композиция, элементы сюжета, характеристика героя, анализ эпизода, деталь художественного текста.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1. Вступительное слово учителя.
Близко ли вам слово «рождество»? Сравните его с однокоренным «рождение».
— Какие чувства, ассоциации возникают при произнесении этих слов?
— (Учащиеся заранее получают задание написать сочинение-миниатюру).
Темы:
1) «Волшебство рождественской ночи».
2) «Рождественский» сон.
Учащиеся читают свои работы (1-2 работы).
— Встречались ли вы с Рождеством на страницах русских писателей? (Н.В. Гоголь).
— Каким осталось в вашей памяти Рождество Гоголя? (Доброе, светлое, радостное, веселое, с волшебством)
…А теперь — иное рождество в рассказе Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке».
(Текст прочитан учащимися заранее).
2. Анализ художественного произведения (беседа по прочитанному).
— Сегодня мы впервые читаем Достоевского — одного из самых «трудных» писателей.
— «Труден» ли Ф. М. Достоевский?
(Да, так как заставляет задуматься над вечными, сложными вопросами бытия человека).
— Посмотрите внимательно на портрет этого писателя.
— Что поражает в его внешности?
— Сообщение учащегося о писателе.
Разработка «Открытие писателя» (Анализ рассказов Л.Е. ...
... Улицкой, словарь С.И. Ожегова «Словарь русского языка»(толковый), сочинения учащихся (анализ ... по коммуналке . Докажите эту мысль текстом. Скажите, почему Марина Борисовна поручила маленькой ... слова: « Город к празднику почистили»? Композиционно рассказ делится на две ... УЧИТЕЛЬ Девочка увидела ... писателей, говорящих об отчаянии и боли при виде разложения нравов общества 21 века, является Людмила Улицкая. ...
Ф. М. Достоевский — великий русский писатель второй половины XIX века. Родился в большой семье со старинным патриархальным укладом, где читать детей учила мать, а по вечерам все собирались вокруг большого стола и родители читали вслух.
Получил прекрасное образование. В молодости принимал участие в деятельности революционного кружка Петрашевского, за это был осужден, приговорен к смертной казни, которую заменили ему каторжными работами. Но тяжкие испытания не сломили этого человека: страстная любовь к литературе предопределила его дальнейшую судьбу.
— Пребывание на каторге заставило писателя задуматься над сутью православного христианства и его значении для русского человека.
Запись на доске: «Обрести Христа — значит обрести собственную душу». Вот к какому выводу приходит Достоевский.
— А как вы понимаете эти слова?
— Есть писатели, которые своим творчеством резко меняют пути развития не только национальной, но и мировой литературы. Они приходят в мир словно для того, чтобы открыть людям самые сокровенные истины, заставить их взглянуть в глубь своей души и освободиться от всего лишнего, наносного. Таких писателей мы справедливо называем гениями.
Для всего человечества Ф. М. Достоевский — гений, который написал известные во всем мире романы («Бедные люди», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы»)
(Выставка книг, запись названий на доске.)
Его произведения содержат подлинную любовь к человеку и неприятие бессердечного общества, которое основано на власти денег и жестком унижении одних людей другими.
«Униженные и оскорбленные» — это не только название одного из романов, это главная тема всего творчества писателя.
— Давайте обратимся к тексту рассказа «Мальчик у Христа на елке».
— Какие эпизоды, детали вас потрясли?
(Зачитать примеры.)
— Ваше впечатление после прочтения? Почему вы едва не плакали?
(Пронзительное, чувственное повествование, тема «униженных и оскорбленных»).
— Посмотрим, как построен рассказ.
Композиционно произведение разделено на 2 части.
I часть «Мальчик с ручкой».
II часть «Мальчик у Христа на елке» (Записать на доске)
— О чем повествует I часть рассказа? (О голодных, оборванных, лишенных крова, человеческой теплоты и ласки детей, которые разбросаны по всей Руси.)
Рассказ по репродукции картины Е. В. Сыромятниковой «Первые зрители»
... изображённый на картине «Первые зрители», можно рассматривать и как кульминацию, и как завязку. Как можно назвать рассказ? («В гостях у художника».) Распределим роли (автор, Саша (старший мальчик), Юра (младший мальчик), художник.) Вариант рассказа по картине Автор: Однажды ...
— В какой форме рассказывает автор о детях? (В форме размышлений).
— Каким обрисован мальчик «с ручкой» в I части рассказа? Назовите основные черты, опираясь на текст. (Плохо одет, смысл понятия «с ручкой», только лишь начинает профессию, наивный и доверчивый взгляд.).
— С какой целью он бродяжничает? (Набирает деньги для пьянствующей шайки.)
— Будущее мальчика «с ручкой»?
(Воровство, пьянство, бродяжничество.)
— Зачитаем последние строки I части.
— Какова авторская позиция по отношению к этому типу?
Вывод: Достоевский в I части рассказа дает обобщенный портрет детей, голодных, лишенных всего, вынужденных терпеть унижение и побои.
II часть — само по себе законченное произведение.
— Что объединяет обе части? (Тема — детская доля в России).
— Композиционное своеобразие II части рассказа — его кинематографичность.
— Работа с иллюстрациями к рассказу (на доске рисуется схема элементов сюжета)
1 картина — экспозиция «Мальчик в подвале» (хроника быта «углов» и «подвалов»).
2 картина — завязка — (Мальчик выходит на улицу).
3 картина — развитие действия «Красивая елка в богатом доме».
4 картина — развязка — «Мальчик у Христа на елке».
(Пересказ каждой композиционной части.)
— Где, по-вашему кульминационный момент?
Авторское повествование во 2-й части не остается неизменным. Голос автора незаметно сменяется голосом мальчика.
Докажите примерами из текста («Я романист», «мерещится мне»; «Господи, какой город» — городской пейзаж глазами мальчика.)
Образ мальчика во II части — суровый упрек тем, кто не замечает положения русских детей.
Докажите текстом (его состояние — холод, голод — нераздельные мотивы рассказа, пронзительная деталь «пальчики мерзнут»).
