Разделы: ,
Оборудование:
Цель: совершенствование навыков развития речи.
Ход урока
I. Организационный момент.
У- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Теперь каждый посмотрите на своего соседа по парте, улыбнитесь друг другу, и пусть хорошее настроение сохранится у нас до конца урока. Начнем!?
II. Целевая установка урока.
У- Ребята, наш сегодняшний урок очень необычный, он будет связан с музыкой; то есть вы услышите музыкальную пьесу, а потом в своем воображении опишете картинки, навеянные музыкой.
III. Беседа, направленная на осознание цели.
Для начала давайте с вами немного побеседуем.
(Вопросы слайд №2)
Ребята, поднимите руки те, кто из вас посещает кружки!
Хорошо. А теперь поднимите руки те, кто из вас посещает кружки, связанные с музыкой. Может быть, вокальный, танцевальный. Хорошо. Какой кружок посещаешь?
С чем ассоциируется у Вас слово музыка? То есть, что представляется вам, когда вы слышите слово “музыка”?
Ребята, поднимите руки те, кто не любит слушать музыку.
- А почему ты не любишь слушать музыку?
А теперь поднимите руки те, кому нравится слушать музыку.
Ребята, а как вы думаете, почему мы так любим слушать музыку?
Р- Потому что она красивая, мелодичная; она приятна на слух; когда слушаешь музыку, поднимается настроение.
У- Правильно! А вы когда-нибудь писали сочинение на основе восприятия музыки?
Р- Нет.
У- А сегодня вам предстоит такая работа: устно написать сочинение на основе восприятия музыкальной пьесы К. Сен-Санса “Аквариум”.
IV. Проведение пробной работы по пьесе К. Сен-Санса “Аквариум”.
1) Краткое вступительное слово. (слайды 3-11)
У — К.Сен-Санс — известный французский композитор второй половины XIX — начала XX века. Одно из популярнейших его сочинений – музыкальная композиция “Карнавал животных”, которой автор дал подзаголовок “Большая зоологическая фантазия”. В ней отразились воспоминания и привязанности детства композитора. Маленький Камиль любил природу, особенно животных. Героями его музыкальных зарисовок становятся слоны, кенгуру, черепаха, лебедь и другие животные и птицы.
Влияние современной музыки на подростков
... Сравнительный анализ музыкальных предпочтений школьной молодежи позволил сделать следующие выводы. Под влиянием современной популярной культуры молодежные приоритеты в сфере музыки стремительно изменяются. ... значительной степени связан с музыкой (прослушивание записей, посещение концертов, дискотек и т.п.). Посредством музыки молодежь очерчивает свое жизненное пространство. Зачастую "стены" из ...
Словарная работа.
Сегодня мы послушаем пьесу “Аквариум”. А кто мне скажет, что же такое аквариум?
Р- Это такой стеклянный сосуд, где живут рыбы, водоросли, улитки.
У- Аквариум — это искусственный водоем или стеклянный ящик с водой для содержания рыб, водных животных и растений.
Обратите внимание на то, как пишется данное слово.
Аквариум. Это слово заимствовано из латинского языка в середине XIX века (aquarium – “водоем”, образовано от сущ. аqua – вода).
А кто придумает словосочетания со словом “аквариум”, предложения?
- Ребята! Есть ли у Вас дома аквариум?
- Наблюдали ли вы за жителями аквариума?
- За кем вы наблюдали в аквариуме?
- Подберите прилагательные, которые можно использовать при описании жителей аквариума.
Физ. минутка (слайд 12)
Рыбки плавают, ныряют
В тихий солнечный денек.
То согнутся, разогнутся,
То зароются в песок.
Улитки ползут,
Свои домики везут.
Рожками шевелят,
На рыбок глядят.
А рыбки плывут,
Плавничками гребут.
Влево, вправо поворот,
А теперь наоборот.
2) Психологическая установка перед прослушиванием.
У- Сейчас мы с вами прослушаем пьесу и обсудим ваши впечатления по данному музыкальному произведению.
Включите свое воображение. Слушая пьесу К. Сен-Санса “Аквариум”, рисуйте в своем воображении картинки, навеянные музыкой. Закрыли глазки и приготовились слушать.
3) Прослушивание пьесы. (слайд 13)
(Прослушивается пьеса)
4) Обсуждение впечатлений. (слайд 14)
У- Ребята, понравилась ли вам пьеса?
Р- Да!
У- Какое настроение у вас создалось?
Р- Веселое, радостное…
У- Какие впечатления у вас от услышанного?
Р- Как будто в подводном царстве побывали…
5) Устное сочинение-описание по пьесе. (слайд 15)
У- Опишите устно, что вы представили, слушая музыку?
Р- Стая рыбок, поднимаются то вверх, то вниз.
У- Опишите, каких рыбок вы представили.
Р- Большие, средние, маленькие, разноцветные, с длинным хвостом.
У- А кто попробует составить устное сочинение по пьесе, то есть пересказать нам ту картину, которую вы увидели в своем воображении, слушая данную музыку.
6) Анализ образцов детских работ. Беседа. (слайды 16-17)
У- Молодцы! Сейчас я раздам вам сочинения ваших ровесников, прочитайте их про себя и подготовьтесь к выразительному чтению.
(прилагается).
У- Кто сможет прочитать выразительно сочинение “Парад рыбок в аквариуме”?
(Ребенок читает выразительно текст).
У- А как Алеша описал нам свои впечатления?
Р- Рыбки средние, большие, маленькие…
Урок развития речи. Подготовка к сочинению-описанию по картине ...
... мелодия Петра Ильича Чайковского «Времена года» 4. Беседа по картине (И.И. Левитан «Март») Что вы чувствуете, когда смотрите на картину? Какое у вас возникло настроение? (Дети говорят о чувствах ... картине, которые вас сразу чем-то заинтересовали, привлекли ваше внимание. Попробуйте подобрать к этим существительным такие прилагательные, которые помогли бы увидеть эти предметы ярче и выразительнее ...
(прилагается).
У- Хорошо! А кто сможет выразительно прочитать сочинение “Подводный сказочный мир”?
(Ребенок читает выразительно текст)
У- А какой образ нарисовала в своем воображении Алина?
Р- Описала разноцветных рыбок, которые разные по формам.
У- Ребята, посмотрите, это тоже такие же ученики 5 класса. Удались у них сочинения?
V. Подведение итогов. Оценивание.
У- Ребята, понравился ли вам сегодняшний урок?
Р- Да, очень понравился!
У- А чем он вам так понравился? Что особенного мы сегодня делали, чем занимались?
Р- Учились представлять в воображении картинки, навеянные музыкой; разбирали сочинения наших ровесников и сами выполняли подобную работу.
У- Хорошо! Оценки за урок… До свидания.