По циклу рассказов Горького “Сказки об Италии”

Горький создает новые художественные произведения – цикл “Сказки об Италии” (1900 -1930 ), сборник рассказов “По Руси” , первые две части автобиографической трилогии – “Детство”, “В людях”. В “Сказках об Италии” Горький в яркой поэтической форме раскрыл душу народа, показал “золотые россыпи” в характерах и поступках простых людей труда. Эти люди представлены как носители всего самого прекрасного и благородного.

Им свойственно чувство классовой солидарности, у них высоко развит дух патриотизма и ответственности

за судьбу своей родины.

То, что Горький увидел в итальянском народе, присуще всем народам земли, и Горький имел все основания заявить, что его “Сказки” могут стать “недурным” материалом для чтения русских рабочих”. Большинство из 27 “Сказок об Италии” – это безыскусственные рассказы о фактах реальной жизни: о забастовавших служащих трамвая в Неаполе, о рабочих Генуи, взявших к себе детей своих товарищей по борьбе из Пармы, чтобы те смогли выстоять в забастовке, о строительстве Симплонского туннеля и т. д. Почему же эти рассказы или новеллы (а некоторые напоминают даже очерки) названы

сказками?

Один из ответов на вопрос заключен в словах великого датского сказочника Андерсена, взятых Горьким как эпиграф к циклу: “Нет сказок лучше тех, которые создает сама жизнь”. Но дело не только в этом.

Произведения Горького о жизни и борьбе итальянского народа отличаются необычной для литературы тех лет бодростью тона, повышенным пафосом утверждения, в них созданы образы сказочно прекрасных людей.

Своеобразие “Сказок об Италии” в том, что в них уже как бы зримо присутствует будущее. Через весь цикл проходит мысль о неограниченных возможностях творческого гения народа, который творит не только новые сказки и легенды, но и новые формы жизни. Новым в “Сказках” по сравнению с прежними произведениями Горького (если не считать романа “Мать”) является то, что здесь сами герои глубоко сознают не только свои силы и возможности, но и неизбежность реализации своих стремлений в недалеком будущем.

2 стр., 767 слов

Семья Кашириных в повести Детство Горького характеристика и описание жизни

... сочинению Семья Кашириных в повести Детство Популярные сегодня темы Поэма Мороз красный нос рассказывает нам историю простую, но в тоже время фантастическую, а смысл её заключается в описании простой бытовой жизни. В ... работает, а, следовательно, приносит пользу. Зная его привычку воровать на базаре, ради развлечения, старшие Каширины поощряют это, поэтому кражи становятся постоянным занятием Ивана. ...

“Понимаешь, если это привьется… Нас трудно будет одолеть, а?” – говорит рабочий во второй сказке, имея в виду ярко выявленное рабочими Генуи и Пармы чувство пролетарской солидарности.

Для героев сказок характерно революционное отношение к миру. Созидательная сила труда объединяется в этих образах с преобразующей силой революции. Один из строителей Симплонского туннеля испытывает гордость за человека труда: “О, синьор, маленький человек, когда он хочет работать,- непобедимая сила!

И поверьте: в конце концов этот маленький человек сделает все, чего хочет”.

Рабочий Трама (7-я сказка) чувствует себя хозяином жизни и соучастником в творчестве прекрасного; все самое человечное, прекрасное, поэтичное он связывает с понятием “социализм”. Социалистические отношения в понимании героев “Сказок об Италии” – это естественные отношения людей труда, ибо “рабочий человек родится социалистом”, борцом за правду, которая “крепко пахнет и всегда одинаково – трудовым потом”. Социализм становится притягательной силой для трудящихся всего мира.

Примером борцов за социализм для трудящихся Италии являются русские рабочие. “…Русские – вот люди!..- восторженно говорит слесарь в четырнадцатой сказке.- Бесправные, под страхом лишиться свободы и жизни, они сделали грандиозное дело… ” “Страна героев!” – так же восторженно вторит ему маляр.

Для Горького настоящими героями были те, кто “творит жизнь вопреки смерти, кто побеждает смерть”. Глубокий философский смысл приобретают те сказки, в которых создан образ матери, иногда вырастающий до олицетворения Родины. Девятую сказку Горький начинает словами, исполненными глубокого смысла:

“Прославим женщину – Мать, неиссякаемый источник всепобеждающей жизни!.. Прославим в мире женщину – Мать, единую силу, пред которой покорно склоняется Смерть!” Перед Матерью преклонился даже “слуга и раб Смерти” – “железный Тамерлан, кровавый бич земли”, от которого она потребовала вернуть ей сына.

Но при всей силе “не знающей преград” любви к детям Мать не может простить им измены родине. Героиня одиннадцатой сказки убивает своего сына, ставшего врагом родного города. В другой сказке простая итальянка, жена погибшего рыбака, заботливо растила сына-урода.

Но когда она увидела, как иностранцы с брезгливостью указывали на ее сына как на признак вырождения нации, она умертвила его, чтобы он не бросал тень на родную страну.

