↑ Пирамида потребностей А. Маслоу
Из множества различных классификаций потребностей самой популярной является иерархическая (иерархия
ПЕРВИЧНЫЕ (ВРОЖДЕННЫЕ) ПОТРЕБНОСТИ
Первые две ступени являются первичными или врожденными ,
так как если эти потребности не удовлетворены, человек не сможет заниматься другой деятельностью, а все его устремления будут направлены на реализацию именно этих потребностей. Например, если он голоден, то все его мысли, желания и действия будут о еде. От этого зависит жизнь человека. К таким потребностям относятся
физиологические
и
Физиологические потребности
являются необходимыми для выживания. Они включают потребности в еде, воде, дыхании, убежище, отдыхе и воспроизводстве рода.
Экзистенциальные
включают потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.
ВТОРИЧНЫЕ (ПРИОБРЕТЕННЫЕ) ПОТРЕБНОСТИ
Все остальные потребности А. Маслоу определил как вторичные или приобретенные.
Социальные
потребности или потребности в принадлежности и любви, в социальных связях, привязанности, заботе о другом человеке и внимании к себе, участии в совместной деятельности.
Престижные
или, другими словами, потребности в самоуважении, оценке или уважении со стороны других людей, признании, в достижении успеха и высокой оценке, служебном росте.
Престиж
- это мера признания обществом заслуг человека.
У каждого человека в большей или меньшей степени есть потребность в соперничестве, стремлении выделиться, быть лучше кого-либо, в уважении со стороны окружающих. Поэтому стремление добиться более высокого положения в обществе, поступить на престижные, популярные факультеты, сделать карьеру, добиться благополучия — и есть престижные потребности.
Мини почему потребности у всех людей разные
... только биологических, но и духовных потребностей, ставя именно их на первое место в своей жизни. Сочинение: Человеческие потребности , Содержание Введение 1. Возникновение потребностей Характеристика базовых потребностей 3. Потребности в различных периодах человеческой ...
Следующие три вида потребностей (познавательные, эстетические и духовные) являются стремлениями «души» и считаются высшими потребностями человека.
Познавательные потребности
- это исследование окружающего мира, действительности с целью получения новых знаний, впечатлений, стремление к целенаправленной творческой деятельности. Также их называют
когнитивными потребностями
Эстетические потребности
- это духовное стремление человека к гармонии и красоте, искусству и творчеству. Благодаря этим потребностям в мире существуют театры, выставки, музеи, картинные галереи, балет, музыка и танцы.
духовные потребности
или потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности
(саморазвитие, самосовершенствование)
Осознавая свои потребности, индивид выстраивает свою жизнь в соответствии с ними.
Потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент времени человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. Прежде, чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня.
«
Когда наиболее сильные и приоритетные потребности удовлетворены, возникают и требуют удовлетворения потребности, стоящие в иерархии следом за ними. Когда и эти потребности удовлетворяются, происходит переход на следующую ступень лестницы факторов, определяющих поведение человека
». Психологи К. Холл и Г. Линдсей
псевдопотребностями
, например, потребностью в предметах роскоши, алкоголе, азартных играх и т. п.
Следует помнить о разумном ограничении потребностей, поскольку, во-первых, не все потребности человека могут быть удовлетворены в полной мере, во-вторых, потребности не должны противоречить нравственным нормам общества.
Разумные потребности
- это потребности, которые помогают развитию в человеке его подлинно человеческих качеств: стремление к истине, красоте, знаниям, желание приносить добро людям и др.
Мнимые потребности
- искусственно созданные человеком, без реализации которых можно обойтись (например, курение).
Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть полностью удовлетворена. Поэтому и процесс мотивации поведения через потребности бесконечен.
Человек, испытывающий голод, будет сначала стремиться найти пищу, и только после еды будет пытаться построить убежище. Живя в удобстве и безопасности, человек сначала будет побуждаться к деятельности потребностью в социальных контактах, а затем начнет активно стремиться к уважению со стороны окружающих. Только после того, как человек почувствует внутреннюю удовлетворенность и уважение окружающих, его важнейшие потребности начнут расти в соответствии с его потенциальными возможностями. Но если ситуация радикально изменяется, то и важнейшие потребности могут круто измениться. Потребности лежат в основе возникновения интересов и склонностей.
