганный театр - так называемый театр для народа. Имеет те же тексты и то же происхождение, что и народный театр, но в отличие от него не имеет ...

Рик1eлaй фич ви хъсaнвилeр,

Зaхъ aвaй сa aзиз дидe.

Зи шиирриз илгьaм гузвaй,

Нурлу Зуьгьрe гъeд я дидe.

Гьaр инсaндиз к1aнзaвaй ,

Дaим вeрц1и мeд я дидe.

Гьисаб жедач тупlаралди зегьмет ви,

Диде, чна гьич квадардач гьуьрмет ви.

Гьар са кардиз къвезва еке къимет ви,

Азиз диде, вун я чlехи девлет чи.

Сифте вилиз акурдини вун я заз,

Заз тербия гайидини гьахъ рахаз.

В данном исследовании мы рассмотрим текст, предоставленный нам в качестве образца. Этот текст содержит несколько абзацев и заголовков разного уровня. Автор выражает свои мысли о том, что Диде является важной и значимой личностью в их жизни. Он описывает ее как мудрую и заботливую, которая имеет большое влияние на окружающих.

Важность Диде в жизни автора

Автор отмечает, что Диде играет важную роль в их жизни. Она является опорой и наставником для них. Она обладает знаниями и опытом, которые помогают им в принятии правильных решений и развитии как личности.

Автор также отмечает, что Диде имеет большое влияние на их патриотические чувства и любовь к родине. Она учит их ценить и уважать свою культуру и национальные традиции.

Влияние Диде на автора

Автор говорит о том, что Диде вдохновляет их своими действиями и образом жизни. Она является примером для них и мотивирует их стремиться к лучшему. Они видят, как она справляется с трудностями и преодолевает преграды, и это вдохновляет их делать то же самое.

Диде также помогает им развивать их навыки и таланты. Она поддерживает их в их усилиях и верит в их способности. Это помогает им достигать успеха и реализовывать свой потенциал.

Заключение

В данном исследовании было рассмотрено влияние Диде на автора. Она играет важную роль в их жизни, вдохновляет их и помогает им развиваться. Она является источником мудрости и поддержки, и автор глубоко уважает и ценит ее.

В данной работе рассматривается тема шарвили на лезгинском языке. В тексте представлены различные варианты сочинения на данную тему.

Значение шарвили в истории

Шарвили — это праздник, который проводился в Древней Грузии. Он имел большое значение для лезгинского народа и был связан с историческими событиями.

В тексте отмечается, что шарвили был особенно важным для аргонавтов, которые отмечали свое прибытие на празднике, устроенном царем Колхиды Ээлком. Аргонавты наслаждались пиршеством и радовались своему прибытию.

Роль шарвили в культуре

Шарвили играл важную роль в культуре лезгинского народа. Он был связан с различными обрядами и традициями. В тексте приводятся несколько вариантов сочинения, которые отражают значение шарвили в культуре:

«Акъвазнава агъзур руш, Къуллугъдал къе мугьманрин» — это фраза, которая указывает на то, что шарвили объединяет людей и приносит радость.

«Ацукьнава Шарвили, Яхц1ур жегьилд арада. Гьисабзавач Экверни, Агъзур руша чарадай» — эта фраза говорит о том, что шарвили отмечается вместе с близкими и родными, и это приносит счастье.

«Кьилел бишме ипекдин, К1вачел къизил мягьсерар. Акъвазнава ч1агай свас» — эта фраза подчеркивает, что шарвили сопровождается праздничным настроением и радостью.

14 стр., 6501 слов

Какова роль литературы в духовной жизни. Какова роль литературы ...

... ума. Какова роль, значение литературы в жизни человека? [Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/literatura-eto-otrajenie-jizni/ Литература – это средство познания ... роль. Крещение Древней Руси дало русскому народу и письменность, и литературу (словесность). Это историческое совпадение определило исключительное значение и высокий авторитет русской литературы в духовной жизни народа ...

