Мотивационный. Метод- словесный Приём- беседа Метод- практический Приём- кроссворд Метод- наглядный Приём- рассматривание иллюстрации |
7 мин |
-Сегодня мы начнем изучать новую тему. Ее название узнаете, разгадав кроссворды. По горизонтали: 1. Глаза — на рогах, а домик — на спине. (Улитка.) 2. Выпучив глаза сидит, не по-русски говорит, Родилась в воде, а живет на земле. (Лягушка.) 5. Пришла из лесу птичница в рыжей шубке — кур посчитать. (Лиса.) 6. Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Еж.) 7. Кричит: «Крак!», червякам — враг. (Ворона.) 8. С хозяином дружит, дом сторожит. Живет под крылечком, а хвост колечком. (Собака.) 9. Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок.) По вертикали: 3. Не барашек и не кот, носит шубу круглый год. Шуба серая -для лета, для зимы -другого цвета. (Заяц.) 4. Маленький шарик под лавкой шарит. (Мышь.) — Прочитайте, что получилось в выделенных клетках. -Что означает словосочетание «Люби живое»?
Откройте учебники с.57. Рассмотрите иллюстрации к разделу. Вспомните загадки из кроссворда. Как вы думаете, о чем мы будем читать? (О животных . Авторы обращаются к нам: «Люби живое». Они хотят, чтобы мы бережно относились к природе, охраняли ее. ) -Всомните писателей, которые писали о природе. Чтобы писать о природе, нужно ее хорошо знать, быть очень внимательным и наблюдательным. Природа на латинском языке – натура. Писателей, которые изучают природу, пишут о ней, называют натуралистами — кто догадался какая тема нашего урока и какие цели мы поставим ? |
Разгадывать кроссворд. Обдуманно отвечать. Рассмотрение иллюстрации Определять тему урока; Ставить цели урока; |
П: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; извлекать информацию, представленную в разных формах; П: осознавать смысл слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут; |
Постановка учебной задачи. Метод- наглядный Приём- рассматривание иллюстрации Метод — словесный Прием – беседа |
10 мин |
1)Знакомство с биографией писателя. -Сегодня мы познакомимся с удивительным человеком, страстно любившим природу. Это Михаил Михайлович Пришвин. Обратите внимание на портрет. Пришвин родился в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии (теперь Орловская область), провел здесь свое детство. Среди громадного сада с тополевой, ясеневой, березовой, еловой и липовой аллеями стоял старинный деревянный дом. Это было настоящее дворянское гнездо. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но к 30 годам решил стать писателем. Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату»: «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи». Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он умел видеть обыкновенное, волшебное в самом простом . Михаил Михайлович так любил лес и так умел его понимать, что даже в обыкновенной заячьей капустке видел интересное: под жарким солнцем она закрывалась, а к дождю раскрывалась, чтобы ей больше дождинок перепало. Как будто она живое, разумное существо. Его первая книга вышла в 1905 году и называлась «В краю непуганых птиц». Из названия ясно, что Пришвин решил писать книги о природе. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной: чаще всего не за птицей или зверем, а за открытиями. Вот как он вспоминал об этом. «После чаю я уходил на охоту за перепелками, скворцами, соловьями, кузнечиками, горлинками, бабочками. Ружья тогда у меня еще не было, да и теперь ружье в моей охоте необязательно. Моя охота была и тогда, и теперь — в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и, может быть, никто еще в своей жизни с этим не встречался. 2)Первичное восприятие. -Сегодня мы познакомимся с рассказом «Моя Родина». (Чтение учителем) -Понравился рассказ? Что именно? 3) Словарная работа. На доске: со-кро-ви-ща кла-до-ва-я встре-чал-ся про-буж-да-ет-ся Читаем по слогам, затем целыми словами. -Что такое сокровища, кладовая? |
Слушать внимательно биографию Внимательно слушать чтение учителя, следить. Отвечать на вопросы. |
К: Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; Р: Формулировать учебную задачу урока, принимать её, сохранять на протяжении всего урока, |
Решение частных задач Метод- практический Приём- чтение Метод- словесный Приём- беседа Метод – практический Прием — упражнение |
10 мин 3 мин |
1) Чтение «цепочкой» по 1 предложению. 2) Анализ произведения. -Определите жанр произведения (рассказ). Рассказ такого вида называется очерком. Очерк – небольшой документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе. -Назовите тему рассказа. (Родина). -Кто является главным героем? (Автор). -О каких детских воспоминаниях рассказывает М.М.Пришвин? -Найдите и прочитайте, как по-особому готовилось молоко. -Почему автор думает, что начинать работу нужно вместе с солнцем? -В чем заключается «охота» писателя? Прочитайте. -Как автор обращается к вам? С чем сравнивает природу? Что значит «кладовая солнца»? (Так образно М.М.Пришвин называет природу. Солнце- источник жизни, а природа(его кладовая) позволяет существовать всему живому). -Что писатель называет «сокровищами жизни»? К чему он призывает? -Определите главную мысль текста. -Что вы можете сделать, чтобы сберечь природу? Вывод. Писатель не только показывает красоту и своеобразие природы, он призывает нас внимательно изучать ее и беречь все живое. Оберегая природу, мы сберегаем свою Родину. Работа в группах. -Вспомните пословицы о Родине.
Задание: разделить текст на части и составить план. Проверка. Представитель от каждой группы читает план. Дети сравнивают, выбирают лучший вариант. |
Читать; Слушать и следить; Отвечать на вопросы; Анализировать рассказ; |
Р: Читать в соответствии с целью чтения: выразительно; К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами; |
Итог урока (рефлексия) |
10 мин |
С творчеством какого писателя знакомились? – Что нового узнали на уроке? – Чему учились? Тест «Моя Родина» Мать угостила меня. А) чаем; Б) кофе с молоком; В) чаем с молоком. 2)Потом и в городе… А) я вставал на заре; Б)я вставал с первыми петухами; В) я вставал рано. 3) После чаю… А ) я уходил на охоту; Б) я уходил на работу; В) я уходил спать. 4) Мы хозяева нашей природы и она для нас кладовая солнца. А) с драгоценными камнями; Б) с великими сокровищами жизни; В) с большим богатством. Взаимопроверка , проверка вслух. VI. Домашнее задание Придумать свой рассказ о том, как вы были в лесу летом |
Отвечать на вопросы учителя. Внимательно слушать мнение сверстников. Подводить итог урока Оценивать себя и свою деятельность. |
П: отвечать на вопросы учителя. Р:оценка деятельности. |