Сны героя и их место в одном из произведений русской литературы XIX века

Сочинение

Экономические реформы 1860-х годов вызвали нравст­венные преобразования в обществе. В эпоху «идейного бездо­рожья» появляются новые философские течения, такие, как нигилизм, революционные теории. Что-то сдвинулось в соз­нании русского человека. Об изменении нравственных усто­ев и написал свой роман «Преступление и наказание» Федор Михайлович Достоевский. Автор создал роман в духе эпохи, роман о студенте, убившем старуху-процентщицу, о его ду­шевных муках, переживаниях, о пути человека к истине. Сюжет романа не случайно совпал с историей, нашумевшей в обществе, о студенте, убившем человека. Это еще раз под­тверждает, что Достоевский прочувствовал настроения, ца­рившие в обществе, и гениально угадал те события, которые были вызваны такими настроениями.

Роман «Преступление и наказание» — это роман, в кото­ром Достоевский ставит вопрос: возможно или невозможно возрождение омертвевшей души человека. Родион Романо­вич Раскольников создал теорию о сверхчеловеках и «тварях дрожащих», пытался доказать самому себе, что он — сверх­человек, для этого он идет на убийство. Но его теория оказы­вается несостоятельной, постепенно герой понимает, что ис­тина — в вере, в правде Сонечки Мармеладовой.

Достоевский показывает эволюцию внутреннего мира Раскольникова, раскрывает перед читателями душу героя. Роман глубоко психологичен, автор отражает малейшие из­менения состояния героя, помогает читателю глубже про­никнуть во внутренний мир Раскольникова через внутрен­ние монологи, портрет героя, описание городского пейзажа, авторские характеристики. Но главным приемом, который использует Достоевский для передачи внутреннего мира Рас­кольникова, становится описание снов героя. Сны Расколь­никова служат средством характеристики персонажа, но они так же имеют и важное композиционное значение. Сны появ­ляются в романе в момент наивысшего духовного напряже­ния, в кульминационный момент, они отряжают этапы ду­ховных исканий героя.

[sms]

Первый сон снится Раскольникову после «пробы». В ге­рое происходит борьба разума и натуры: разум толкает его на преступление, на подтверждение его теории, а натура не по­зволяет ему совершить это. Натура Раскольникова проявля­ет себя во многих поступках героя: он оставляет деньги семье Мармеладовых и, хотя потом жалеет об этом, все равно не возвращается их забрать. Раскольников дает деньги городо­вому, чтобы тот довез пьяную девочку домой, и только после этого герою приходит кощунственная мысль: «Такой про­цент, говорят, должен уходить каждый год…» Первый сон Раскольникова позволяет Достоевскому глубже раскрыть на­туру героя.

5 стр., 2373 слов

Образ Макара Девушкина в романе Достоевского «Бедные люди»

... своего творчества Достоевского герой интересует «как особая точка зрения на мир и на себя самого, как смысловая и оценивающая позиция человека по отношению к ... героя, который будет появляться впоследствии и в других произведениях Достоевского[3]. Судя по письмам и сочинениям писателя, Достоевский ... что уже в Девушкине, главном герое первого романа Достоевского, проявляется то же отношение к своей ...

Герою снится, как он, будучи ребенком, видит пьяных мужиков, которые насмерть забивают старую, тощую ло­шадь. Толпа, присутствующая при этой сцене, воодушевлена «забавой», и лишь маленький Родя пытается остановить разъяренных мужиков. Раскольников не может не сочувст­вовать животному, он кричит: «Папочка, папочка, что они делают! Папочка, бедную лошадку бьют!» Мальчик не выдер­живает, бежит к лошади и целует ее в окровавленную морду, глаза, губы. Ребенок проявляет чуткость к чужой боли, чу­жим страданиям, он не может мириться с жестокостью, тво- рящейся на его глазах. Сон подчеркивает несовместимость задуманного Раскольниковым преступления с такими черта­ми его характера, как чуткость, сострадательность, неж1 ность.

Подтверждение того, что душа героя именно такова, мож­но найти и в письме его матери. Мать извиняется в письме за то, что она написала его только сейчас, она сделала это пото­му, что ее сын бросился бы помогать сестре, защищать ее от Свидригайлова. Сон Раскольникова является и отражением мыслей автора о жестокости мира, о необходимости испра­вить его, но в то же время это еще и указание герою на то, что насилие недопустимо.

Раскольников просыпается с ощущением ужаса, он пред­ставляет себе убийство старухи-процентщицы, думает о том, как размозжит ей череп, и понимает, что это невыполнимо. Раскольников рассудком понимает правильность своей тео­рии, признает, что убийство справедливо, но он не может со­вершить это. «Я отрекаюсь от проклятой… мечты моей», — думает он, и на душе у героя становится легче. Но даже в мо­мент отречения Раскольников считает, что преступление правильно.

