Валентина Москалюк
Валентина Григорьевна МОСКАЛЮК — учитель русского языка и литературы МОУ «Роднодолинская СОШ» Москаленского муниципального образования Омской области.
Диспут по произведениям А.П. Чехова, И.А. Бунина, А.И. Куприна
Современный ритм жизни заставляет учителя менять подходы к организации урока литературы. Многие преподаватели уже не представляют себе работу без использования компьютера. Это объясняется тем, что новые обеспечивают насыщенность занятия, доступность, наглядность, способствуют лучшему усвоению материала, повышению интереса к предмету.
Сегодня школьнику надо уметь не только делать доклады, вести репортажи, брать и давать интервью, но и участвовать в обсуждении сообщений, докладов других лиц, в диалогах, диспутах по возникающим морально-этическим проблемам, быть оппонентом в споре. На этом уроке знакомимся с правилами корректного ведения диспута.
Статья опубликована при поддержке компании «ДиВиКонсент», предлагающей компьютерную технику ведущих мировых производителей организациям в Минске и Республике Беларусь. В каталоге на сайте dvk.by представлен широкий ассортимент ноутбуков и персональных компьютеров, мониторов и моноблоков, принтеров и многофункциональных устройств. В «ДиВиКонсент» также стоит заглянуть, если Вам необходимо купить проектор для школы , проекционный экран или . На все представленные в каталоге товары имеется официальная гарантия сервисных центров производителей. Обратите внимание, что технику могут приобрести только юридические лица и ИП и только по безналичному расчету.
О формление класса, микроклимат должны быть располагающими к диспуту. Стулья, столы можно поставить парами. На уроке используются технические средства: персональный компьютер и мультимедийный проектор (для презентации в Microsoft Power Point.)
Учитель. Познакомьтесь, пожалуйста, с правилами корректного спора. (Переход к слайду 2; слайд 1- тема урока.)
1. Я критикую идеи, а не людей.
2. Моя цель не в том, чтобы победить, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.
3. Я выслушиваю соображения каждого, даже если с ним не согласен.
4. Я пересказываю фразу, что мне не вполне понятна.
5. Я стремлюсь осмыслить и понять оба взгляда на проблему.
6. Я сначала выясню все идеи и факты, относящие к обеим позициям, а потом попытаюсь их совместить так, чтобы это совмещение дало новое понимание проблемы.
Образ главного героя в произведение «Уроки французского»
... действуют герои рассказа «Уроки французского». Друзья-читатели! Предлагаем Вашему вниманию характеристику Вадика в повести Валентина Распутина “Уроки французского”. Главный герой рассказа родом из деревни. Мальчика считали умным, ... главных героев «Уроки французского» стали их жизненными уроками. Имена и таблица характеристик героев могут быть полезны при написании сочинений и творческих работ ...
7. Я изменяю свою точку зрения, когда факты дают для этого ясное основание .
Отмечаю, что эти правила нужно воспринимать не как требование извне, а как внутренние установки: это облегчает их восприятие и принятие.
Н ет более популярной темы на телевидении, в кино, литературе, чем любовь. Ежегодно миллионы пар с сияющими глазами приходят в загс и церковь и в торжественной обстановке клянутся любить друг друга до конца жизни. Для некоторых брак действительно становится бесценным приобретением. Для других он просто терпим. Через короткий промежуток времени они начинают понимать, что совершенно не выносят совместную жизнь.
В чём же дело? При каком условии любовь может быть длиною в жизнь? (Учитель должен вести диалог, заостряя противоречия или задавая вопросы репродуктивного типа: “Что будет, если?..” и т.п. Учащиеся высказывают свою точку зрения.)
Учитель. Разница в том, что одни семейные пары строят свой союз на любви, а другие — на увлечении. Такие браки длятся недолго. Нами прочитаны замечательные рассказы, которые и дают предмет для спора. (Работа в группах. Предлагаю по желанию сформировать круг общения.)
Вопросы для обсуждения (переход к слайду 3)
- Что такое счастье?
- Сколько раз в жизни может любить человек?
- Какие ассоциации вызывает у вас слово “семья”?
- Следует ли прислушиваться к , например родителей, когда любишь?
- Что делает людей родными?
- Правда ли, что любят одних, а женятся на других?
- Сколько правды в “Стерпится — слюбится”?
- Что делать, если испытываешь к человеку, который уже состоит в браке?
