Подготовка к домашнему сочинению «О чем рассказывает слово»

Сочинение

Технологическая карта урока, Урок по развитию речи в 4 классе, Тема урока: Подготовка к домашнему сочинению «О чем рассказывает слово»

Предметные: уметь работать со словом, определять его лексическое значение, употреблять слово и писать грамотно; знать основные правила о том, как составлять план сочинения, писать сочинение; уметь применять эти правила в практической деятельности.

Метапредметные:, Личностные:, Методы и формы обучения

Поисковый, эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Проектор, компьютер, интерактивная доска

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация по теме урока

Основные понятия

Беседа, речевая ситуация

Формы контроля:, Домашнее задание:

I .Организацион ный момент

Цель:

Начинаем урок русского языка, проверьте свою готовность к уроку., Улыбнитесь друг другу., Хорошее настроение –, Залог успешной работы на уроке., Желаю всем вам успехов.

— Как много вы уже знаете! А сегодня узнаете еще больше. Будьте старательными, активными, внимательными и у вас все получится.

Встают, приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку., Метод: словесный., Форма: беседа

Личностные

самоопределение;

Регулятивные

целеполагание;

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества

II .Актуализация знаний

Ребята, прочитайте внимательно тему нашего урока: Подготовка к домашнему сочинению «О чем рассказывает слово»

Дома вам предстоит самостоятельно выполнять задание. Скажите, какие понятия, использованные в теме, вы должны знать, понимать, чтобы справиться с домашней работой?

25 стр., 12304 слов

А.П. Чехов (система уроков)

... них. Урок 2. Тема урока: Особенности индивидуального стиля А. П. Чехова в творчестве 1890—1900-х ... традиционную тему. Он избирает иной повествовательный ракурс. Опираясь на традицию, пишет «вторым слоем» по уже ... знаменующим вхождение А. П. Чехова в «большую литературу». Домашнее задание 1. Найдите художественные детали, ... художественных принципов А. П. Чехова? II. Слово учителя. Материалы для учителя Тематический ...

— сочинение слово (рассказ)

Какие умения для этого нужно будет использовать?

— уметь писать сочинение (умение составлять план сочинения, отбирать материал, писать сочинение, редактировать, проверять написанное);

— уметь работать со словом (определять лексическое значение, употреблять слово, правильно писать и т.д.).

Метод: словесный, наглядный.

Форма: б еседа,

ответы на вопросы учителя.

Коммуникативные

планирование учебного сотрудничества

Познавательные:

анализ объектов с целью выделения признаков

III . Постановка проблемы.

Цель:

  • Тема сочинения «О чём рассказывает слово?»

— Что такое слово?

-О чём оно может рассказать?

Обдумывают ответы на вопросы

Метод: словесный, наглядный, Формы: беседа

совместная деятельность по достижению цели урока.

Индивидуальная, групповая

Регулятивные:

целеполагание;

Познавательные:

постановка вопросов;

фомирование познавательной цели;

Логические:

формирование проблемы

IV . Поиск решения.

-:Поэт Вадим Шефнер в стихотворении «Слова» утверждал:

«Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести…»

— Как вы понимаете смысл данного высказывания?

— Верите ли вы в силу, могущество слова?

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Метод: практический, наглядный.

Формы: беседа, ответы на вопросы учителя,

Регулятивные:

планирование,

прогнозирование;

Познавательные

решение проблемы,

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

45 стр., 22128 слов

Основные методы журналистского творчества

... и содержание журналистского творчества; описать разнообразие методов журналистского творчества; исследовать методы журналистского творчества в периодических изданиях разной направленности; сравнить разнообразие методов, используемых в журналистском творчестве современной периодической печати. Объект исследования - современное журналистское творчество. Предмет исследования - методы сбора и ...

V . Целеполагание

— Итак, что такое «слово» с точки зрения языкознания (науки о языке)?)

Слово – единица языка, называющая предметы, признаки, действия и выражающая отношения между другими словами. Большинство слов имеют лексическое значение.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Метод: словесный.

Формы: беседа, ответы на вопросы учителя,

VI Творческая практическая деятельность .

Цель: отработка навыков работы в группе

— Вы скажете: «Что интересного может рассказать слово?» Вот вам несколько загадок.

Вы разделились на несколько групп. У каждой – своё задание.

Ваша задача – раскрыть одну из загадок русского языка и рассказать об этом одноклассникам.

Время выполнения задания – 5 минут. Рассказ – 2-3 минуты

Метод: практический.

Формы:

работа в группах,

совместная деятельность по достижению цели урока, самостоятельная работа, практическая деятельность

Познавательные:

Умение структурировать знания

Регулятивные:

контроль, оценка, коррекция;

Коммуникативные:

управление поведением , умение использовать невербальные средства общения.

VII . Самостоятельная работа в группах

Цель:

1 группа.

1. Дайте определение термина «Орфоэпия».

2. Расставьте ударение в словах: красивее, звонит, баловать, завидно, торты, хвоя, ржаветь, атлас, ирис. Проверьте правильность ответа по словарю (название словаря).

3. Допустили ли вы ошибки? Почему?

4. Многие люди произносят эти слова неправильно. Какой совет вы бы им дали? Почему важно правильно ставить ударение?

2 группа.

1. Дайте определение термина «Морфемика».

2. Разберите по составу слова: полететь, ледокол, синеватый, легко, выход, кофе, вынуть. Проверьте правильность ответа по словарю (название словаря).

3. Допустили ли вы ошибки? Почему?