Значение шарвили для общества

Шарвили играл важную роль в обществе лезгинского народа. Он объединял людей, создавал атмосферу радости и счастья.

В тексте отмечается, что шарвили был неотъемлемой частью жизни лезгинского народа. Он позволял людям отдохнуть, насладиться праздником и провести время в кругу близких и родных.

Шарвили также способствовал сохранению и передаче культурных традиций и обычаев лезгинского народа. Он помогал поддерживать и укреплять взаимоотношения между людьми и способствовал формированию общественной солидарности.

Выводы

Исследование показало, что шарвили играл важную роль в истории, культуре и обществе лезгинского народа. Он был связан с историческими событиями, традициями и обрядами. Шарвили объединял людей, приносил радость и счастье, а также способствовал сохранению и передаче культурных ценностей. Этот праздник имел огромное значение для лезгинского народа и продолжает играть важную роль в их жизни.

Источники:

  • Текст 1
  • Текст 2
  • Текст 3

В данном исследовании мы рассмотрим две темы: «Золотое Руно» и «Кускафтар — Медуза Горгона». Обе темы связаны с героем Персеем и его схваткой с мифическими существами.

Тема «Золотого Руно»

Согласно преданиям, Персей, следуя совету Медеи, выбрал сильных двух быков. Затем он взял огромный камень и бросил его между ними. Это действие разметало межевые камни и помогло Персею показать свою силу и мастерство.

Тема «Кускафтар — Медуза Горгона»

Перед схваткой с Медузой Горгоной, Персей получил помощь от богов Олимпа. Гермес и Афина спустились на землю, чтобы помочь ему. Афина вручила Персею медный щит, который отражал все происходящее вокруг него. Гермес же дал ему свой меч, способный рубить любую сталь. Также боги указали Персею путь к горгонам.

Персей отправился в путь и после долгих странствий прибыл в страну, где жили Грайи. Согласно версии, упавшей в пески Ливии, появились ядовитые змеи, которые уничтожили все живое в этой стране.

Перед схваткой с Медузой, Персей посетил вещих старух — сестер грай. У них на троих был один глаз и один зуб. Персей использовал свою хитрость и похитил у них зуб и глаз. Таким образом, он смог отрубить голову Медузе, смотря в отражение на медном щите Афины, чтобы не смотреть ей в глаза и не превратиться в камень.

Таким образом, в обеих темах мы видим, что Персей получал помощь от богов и использовал свою хитрость и мастерство, чтобы справиться с мифическими существами и выполнить свои задания.

В данной статье будет рассмотрен эпизод одной из битв Греко-персидских войн — Фермопильское сражение, которое произошло в сентябре 480 года до н.э. в ущелье Фермопилы. Это сражение было частью греко-персидской войны, которая продолжалась с 480 по 479 год до н.э.

Одной из самых известных битв этой войны было сражение «300 спартанцев». В этом сражении спартанцы сражались против персидской армии, возглавляемой царем Ксерксом.

После боя Ксеркс пошел осматривать поле битвы, где лежали мертвые воины.

Он увидел тело Леонида, спартанского царя, и приказал отрубить его голову и посадить на кол.

8 стр., 3875 слов

Какого человека можно назвать героем своего времени?

... Люди которых можно назвать герой примеры. Какого человека можно назвать героем отечества сочинение Мир без героев стал бы пресным и просуществовал бы недолго. Разве можно представить общество, в котором никто не рискует жизнью ... собой свою землю и свой народ. Боевой подвиг всегда считался верхом патриотизма и самопожертвования. Масса тому примеров. Герои Великой Отечественной войны ещё совсем ...

Во время Пифийских игр

Геракл вернулся в Фивы и перегородил два больших канала, которые были построены минийцами для впадения реки Кефис в море. Это привело к затоплению богатых нив Копаидской долины. Геракл сделал это, чтобы предотвратить вступление грозной кавалерии минийцев в бой и ограничить боевые действия в горах, где у противника не было преимущества.