Образ Петербурга рассказах Достоевского
... живой, страшный и очень опасный город, обладающий силой. Также читают: Картинка к сочинению Образ Петербурга рассказах Достоевского Популярные сегодня темы Для любого человека был то это ребенок или ... отсюда и вдохнуть свежего воздуха. Когда читаешь произведения Достоевского, то город Петербург в них имеет некую нагрузку в художественном плане. Город напрямую связан с внутренним миром человека. ...
— Какой прием использует Достоевский, чтобы ощутимее нарисовать состояние мальчика? (Пейзаж).
— Анализ эпизода: «Господи, какой город!…»
1) Роль пейзажа.
2) Интонация и лексика рассказа.
3) Фраза Достоевского.
— Основной образ (страшный город, мороз).
— Основной мотив (страх мальчика, холод, голод).
— Стилистика — детская экспрессия (Господи . . . откудова . . .).
Лексика (преобладают глаголы, причем действия «звучат»: «завывают стаи собак», «звенят об камни подковы»; уменьшительно-ласкательные формы: «кусочек», «пальчики»).
— Основной прием — сопоставление: город — откуда приехал.
Вывод: Роль пейзажа — придать осязаемость образу мальчика, его состоянию холода и голода.
— Где во II части перелом в сюжете? (Увидев елку, он забывает обо всем, засыпает и попадает на елку к Христу.)
— Почему писатель разочаровал: оказывается, что «мальчики эти и девочки» давно «замерзли и задохнулись» — мертвы одним словом?
(В реальном мире для них нет елки.)
— И почему появляются их мамы? (Их судьбы также печальны.)
— Что произошло с мальчиком в финале? (Замерз.)
— И почему дети обернулись ангелами Христа?
(На земле, в реальном мире, дети не могут быть счастливы, это возможно только у Христа).
— Достоевский заканчивает свое произведение вопросами к себе и читателю. Зачитаем последний абзац и попытаемся ответить на этот вопрос: «И зачем же я сочинил такую историю?»
Вывод: Главный христианский смысл — избавление ангельских душ от земных мук. Рождественская ночь может быть наполнена и горестями и радостью.
Анализ и сочинения по повести «Мальчики» Достоевского
... рассказе Достоевского Главы «Мальчики» являются частью одного из самых великих романов Ф.М. Достоевского — «Братья Карамазовы». ... Автор негативно относится к социализму и показывает опасность неправильного отношения к людям. Сочинение о рассказе «Мальчики» Сначала герои рассказа производят неприятное впечатление. Шестеро мальчиков ... Илья совершил страшный поступок – по наущению мерзавца Смердякова он ...
III. Домашнее задание: написать отзыв на рассказ.
Урок в 6 классе «Пойдем со мной на елку, мальчик».(Ф.М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке»)
Урок – диалог с текстом.
Учитель – Белякова Т.М.
ЦЕЛЬ УРОКА:
1. Вызвать интерес к творчеству Ф.М Достоевского.
2. Познакомиться с историей жанра святочного рассказа, отражающим пласт культуры; увидеть причины возникновения этого жанра;
3.познакомить с методами наблюдения над стилем;
4. отработать семантическое содержание слов
Мысль о детях, об их ранних впечатлениях, о первых их затаенных страданиях, обманутых ожиданиях проходит сквозь все творчество писателя, начиная с ранних рассказов и повестей. Детская тема интересовала Достоевского настолько, что он «поставил себе идеалом написать роман о теперешних русских детях… и… о теперешних их отцах в теперешнем взаимном их отношении. Формула детства у Достоевского скорбная.
В дневниковом святочном рассказе «Мальчик у Христа на елке» нашли отражение горестные раздумья и переживания писателя над жизнью тех, о коих Господь сказал: «Пускайте детей и не препятствуйте им проходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф., 19, 14).
«Дневник писателя» — главная часть религиозного и философско-публицистического творчества Достоевского. Но в него вошли и собственно художественные призведения, к коим относится и рассматриваемый нами рассказ. Отбор «детского» материала для январского выпуска дневника за 1876 год (как узнаем о том из первых же его страниц) определило увиденное и услышанное в те морозные дни на улицах Петербурга и его окраине. Понять глубинную суть рассказа невозможно без уяснения его жанрового своеобразия и композиционного места в писательском дневнике.
Задание к уроку:
Словарь
Романист — писатель романов.
Нары – дощатый широкий помост для спанья, не вдоль стен, как на лавке, а поперёк; задняя широкая лавка.
Захворать – стать больным, простудиться.
Блюститель – человек, который охраняет что-нибудь, наблюдает за чем-нибудь. Подворотня – проём или проход под воротами.
Смрад – вонь , отвратительный запах, вонючий дым.
Ревматизм – воспалительное заболевание суставов.
ХОД УРОКА:
УЧИТЕЛЬ: Ф.М.Достоевский — взрослый писатель. Он автор взрослых и нелегких произведений для чтения. Но в каждом мы встречаем детей. Он жил во второй половине девятнадцатого века и писал правдивые рассказы о нелегком времени, в котором жил Достоевский с болью в сердце писал о детских страданиях, о несчастьях бедных и униженных. Автор хотел разбудить совесть каждого человека, чтобы никогда он не забывал, что рядом с сытой и благополучной жизнью всегда есть другая. И в этой другой — голод, страдания, грубость, грязь унижения и оскорбления . Именно эта тема детского страдания звучит в святочном рассказе «Мальчик у Христа на елке». В произведении образ детства скорбный — «дите плачет». Детские слезы здесь воспринимаются как результат неправедной, злой жизни взрослых. И только жанр святочного рассказа позволяет вырваться из будничной суеты, людского равнодушия, заглянуть в мир чудесного, напомнить о добре и милосердии. В настоящее время прерванная традиция публиковать святочные рассказы активно возвращается, с чем связана актуальность нашего разговора.
Анализ рассказа Мальчики Чехова
... человек. Сочинение по произведению Мальчики Рассказ, который написал Чехов в 1887 году, носит название « Мальчики» и является продолжением цикла рождественских рассказов. Произведение было издано под псевдонимом автора – Антоша Чехонте. В рассказе ... Также читают: Картинка к сочинению Анализ рассказа Мальчики Популярные сегодня темы В произведении Антона Павловича Чехова Яша второстепенный персонаж. В ...