- Можно ли сохранить любовь и уважение к человеку, с которым расстался?
- Свободная любовь — признак прогресса или упадка общества?
- Когда человек по-настоящему счастлив?
В течение десяти минут работа в группах, затем каждый в споре утверждает свою точку зрения.
Учитель. Часто говорят, что любовь нужно подтверждать поступками. Давайте проверим это утверждение, обратившись к рассказу И.Бунина «Кавказ» .
В чём счастье и несчастье героев рассказа?
Что он оставляет в душе читателя?
Виноват ли кто-нибудь из героев в разыгравшейся трагедии?
Можно ли простить измену?
Может ли человек по своей воле уходить из жизни?
Умеем ли мы прощать? Аргументируйте свои суждения.
(Совмещая идеи, можно попытаться дать новое понимание проблемы прощения.)
Учитель. В Библии есть слова, принадлежащие мудрецу Соломону: “Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их. Ибо, если упадёт один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадёт, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им, а одному как согреться? (Еккл. 4, 9–11).
На конкурс «Учитель года»
... мне на переменах, чтобы посоветоваться со мной, попросить помощи или просто поговорить, по душам. Учитель музыки без любви к ... музыки. Дети, очень любят играть: отгадывать какой звучит инструмент, что изображает музыка и т.д. Младшие школьники очень любят рисовать музыку. ... В нашей семье династия учителей. Дедушка был учителем начальных классов, мама – филолог, много лет проработала заместителем по ...
Об этих словах хочется вспомнить, читая рассказ А.Куприна «Куст сирени».
Какое настроение возникает после прочтения рассказа «Куст сирени»?
Что вас тронуло в этом произведении?
Счастлива ли Вера Алмазова?
Назовите произведения о любви, самоотверженности, которые читали раньше.
Что их объединяет, а что рознит?
Учитель. Семья — простейшая форма единения людей. В семье человек усваивает народные традиции и мораль. Семьёй ограничивается сфера деятельности женщины. Согласны ли вы с этим утверждением?
(Учащиеся приводят альтернативные идеи.)
А.Чехова «О любви»
В чём суть рассказа?
Ваши предположения о развитии событий. По каким приметам вы сделали такие выводы?
Как вы понимаете слова Алёхина: “Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе.”
Учитель. Вы ещё очень юны, но тоже являетесь членами какой-то семьи. У вас есть свои наблюдения и мысли насчёт того, как должна быть выстроена семья. Попробуйте записать свои советы. А теперь посмотрите на следующий слайд. Согласны ли вы с такими утверждениями? (Переход к слайду 4.)
- Никогда не пилите друг друга, умейте прощать;
- не пытайтесь перевоспитать друг друга;
- не критикуйте друг друга, особенно в присутствии посторонних;
- научитесь ценить друг друга;
- оказывайте друг другу знаки внимания;
- будьте вежливы, общительны;
- помните только хорошее;
- берегите здоровье своё и родственников.
(Переход к показу слайдов 5–7.)
Любовь в письмах выдающихся людей XIX века
“Моя единственная Жозефина — вдали от тебя весь мир кажется мне пустыней, в которой я один… Ты овладела больше чем всей моей душой. Ты единственный мой помысел; когда мне опостылевают докучные существа, называемые людьми, когда я готов проклясть жизнь — тогда опускаю я руку на сердце: там покоится твоё изображение, смотрю на него, любовь для меня абсолютное счастье.
Бесценный друг мой, жаль мне тебя, грустно без тебя как нельзя больше. Теперь я истинно чувствую, что значит любить. Прежде расставался со многими, к которым тоже крепко был привязан, но день, два, неделя — и тоска исчезала, теперь чем далее от тебя, тем хуже. Потерпи ещё несколько, ангел мой, и будем молиться Богу, чтобы нам после того никогда более не разлучаться.
Чем более я думаю, тем сильнее убеждаюсь, что мое существование не может быть отделено от вашего: я создан для того, чтобы любить вас и следовать за вами; все другие мои заботы — одно заблуждение и безумие.
А.С. Пушкин — Н.Н. Гончаровой, март 1830 года
Любовь и брак в высказываниях и афоризмах
Любить — значит делать добро.
Л.Н. Толстой
Истинная любовь похожа на привидение: все о ней говорят, но мало кто её видел. Постоянство в любви — это вечное непостоянство, побуждающее нас увлекаться по очереди всеми качествами любимого человека, отдавая предпочтение то одному из них, то другому.
