Конец XIX века – начало XX века – это время поэтических исканий, новаторских взглядов и всевозможных новшеств и экспериментов. Так, на смену реализму приходит модернизм и его возможные «под-течения», например, символизм и акмеизм. Но я хочу поговорить не о течении в целом, а о его ярчайшем представителе и основателе по совместительству – о Николае Степановиче Гумилеве.
Гумилев совместно с С. Городецким в 1912 году предложил такой термин как «акмеизм» — корень слова уходит в греческий язык, означает «цветение», «цветущая пора», хотя некоторые критики утверждают, что данное понятие связано с любимой женщиной Гумилева, а именно с ее псевдонимом, Анна Ахматова, по-латыни звучащим как «akmatus».
И, так или иначе, принципы и характерные черты акмеизма не могли не воплотиться в творчестве Николая Степановича Гумилева.
Гумилев – один из самых выдающихся поэтов «серебряного» века. Он пошел в русскую литературу как ученик Валерия Брюсова. Однако его подлинным учителем был другой поэт – Иннокентий Анненский.
Главная тема творчества Гумилева – тема мужественного преодоления преград и невзгод, тема достойной, наполненной смыслом жизни. Здесь находит отражение довольно непростая судьба самого поэта: Гумилев, некрасивый, бледный, слабый здоровьем, пускается в весьма рискованные предприятия (три путешествия в Африку, добровольный уход на войну и служба разведчиком. Разумеется, лирический герой Гумилева отличается отвагой, мужеством, огромной силой духа, как, к примеру, герой стихотворного цикла «Капитаны»:
«Пусть безумствует море и хлещет,
Гребни волн поднялись в небеса –
Ни один пред грозой не трепещет,
Ни один не свернет паруса.»
Поэт создает целую книгу, посвященную своему бравому герою – «Путь конквистадоров».
Да, с годами в поэзии Николая Степановича Гумилева становится меньше экзотики и невероятных необычайностей, но его любовь к сильной, эксцентричной личности остается неизменной. Потому поэт относит себя к такому типу людей: они не созданы для будничной спокойной жизни, для повседневных забот и скучной тоски. Гумилев много размышляет о смерти, представляя ее в истинно героическом ореоле (и это свойственно его типу личности, его характеру и душе):
`Поэт Фёдор Николаевич Глинка
... многом опередившей XIX век и созвучной концу века XX: в стихотворении "Две дороги" Глинка предсказал выход человека в космос и одновременно возможность самоуничтожения. Да, это поэт во многом сложный, ... Ф. Н.; в семье его считали поэтому обреченным на смерть, и никто не ожидал, что этому чахлому и хрупкому ребенку суждено прожить почти целое столетие. Федор Николаевич Глинка ...
«И умру я не на постели
При нотариусе и враче,
А в какой-нибудь дикой щели,
Утонувшей в густом плюще.»
Несомненно, как и любой поэт, я считаю, Гумилев писал стихотворения на тему лучшего, окрыляющего человека чувства – на тему любви. Главная героиня его любовной лирики могла принимать любой облик, возможно, могла быть похожа на иных литературных героинь и, бесспорно, была прекрасна:
«В темных покрывалах летней ночи
Заблудилась юная принцесса…»
или
«Царица, царица, ты видишь, я пленный,
Возьми мое тело, возьми мою душу!»
Но особенное место не только в лирике, но и во всей поэзии Гумилева, занимают стихотворения, посвященные Анне Андреевне Ахматовой, с которой поэта связывали сложные, неровные романтические отношения («Она», «Укротитель зверей» и т.д.).
Позднее творчество Николая Степановича Гумилева отличает пристрастие к философской лирике, к теме искания жизненного смысла. Это был самый тяжелый, трудный период в жизни поэта, и именно в это время он создает свои лучшие стихи, наполненные раздумьями о бытие, о вечности, о судьбе Родины, о предназначении поэта и о его месте в жизни общества («Заблудившийся трамвай», «Мои читатели», «Память», «Шестое чувство», «Волшебная скрипка», «Слово»).
Итак, творчество Николая Степановича Гумилева достаточно многогранно и затрагивает практически все тематики, что присущи поэтическим произведениям. И некоторые критики – литераторы считают, что Гумилев стал одним из символов культуры XX века и в его гибели есть не только трагическая, но и символическая сущность: культурный ренессанс в России был уничтожен, как был убит и его поэт.