Ф.М. Достоевский один из первых, кто заговорил о детях беспризорниках, заостряя внимание на проблеме будущего таких детей.
Тема детства в рассказе «Мальчик у Христа на елке», как и во многих произведениях Достоевского, оказывается ключевой. «Без святого и драгоценного, унесенного в жизнь из воспоминаний детства, не может и жить человек», «Без зачатков положительного и прекрасного нельзя выходить человеку в жизнь из детства», — запишет Достоевский в «Дневнике». Но какова судьба тех, чье детство заканчивается, так и не успев начаться? Тех, кого жестокое безнравственное человечество лишает детства? «Униженные и оскорбленные, трагически одинокие, бесприютные и невинно страдающие, рожденные «на мостовых», живущие «в подвалах», изможденные от холода и голода, просящие милостыню…но кроткие, смиренные, наблюдательные и проницательные «родныедети» Бога. И что же значит тогда заповедь Спасителя «Быть как дети», если дети лишаются самого сокровенного, чистого исвятого мировосприятия?
Сегодня мы на уроке мы познакомимся с жанром рождественского рассказа; проследим, как система средств соответствует авторскому замыслу; подумаем, что означают вечные категории: вера, милосердие, сострадание.
УЧИТЕЛЬ: Зимней ночью, за два тысячелетия до нынешней Рождественской ночи, в окрестностях Вифлеема, в завоеванной римлянами стране, родился Спаситель. Люди ждали столетиями: вот он сойдет с небес — в силе и славе, в образе Царя, окруженный ратью Ангелов…
УЧИТЕЛЬ: Рассказ, который вы прочитали дома, написан Достоевским в 1876 году. Он относится к жанру святочных рассказов. Святки — это праздничные дни в честь Рождества Христова, длящиеся до Крещения. А Россия – страна православная. Что происходит в эти дни? (колядки, приметы).
Чего ждут люди в эти дни? (чуда, добра).
Люди ждали чуда и добра, потому что многие жили бедно. Поэтому этот жанр и прижился у нас в стране. Святочный рассказ напоминает нам притчу, которая всегда носит нравоучительный характер.
Действие святочных рассказов происходит как раз в эти дни. В новый год всем хочется верить в добрые чудеса. Вот и в сюжете святочного рассказа всегда есть чудо, какая-то добрая неожиданность. И в конце концов даже самая безысходная ситуация изменяется к лучшему, а финал рассказа, как правило, хороший. Запишем определение.
Рождественский рассказ — это жанр литературы, основу которого составляет обычно одно событие или происшествие, в основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал — хороший.
Попробуйте сформулировать сами признаки рождественского рассказа: календарная приуроченность, наличие автора-рассказчика, главный герой – ребенок, мотив чудесного.
Вы, наверное, заметили, что автор с первых же строк предупреждает читателя о том, что » все это могло случиться действительно». Очень важно, что Достоевский говорит о правдивом повествовании. В мире люди живут по-разному, кто-то хорошо, а кто-то плохо.
Учитель в рассказе Уроки французского (образ учителя)
... Герой рассказа запомнил её красивое лицо, короткие чёрные волосы, мягкую, но уверенную походку. И особенно запомнился мальчику ... человеком, который привил любовь к французскому и не только. Также читают: Картинка к сочинению Учитель в рассказе ... общественность. Иван Тургенев, является автором произведения под названием Отцы ... своих сверстников, потому наставница, как герой, решила позаниматься с мальчиком ...
*А почему Достоевскому так важно, чтобы мы восприняли его рассказ не как рождественскую сказку, а как правдивое повествование о реально произошедших событиях?
Очень важно, что Достоевский говорит о правдивом повествовании. В мире люди живут по-разному, кто-то хорошо, а кто-то плохо.
УЧИТЕЛЬ: Дома вы должны были проследить последовательность событий , происходящих в рассказе и составить план. Давайте проверим его и сопоставим с композицией рассказа. Обратите внимание, у вас на столе лежит листок, в правой части план рассказа, а левую мы заполним вместе)
1.Знакомство с мальчиком, героем рассказа.(экспозиция)
2.Мальчик в городе.(завязка)
3.Чудо за большим стеклом.
4.Смело отворил дверь и вошел.
5.Копеечка выкатилась и зазвенела.
6.Куколки в окне.
7.Обидели.
8.Чужой двор.
9.»Пойдем ко мне на елку, мальчик». Шепот тихого голоса.(кульминация)
10.»Христова ёлка».
11.Маленький трупик.(развязка)
* Что такое композиция? Что образует композицию данного рассказа?
Композиция — это построение литературного произведения. Композиционные части рассказа —экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, и развязка.
Композиция обуславливает настроение рассказа (печальное, мрачное, угнетенное, но светлое, радостное, лучезарное), его «эмоциональное движение».
УЧИТЕЛЬ:
(всезнающий автор)
*Каким видим его мы, а каким автор?
Обратимся к началу рассказа и найдем описание главного героя ( «…был в подвале мальчик, но ещё очень маленький, лет шести или даже менее… Одет он был в какой-то халатик и дрожал).
Достоевский очень коротко говорит о внешности главного мальчика, но подмечает то, что наиболее характерно: это и «маленький» рост, и возраст- «лет семь», и одежда — «какой-то халатик», а главное, что это «безликое существо» «хотело кушать».
*Когда мы впервые видим человека, то обращаем внимание на его внешний вид. По внешности человека делаем первые выводы о его характере. Почему автор употребляет существительное среднего рода? Существо? Кстати, как его зовут? Обратите внимание, как автор говорит о его одежде(халатик)?Почему он употребляет уменьшительно-ласкательный суффикс?
* Что вы можете сказать по внешнему виду мальчика о его характере?
Этот мальчик имеет довольно хороший характер; он спокоен, несуетлив, нетребователен. Можно сказать, решителен.
И ещё: чтобы читатель мог почувствовать состояние героя, его переживания, автор часто использует пейзаж, или фон, на котором разворачиваются события
* . Найдем описание места, где живет герой. ( «…в подвале… в сыром и холодном подвале…нары… тонкая, как блин, подстилка… узел под головой…темнота, огня не зажигали… очень холодно).
