Чем объясняется внутренняя несостоятельность Родиона Раскольникова?
Ф.М.Достоевский — один из крупнейших русских писателей, чьи работы до сих пор вызывают интерес современников и много споров о них. В своем романе «Преступление и наказание» автор изобразил борьбу двух принципов: добра и зла, раскола человеческой души между этими двумя понятиями. Даже фамилия главного героя — Раскольникова, подчеркивает тему душевного раздора.
Всю жизнь Ф.М. Достоевского беспокоила тема социального неравенства, и в своем романе он показал, как бедность иногда подталкивает людей к жестоким действиям.
Главным героем этой работы является Родион Раскольников — бедный студент, который бросил учебу из-за нехватки денег и живет в шкафу, за который ему также приходится платить с трудом. Нищета заставляет его создать теорию «дрожащих существ и тех, кто имеет право», в результате чего он решает проверить это и совершает убийство.
Внутренняя несогласованность характера героя проявляется на протяжении всей работы. Автор часто вводит внутренние монологи и различные ситуации для подробного анализа внутренней розни Раскольникова. Из всей собранной картины мы понимаем, что писатель стремится показать универсальность героя, что в его внутреннем мире постоянно идет борьба добра со злом, и что эти два понятия сосуществуют очень близко к нему. Родион убил старую процентную женщину и беременную Лизавету из личных интересов, но отдал последние деньги вдове Мармеладовой, которую он практически не знал. Он также волновался, когда его сестра хотела выйти замуж из-за Лужина, и страдал из-за беспомощности в этой ситуации. Позитивные действия и чувства героя показывают, что он готов помочь человеку, попавшему в беду, что он обеспокоен тем, что не может помочь родственникам. Можно ли назвать такого человека исключительно злым? Или хорошо после того, как он совершил убийство? Эти действия полностью противоречат друг другу, и этим автор подчеркивает неоднозначность Раскольникова.
Двойственность сознания героя проявляется и в том, что, несмотря на уверенность в правильности его теории, он одновременно опровергает эту идею своими мыслями, чувствами и совестью. Страх осознания бессмысленности теории, угрызений совести — приводит героя к людям с исповедью, несмотря на то, что даже тогда он был уверен, что его теория верна.
Несмотря на все бесчеловечные страдания героя, мучения, Раскольников по-прежнему остается человеком, и благодаря помощи Сони Мармеладовой она понимает, что зло есть зло, а поступок, который он совершил, — не может быть оправдан ни одной теорией.
Кого можно назвать героем нашего времени. Исследовательская работа учащегося
... темам: сочинение-рассуждение мой герой сочинение на тему книга без которой я стал бы другим сочинение про героев мой герой сочинение рассуждения какого человека можно назвать настоящим героем Каких людей можно назвать героями? По В. Богомолову , Сочинение ...
Чем объясняется внутренняя противоречивость Родиона Раскольникова? (Достоевский Ф. М.)
Герой психологического романа Ф.М.Достоевского решается на убийство ради проверки собственной теории. Однако после совершенного Родиона Раскольникова постигает тяжелый недуг. В происходящих с ним метаморфозах показана внутренняя противоречивость характера. Бывший студент живет в нелегких условиях. Социальное положение и царящая вокруг несправедливость наталкивают его на мысль о создании собственной теории о делении людей на «правоимеющих» и «тварей дрожащих». Он считает, что «необыкновенным» позволено жертвовать жизнями слабых ради общего блага. Но перед автором возникает закономерный вопрос: к какому типу людей принадлежит он сам? Ответить на это он может лишь проверив себя на практике. Раскольников задумывает убийство старухи-процентщицы, которую считает «вошью», недостойной вершить судьбы обращающихся к ней людей. Но теория Раскольникова изначально была обречена на провал, поскольку сущность героя противилась антигуманным мыслям. В душе студента постоянно шла борьба. Чтобы показать моральное состояние героя автор прибегает к психологизму, описывая его сны. Родиону видится эпизод из детства, когда пьяные мужики убили лошадь.