Общественная ценность личности во многом определяется тем, какие потребности у неё преобладают , Мини-сочинение
Я.Л.Коломинский «Общественная ценность личности во многом определяется тем, какие потребности у неё преобладают»
Творческая личность-сущность и развитие
... общие положения, определяющие роль потребностей в развитии индивидуальных особенностей поведения человека. Потребности и производные от ... удовлетворения потребностей. Благодаря творческой деятельности субъекта происходит развитие самих норм, процесса возвышения потребностей, их ... исследователей [П4, С4] классифицирование (группирование) личностей людей вполне можно заменить определением параметров их ...
Я.Л.Коломинский говорил: «Общественная ценность личности во многом определяется тем, какие потребности у неё преобладают». В данном высказывании автор поднимает идею взаимосвязи потребностей человека и его социального статуса. Смысл этого высказывания в том, что чем «выше» потребности человека, тем больше он ценен для общества, тем выше его социальный статус. В теории потребность человека определяется как осознанная необходимость в благах для нормальной жизни и развития. Потребности подразделяются на несколько видов: биологические, социальные и духовные. Биологические потребности — это потребности, связанные с природной сутью человека: в пище, отдыхе, жилище. Социальные потребности — это потребности в общении, самореализации, признании другими людьми. Духовные потребности выражаются в желании человека приобщиться к прекрасному, духовному, нематериальному. Удовлетворение потребностей обуславливает человеческую деятельность — осознанную активность, направленную на преобразование окружающего мира. Значит, какие потребности преобладают у человека — биологические или социальные — такую направленность и будет иметь его деятельность. Очевидно, что удовлетворение биологических потребностей замыкает круг собственно на их субъекте, но если говорить о социальных потребностях, то тут круг вовлеченных лиц значительно расширяется, активность человека больше направлена не внутрь, а во внешние проявления и он оказывается вовлечен в жизнь общества, деятельно в ней участвуя. Естественно, общественная ценность такого человека сразу же повысится, что непременно отразится и на его социальном статусе (место в обществе).
Приведу пример из личного опыта. Не так давно я читала книгу Гончарова «Обломов». Ярким примером преобладания биологических потребностей является главный герой. Обломову нет дела ни до чего, кроме как возможности сытно отобедать и спокойно поспать. И вся его жизнь, направленная на удовлетворение этих потребностей, никому не принесла пользы, а сам Обломов не представляет никакой ценности для общества, что отразилось и на его статусе — мало кому известный, не очень способный человек с небольшим доходом. Чего не скажешь о его друге Штольце. У того явно преобладают социальные и духовные потребности — он успешно ведёт свои дела, много путешествует, занимается самообразованием, впоследствии проявляется и ещё одна социальная потребность — потребность в семье. Штольц — успешный хозяин, зажиточный господин, прекрасный муж и просто достойный мужчина с хорошей репутацией, известный не только в России. Преобладание у него социальных потребностей сделало из него ценного для общества человека. Другой пример приведу из истории. Знаменитый академик, великий учёный — М.В.Ломоносов тоже отличался преобладанием социальных и духовных потребностей и пренебрегал биологическими. Ведь для того, чтобы получить образование, он готов был терпеть любые лишения и тяготы. Каким же ценным из-за этого оказался он для общества говорить, думаю, не имеет смысла, это очевидно. Ломоносов добился многого, стал великим учёным, занял видное положение в обществе да и в отечественной истории. Итак, ценность личности действительно обуславливается преобладанием в ней тех или иных потребностей, а также это влияет и на её социальный статус.
«Художественная литература как средство развития словаря ...
... работе педагог будет использовать произведения художественной литературы адекватно возрасту детей: - наличие языковых средств выразительности; - наличие разнообразных средств образности (эпитеты, метафоры, сравнения); - наличие многозначных слов. 2. Произведения художественной литературы будут использоваться не ...
ДРУГИЕ ЭССЕ ВЫ МОЖЕТЕ УВИДЕТЬ В РАЗДЕЛЕ БАНК МИНИ-СОЧИНЕНИЙ
Сочинение на тему Является ли труд потребностью?
41. В каком варианте ответа средством выразительности речи является эпитет?
1) Потом, когда появятся у вас семьи, заботы, личные интересы, а времени свободного будет оставаться всё меньше и меньше, тогда и проверится ваша дружба.