Выводы

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что Фермопильское сражение и действия Геракла в Фивах являются значимыми эпизодами Греко-персидских войн. Они отражают храбрость и мужество греческих воинов в борьбе против персидской армии.

Исследование героических мифов в литературе Древней Греции

Мифология Древней Греции считается одной из самых богатых и основательных в мировой литературе. В ее центре находятся героические мифы, рассказывающие о подвигах богов и полубогов, героев и обычных людей. Глубокий анализ этих мифов позволяет нам получить уникальное представление о мировоззрении древних греков и рассмотреть их основные ценности и убеждения.

Геракл как образ идеального героя

Одним из самых знаменитых и уважаемых героев в древнегреческой мифологии является Геракл. Он символизировал идеал героя – человека с непревзойденной силой, мужеством, амбицией и самоотверженностью.

Героические подвиги Геракла описаны в различных легендах и мифах, в том числе в «Трудах Геракла». Он совершил множество невероятных достижений, среди которых была победа над львом Нимейским, поимка Эриманфского кабана, очищение Авгиевых конюшен и т.д.

Но даже такой идеальный герой, как Геракл, имел свои недостатки. Его гнев и необдуманные поступки приводили к нарушению мирного порядка и ставили его в противоречие с божественными силами.

Шарвили и Сарпидон: мифы о братьях в древнегреческой мифологии

Тема о трех братьях, один из которых оказывается изгнанником, распространена не только в древнегреческой мифологии, но и в мифологиях других народов. Один из примеров – легенды о братьях Шарвили и Сарпидоне.

Согласно мифу, Минос выгнал своих двух братьев из Крита. Шарвили отправился на запад, а Сарпидон на восток, где он стал царем Ликии. Но в разных источниках нам даются разные версии этой легенды.

Однако, несмотря на различия, в этой легенде, как и во многих других, явно прослеживается тема соперничества и раздора между братьями, которое, в конечном итоге, приводит к их расставанию.

Поход Аргонавтов: выбор достойных героев

Известный миф о походе Аргонавтов и поиске Золотого руна также можно рассмотреть как историю о выборе лучших и достойных героев. На корабль Арго собирали самых сильных и доблестных воинов по всей Греции, среди которых был и царь Пилий.

В этом мифе мы можем видеть, что героизм – это не только сила и мужество, но и способность сотрудничать и работать в команде, что является необходимым качеством для достижения общих целей.

Выводы

Анализ героических мифов в древнегреческой литературе позволяет нам более глубоко понять мировоззрение античных греков и принять участие в множестве увлекательных приключений, описанных в их мифах и легендах.

В данной работе будет рассматриваться фрагмент текста, который предположительно относится к Немейским (возможно даже олимпийским) играм по панкратиону. Из представленного фрагмента можно сделать вывод, что текст содержит описание соревнований и проявление силы и мастерства участников.

14 стр., 6533 слов

Русский героический эпос в работах В.Я. Проппа

... сюжеты, так что возможно использовать книгу в качестве справочника по эпосу. Каждая мысль сначала формулируется, а затем ... её всю, автор отбирает наиболее значительные работы. Он выделяет работы, с которыми полностью не согласен, оставляя остальные ... и эксплуатации. В русском же эпосе коллизии героя в различных мирах заняли место в волшебных сказках, не сохранившись в былинах. Героические ...

Зи гъунин

Этот заголовок, вероятно, указывает на начало нового раздела или темы в тексте. В данном контексте он может относиться к действиям или поведению участников игр.

Из текста видно, что участники игр проявляют силу, мастерство и сноровку. Они соревнуются друг с другом, демонстрируя свою выносливость и способность справиться с трудностями.

Также, в тексте упоминается Гиперборея — мифический народ, который, по предположению некоторых авторов, располагался на Северном Ледовитом океане. Снег, который упоминается в тексте, может быть связан с характеристиками данного места, где никогда не заходит солнце.