Видно, с какой болью мальчишка переживает эту сцену. Таким образом Достоевский показывает неспособность Раскольникова к жестокости. Однако Родион идет против сущности и расправляется не только с Аленой Ивановной, но и с ее сестрой Лизаветой. После совершенного убийства студент тяжело заболевает и несколько дней мечется в беспамятстве. Его состояние – результат победы души над бесчеловечной теорией. Позже герой признает, что вместе со старухой убил самого себя. Раскольникову предстоит долгий путь возрождения, на который наставляет его падшая девушка. В эпилоге романа мы видим лишь начало очищении души Родиона. Он чувствует любовь к Соне Мармеладовой и благодаря ей – к человечеству в целом. Постепенно проходит отчуждение, даже каторжники меняют свое отношение к молодому убийце. Таким образом, в душе Раскольникова заложено глубокое противоречие. Он желает испытать себя, прибегнув к убийству, но вся его сущность противится греховному деянию.
Главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
Раскольников – человек незаурядный, сложный и противоречивый. Попробуем разобраться, в чем же заключается эта противоречивость внутри героя. Для начала стоить сказать о теории Раскольникова. По ней человечество можно разделить на две категории: на «тварей дрожащих», служащих материалом для создания истории, и «право имущих», творящих эту историю. Желая проверить, относится ли он ко второй категории людей, Раскольников совершает идейное преступление – убивает старуху-процентщицу. Однако теория Раскольникова на самом деле не близка ему, способ ее проверки чужд герою, и поэтому теория изначально обрекается на провал. Стоит только вспомнить психологическое состояние героя перед убийством и после убийства, какими душевными переживаниями герой терзается, как сильно он страдает и заболевает. Чтобы показать, насколько насилие неестественно для героя, автор вводит в сюжет сон о забитой кляче. В нем маленький Родя с болью наблюдает за тем, как пьяный мужик избивает лошадь, а затем не выдерживает и бросается к ней, пытаясь ее защитить от жестокости пьяницы. Этот сон доказывает, что герой по натуре милосерден и не способен к убийству. Однако Раскольников все равно убивает ненавистную ему Алену Ивановну, а затем и ее невинную сестру Лизавету. Преступление оставляет огромный след в его душе, он заболевает и проходит через огромные муки, понимает, что он вовсе не «право имущий», ведь его буквально грызет совесть. Получается, что человечность в герое побеждает его бесчеловечную теорию. Хоть герой и говорит, что он убил не старуху, а себя, благодаря Соне на каторге он делает шаги к духовному возрождению, к исцелению. Таким образом, в душе Раскольникова лежат глубокие противоречия. Головой он стремится проверить теорию на себе, но сердцем он протестует против нее.
«Родион Раскольников и 21 век»
... Родиона «оживает». Оказавшись на каторге, Раскольников, благодаря Соне, начинает жить. Соня Мармеладова своей любовью и верой пробудила в главном герое Человека. В нашем веке еще встречаются Родионы Раскольниковы, ... они оказываются не нужны. Именно после убийства в нем просыпаются человеческие чувства. Герой ... будет наказано. Спасение приходит к тому, кто во время осознает свои действия, раскаивается ...
В романе автор использует традиционный для русской литературы приём: «говорящее имя», «говорящая фамилия». Имя героя не случайно. Родион – однокоренное слов род, родина, родня. В отчестве скрыто обобщение. Типичный представитель молодого поколения II половины XIX века. Раскольников – единый центр романа. Он является отражением одной из реально существовавшей во II половине XIX века мысли о настоящем и будущем России. Его идея – эта целая философия, суть которой такова: Человечество делится на две категории: 1) обыкновенные (большинство) – тварь дрожащая = маленький человек; 2) необыкновенные (избранные) – собственно люди = великие. Общество и человек преступны по сути своей. А если это так, то мы не преступны вообще. Общество несовершенно, в нем есть бедные, есть богатые. Бедные нуждаются в помощи. Простая арифметика: «Помогать можно любым способом в этом несовершенном мире». Делит людей на две категории: «тварь дрожащая», «сильные мира сего». Отнес себя к «сильным мира сего». Желание действовать. Желание помочь. Помогая другим, не гнушаться никакими средствами. Проверить себя. Действительно ли я такой, каким я себя мыслю. Чтобы себя проверить совершил преступление.