Почему огня не зажигали? (автор обращает внимание на чувство одиночества героя)
*Какие слова часто повторяются???? Какие чувства у вас вызывают картины этого ужасного подвала?
Чувство брезгливости, безысходности, тупика.
*Что противопоставляется в рассказе мертвящему ужасу подвала?
Образ и характеристика Голядкина в рассказе Двойник Достоевского
... личностей. 2 вариант В повести Федора Михайловича Достоевского "Двойник" главным героем является Яков Петрович Голядкин. Отношение читателей к ... мечты! Также читают: Картинка к сочинению Образ и характеристика Голядкина в рассказе Двойник Популярные сегодня темы Грибной дождь ... Зачем же автор вводит в произведение образ двойника? Сравнивая Голядкина и его идеализированную копию, автор показывает, что ...
(город, улица, шикарная зала за большим стеклом, мимо которой проходит мальчик- открытое пространство).
Описания эти разные. Город нарисован так… ( «Какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз…Все так толкаются…»).
А прекрасная зала за большим стеклом…(«Комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на ёлке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблок, а кругом… куколки, маленькие лошадки; по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то»).
?(эпитеты, уменьшительно-ласкательные суффиксы).
*Обратите внимание на разнообразие красок, используемых автором (золотые, блестящие, красные, серебряные) О чем говорят нам эти цвета?
(о богатстве и роскоши чужого счастья. Люди здесь живут по-другому. Ему это недоступно. Мальчик теперь понимает, что бывает мир другой, и возвращаться в свой унылый подвал ему не хочется).
Достоевский рисует образ дурной бесконечности. Столкнулись две реальности. И то и другое существует на самом деле.
*Зачем автор сталкивает эти реальности?
Как вы думаете, почему автор сопоставляет в рассказе эти картины, убогие, серые и- празднично нарядные?
Наверное, для того, чтобы показать настроение героя, его отчаяние.
*Почему герой в отчаянии?
Попробуйте описать «запах бедности» и «запах сытости», используя фрагменты рассказа.
«Запах бедности»: душный сырой подвал, белый пар изо рта, пьяный смрад, духота, неуютность.
«Запах сытости»: аромат ели, яблок, французских духов.
УЧИТЕЛЬ: Эти «запахи» дают не только узнать, но и почувствовать атмосферу среды обитания мальчика.
* Что чувствовал мальчик, когда заглядывал за большое стекло?
Чувства восхищения и радости были в груди мальчика. Он любовался «деревом до потолка», т.е. елкой; его восхищали огни, золотые бумажки и яблоки. Сквозь стекло он даже слышал музыку .
*Что бы вы сделали на его месте?
У него возникает естественное желание войти внутрь. Он не понимает, что в мире богатых нет места бедным. Он любой ценой хочет попасть в новый мир. И вместо чуда он получает копеечку.
- Далее, когда мальчик подкрался и отворил дверь в богатый дом, ему одна барышня сунула в руку «копеечку». А «копеечка выкатилась и зазвенела». Почему именно копеечка, а не копейка?
Почему Достоевский акцентирует внимание на этой детали?
Достоевский обращает внимание на это потому, чтобы показать, что у мальчика замерзли руки, и он не мог сжать пальцы .
Эта копеечка ему была не нужна.
УЧИТЕЛЬ: Доля правды есть в ваших ответах, но самое главное здесь, я думаю, денежка была дана не от чистого сердца, а для того, чтобы мальчик быстрее ушел. И, конечно же, все, что дается не от души — не нужно, мертво, обманчиво, ложно.
По рассказу «Мальчики» Чехов
... девочки, Катя и Соня, стали зорко следить за мальчиками. Вечером, когда мальчики ложились спать, девочки подкрались к двери и подслушали ... розвальни, и от тройки белых лошадей валил пар. Оказалось, что мальчиков задержали в городе, в Гостином дворе (там они ходили ... то мыслями, и, судя по тем взглядам, какими он изредка обменивался с другом своим Чечевицыным, мысли у мальчиков были общие. После ...
УЧИТЕЛЬ: Но «пальчики на ножках уже болят», а » на ручках стали совсем красные, не сгибаются, ими больно пошевелить».
*Какие глаголы употребляет автор для дальнейшего описания поведения героя?
«Вспомнил, заплакал, побежал».
*Куда побежал герой?
О чем вспомнил мальчик?
(свой старый дом в деревне, где всегда тепло и есть еда).
*Зачем автор приводит эти воспоминания?
снова для контраста с этой видимой роскошью и благополучием большого города).
Возникает образ Рая.
*А почему они ушли из своей деревни ?
(после отмены крепостного права крестьяне были вынуждены уходить в город, они стали ненужными. Земля перестала кормить крестьян, земельные наделы стали слишком маленькими. И для многих отмена крепостного права стала настоящей трагедией. Достоевский говорит о последствиях этого процесса. А сколько таких мальчиков бродило по стране???
*Как мальчик оказался в подворотне?
( мальчика обидел хулиган местной городской шпаны, муки его усиливаются).
Этому хулигану тоже живется не сладко, и не он в этом виноват. Несправедливость одна порождает другую несправедливость.
Он убегал, как мне кажется. Не от боли физической, а от боли душевной, боли, которая пронзает сердце и душу мальчика, когда он увидел совсем иную картину жизни.
*Обратимся к главному эпизоду рассказа «Мальчик у Христа на ёлке». Достоевский переводит повествование в другую плоскость.
*Что удивляет героя, что ему кажется неправдоподобным?
Мальчик услышал тихий голос. Он подумал, что его зовет мама. Но нет… Он не видит, кто его позвал, ощущает только, что кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте. И вдруг он увидел свет, увидел ёлку. Все вокруг него блестит и сверкает. Но нет громких резких звуков. Все спокойно и гармонично. Свет настоящий, не бьющий по глазам. Дети не играют, не едят и не пьют, но у них тоже праздник. Они кружатся и летают, он видит маму. Мальчик удивляется, что это; ему дети отвечают: «Это Христова ёлка». Он также узнает, что девочки и мальчики были такие же, как он, что у них такая же трудная жизнь, как у него. Но здесь они — ангелы, и сам Христос благословляет их и их матерей. Ему здесь хорошо…
*Как вы думаете, для чего, с какой целью, Федор Михайлович Достоевский написал этот рождественский рассказ для детей?