4. В чём необычность слова ВЫНУТЬ? Как вы её можете объяснить? (в случае затруднения загляните в конверт «Подсказка».

10 стр., 4691 слов

Форма и методы работы редактора над научно-популярным периодическим изданием

... издания. В этих условиях возрастает роль редактора в работе над оформлением научно-популярного периодического издания что, в свою очередь, требует новых подходов в редакторской деятельности, ... касается. Например: результаты научных исследований, научную область, в которой проводятся (проведены) исследования; объект исследования; научную проблему (задачу), цель и метод исследования; условия, в ...

Подсказка:

Вынуть. В нём есть приставка вы-, суффикс (или окончание) |ть| и суффикс — ну — (выражает однократность действия), а корня, как видите, нет! Он исчез в результате звуковых изменений, которые претерпело слово. Глагол вынуть (вынимать — несовершенный вид) — родственник глаголов отнять (отнимать), занять (занимать), снять (снимать).

Все эти родственные глаголы имеют древний корень — я — со значением «брать». Состав этих слов с исторической точки зрения можно изобразить так: от-н-я-ть, за-н-я-ть, с-н-я-ть, вз-я-ть. Н — часть суффикса. Он появляется после некоторых приставок в тех случаях, когда корень слова начинается с гласного звука.

Со временем НЯ превратилось в знакомый суффикс НУ. Но во многих народных говорах и теперь ещё вместо глагола вынуть говорят вынять: он выняет.

3 группа.

1. Дайте определение термина «Этимология».

2. Объясните лексическое значение современных слов: школа, пенал, азбука, педагог – и узнайте историю их происхождения по этимологическому словарю (название словаря).

3. История какого слова вам показалась самой интересной. Почему?

4. Зачем нужно знать лексическое значение и историю

Работают с заданиями; отвечают на вопросы.

Обсуждение результатов

Выступление групп

Метод: практический.

Формы:

работа в группах,

совместная деятельность по достижению цели урока, самостоятельная работа, практическая деятельность

Групповая, индивидуальная

Регулятивные:

планирование,

прогнозирование;

Познавательные

решение проблемы,

Коммуникативные:

инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Регулятивные:

контроль, оценка, коррекция, выделение осознание того, что усвоено и что еще подлежит усвоению;

Личностные:

самоопределение

VIII . Подведение итогов работы:

— Сегодня мы говорили о слове.

О чём рассказали нам слова? (о своей истории, своём строении, употреблении)

— Был ли наш урок полезным, познавательным?

Какие открытия вам показались самыми интересными? (рефлексия)

11 стр., 5418 слов

Рассуждение каждое слово языка каждая его форма есть результат

... Дмитриевич (1824—1870) Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразилась в слове природа страны и история народа. Язык есть самая живая, самая обильная ... к написанию сочинения, вспомните текст изложения. Он поможет вам выстроить ход размышлений и сформулировать свое определение. СПОСОБЫ ТОЛКОВАНИЯ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА. 1) Описательный способ: ...

— Вспомните, какие разделы науки о языке изучают слова? (Мы ещё не назвали лексику, морфологию.) Мы доказали, что слово очень важная единица языка и к ней нужно относиться с уважением, изучать её, в случае затруднения обращаться к словарям.

Метод: словесный.

Формы: беседа, ответы на вопросы учителя,

Личностные:

осознание учащимися ценности изученного материала

IX . Рефлексия.

Цель:

  • Каких целей мы достигли сегодня на уроке?

— Заполните маршрутный лист урока. Перед вами материал для написания сочинения. Вы можете воспользоваться и своими примерами. (рефлексия)

  • Оцените свою работу на уроке.

Метод: словесный.

Индивидуальная, групповая

Коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные:

рефлексия;

Личностные:

смыслообразование

Личностные:, Познавательные:

на уроке знаний, умений,

навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных

умений.

Регулятивные:, ПРИЛОЖЕНИЕ., Маршрутный лист урока.

Слово – единица …, которая называет …, …, … .

Орфоэпия — раздел науки о языке, который изучает правила … .

Морфемика – раздел науки о языке, который изучает … .

Этимология — раздел науки о языке, который изучает … .

Поставьте ударение в словах: красивее, звонит, баловать, ржаветь, атлас, ирис.

Разберите по составу слово ВЫНУТЬ.

Какое значение имело слово ПЕДАГОГ в Древней Греции? Педагог — это …

РИЛОЖЕНИЕ

План сочинения., Вступление

Переход: многие слова имеют интересную историю происхождения, особенное строение, необычное произношение.

Основная часть.

3. Вывод. Почему важно изучать слова? Какие тайны слова Вы бы ещё хотели разгадать?

ПАМЯТКА.

Как работать в группе?

1. Внимательно вместе прочитайте задание.

2. Определите задачи, которые вам предстоит решить.

3. Распределите обязанности между членами команды, выберите лидера (отвечающего).

4. Выполните задание.

5. Выслушайте ответы каждого, обсудите их правильность.

2 стр., 604 слов

Поэтические особенности языка Слово о полку Игореве (Литература XI—XII веков)

... муже. Поэтическое искусство автора «Слова» проявляется и в применении им звуковых повторов, т. е. созвучий, или в начале, или в середине, или в конце слов, Повторение созвучных согласных ... свист, скрип телег половецких, напоминающий крик распуганных лебедей). Описывая битву, автор средствами языка старается передать гром мечей, треск копий, клики половцев, стон земли. Так как ...

6. Помогите капитану подготовить ответ, будьте готовы его поддержать в случае