«В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ВНУТРЕННЯЯ ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ РАСКОЛЬНИКОВА?»
В мировой литературе Достоевскому принадлежит честь открытия неисчерпаемости и многомерности человеческой души. Писатель показал возможность сочетания в одном человеке низкого и высокого, ничтожного и великого, подлого и благородного. Человек — это тайна, в особенности русский человек. “Русские люди вообще широкие люди… широкие, как их земля, и чрезвычайно склонны к фанатическому, к беспорядочному; но беда быть широким без особой гениальности”, — говорит Свидригайлов. В словах Аркадия Ивановича заключается ключ к постижению характера Раскольникова. Сама фамилия героя указывает на двойственность, внутреннюю неоднозначность образа. А теперь послушаем характеристику, которую дает Родиону Романовичу Разумихин: “Полтора года я Родиона знаю: угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время… мнителен и ипохондрик… Иногда, впрочем, вовсе не ипохондрик, а просто холоден и бесчувственен до бесчеловечия, право, точно в нем два противоположных характера, поочередно сменяются… ужасно высоко себя ценит и, кажется, не без некоторого права на то”. Мучительная внутренняя борьба ни на минуту не утихает в Раскольникове. Родиона Романовича мучает не примитивный вопрос — убивать или не убивать, а всеохватная проблема: “Подлец ли человек, весь вообще род, то есть человеческий”. Рассказ Мар-меладова о великости Сониной жертвы, письмо матери о судьбе Дунечки, сон о Савраске — все это вливается в общий поток сознания героя. Встреча с Лизаветой, воспоминания о недавнем разговоре в трактире студента и офицера об убийстве старухи-процентщицы подводят Раскольникова к роковому для него решению.
Раскольников есть истинно русский человек
... от ума», написанной А.С. Грибоедовым, также смогли испытать «Раскольников есть истинно русский человек» В литературе жанр трагедии всегда предполагает конфликт героя с окружающим миром, и если задаться вопросом, отчего ... же он нашёл свою любовь Соню Мармеладову. Образ Раскольникова в романе Преступление и наказание Популярные сочинения На картине Кожина Семёна Леонидовича «Церковь Покрова ...
Внимание Достоевского приковано к уяснению первопричин преступления Раскольникова. Слова “убить” и “ограбить” могут направить мысль читателя по ложному пути. Дело заключается в том, что Раскольников убивает совсем не для того, чтобы ограбить. И совсем не потому, что живет в нищете, что “среда заела”. Разве не мог бы он, не дожидаясь денег от матери и сестры, обеспечить себя материально, как сделал это Разумихин? Человек у Достоевского изначально свободен и сам совершает свой выбор. В полной мере это относится и к Раскольникову. Убийство — результат свободного выбора. Однако путь к “крови по совести” довольно сложен и длителен. Преступление Раскольникова включает в себя создание арифметической теории “права на кровь”. Внутренняя трагичность и противоречивость образа заключается именно в создании этой логически почти неуязвимой теории. Сама же “великая идея” является ответом на кризисное состояние мира. Раскольников — явление отнюдь не уникальное. Схожие мысли в романе высказывают многие: студент в трактире, Свидригайлов, даже Лужин…
Основные положения своей бесчеловечной теории герой излагает в исповедях перед Соней, в разговорах с Порфирием Петровичем, а до этого, намеками — в газетной статье. Родион Романович комментирует: “…необыкновенный человек имеет право… разрешить своей совести перешагнуть… через иные препятствия, и единственно в том только случае, если исполнение его идеи (иногда спасительной для всего человечества) того потребует… Люди, по закону природы, разделяются, вообще, на два разряда: на низший (обыкновенных)… и собственно на людей…” Раскольников, как мы видим, обосновывает свою идею ссылкой на благо всего человечества, исчисленное арифметически. Но может ли счастье всего человечества основываться на крови, на преступлении? Впрочем, рассуждения героя, мечтающего о “свободе и власти… над всей дрожащей тварью”, не лишены и эгоизма. “Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил”, — признается Раскольников. “От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!” — с ужасом говорит Соня.
