Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского

Сочинение

Большинство поэтов задумывалось о целях своего творчества, о своем предназначении и месте в жизни страны и народа. Еще в глубокой древности наряду с самой поэзией возникали вопросы — что и для кого должен писать поэт? Поэт или гражданин? Поэт и гражданин? Поэт — гражданин? Необходимо ли поэту — божьему избраннику — быть еще и гражданином? Об этом предавались размышлениям А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. А. Некрасов и прочие.

Один из лучших поэтов начала XX века, эпохи абсолютных общественных перемен — Маяковский. Это был период ломки не только политического строя, но и этических и эстетических норм. В его лирике наиболее ярко, может быть, даже демонстративно запечатлены черты новой личности.

Не сразу и не вдруг определил Маяковский место своей поэзии в жизни современного общества. Задумываясь о кажущейся бесполезности поэта среди повседневных будничных забот людей, он задает вопрос:

Ведь, если звезды зажигают —

значит — это кому-нибудь нужно?

А поэт — это тоже звезда, которая зажигается, и ее свет служит нравственным ориентиром людям. Внутренне убежденный в необходимости поэтического слова для человеческой души, Маяковский видит миссию поэта в том, чтобы впитать в себя всю боль миллионов страдающих и одиноких людей и рассказать о ней миру.

И сразу после Октябрьской революции поэт обращается ко всем художникам слова с призывом направить свое мастерство на воспитание людей:

Товарищи, на баррикады —

баррикады сердец и душ.

Маяковский уже не сомневается в том, что его искусство нужно народу, что оно необходимо стране. Поэт, в понимании Маяковского, выполняет большое и ответственное дело: управляет сердцами и умами людей на одном большом корабле, называемом страной. «Сердца — такие же моторы. Душа — такой же хитрый двигатель», — утверждает поэт. Итак, поэзия нужна, мало того, она просто необходима людям, как солнце. Не случайно сравнение настоящей поэзии со светилом, которое издавна считалось символом жизни на земле, без которого не было бы ни тепла, ни света.

Так возникает у Маяковского в стихотворении «Необычайное приключение…» тема двух солнц — солнца света и солнца поэзии. Она находит точное и меткое воплощение в поэтическом образе «двустволки солнц», из одного ствола которой вырываются снопы света, а из другого — свет поэзии. Перед силой этого оружия падает ниц «стена теней, ночей тюрьма». Поэт и Солнце действуют сообща, сменяя друг друга. Поэт заявляет, что когда «устанет» и захочет «прилечь» Солнце, то он «во всю светает мочь — и снова день трезвонится».

9 стр., 4134 слов

Мой любимый поэт Серебряного века (поэзия А. А. Ахматовой)

... на тему мой любимый поэт ахматова мой любимый поэт серебряного века анна ахматова мой любимый поэт серебряного века ахматова мой любимый писатель сочинение анна ахматова текст «мой любимый поэт» Источник: Анна Ахматова ... Сочинение на тему «Деньги» — . Сочинение на тему «Моя любимая сказка «По щучьему веленью» — . Сочинение на тему: Человек и мир — . Сочинение на тему: Страны мира — . Сочинение на ...

Свои размышления о поэтическом труде В. Маяковский продолжает в стихотворении «Разговор с фининспектором о поэзии». Оно представляет собой шутливый, но страстный монолог. Маяковский отстаивает свою точку зрения. Во-первых, он говорит о поэте, прежде всего, как о труженике, члене общества: «Мой труд любому труду равен». Поэзия — это нелегкий, кропотливый, требующий высочайшего мастерства и квалификации труд:

Поэзия —

та же добыча радия. В грамм добыча,

в год труды.

Изводишь единого слова ради тысячи тонн

словесной руды.

Так поэт отвечает на вопрос «о месте поэта в рабочем строю».

Маяковский считал, что он обязан писать обо всем, что видит вокруг себя, обо всем, что волнует и мучает его, ведь любая тема — это познавание чего-то нового, каждое стихотворение — первооткрытие, а поэзия в целом — «езда в незнаемое». Может быть, и революцию Маяковский принял от жажды нового, неведомого доселе, от желания идти в ногу со временем, участвовать в созидании новой жизни, новых идеалов, а вовсе не оттого, что он глубоко верил в идеи коммунизма.

В его лирике наиболее ярко, может быть, даже демонстративно запечатлены черты новой человеческой личности. Герой поэзии Маяковского — это и сам поэт, и обобщенный образ россиянина.

Часто в его строках мы видим душевную борьбу, его мучительные раздумья. В 1930 году, незадолго до своей трагической гибели, поэт пишет вступление к поэме «Во весь голос», являющееся его поэтическим завещанием потомкам. Собственно в данном произведении видится нам истинное лицо и подлинные чувства поэта. Через головы современников он говорит грядущим поколениям, будущим потомкам, обещаясь рассказать «о времени и о себе».

Поэт, как ассенизатор, освобождающий город от нечистот, борется с грязью и «мразью» жизни. Почему он водовоз? Благодаря тому, что стихи, как вода, необходимы людям, без них не может гармонично развиваться ни один человек. «Водовоз» противопоставляется тем, кто «строчит романсы», кто «мандолинит из-под стен», творя литературные безделушки в угоду низкопробным обывательским вкусам.

Маяковский был прав: его стихи, миновав время, не потеряли своей ценности, а его «звонкая сила поэта» указывает людям место, занимаемое творчеством поэта и гражданина Владимира Маяковского в русском литературном наследии.