С элементами рассуждения «Мой любимый праздник»

Сочинение

Г осударственное бюджетное образовательное учреждение для детей

дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия № 698

Московского района Санкт-Петербурга «Пансион», Сочинение с элементами рассуждения

«Мой любимый праздник»

Урок развития речи для 3 класса

Автор: Громова Наталья Михайловна,

заместитель директора по УВР,

учитель начальных классов

ГБОУ прогимназия №698

Московского района Санкт-Петербурга «Пансион»

Санкт-Петербург

2014 год

Сочинение с элементами рассуждения

«Мой любимый праздник»

Организационный момент.

дети входят в класс,

на партах: словари, тетради для работ по развитию речи, цветные карандаши (фломастеры), листы для подготовительной работы, предметы ассоциации(дети принесли из дома)

II. Объявление темы.

-Сегодня четверг, значит у нас урок развития речи. И сегодня мы будем писать сочинение (на доске).

Какой бы вы выбрали заголовок для нашего будущего текста?… Я думаю, что скоро он сам появится на доске, а пока я напишу только одно слово из будущего названия: на доске — праздник .

III. Подготовка к сочинению.

Предметы.

  • Как вы думаете, что надо сделать, чтобы сочинение получилось удачным? (подготовиться).

  • Вы начали подготовку уже дома. Я просила вас принести предметы, которые ассоциируются у вас с о словом — праздник.
  • Покажите и расскажите о том, что вы принесли.

+ ассоциация учителя.

  • Слово детям.

Толкование слова.

2) Ребята, а что такое праздник для вас? (дайте определение этому слову)

  • толковый словарь предлагает несколько объяснений. Прочитайте их (ксерокопия из толкового словаря).

    Выберите то, которое вам ближе. Прочитайте его вслух.

Подберите однокоренные слова к слову праздник, (записать на листок)

Виды праздников

  • Человек с давних времен любил праздники.
  • А вы, ребята, любите праздники?

Д

ПРАЗДНИКИ

авайте попробуем разделить праздники на группы. Какие бывают праздники?

Церковные (христианские)

Новые праздники

Семейные

Народные

Календарные (светские)

  • дети называют группы праздников, приводят свои примеры. Учитель дополняет и комментирует.

Традиции праздников.

Какие традиции известны вам?

4 стр., 1713 слов

«На выставке декоративно-прикладного искусства». Подготовка к ...

Оформление доски: 1 – Тема 2 – Эпиграф: «Человек по натуре своей художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту». М.Горький 3 – Словарь: декоративно-прикладной искусство палех, ... простая Российская деревня. Проснется спозаранку В любую непогоду И стелет самобранку Для праздника природы. На жостовском подносе В зеркале глади лака Ржаная медь колосьев, Степной румянец ...

Дети называют праздник + традицию.

Ассоциации.

  • А в Японии утром 1 января жители выходят на улицы встречать восход солнца. С первыми лучами солнца японцы поздравляют друг друга и обмениваются подарками. -Пусть и в нашем классе появится солнце. Солнце — ассоциаций.

Вы принесли предметы-ассоциации, но ведь праздник — это не только то, что можно потрогать, но и то, что можно почувствовать. Подумайте, какие еще ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово — праздник.

З апишите их себе на листок.

Поделитесь. — лучи солнца

Дополните!

6) Гости.

  • Для многих из вас праздник — это гости, которые приходят в ваш дом.
  • В русском доме есть пословица:

Гость гостю рознь, а иного — хоть брось.

-Как вы думаете, почему появилась такая пословица?

-Когда так можно сказать?

Какие правила нужно помнить, когда идешь в гости или принимаешь гостей?

Подарки

-Праздник — это, конечно, подарки!

-Как же поступать, когда тебе дарят подарки или подарки даришь ты? Может быть воспользоваться советом Григория Остера?

учитель читает стихотворение

-Какие правила вам известны? Расскажите.

Дарить подарки — это целая наука. Но есть еще и традиции, которые связаны с подарками к определенным праздникам. Так, на день Святого Валентина обязательно дарят сердечки (бумажные, шоколадные, из ткани и т.д.) — валентинки.