Нравственные и психологические последствия преступления прямо противоположны тем, которых ожидал Раскольников. Распадаются элементарные человеческие связи. Герой признается самому себе: “Мать, сестра, как любил я их! Отчего теперь я их ненавижу? Да, я их ненавижу, физически ненавижу, подле себя не могу выносить…” Одновременно Родион Романович решительно переоценивает масштабы собственной личности: “Старушонка вздор!.. Старуха была только болезнь… Я переступить поскорее хотел… я не человека убил, я принцип убил! Принцип-то я убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался… Эх, эстетически я вошь, и больше ничего!” Заметим, что Раскольников не отказывается от теории вообще, он лишь себе отказывает в праве на убийство, лишь себя выводит из разряда “необыкновенных людей”.
С планом образ раскольникова в романе
... Раскольникова в романе «Преступление и наказание» — сочинения для 10 класса План Многогранный роман Главный герой романа Внешний вид Черты характера Идея Раскольникова Преступление и наказание героя Родион Раскольников ... главной причиной для преступления послужила всего лишь теория Родиона. Главный герой не хочет быть таким, как большинство людей, то есть всегда молчаливо повиноваться. Поэтому ...
Индивидуалистическая теория — источник постоянных страданий героя, источник незатухающей внутренней борьбы. Последовательного логического опровержения “идеи-чувства” Раскольникова в романе нет. Да и возможно ли оно? И все же теория Раскольникова имеет ряд уязвимых мест: как разграничить обыкновенных и необыкновенных людей; что будет, если все возомнят себя Наполеонами? Несостоятельность теории обнаруживается и в соприкосновении с “реальной действительностью”. Будущее нельзя арифметически прогнозировать. Та самая “арифметика”, о которой говорил в трактире незнакомый студент, терпит полный крах. Во сне Раскольникова об убийстве старухи удары топора не достигают цели. “Он… тихонько высвободил из петли топор и ударил старуху по темени, раз и другой. Но странно: она даже не шевельнулась от ударов, точно деревянная… Старушонка сидела и смеялась…” Бессилие Раскольникова, неподвластность окружающего его воле выражается сложной образной символикой. Мир далеко еще не разгадан, он и не может быть разгадан, привычные причинно-следственные связи отсутствуют. “Огромный, круглый, медно-красный месяц глядел прямо в окно”. “Это от месяца такая тишина, — подумал Раскольников, — он, верно, теперь загадку загадывает”. Таким образом, теория не опровергается, а как бы вытесняется из сознания и подсознания героя. Суть духовного воскресения Раскольникова заключается в обретении через страдания “живой жизни”, любви, веры в Бога. Острожный сон о моровой язве знаменует собою выход из тьмы лабиринта. Уменьшается пропасть между героем и простыми каторжанами, расширяются горизонты личности героя.
Подведем некоторые итоги. Внутренний трагизм Раскольникова связан с отъединением героя от людей и с созданием бесчеловечной теории “крови по совести”. В своих поступках человек свободен и независим от социальных обстоятельств. Непрекращающаяся внутренняя борьба указывает на то, что в Родионе Романовиче одновременно сосуществуют мученическая мечта избавить людей от страданий и эгоистическая уверенность в собственном праве “перешагнуть через иные препятствия”, чтобы “Наполеоном стать”. В финале романа Раскольников приходит к духовному воскресению не в результате отречения от идеи, а через страдания, веру и любовь. Евангельская притча о воскрешении Лазаря причудливо преломляется в судьбах Сони и Раскольникова. “Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни сердца другого”. В эпилоге писатель оставляет героев на пороге новой, неведомой жизни. Перед Раскольниковым открывается перспектива бесконечного духовного развития. В этом проявляется вера писателя-гуманиста в человека — даже в убийцу! — вера в то, что человечество главного своего слова еще не сказало. Все впереди!