Сладостной муки и мучительного счастья любви
... а любовь — это всегда любовь к благу и бессмертию, проявление бессмертия в смертном существе. Античность оставила нам большое количество произведений о любви. Ярче всего любовь отражена в любовной античной лирике. ... Будем, Лесбия, жить, любя друг друга. В эпоху Средневековья философия любви приобретала теологическую окраску, философы и писатели рассуждали о божественной любви, о любви к Богу. Но, ...
Ф.Ларошфуко
Благодеяние любви не только в том, что она внушает нам веру в другого человека, но и в том, что мы обретаем веру в себя.
Р.Роллан
Жениться — это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности.
А.Шопенгауэр
Хороший брак покоится на таланте к дружбе.
Ф.Ницше
То, что мы видим так мало удачных браков, как раз и свидетельствует о ценностной важности брака.
М.Монтень
Тот, кто имеет, зачем жить, вынесет любое как .
Ф.Ницше
Иногда надо замолчать, чтобы тебя услышали.
Станислав Лем
Какая мысль понравилась вам больше всего? Запишите её в тетрадь, сопроводив своими комментариями.
Обобщение
Изменилось ли представление о счастье и любви после разговора в классе?
Что нового вы поняли, осознали?
Примечания
Морозова М., Абозина Г.А.
Сочинение на тему «что значит быть счастливым? » По рассказам: Чехов «О любви», Бунин «Кавказ», Куприн «Куст сирени»
- сочинение вроде норм, но присутствуют
- Спасибо, помогли:)
- Каждый человек задат себе вопрос: Что значит быть счастливым? На уроках литературы мы прочитали три произведения о любви и каждое не похоже на другое, у каждого своя истина.
В произведении А. П. Чехова О любви автор показывает, что любовь это ответственность и испытание судьбой… Здесь показана любовь двух людей, которые не могли быть вместе. В рассказе И. А. Бунина Кавказ автор также изображает чувства людей, которые любили друг друга. В отличии от рассказа А. П. Чехова, где влюблнные не могли быть вместе, здесь любимые были вместе и отдыхали на Кавказе, но и эта не была любовь, которую все так ждут. В этом произведении муж главный героини застреливается, так как не может жить с мыслью, что его жена изменяет ему с другим… В этом рассказе показана любовь, для которой приходится идти на какие-либо поступки и жертвовать чем-то. А. И. Куприн в свом произведении Куст сирени показывает любовь, которая закрывает на вс глаза, ведь Вера забыла о своей жизни, она жила только для мужа, была готова сделать для него вс и не думать о себе…
Я считаю, что сколько людей, столько и мнений. У каждого автора сво мнение, своя точка зрения о любви. Для каждого автора любовь существует по-разному… может быть, все эти произведения и сюжеты из них, могут встречаться и в наше время. Счастье это то что окружает нас, вс, что мы видим, ощущаем, но некоторые не замечают самого элементарного, самых простых вещей, но все это счастье
- Недавно мы прочитали произведение Александра Ивановича Куприна Куст сирени. Главная героиня этого произведенеия это Вера Алмазова. Она была женой молодого небогатого офицера, Николая Евграфовича Алмазова. Верочка была для него главной поддержкой и опорой. Но счастива ли Вера Алмазова? Задавая этот вопрос, нужно задуматься о том, что такое счастье.
Счастье это очень . Я думаю, что настоящее счастье связано с близкими нам людьми. Многие думают, что они счастливы, потому что обладают чем-либо. Но это не настоящее счастье. А истинное счастье заключается во взаимопонимании людей. Они готовы вместе идти по жизни и вместе преодолевать все жизненные трудности, быть верными друг другу и искренними. Но всего этого не возможно добиться без любви. Именно любовь заставляет нас идти на отчаянные подвиги и не жалеть ничего ради своей второй половины. А любовь это тоже счастье.
5 стр., 2372 словВсегда ли любовь делает человека счастливым?
... Подчас любовь — это просто твоя способность любить, а не заслуга того, кого любишь. «Волхв» Джона Фаулза Высшее счастье жизни — это уверенность в том, что вас любят; любят ради вас самих, вернее сказать — любят вопреки вам. «Отверженные» Виктора Гюго В любви ...