2) Я очень люблю читать Диккенса, но в собрании сочинений, которое стоит вон на той книжной полке, не хватало только одного тома — двадцать шестого.
3) Как-то раз я попросила друзей купить мне этот том, если он им попадётся в букинистическом магазине.
4) Хватит ли у вас привязанности друг к другу, чтобы хотя бы в самую тяжёлую минуту прийти на помощь, или вы бу-дете успокаивать себя рассуждениями о собственной занятости?
42. В каком варианте ответа средством выразительности речи является олицетворение?
1) Казалось, дома тоже дышали, жадно и глубоко.
2) Я не успел посторониться, и шершавые мягкие листья коснулись лица.
3) На миг я ощутил полузабытый запах — такой свежий, холодящий, словно от сосульки, положенной на язык.
4) Я представил себе тех, кто живёт на этой улице, и подумал: как удалось им сохранить черёмуху?
43. В каком варианте ответа средством выразительности речи является олицетворение?
1) Что сулит мне этот долгожданный воскресный день?
2) На даче, в двух шагах от застеклённой веранды, висит удобный, глубокий гамак, в который так хочется поскорее залезть, что он мне снится по ночам-в виде сказочной ладьи, плывущей над сосновым лесом.
3) А ещё на даче имеется сердитый медный самовар. Он кормится шишками и очень недоволен, когда их мало.
4) И у нас начинается развесёлая возня, беготня по комнате и швыряние подушек до тех пор, пока мама решительно не прекращает этот шум, который может потревожить соседей.
44. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Вот почему, когда наш учитель по рисованию, Эдмунд Антонович, почти перед самым окончанием второй четвер-ти объявил, что на следующем уроке у нас будет рисунок на оценку, я понял бесповоротно, что столицы не видать как своих ушей.
2) И тогда я от полной безысходности решился на дикий поступок.
3) Урок рисования был один раз в неделю, и я просто не знаю, как дожил до следующего урока.
4) А потом пятёрка появилась и в классном журнале!
45. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
1) Всё дальше уходили они по высокой некошеной траве, по весёлым цветам.
2) Но Васятка не слышал, он отмахивался от пчёл и кричал во весь голос.
3) Ты не бойся: поболит — перестанет!
4) Правильно, сынок: сам пропадай, а друга выручай.
Театрализованные игры как средство формирования выразительности ...
... как средство формирования выразительности речи у старших дошкольников. Задачи: 1) изучить теоретические основы формирования выразительности речи у старших школьников 2) изучить методику формирования выразительности речи у детей ... грамматикой, но и о развитии таких качеств речи, как содержательность, точность и выразительность. Выразительная речь характеризуется различными интонационными ...
46. В каком варианте ответа средством выразительности речи является эпитет?
1) От модели атома с серебристым ядром и укреплёнными на проволочных орбитах электронами веяло космосом, электронной музыкой и фантастическими романами.
2) Это подтвердилось, когда в класс вошла Галя Вишнякова, по всеобщему мнению, самая красивая девочка школы.
3) У меня, кажется, грипп начинается, а завтра контрольная по алгебре, — сказала она и чихнула.
4) — Лёшка — золотой мальчик, а вы все трусы.
47. В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора?
1) Он стал выпускать приручённых птиц, но не так, как всегда: брал каждого голубя, гладил по головке и бросал кверху.
2) Повисли плотные сумерки, и во мраке, возле пляшущих языков огня, метались молчаливыми тенями обезумев-шие голуби.
3) Птицы носились в прозрачном осеннем небе, а Фёдор медленно и деловито собирал стружку.
4) Фёдор подбежал к голубятне, объятой высоким пламенем.
48. В каком варианте ответа средством выразительности речи является гипербола?
1) Интересно, отчего эти незамысловатые, но такие милые сердцу картинки до сих пор так прочно остаются в его па-мяти?
2) Лимонад и сок маленькому Андрюшке покупали лишь изредка, а дома пили в основном чай.
3) А вот бабушка, мамина мама, та не могла жить без кофе, и священный бабушкин кофейный ритуал, когда в её квартиру вселялся дух кофе, завораживал Андрюшу.
4) Бабушка кормила его тем, что он любит, подсовывала лучшие кусочки, разрешала гулять до позднего вечера, а укладывая спать, всегда рассказывала что-нибудь.