Здесь, в исходном варианте, думаю, был намек на Абариса

Абарис, житель Гипербореи, был известен как прорицатель и жрец Аполлона. Он обходился без пищи и летал на волшебной стреле, подаренной ему Аполлоном. Упоминания Абариса есть у различных авторов, таких как Геродот, Платон и Диодор Сицилийский.

Са кьуьзуьда

В данном разделе текста продолжается рассказ о действиях и поведении участников игр. Они проявляют выносливость, силу и мастерство в соревнованиях.

Из представленного фрагмента текста можно сделать вывод, что он относится к древним играм, где участники проявляют свои физические способности и соревнуются друг с другом. Текст также содержит упоминания о мифическом народе Гиперборея и его жителе Абарисе, что может представлять интерес для дальнейшег�� исследования.

Ам аквада к1вале ваз.

Продолжить чтение

В ближайшие месяцы на страницах «Среднего класса» появится новый цикл материалов, посвящённых деловой жизни Дагестана. Нельзя сказать, что бизнес и раньше был обделён вниманием газеты, хотя мы не слишком часто использовали форматы, характерные для собственно деловой журналистики – новости компаний, обзоры рынков, интервью с предпринимателями. Но сейчас по многим причинам для этого наступил подходящий момент.

С эпосом «Шарвили», которому около 2000 лет, лезгины входят в число немногих народов, чей фольклор богат своим древним героическим произведением. Сила позитивного воздействия эпического полотна «Шарвили», сотворенного всенародным художественным талантом на протяжении многих веков, велика. Он сплачивает людей и народы, побуждая в них мужество и любовь к Родине, призывает быть всегда вместе. В знак единства дагестанского народного духа на родине эпического героя, в Ахтах, ежегодно проводится традиционный праздник эпоса «Шарвили», включенный в официальный календарь республиканских праздников. В день праздника в древнем селе откроются творческие и национальные майданы из многих районов Дагестана.

Рамазана Абдулатипова, Имам Яралиев

В текущем году празднику исполняется 17 лет. В с. Ахты съедутся представители руководства Республики Дагестан, муниципальные делегации, гости из многих регионов России, иностранных государств: Турции, Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Туркмении, Узбекистана и др.

В селе Ахты проводятся активные мероприятия по очистке, благоустройству и оформлению улиц, скверов и зданий. В рамках этих работ реконструируется парк имени Валентина Эмирова, а также отремонтирован арочный мост Джорса и Дебернарди, который отмечает свое столетие. Праздник будет сопровождаться культурными и спортивными мероприятиями, выставками народных промыслов, мастер-классами и музейными экспозициями. Ведется работа по подготовке гостиничных номеров и установке баннеров и плакатов вдоль дорог, которые отражают содержание эпоса «Шарвили».

8 стр., 3768 слов

Монтаж эпизодов как основной метод работы режиссера массовых ...

... монтаж режиссёр художественная композиция 1. Монтаж как творческий метод сценариста и режиссера Важное место в создании ... монтаж, который есть важнейший метод создания сценария массового зрелища. Слово «монтаж» ... творческая сборка», «творческий синтез». Монтажный метод является основным в работе над массовыми праздниками и представлениями. Монтаж ... линий, сопоставление состояния героя с картинами ...

За два дня до праздника, 28 июля, в молодежном центре «Самур» состоится традиционный фестиваль-конкурс «Лезги сес», организованный фондом «Просвещение» имени М. Абдулкеримова. В этот же день в Ахтах запланировано проведение круглого стола Горного форума, посвященного Году гор, на тему: «Актуальные проблемы социально-экономического развития горных регионов РФ (на примере РД): концептуально-стратегические, гуманитарные и экономические аспекты».