Достоевский написал этот рассказ для того, чтобы показать, как несправедливо устроена жизнь .
Он хотел показать страдания ребенка; показал, как трудно жить на свете, когда голодаешь и мерзнешь, когда нет родителей, и некому о тебе позаботиться.
УЧИТЕЛЬ: Правильно, ребята! Для Достоевского было важно: если страдает и плачет ребенок, значит, что-то не так в этом мире, значит, несправедливо, неправильно устроена жизнь. А ведь так важно, чтобы каждый человек вспоминал свое детство с любовью и радостью. Тогда он и сам будет справедливее, добрее, милосерднее. Современники Достоевского очерствели, не видят чужих страданий, забыли заветы Христа. Это не время виновато, а люди. Любовь человеческая ушла от людей. Эта тема звучит в стихотворении Н.А. Некрасова «Плач детей».(читает один ученик, у всех остальных учеников стихотворение лежит на парте)
УЧИТЕЛЬ: Почему рассказ заканчивается смертью героя? Финал рассказа никак не назовешь счастливым.
А вы как считаете? Найдите ответ на мой вопрос в тексте.
«Мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно, т.е. то, что происходило в подвале, за дровами, а там у Христа-то уже и не знаю, как вам сказать, могло ли оно случиться или нет».
УЧИТЕЛЬ: Финал рассказа трагичный, но Достоевский искренне верит в то, что смерть мальчика разбудит души человеческие, что рождественское чудо, наконец, произойдет, и люди будут всегда помнить о таких вечных ценностях, как вера, милосердие, сострадание… Достоевский надеется, что сердца людей очистятся от равнодушия и злобы. Труд человека должен состоять именно в очищении душ силой веры.
Для каждого христианина Рождество должно стать праздником жизни. Ведь нет больше страха смерти, потому что в любви, которую нам открывает Спаситель, нет страха смерти, потому что в любви, которую нам открывает Спаситель, нет страха, и всем дарит Он радость жизни вечной… Чуткий психолог Ф.М. Достоевский проникновенно это чувствовал: за несколько лет до написания рассказа он потерял своего первенца – двухмесячную Сонечку, а после – в 1878 году – трехлетнего Алешеньку…
Страдания родителей отзывались сердечной вселенской болью… Но он верил во всемилосердие Божие и высшую справедливость, верил в вечную жизнь ив то, что из грешного приземленного мира беспорочные души скорбящих детишек попадают в мир иной, с трану отрады и утешения, и живут там новой жизнью …Осознавал Достоевсий и то, что «все за всех виноваты», а значит, страдания детей закономерны – за порочность и виновность отцов и матерей… Это также требуется принять на веру. Мы сознаем судьбу страдания ребенка и даже смерть его в категориях земного бытия, в вечности все это должно восприниматься качественно иначе.
По фтлософии любви Достоевского, целый мир познания добра и зла не стоит «слезок ребена», и «если спасение наше зависит лишь от замученного ребенка, — и не принять этого спасения…» Дети должны приносить радость и счастье, и даже здесь – на земле быть ангелами, славящими Христа.
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ УРОКА.
Рождественский рассказ — это жанр литературы, основу которого составляет обычно одно событие или происшествие; в основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал — хороший.
О каких вечных ценностях напоминает нам автор? Вера, милосердие, сострадание — вечные, непреходящие человеческие ценности. О необходимости протянуть руку помощи нуждающемуся. И это с полным правом можно отнести к герою рассказа — Христу («тихому голосу»).
УЧИТЕЛЬ: У вас на столах лежат зеленые листочки в виде ладошек. Давайте сегодня мы постараемся мысленно протянуть руку помощи нуждающимся и напишем на этих ладошках те слова, которые необходимы миру, чтобы чудо стало явью. И из этих ладошек составим рождественскую елку
Рождество — светлый праздник, а по праздникам принято дарить подарки. Я вам сегодня подарю сладкие подарки. В каждом из них — частичка моего сердца. Я хочу, чтобы у вас в жизни все было хорошо. Открывайте свои сердца людям, которые нуждаются в вашей помощи. Будьте милосердны, добры, сострадательны.
С праздником Рождества!
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: В качестве домашнего задания я предлагаю вам сделать своими руками открытку для своих родных и близких и пожелать им того, в чем прежде всего нуждаются. А потом мы устроим выставку рождественских открыток.
Список литературы:
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/na-temu-malchik-na-elke-u-hrista/
1.
3. Старыгина, Н.Н. Детский святочный рассказ // Открытый урок по литературе (Планы, конспекты, материалы).
Пособие для учителей / Редакторы-составители: Карпов И.П., Старыгина Н.Н. – М.: Московский лицей, 1992. – С.20.
4. Достоевский, Ф.М. Мальчик у Христа на елке // Достоевский, Ф.М. Повести и рассказы. – М.: Просвещение, 1985.
Конспект урока, ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ В 5 КЛАССЕ, ПО РАССКАЗУ Ф.М.ДОСТОЕВСКОГО «МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ»
заместитель директора по УВР
Наталья Николаевна Покровкова
2014г.
ЦЕЛЬ УРОКА:
1. Познакомиться с жанром святочного (рождественского) рассказа;
2. Проследить, как система художественных средств соответствует авторскому замыслу;
3. Подумать, что означают вечные категории милосердие, вера, сострадание., ОБОРУДОВАНИЕ:
ПЛАН УРОКА:
1.ОРГМОМЕНТ. СОБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА.
2.СЛОВО ОБ АВТОРЕ.
3. СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА.
4.ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ Иосифа Бродского «Рождественская звезда».
5. Анализ рассказа «МАЛЬЧИК У ХРИСТА НА ЕЛКЕ»
6. Анализ композиции, ее изобразительно — выразительных средств.
7.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.
8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
ХОД УРОКА:
-
ОРГМОМЕНТ. СОБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЗАДАЧ УРОКА.
— Здравствуйте, дети и уважаемые взрослые! Сегодня мы собрались с вами для того, чтобы вместе, рука об руку, взойти по ступенькам Храма Литературы и очутиться в волшебных владениях Русского слова — русской классики.