Сочинение по литературе. В чем заключается внутренняя противоречивость раскольникова
В мировой литературе Достоевскому принадлежит честь открытия неисчерпаемости и многомерности человеческой души. Писатель показал возможность сочетания в одном человеке низкого и высокого, ничтожного и великого, подлого и благородного. Человек — это тайна, в особенности русский человек. “Русские люди вообще широкие люди… широкие, как их земля, и чрезвычайно склонны к фанатическому, к беспорядочному; но беда быть широким без особой гениальности”, — говорит Свидригайлов. В словах Аркадия Ивановича заключается ключ к постижению характера Раскольникова. Сама фамилия героя указывает на двойственность, внутреннюю неоднозначность образа. А
Почему Раскольников сделал явку с повинной?
... воскрешения души Раскольникова, но эпилог говорит о том, что явка с повинной была не напрасна. Статья поможет написать сочинение «Почему Раскольников сделал явку с повинной», понять и ... Раскольников не сможет, ведь на самом деле в нем живут человеческие чувства. Разочарование в собственной теории становится толчком для совершения явки с повинной. Воздействие Сонечки Этот персонаж повлиял на героя ...
теперь послушаем характеристику, которую дает Родиону Романовичу Разумихин: “Полтора года я Родиона знаю: угрюм, мрачен, надменен и горд; в последнее время… мнителен и ипохондрик… Иногда, впрочем, вовсе не ипохондрик, а просто холоден и
бесчувственен до бесчеловечия, право, точно в нем два противоположных характера, поочередно сменяются… ужасно высоко себя ценит и, кажется, не без некоторого права на
то”.
Мучительная внутренняя борьба ни на минуту не утихает в Раскольникове. Родиона Романовича мучает не примитивный вопрос — убивать или не убивать, а всеохватная проблема: “Подлец ли человек, весь вообще род, то есть человеческий”. Рассказ Мармеладова о великости Сониной жертвы, письмо матери о судьбе Дунечки, сон о Савраске — все это вливается в общий поток сознания героя.
Встреча с Лизаветой, воспоминания о недавнем разговоре в трактире студента и
офицера об убийстве старухи-процентщицы подводят Раскольникова к роковому для него
решению.
Внимание Достоевского приковано к уяснению первопричин преступления Раскольникова.
Слова “убить” и “ограбить” могут направить мысль читателя по ложному пути.
Дело заключается в том, что Раскольников убивает совсем не для того, чтобы ограбить.
И совсем не потому, что живет в нищете, что “среда заела”. Разве не мог бы он, не дожидаясь денег от матери и сестры, обеспечить себя материально, как сделал это
Разумихин? Человек у Достоевского изначально свободен и сам совершает свой
выбор. В полной мере это относится и к Раскольникову. Убийство — результат
свободного выбора. Однако путь к “крови по совести” довольно сложен и длителен.
Преступление Раскольникова включает в себя создание арифметической теории “права на
кровь”. Внутренняя трагичность и противоречивость образа заключается
именно в создании этой логически почти неуязвимой теории. Сама же “великая идея”
является ответом на кризисное состояние мира. Раскольников — явление отнюдь не
уникальное. Схожие мысли в романе высказывают многие: студент в трактире,
Свидригайлов, даже Лужин…
Основные положения своей бесчеловечной теории герой излагает в исповедях перед Соней, в разговорах с Порфирием Петровичем, а до этого, намеками — в газетной статье. Родион Романович комментирует: “…необыкновенный человек имеет право… разрешить своей совести перешагнуть… через иные препятствия, и единственно в том только случае, если исполнение его идеи (иногда спасительной для всего человечества) того потребует… Люди, по закону природы, разделяются, вообще, на два разряда: на низший (обыкновенных)… и собственно на людей…” Раскольников, как мы видим, обосновывает свою идею ссылкой на благо всего человечества, исчисленное арифметически. Но может ли счастье всего человечества основываться на крови, на преступлении? Впрочем,
рассуждения героя, мечтающего о “свободе и власти… над всей дрожащей тварью”, не лишены и эгоизма. “Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил”, — признается
Характеристика и образ Раскольникова в романе Преступление и ...