Поэтому после встречи с сестрой старухи Лизаветой на Сенной площади рассудок берет верх над натурой Раскольни­кова, и герой идет на преступление.

Второй сон снится Раскольникову после убийства и визи­та в полицию. Ему кажется, что убивают хозяйку, и вскоре с ужасом понимает, что бьет ее квартальный надзиратель Илья Петрович. Все соседи сбегаются смотреть, и Раскольни­кова охватывает страх, что скоро придут и к нему, ведь эти побои — следствие его вчерашнего деяния. «Страх как лед обложил его душу, задушил его…» Этот сон передает состоя­ние героя после убийства, Раскольников в смятении, его ох­ватил ужас от совершенного им поступка. Достоевский пока­зывает, что на уровне подсознания у героя появляется мысль о признании — ужас может толкнуть героя сделать явку с по­винной.

Ужас сковал героя, Раскольников осознает, что он не «старушку убил», а «себя убил», он пытается заставить себя жить. После смерти Мармеладова герой принимает деятель­ное участие в жизни семьи Катерины Ивановны, тем самым убеждая себя в том, что старуха умерла, а он все же живет. Но и в мыслях Раскольников возвращается на место преступ­ления, и однажды он не выдерживает и идет в ту квартиру, какая-то сила заставляет его вернуться туда.

Раскольникова не покидают мысли о преступлении, поэтому, когда человек на улице подходит к нему и кричит: «Ты убивец!» — герою снится третий сон, в котором он опять попадает в квартиру старушки. Во сне Раскольников идет за этим странным чело­веком, тот пропадает, герой ищет его и, отодвинув висящий салоп, видит ту самую старушонку. Во сне герою кажется, что ничего не изменилось, все опять по-прежнему. Расколь­ников снова достает топор и совершает убийство, но на этот раз старуха даже не шелохнулась, она сидит и тихо смеется, ее смех все нарастает и нарастает, превращается в зловещий хохот. Раскольниковым овладевает какое-то остервенение, он злится и бьет старуху, потом бросается вон из комнаты, и на этом сон обрывается.

17 стр., 8141 слов

Раскольников есть истинно русский человек

... «Раскольников есть истинно русский человек» В литературе жанр трагедии всегда предполагает конфликт героя с ... Образ Раскольникова в романе Преступление и наказание Популярные сочинения На ... Достоевский же, будучи и сам Раскольников — главный герой историко-философского, ... Раскольникова не просто убийцы-негодяя, а сомневающегося, страдающего, ищущего справедливости человека. Помимо старухи он убил ...

На мой взгляд, этот сон передает состояние героя, отра­жает его попытки признаться и одновременно страх перед этим. Раскольников постоянно думает о преступлении, мыс­ли об этом не отпускают его ни на минуту. Старуха во сне смеется, смеется над его бессилием, над его внутренними му­чениями. Едкий хохот чиновницы звучит как издевательст­во над попытками несчастного убийцы все забыть.

Мысли, непрестанно терзающие героя, разговоры с Со­нечкой, его собственное осознание того, что он «вошь» и «вошь» убил, приводят Раскольникова в полицейский уча-сток, где он тихо, но внятно и с расстановкой сказал: «Это я убил тогда старуху-процентщицу и сестру ее Лизавету топо­ром и ограбил». Раскольникова судят; он попадает на катор­гу, но и там он до конца не раскаивается в своих поступках, он все еще верит в свою теорию. Герой убежден, что его муча- ет совесть потому, что он оказался «тварью дрожащей». Ге­рой не раскаивается в своем преступлении, не чувствует об­легчающего душу раскаянья.

Преступление, по его мнению, состоит в том, что он совер­шил явку с повинной, тем самым признав себя «вошью», а не сверхчеловеком. Но с течением времени происходит духов­ное возрождение Раскольникова, и важную роль в этом сыг­рал четвертый сон героя. Ему снится, что все люди возомни­ли себя «власть имеющими», землю охватила язва убийства. И спастись от этой эпидемии могли только избранные не­сколько человек, но «никто и нигде не видал этих людей, не слыхал их слова и голоса». После этого сна, этого «бессмыс­ленного бреда» и начинается возрождение Раскольникова. Герой, наконец, освобождается от власти своей теории и на­чинает жить настоящей жизнью.

Четвертый сон Раскольникова, по сравнению с остальны­ми снами, очень прост для понимания, в нем нет загадочно­сти, таинственности и зловещего, мистического начала пер­вых трех снов, которые снились герою в Петербурге. Возможно, этим Достоевский хотел подчеркнуть уже начав­шееся освобождение героя из-под власти его теории. Но в то же время последний сон имеет глубокое символическое зна­чение. Достоевский показывает читателю страшную опас­ность теории Раскольникова, которая может привести к сме­щению нравственных норм и понятий, разрушению грани между добром и злом.