Наше путешествие посвящено творчеству Федора Михайловича Достоевского, а точнее его рассказу «Мальчик у Христа на елке».
-
СЛОВО ОБ АВТОРЕ.
— Ф.М.Достоевский — взрослый писатель. Он автор больших и нелегких рассказов для чтения. Но в каждом его романе среди героев мы встречаем детей. Достоевский с болью в сердце писал о детских страданиях, о несчастьях бедных и униженных. Автор хотел разбудить совесть каждого человека, чтобы никогда он не забывал, что рядом с сытой и благополучной жизнью всегда есть другая. И в этой другой — голод, страдания, грубость, грязь унижения и оскорбления.
Сегодня мы на уроке мы познакомимся с жанром рождественского рассказа; проследим, как система средств соответствует авторскому замыслу; подумаем, что означают вечные категории: вера, милосердие, сострадание.
ЗВУЧИТ МУЗЫКА …
— Зимней ночью, за два тысячелетия до нынешней Рождественской ночи, в окрестностях Вифлеема, в завоеванной римлянами стране, под сводами вертепа родился Спаситель. Люди ждали столетиями: вот он сойдет с небес — в силе и славе, в образе Царя, окруженный ратью Ангелов…
3. СООБЩЕНИЕ УЧЕНИКА.
— Золотая, ясная многокрылая звезда взошла на небо в час Рождества, просияла над всем миром. От восхода звезды-вестницы, от Рождества Христова отсчитываем мы века.
Правитель Иудеи, жестокий Ирод, узнал о приходе волхвов, ищущих в его стране новорожденного Царя Иудейского. Не властитель земли, а Спаситель мира родился в пещере-вертепе возле Вифлеема. А Ирод услышал и понял в ликующей речи волхвов одно — единственное: в Иудее родился Тот, кто отнимет у него, Правителя, власть над всей землей. Ирод послал ратников в Вифлеем, чтобы истребить всех мальчиков младше двух лет. И ратники Ирода выполнили его приказ.
Той же ночью, через пустыню, бежало в Египет Святое Семейство.
Самая тихая, самая светлая ночь в году — Рождественская. По старинному поверью, в эту ночь раскрываются небеса и сбываются желания чистых сердец.
— Русский поэт Иосиф Бродский соблюдал неукоснительно одно правило: старался на каждое Рождество писать по стихотворению. Большинство стихотворений составили книгу «Рождественские стихи». И вот одно их стихотворений поэта я предложила вам выучить…
4.ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ, В холодную пору, в местности,
привычной скорей к жаре,
чем к холоду, к плоской поверхности
более чем к горе,
младенец родился в пещере, чтоб мир спасти;
мело, как только в пустыне
может зимой мести.
желтый пар
из воловьих ноздрей,
волхвы — Балтазар, Гаспар,
Мельхиор; их подарки, втащенные сюда., Он был всего лишь точкой. И Точкой была звезда., Внимательно, не мигая, сквозь редкие облака,
на лежащего в яслях ребенка издалека,
из глубины Вселенной, с другого его конца,
звезда смотрела в пещеру.
И это был взгляд Отца.
5. Анализ рассказа
— Рассказ, который вы прочитали дома, написан Достоевским в 1876 году. Он относится к жанру святочных рассказов. Святки — это праздничные дни в честь Рождества Христова, длящиеся до Крещения. Действие святочных рассказов происходит как раз в эти дни. В новый год всем хочется верить в добрые чудеса. Вот и в сюжете святочного рассказа всегда есть чудо, какая-то добрая неожиданность. И в конце концов даже самая безысходная ситуация изменяется к лучшему, а финал рассказа, как правило, хороший. Популярность рождественского рассказа, особенно среди детской аудитории, объясняется тем, как и в волшебной сказке, на страницах такого рассказа мы встречаемся с чудом.
Запишем определение.
Рождественский рассказ — это жанр литературы, основу которого составляет обычно одно событие или происшествие, в основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал — хороший.
Вы, наверное, заметили, что автор с первых же строк предупреждает читателя о том, что » все это могло случиться действительно».
(Автор считает так потому, что все описанное им мало правдоподобно.)
- Достоевскому важно дать читателям возможность поверить в то, о чем он написал.
— В рождественском рассказе наиболее традиционна и ожидаема стихия авторского вымысла, что определяется особенностями жанра, поэтому автор с первых же строк «отказывается» от вымысла.
6. Анализ композиции, ее изобразительно — выразительных средств.
— Обратимся к сюжету рассказа. Попытаемся вместе выстроить последовательность событий, происходящих в рассказе.
1.Знакомство с мальчиком, героем рассказа.
2.Мальчик в городе.
3.Чудо за большим стеклом.
4.Смело отворил дверь и вошел.
5.Копеечка выкатилась и зазвенела.
6.Куколки в окне.
7.Обидели.
8.Чужой двор.
9.»Пойдем ко мне на елку, мальчик». Шепот тихого голоса.
10.»Христова ёлка».
11.Маленький трупик.
— Такая последовательность событий дает право говорить, что у рассказа «Мальчик у Христа на ёлке» обычная композиция, свойственная жанру рассказа. Попытаемся вспомнить и вычленить композиционные элементы.
- Что такое композиция? Что образует композицию данного рассказа?
( Композиция — это построение словесного произведения. Композиционные части рассказа — завязка, развитие действия, кульминация, и развязка.)
Знакомство с героем рассказа)
( Мальчик в городе. Картины, которые он там увидел.)
( Когда тихий голос приглашает мальчика на елку, и герой оказывается на Христовой елке.)
( Мальчик умирает.)
— Композиция обуславливает настроение рассказа (печальное, мрачное, угнетенное, но светлое, радостное, лучезарное), его «эмоциональное движение». УЧИТЕЛЬ показывает композиционную схему рассказа, ученики переносят её в тетрадь.
— Обратимся к началу рассказа и найдем описание главного героя ( «…был в подвале мальчик, но ещё очень маленький, лет шести или даже менее… Одет он был в какой-то халатик и дрожал).
— Достоевский очень коротко говорит о внешности главного мальчика, но подмечает то, что наиболее характерно: это и «маленький» рост, и возраст- «лет семь», и одежда — «какой-то халатик», а главное, что это «безликое существо» «хотело кушать». Когда мы впервые видим человека, то обращаем внимание на его внешний вид. По внешности человека делаем первые выводы о его характере.