Вера обладает всем этим. У не есть , он ценит е и уважает. И она его очень любит и ничего для него не жалеет. Благодаря любви и взаимопониманию Верочка и Николай вместе решили свою проблему.
Исходя из всего этого, остатся смело сказать, что Вера Алмазова вс-таки была по-настоящему счастлива.
- спасибо огромное выручили:))
- короче нормальные рассказы
- Сочинение Никиты содержит интересные мысли. Хотя и есть речевые недочеты. В хорошее.
Рассмотрение вопроса «Что такое счастье и что значит быть счастливым?» на основе анализа литературных произведений: рассказов «Кавказ» И. Бунина, «Куст сирени» И. Куприна и повести «О любви» А. Чехова. Важность для каждого человека любить и быть любимым.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Что такое счастье и что значит быть счастливым? Пример — моя маленькая сестра однажды пыталась достать яблоко со стола, и когда она его наконец достала, она была счастлива, её глаза светились радость, а на губах играла улыбка. Счастье-это моменты. А быть счастливым, значит иметь множество таких моментов.
Но сейчас я хочу поговорить не о счастье в общем, а о счастье в определённых случаях. На уроках литературы мы познакомились с тремя произведениями: «Кавказ» И. Бунина, «Куст сирени» И. Куприна и повесть «О любви» А. Чехова. Счастье, которое испытывали главные герои этих произведений, я и хочу пояснить. Что для них значило это счастье?
В рассказе Куприна «Куст сирени», главные герои — Вера и Николай Алмазовы. У Николая часто в жизни случались неудачи, однако его жена «…научилась каждую его неудачу встречать с ясным, почти весёлым лицом». Вера действительно по — настоящему любила своего мужа, она была ему опорой и поддержкой, она была частью самого Николая Евграфовича. И когда они вместе снова и снова преодолевали все невзгоды, Вера была счастлива. Поэтому, по данному произведению мы можем сказать, что для человека счастье — это быть с любимым человеком не смотря ни на что и вместе бороться за жизнь без невзгод.
Или же, возьмём повесть «О любви» А.П. Чехова. В главные герои — Анна Алексеевна, молодая жена судьи и Алёхин — кабинетный человек. Их счастье было не совсем счастьем. Ведь счастье должно быть сладостным, а у Алёхина и Анны Алексеевны оно было горьким. Они любили друг друга, но не могли быть вместе, от этого они и были несчастны. По крайней мере, они хотя бы могли видеть друг друга, это уже было не мало. Любовь должна приносить сладостное счастье, только тогда любовь будет настоящей любовью . Следовательно, в повести Чехова речь идёт о том, что не всегда любовь приносит счастье, и не всегда счастье приносит нам радость, иногда счастье от любви приносит боль и огорчения.
Что значит быть счастливым что значит быть счастливым
... трактовку счастья. Так что же это – богатство, любовь или просто доброта? Выбор остается за каждым из нас. Посмотрите эти сочинения Сочинение на тему «Какую эволюцию претерпевает образ маленького человека в рассказах Чехова» Тему ...
И наконец, рассказ Бунина «Кавказ». Иван Алексеевич Бунин в своём произведении так же показал любовь двух людей, но в отличии от повести Чехова, эти люди могли быть вместе. Они отдыхали на Кавказе, однако эту любовь нельзя назвать именно той любовь, о которой сложены легенды. Это не та любовь, что пронизывает людей до кончиков пальцев, это не та любовь, что все так ждут. Главные герои не могут быть вместе, ибо девушка уже замужем, но все же молодые люди втайне встречаются и даже отдыхают на Кавказе. В этом произведении муж застреливается, потому что не может жить с мыслью, что его жена изменяет ему. В этом рассказе мы видим, что ради любви нужно идти на поступки, нужно жертвовать чем-то, а иногда даже самим собой. В этом произведении перед нами предстаёт любовь жертвенная.
И всё — таки, что значит быть счастливым? Если судить по этим произведения, быть счастливым — это значит любить, быть любимым и иметь возможность быть рядом с любимым человеком, преодолевать все преграды вместе со своей второй половинкой. Вот что значит быть счастливым. Но от себя могу сказать, что счастье — это абсолютно всё, что окружает нас каждодневно. Даже то, что мы существуем на этом свете — это уже счастье.
счастье любить литературный
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/na-temu-chto-znachit-byit-schastlivyim-po-rasskazu-bunina-kavkaz/