... теория кажется молодому человеку бессмысленной, жестокой и безнравственной и Раскольников отрекается от неё. Его отправляют на каторгу, где Родион становится на путь духовного перерождения и искупления вины. Сочинение Образ и характеристика Родиона Раскольникова Раскольников ...
Раскольников. “От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!” — с ужасом
говорит Соня.
Нравственные и психологические последствия преступления прямо противоположны тем,
которых ожидал Раскольников. Распадаются элементарные человеческие связи. Герой
признается самому себе: “Мать, сестра, как любил я их! Отчего теперь я их ненавижу? Да, я их ненавижу, физически ненавижу, подле себя не могу выносить…” Одновременно Родион Романович решительно переоценивает масштабы собственной личности: “Старушонка вздор!.. Старуха была только болезнь… Я переступить поскорее хотел… я не человека убил, я принцип убил! Принцип-то я убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался… Эх, эстетически я вошь, и больше ничего!” Заметим, что Раскольников не отказывается от теории вообще, он лишь себе отказывает в праве на убийство, лишь себя выводит из разряда “необыкновенных людей”.
Индивидуалистическая теория — источник постоянных страданий героя, источник незатухающей внутренней борьбы. Последовательного логического опровержения “идеи-чувства” Раскольникова в романе нет. Да и возможно ли оно? И все же теория Раскольникова имеет ряд уязвимых мест: как разграничить обыкновенных и необыкновенных людей; что будет, если все возомнят себя Наполеонами? Несостоятельность теории обнаруживается и в соприкосновении с “реальной
действительностью”. Будущее нельзя арифметически прогнозировать.
Та самая “арифметика”, о которой говорил в трактире незнакомый студент, терпит полный крах. Во сне Раскольникова об убийстве старухи удары топора не достигают цели. “Он… тихонько высвободил из петли топор и ударил старуху по темени, раз и другой. Но странно: она даже не шевельнулась от ударов, точно деревянная… Старушонка сидела и смеялась…” Бессилие Раскольникова, не подвластность окружающего его воле выражается сложной образной символикой. Мир далеко еще не разгадан, он и не может быть разгадан, привычные причинно-следственные связи отсутствуют. “Огромный, круглый, медно-красный месяц глядел прямо в окно”. “Это от месяца такая тишина, — подумал Раскольников, — он, верно, теперь загадку загадывает”. Таким образом, теория не опровергается, а как бы вытесняется из сознания и подсознания героя. Суть духовного воскресения Раскольникова заключается в обретении через страдания “живой жизни”, любви, веры в Бога. Острожный сон о моровой язве знаменует собою выход из тьмы лабиринта. Уменьшается пропасть между героем и простыми каторжанами, расширяются
горизонты личности героя.
Подведем некоторые итоги. Внутренний трагизм Раскольникова связан с отъединением героя от людей и с созданием бесчеловечной теории “крови по совести”. В своих поступках человек свободен и независим от социальных обстоятельств. Непрекращающаяся внутренняя борьба указывает на то, что в Родионе Романовиче одновременно сосуществуют мученическая мечта избавить людей от страданий и эгоистическая уверенность в собственном праве “перешагнуть через иные препятствия”, чтобы “Наполеоном стать”. В финале романа Раскольников приходит к духовному воскресению не в результате отречения от идеи, а через страдания, веру и любовь. Евангельская притча о воскрешении Лазаря причудливо преломляется в судьбах Сони и
Раскольникова. “Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные
источники жизни сердца другого”. В эпилоге писатель оставляет героев на пороге новой,
Раскольников и его теория о праве на кровь «по совести»
... человека, а закон, дающий право сильным мира сего творить зло, считает извечным. Вместо того чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, он следует им. Раскольникову ... теории Раскольникова есть мысли, которые могут возникнуть только у ненормального человека. Возможно, если бы теория героя осталась на бумаге, она показалась бы только плодом фантазии больного человека. Но Раскольников ...
неведомой жизни. Перед Раскольниковым открывается перспектива бесконечного
духовного развития. В этом проявляется вера писателя-гуманиста в человека — даже в
убийцу! — вера в то, что человечество главного своего слова еще не сказало. Все
впереди!