- Что вы можете сказать по внешнему виду мальчика о его характере?
(Этот мальчик имеет довольно хороший характер; он спокоен, несуетлив, нетребователен. Можно сказать, решителен.)
— Чтобы читатель мог почувствовать состояние героя, его переживания, автор часто использует пейзаж, или фон, на котором разворачиваются события. Найдем описание места, где живет герой. ( «…в подвале… в сыром и холодном подвале…нары… тонкая, как блин, подстилка… узел под головой…темнота, огня не зажигали… очень холодно).
( Чувство брезгливости, безысходности, тупика.)
— В рассказе Достоевский описывает не только подвал, где живет герой, но и город, улицу, шикарную залу за большим стеклом, мимо которой проходит мальчик. Описания эти разные. Город нарисован так… ( «Какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз…Все так толкаются…»).
А прекрасная зала за большим стеклом…(«Комната, а в комнате дерево до потолка; это елка, а на ёлке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблок, а кругом… куколки, маленькие лошадки; по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то»).
(Для того, чтобы показать настроение героя, его отчаяние.)
- Запишем в тетрадь определения, что такое «портрет» и «пейзаж».
Портрет — изображение в произведении внешности персонажа; служит для характеристики героя.
Пейзаж — изображение в художественной литературе картин живой и мертвой природы; создает определенное, нужное автору настроение.
— Кроме портрета и пейзажа автор использует и другие приемы, помогающие понять героя. Например, художественная деталь.
Художественная деталь — изображенная или выразительная подробность художественного произведения; служит для выделения характерных черт героя. (Определение записывается в тетрадь).
(В халатик.)
— Именно. Слово употреблено с уменьшительно- ласкательным суффиксом. И мы чувствуем, что автор жалеет ребенка, жалеет оттого, что ему холодно. Далее, когда мальчик подкрался и отворил дверь в богатый дом, ему одна барышня сунула в руку «копеечку». А «копеечка выкатилась и зазвенела».
— Почему Достоевский акцентирует внимание на этой детали? (Достоевский обращает внимание на это потому, чтобы показать, что у мальчика замерзли руки и он не мог сжать пальцы. Или эта копеечка ему была не нужна.)
— Доля правды есть в ваших ответах, но самое главное здесь, я думаю, денежка была дана не от чистого сердца, а для того, чтобы мальчик быстрее ушел. И конечно же, все, что дается не от души, — не нужно, мертво, обманчиво, ложно.
— Что чувствовал мальчик, когда заглядывал за большое стекло? (Чувства восхищения и радости были в груди мальчика. Он любовался «деревом до потолка», т.е. елкой; его восхищали огни, золотые бумажки и яблоки. Сквозь стекло он даже слышал музыку. Он позабыл, что голоден, что раздет, что он — изгой.)
-Но «пальчики на ножках уже болят», а » на ручках стали совсем красные, не сгибаются, ими больно пошевелить».
«Вспомнил, заплакал, побежал».)
— Он убегал, как мне кажется. Не от боли физической, а от боли душевной, боли, которая пронзает сердце и душу мальчика, когда он увидел совсем иную картину жизни.
(«Запах бедности»: душный сырой подвал, белый пар изо рта, пьяный смрад, духота, неуютность.
«Запах сытости»: аромат ели, яблок, французских духов.)
— Эти «запахи» дают не только узнать, но и почувствовать атмосферу среды обитания мальчика. Обратимся к главному эпизоду рассказа «Мальчик у Христа на ёлке».
— Что удивляет героя, что ему кажется неправдоподобным? ( Мальчик услышал тихий голос. Он подумал, что его зовет мама. Но нет… Он не видит, кто его позвал, ощущает только, что кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте. И вдруг он увидел свет, увидел ёлку. Все вокруг него блестит и сверкает. Вокруг него кружатся, летают мальчики и девочки, он видит маму. Мальчик удивляется, что это; ему дети отвечают: «Это Христова ёлка». Он также узнает, что девочки и мальчики были такие же, как он, что у них такая же трудная жизнь, как у него. Но здесь они — ангелы, и сам Христос благословляет их и их матерей. Ему здесь хорошо…)
— Мы провели с вами, ребята, так называемый сюжетно-композиционный анализ. Он необходим для понимания авторского замысла рассказа.
-Как вы думаете, для чего, с какой целью, Федор Михайлович Достоевский написал этот рождественский рассказ для детей? (Чтобы показать, как несправедливо устроена наша жизнь — есть в ней бедные, нищие, а есть — богатые. Он хотел показать страдания ребенка; показал, как трудно жить на свете, когда голодаешь и мерзнешь.)
— Для Достоевского было важно: если страдает и плачет ребенок, значит, что-то не так в этом мире, значит, несправедливо, неправильно устроена наша жизнь. А ведь так важно, чтобы каждый человек вспоминал свое детство с любовью и радостью. Тогда он и сам будет справедливее, добрее, милосерднее.
УЧЕНИК:
Святая Пречистая Дева, Вместила Создателя в плоть,, Чтоб в каменном сумраке хлева, На землю явился Господь., И небо к земле преклонилось,, Звезда озарила восток,, Чтоб Новым заветом свершилось, Открыть людям Вечный Чертог., Так Троица в Истинном свете, Явила любовь естеству., Великое таинство это, Возносит хвалу Рождеству. (А.Афанасьев)
— В начале урока я вам сказала, что у святочных рассказов хороший конец, а ведь мальчик умер. Финал рассказа никак не назовешь счастливым.
— А вы как считаете? Найдите ответ на мой вопрос в тексте. ( «Мне все кажется и мерещится, что все это могло случиться действительно, т.е. то, что происходило в подвале, за дровами, а там у Христа-то уже и не знаю, как вам сказать, могло ли оно случиться или нет».)
— Это Достоевский предлагает тебе, читателю, решить, счастливый ли здесь финал или нет, Если веришь в ёлку у Христа — то счастливый, если нет — другое дело. Веришь или нет — вот что главное.
