Один из главных акцентов в «Войне и мире» Льва Толстого — это сравнение немецкого и французского характеров с русским. Немцы всегда руководствуются разумом, любят порядок и правильность, чувство для них стоит лишь на втором месте. Французы, напротив, известны своей любовью к пышным фразам и красивой речи. Однако, Толстой указывает на ее неестественность и, возможно, даже ложность, так как часто используется для показухи и лести.
Центральное место в романе занимает русский характер, который Толстой анализирует в разных сферах жизни — народной, социальной, семейной и духовной. Для раскрытия русского национального характера автор использовал приемы психологического анализа. Русские герои проявляют свой характер во время соприкосновения с природой, музыкой и народом, а также в моменты своей внутренней прозрелости.
Таким образом, книга Льва Толстого показывает, что каждый народ обладает своими характерными чертами, которые проявляются в разных ситуациях, и что нельзя обобщать весь народ по одной особенности.
Русский национальный характер в семье Ростовых
Семья Ростовых служит примером того, как русский национальный характер выражается в сфере семейных отношений. Эта семья насыщена русскими традициями и ценностями, что делает ее воплощением русской души. Важную роль в этой семье играют чувства и эмоции.
Наташа Ростова и ее своеобразие
Среди членов семьи Ростовых особенно ярко выделяется Наташа. Она обладает уникальной способностью чувствовать и понимать нюансы интонаций, выражений лиц и жизни в целом. В Наташе заложен истинный русский национальный характер, который проявляется в ее спонтанных реакциях на окружающий мир.
Как пример, после охоты Наташа проникается игрой и пением дядюшки, который исполняет мелодии, характерные для русской народной музыки. Ее неожиданный танец вызывает удивление и восхищение, показывая, что она способна ощущать и выражать то, что живет в каждом русском человеке. Ее свободный и непосредственный подход к жизни делает ее настоящим представителем русской души.
Сила Наташи в 1812 году
1812 год стал испытанием для России, и Наташа Ростова не осталась равнодушной к бедам своей страны. Она осознала, что хоть и не в состоянии изменить ход событий, но не может оставаться безучастной. В этот тяжелый момент перед взятием Москвы французами, она выяснила о нужде в поддержке для раненых и эвакуации людей из города. Наташа сразу приняла решение не вывозить материальные ценности, а помогать людям, потому что, как она не могла понять, как можно думать о вещах, когда русские жизни находились под угрозой.
Проблема русского национального характера в прозе XIX века
... это сослагательное наклонение. А в реальной жизни таких не любят. Остается восхититься гениальности Ф. М. Достоевского, сумевшего увидеть типичные черты русского национального характера и ярко, точно, без прикрас ... них полнейшей самоотреченности. Он «любит» обеих, ему «трудно» сделать выбор между бедной Наташей и Катей с миллионным состоянием. Алеша покорно ждет своей участи. (Как это ...
Если у Наташи присутствуют черты русского характера, то в князе Андрее русское начало перебивается наполеоновской идеей, иногда она даже разрушает его. Тем не менее, русское начало, которое присутствует в нем, помогает Андрею в трудные моменты его жизни. Оно помогает ему осознать все ложность и лицемерие Наполеона, его кумира. «В этот момент ему показались все интересы, занятые Наполеоном, ничтожными, сам герой с его мелким тщеславием и радостью победы показался ему малозначительным по сравнению с этим великим, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял — и он не мог ответить на него».
Лев Толстой также раскрывает русский национальный характер через взаимодействие его героев с природой. Только человек, обладающий русской душой, способен понять и ощутить поэтичность природы. Можно вспомнить эпизод в Отрадном: Наташа не может понять, почему Соня говорит, что нужно спать, ее переполняют чувства. «Как можно спать! Взгляни, какая красота! […] Ни одна ночь раньше не была такой прекрасной».
Толстой подчеркивает, что только такой человек, как Наташа, где эмоции стоят на первом месте, а не разум, может понять и ощутить всю красоту и гармонию русской природы.
Важную роль в раскрытии истинно русского характера играет русский народ. Толстой резко разграничивает истинный и фальшивый патриотизм. Истинный патриотизм присущ только людям, в которых присутствует русское начало.
Если сравнить русский патриотизм с немецким, можно заметить, что русский патриотизм строится как на любви к людям, так и на ненависти к врагам, а немецкий основан только на ненависти к врагам, без любви к людям, везде прослеживается расчет. Вспомним эпизод на мосту, когда К. Б. Шуберт сообщает о количестве раненых и убитых после сражения, в его голосе слышно какое-то удовлетворение, а Николай Ростов, находящийся рядом, не может согласиться с такой бесчеловечной беседой, потому что позади этих голых цифр стоят люди.
Патриотизм русского народа проявляются в национальных катастрофах, когда Родина находится в реальной опасности. Только в такие моменты русский народ приходит на помощь, вступает в борьбу за свою Родину. Война на чужой территории не вызывает столь сильной реакции.
История показывает, что во время кампании 1805—1807 гг. русскую армию возглавляли иностранцы. Однако, когда они перешли на территорию России, стал понятен факт того, что во главе армии должен был быть русский человек. Это позволило понимать и осуществлять волю народа, овладевать народными массами.
Автор отмечает, что талантливые полководцы, такие как Барклай де Толли или Бенигсен, не могли полностью понять русский народ и считались чужаками в глазах своих соотечественников. В свою очередь, Кутузов был ярким примером человека, который мог понять волю народа и служить ей.
Лев Толстой и размышления о патриотизме
... Поймите, что спастись от всех ваших бедствий вы можете только тогда, когда освободитесь от отжившей идеи патриотизма и основанной на ней покорности правительствам и ... жизни как в начале 20-го века, так и сейчас. Не ... и гладиаторами, которые убивают и умирают за чужие интересы. Их действительно можно назвать "жертвами патриотизма", того самого губительного патриотизма, против которого выступает Толстой. ...
Писатель Л.Н. Толстой подчеркивает разницу между скрытым патриотизмом и патриотизмом, показным. Он считает, что показная любовь к Родине лжива и неестественна. Это напоминает идею из «Нагорной проповеди» из Евангелия о том, чтобы молиться не напоказ, а в тайне.
В своем романе, Л.Н. Толстой показал два начала в русском характере — воинствующее и мирное. В своем образе Тихона Щербакова он отмечает дисгармонию, однако не осуждает это начало, а скорее считает его полезным и храбрым. Воинствующее начало является неизбежным во время народной войны и проявляется как воля к победе.
Второй образ в романе — Платона Каратаева, представитель мирного, доброго и душевного начала. Он прикреплен к земле и верит, что в конце концов победят добрые и справедливые силы. Главное, что он не теряет веры и надежды.
Толстой не идеализирует два этих начала. Он считает, что в человеке есть обязательно как воинствующее, так и мирное начало. А изображая Тихона и Платона, Толстой изображает две крайности.
Итак, подводя итоги, можно сделать вывод, что способность героя приблизиться к народу и чувствовать русское начало — один из принципов психологического анализа Толстого.