Все районы Южного территориального округа Республики Дагестан с особым интересом готовятся к этому празднику. Ежегодно районными управлениями образования проводятся конкурсы на лучшего чтеца эпоса «Шарвили», на лучший рисунок «Яркие краски Шарвили», «Кукла-персонаж Шарвили», а также на лучшее сочинение на русском и лезгинском языках и лучшее стихотворение о Шарвили. В районах также проводятся соревнования по различным видам спорта, победители которых будут принимать участие в празднике в селе Ахты.

В день праздника состоится конкурс на лучший праздничный майдан среди коллективов художественной самодеятельности районов. Победители и призеры этого конкурса будут награждены денежной премией.

Ежегодно в Ахтах проводятся лезгинские, табасаранские, азербайджанские, даргинские, рутульские и агульские майданы на высоком организационном уровне. Особое внимание уделяется сохранению старинных обычаев и традиций, представлению элементов древней материальной и духовной культуры, а также народного фольклора и танцев.

Исследование образа Шарвили

В рамках месячника по родному языку была выполнена научно-исследовательская работа на тему: «Образ Шарвили в литературе и искусстве», учащимся 10 класса Ортастальской СОШ Ахмедом Тагировым.

Работа была посвящена изучению образа и жизненного подвига эпического героя Шарвили через произведения лезгинских поэтов и писателей, театральные постановки, народную музыку, песни и танцы. Анализ был произведен с привлечением публикаций, вышедших в рамках Дня героического эпоса в Сулейман-Стальском районе.

Изучение литературных произведений

В работе были проанализированы поэтические брошюры «Нам новые нужны герои Шарвили», «Лезгины – внуки Шарвили», написанные известным поэтом, публицистом, общественником и почетным жителем района Сажидина Саидгасанова. Они содержат стихи, посвященные образу и характеру эпического героя.

Работа также включала анализ произведений других лезгинских поэтов и писателей, написанных о герое, в том числе театральными постановками и кинофильмам.

Изучение народных музыкальных композиций

Анализировались народные музыкальные композиции, которые обычно ассоциируются с образом Шарвили. В докладе была проведена детальная экспликация нотных материалов, а также текстов песен с указанием этапов жизни героя, событий и персонажей.

3 стр., 1147 слов

План Значение народного искусства в жизни человека Основы изобразительной ...

... I четверть. «Древние корни народного искусства» (8 часов) II четверть. «Связь времён в народном искусстве» (9 часов) III четверть. «Декор – человек, общество, время» (8 часов) IV четверть. «Декоративное искусство в современном мире» (9 ...

Изучение образов танцев и народных игр

В работе анализировались танцы и народные игры, связанные с героем. Были проведены сравнительные анализы различных танцевальных форматов, которые традиционно исполняются на анимированных фигурах, персонажах и сценах с участием образов Шарвили. Кроме того, были проанализированы групповые игры, о которых зачастую рассказывают при посвящении этой легенде.

Заключение

Таким образом, данная работа исследует образ Шарвили, его многогранность, множество проявлений в народном творчестве и жизни. Исследование ставит целью сохранение и развитие культуры региона, и позволяет более глубоко почувствовать свою связь с народной историей, традициями и обычаями, а также проанализировать роли, которые культура и народный героизм играют в нашей жизни.

Исследование показывает, что география и идейная значимость республиканского праздника «Шарвили» с каждым годом становятся все более важными. Этот праздник призывает нас к единству и сплоченности, ведь сила народа заключается в объединении. Он также вдохновляет нас быть справедливыми, творить добро, стремиться к взаимопониманию и объединению людей.

Основная идея эпоса «Шарвили» заключается в том, что только сплотившись вместе, мы сможем решить перед нами стоящие проблемы, преодолеть вызовы времени и сохранить нашу самобытность, культуру, язык, достоинство, а также достичь процветания Дагестана в составе России.

Мы уверены, что все больше и больше людей будут присоединяться к непреходящим ценностям, которые хранятся у Шарвили. Эти ценности будут охватывать все более широкий круг людей.

Поздравляем с праздником Шарвили!