— Милосердие…Что означает это понятие? К кому их героев рассказа можно отнести это качество? (Милосердие — это делать что-то хорошее другому человеку, помогать ему. И это с полным правом можно отнести к герою рассказа — Христу («тихому голосу»).
— Запишем в тетрадь, что такое «милосердие».
Милосердие — готовность помочь кому-нибудь из сострадания, человеколюбия. Сострадать — жалеть, сочувствовать.
7.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ
- ПОДВЕДЕМ ИТОГИ УРОКА.
1.Рождественский рассказ — это жанр литературы, основу которого составляет обычно одно событие или происшествие; в основе всегда есть чудо, добрая неожиданность; финал — хороший.
2.Портрет, пейзаж, интерьер, описание среды обитания, художественные детали — система средств, соответствующая авторскому замыслу.
3.Вера, милосердие, сострадание — вечные, непреходящие человеческие ценности.
8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
— Если вас заинтересовал жанр рождественского рассказа, то советую прочитать следующие художественные произведения: Х.Андерсен «Девочка со спичками», Л.Андреев «Ангелочек», А.Куприн «Чудесный доктор».
— У вас на столах лежат новогодние игрушки. На каждом написано слово. Выберите те шары со словами, которые, как вы считаете, определяют характер человека, собирающегося на Рождественскую ёлку. (Дети «украшают» ёлку).
Рождество — светлый праздник, а по праздникам принято дарить подарки. Я вам сегодня подарю сладкие подарки. В каждом из них — частичка моего сердца. Я хочу, чтобы у вас в жизни все было хорошо. Открывайте свои сердца людям, которые нуждаются в вашей помощи. Будьте милосердны, добры, сострадательны.
С праздником Рождества!!!, Урок литературы для 7 класса по теме
Учитель – Малеева Марина Васильевна, КГУ «Гимназия № 5» акимата города Рудного
Цели: 1) Показать учащимся на примере изучаемых произведений, какие смысловые толкования образа
солнца можно встретить в литературе;
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/na-temu-malchik-na-elke-u-hrista/
2) развивать навыки и умения работы с книгой или теоретическим материалом; продолжить
работу над умением выразительного чтения; развивать навыки аналитического мышления, связной речи;
3) продолжить работу над умением работать индивидуально и в паре; воспитывать умение слушать и
слышать других, уважать их мнение.
Ход урока:
I . Оргмомент.
II .Побуждение.
1. Перемешанные произведения.
— Перед вами названия четырёх произведений и имена их авторов. Ваша задача – установить, перу какого автора принадлежит каждое произведение.
И.С.Никитин «Утро», О.Э.Мандельштам «О небо, небо, ты мне будешь сниться!», Н.М.Бараташвили «Цвет небесный, синий цвет», З.Н.Гиппиус «Небесные слова»
- Назовите, какие произведения перу какого автора принадлежат.
- Кто сделал без ошибок? С одной ошибкой? С двумя ошибками?
- О каком виде пейзажа идёт речь в этих произведениях? (Пейзаж вертикального пространства, небо).
2.
Представление работ учащихся.
- Представьте собственные работы, сделанные по вашим впечатлениям о небе.
3. Работа с головоломкой.
— Сегодня на уроке мы продолжим разговор о пейзаже вертикального пространства. О чём будет идти речь на уроке, вы сможете сказать, если расшифруете головоломку. Для этого вам нужно найти её начало.
В
О
К
Л
О
Т
Е
Ы
В
О
Л
С
Ы
Н
Е
Р
У
Т
А
Р
Е
Т
И
Л
В
А
М
И
Я
О
Б
Р
А
З
А
С
О
Л
Н
Ц
С
III . Сообщение темы и цели урока.
— Запишите тему нашего урока в ваши листы. Мы попробуем увидеть, какую роль играет образ солнца в произведениях разных авторов. Об этом вы узнаете, работая с теоретическим материалом, анализируя стихи и слушая друг друга.
IV . Изучение нового материала.
1. Ассоциации.
— Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «солнце»? Запишите их в тетрадь в течение 1 минуты.
солнце
- Обсудите в парах и допишите в ваши тетради.
- Назовите ваши ассоциации.
2.
Индивидуальное задание. Словесное рисование.
- Опишите устно картины Кустодиева Б. «Морозный день» и Яблонской Т.Н. «Утро». (2 человека).
— Изображение солнца мы с вами можем встретить не только в литературе, но и в живописи. Какие художники и как изображали солнце на своих полотнах. Послушаем выступления ваших одноклассников.
3. Работа с теоретическим материалом.
-Таким солнце видели художники, а какую роль оно играет в литературе. Работать с теоретическим материалом вы будете по вариантам. Задание первому варианту – дописать предложения, данные на ваших листах, второй вариант должен будет среди приведённых утверждений найти правильные и неправильные, неправильные- исправить.
1 вариант «Допиши предложения».
1. В мифологиях ежедневный восход и закат солнца объяснялся…
2. Библейская мифология рассматривает дневное светило лишь как…, и потому истинным солнцем является Иисус Христос и его слово.
3. Помимо своего главного значения, образ солнца…
2 вариант «Найди неправильные утверждения и исправь их».
1. Культ солнца был развит у многих народов древнего мира – египтян, инков, японцев. Славяне солнцу не поклонялись.
2. Библейская мифология рассматривает дневное светило как лик бога, пришедшего в мир, чтобы отделить свет от тьмы и служить светом миру.
3. Помимо своего главного значения, образ солнца оказывается ассоциативно связанным с вечным стремлением человека к красоте, истине, совершенству.
4. Проверка.
- 1 вариант: прочитайте получившиеся у вас предложения.
- 2 вариант: какие предложения были неверны и как вы их исправили.
- Какую же роль играет образ солнца в литературе?
V . Работа со стихотворениями.
1. Работа со стихотворением И.А.Бунина «Неуловимый свет разлился над землёй».
— Чтобы убедиться, что поэты в своём творчестве обращались к образу солнца, остановимся на двух стихотворениях. Стихотворение «Неуловимый свет разлился над землёй» написано Иваном Алексеевичем Буниным. Работать со стихотворением мы будем путём заполнения ДДЗ (Дневника Двойной Записи).
Прочитайте самостоятельно стихотворение, в первый столбик выпишите слова или фразы, поразившие вас, во второй – ваши комментарии.