Прекрасный образ простой итальянки, торговки овощами Нунчи создан в двадцать второй сказке. Она лучшая танцовщица квартала. Нунча является носительницей радости, светлого взгляда на жизнь, оптимизма и жизнелюбия, так необходимых людям. “Люди вспыхивали около нее, как паруса на рассвете, когда их коснется первый луч солнца”.

С большой любовью писал Горький о детях Италии – о замечательном мальчике Пепе (26-я сказка), о школьниках (7-я).

Любуясь этими маленькими людьми, писатель говорит: “… смотришь на этих детей и хочется кричать вслед им, весело и громко: – Эй, вы, люди! Да здравствует ваше будущее!”

В “Сказках об Италии” есть много красочных пейзажных зарисовок. Они дополняют ярко разнообразные, жизнелюбивые характеры людей, согретых жарким солнцем и омытых брызгами морской волны. Человек и природа слиты в единый живой организм, ибо, “когда человека схватит за сердце море, он сам становится частью его, как сердце – только часть живого человека”. Это же можно сказать о людях, влюбленных в горы, в степи, в роскошные долины – в богатую и красочную природу родной страны.

7 стр., 3398 слов

Право человека на жизнь, смерть и бессмертие

... жизни. Прогресс в этом направлении уже более очевиден. ПРАВО ЧЕЛОВЕКА НА СМЕРТЬ. На явление смерти существуют различные взгляды. Смерть ... и будет ли? Стихийное, инстинктивное признание жизни и ее ценности вызывает у людей реакцию против смерти. Человеческая психика не может смириться со смертью. Поэтому смерть вызывает у людей безысходную печаль, невыносимое страдание. “Неизбежность смерти ...

Заметим, что такое же гармоническое единение человека и природы показано в итальянских новеллах М. Коцюбинского (“Сон”, “На острове”).

Эти новеллы родились в результате бесед Горького и Коцюбинского, живших тогда на острове Капри, и писались в одно время со “Сказками об Италии”.

В “Сказках об Италии” заметна та же особенность отражения жизни, что и в романе “Мать”: на переднем плане – люди труда. Представителей эксплуататорских классов в них почти нет, если не считать буржуазных интеллигентов в пятнадцатой и шестнадцатой сказках; в других случаях – это только эпизодические фигуры: охранители старых порядков в первой сказке, богатый американец в двадцать шестой и др. И тем не менее атмосфера классовой борьбы, напряженность острых конфликтов ощущаются во всех тех сказках, где показана жизнь итальянского народа.

Сказки Совершенно лишены внешнего этнографизма, чего можно было ожидать от писателя, пишущего о чужой стране, тем более – Италии; нет здесь и увлечения экзотикой. Горький не ставил перед собой задачи удивлять или восхищать читателя достопримечательностями этой поистине удивительной и прекрасной страны. Его интересовали прежде всего люди, и он блестяще раскрыл душу итальянского народа, что было достойно оценено самими итальянцами.

Писатель Д. Джерманетто свидетельствует, что Горький “…сумел показать нам в очаровательной рамке прекрасной природы Италии, в правдивых словах весь быт, нищету, бедность, страдания, героическую борьбу итальянского народа…

Он научил меня лучше и глубже видеть народ, из недр которого я вышел” ‘. Тот же Джерманетто писал: “Никто не умел писать о чудесной природе нашей страны с такой необычайной простотой, как Горький, и, что еще важнее, он один писал об итальянском народе, о его жизни и борьбе. Вот почему Горького так знают и любят в Италии”.

“Сказки об Италии” имеют большое интернациональное значение. В них, как писала Белинскийская “Правда”, показан народ, близкий нам и давно знакомый, “ибо слишком родственны переживания, стремления его и русскому народу”. Огромную роль “Сказок об Италии” в революционном воспитании трудящихся отмечал. В феврале 1902 года он писал Горькому: “Хорошо бы иметь революционную прокламацию в типе “Сказок” “Звезды”.

Очень и очень рад, что Вы помогаете “Звезде”.

Ив другом письме того же времени: “Великолепными “Сказками” Вы очень и очень помогали “Звезде” и это меня радовало чрезвычайно”.

По циклу рассказов Горького “Сказки об Италии” 1По циклу рассказов Горького “Сказки об Италии” 2По циклу рассказов Горького “Сказки об Италии” 3По циклу рассказов Горького “Сказки об Италии” 4По циклу рассказов Горького “Сказки об Италии” 5

6 стр., 2879 слов

«Герой – тот, кто творит жизнь вопреки смерти…» (по ...

... знал этого и отрицал смысл её жизни. Мать всегда против смерти; рука, которая вводит смерть в жилища людей, ненавистна и враждебна Матерям, – её ... и рассказ М. Горького, который входит в цикл рассказов “Сказки об Италии” под номером XI.Читать текст мы будем по частям, ... углу, около городской стены, она увидала другую женщину: стоя на коленях около трупа, неподвижная, точно кусок земли, она молилась, ...

(No Ratings Yet)