-А может быть в вашей семье есть свои традиции, связанные с подарками?

дети рассказывают

Видеофильм

  • Разрешите и мне сегодня сделать вам подарок. Мы с вами учимся в школе, в которой любят отмечать праздники.
  • К какой бы группе вы отнесли их?
  • И у нас есть свои традиции!
  • Я хочу, чтобы вы вспомнили один из своих праздников. Посмотрели и вспомнили, какими вы были!

просмотр отрывка видеофильма

Предметы — символы

(учитель достает «волшебный» чемодан)

  • Помните, два года назад в этом «волшебном» чемодане на новогоднем празднике хранились подарки для вас. И сегодня он приготовил для вас сюрприз.
  • В нем хранятся предметы, которые традиционны для определенных праздников. Давайте попробуем узнать, о каких праздниках и традициях хотел напомнить нам «волшебный» чемодан.

Дети отвечают на вопросы: какой праздник? почему?

Торт со свечами — день рождения — семейный

Яйцо — символ жизни — Пасха — церковный

Блины — символ солнца — масленица — церковный

Колокольчик — 1 сентября — светский

Фата — свадьба — семейный

Елка — Новый год — семейный и календарный

Образ праздника(

  • Закройте глаза, представьте
  • Нарисуйте палитру праздника.
  • Какие краски вы использовали?

Определения,признаки праздника.

  • Попробуем определить, «какой праздник?» с помощью слов. Создадим словесную палитру праздника.
  • Слова какой части речи нам понадобятся?
  • Воспользуйтесь текстом, который я приготовила для вас.
  • Подчеркните, выпишите. Прочитайте.
  • Дополните своими.
  • Поделись с другом.

Анализ структуры текста сочинения.

Название.

3 стр., 1117 слов

Рассуждение , связанную с анализом текста (толкование значения слова)

... слова, данного для анализа) 1-й пример-аргумент 2-й пример-аргумент (из жизненного опыта или из текста) Вывод Схема сочинения-рассуждения по толкованию лексического значения слова, Типовые конструкции для сочинения ... можно на примере текста (на примерах из текста). Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту. В тексте ( ... истинной красоты. И действительно, человек с лицом и фигурой голливудской ...

Мой любимый праздник.

Текст

а) Сочинение — это текст. Вспомним основные признаки текста, (таблица на доске).

б)-Чтобы определить основную мысль текста, мы должны знать, какой вид текста нам нужно создать.

Вспомните виды текста, (таблица на доске)

  • Я предлагаю вам не только рассказать о своем любимом празднике, но и ответить на вопрос: «Почему этот праздник любимый?»(с элементами рассуждения)

в)Определим основную мысль текста, тему текста.

  • В чем особенность этого сочинения? (нужно доказать)

Планирование текста. (План)

  • Как начать сочинение? (Назвать праздник, когда отмечается)
  • Продумайте название этой части.
  • О чем напишете в основной части? (Доказательство)

Продумайте название

  • Возможно, в основной части будет несколько подчастей.
  • Как выделим каждую часть?
  • Как можно закончить?

Дети записывают план в тетрадь.

Лексическая работа.

  • Какие слова потребуются для связи предложений? (Потому что, поэтому, ведь, значит) -Весь урок мы собирали слова — это ваши помощники при работе над сочинением.

+ словари

Сочинение — это произведение, автор которого — вы. Авторы пишут эпиграф (на доске).

+ толковый словарь.

Эпиграф — это

В начале урока мы обращались к толковому словарю, чтобы найти толкование слова праздник.

  • Прочитайте еще раз то определение, которое вы выбрали. Можете ли вы использовать его в качестве эпиграфа? Выбери нужное!

Запись текста.

Проверка.

Чтение некоторых работ.

Итог урока.

  • Получился праздник.
  • Придумывайте праздники!
  • Награда — пирог.

К Уроку

Тетради

Словари

Фломастеры (карандаши)

Толкование слова — праздник

Предметы- ассоциации

Листы для работы

«Вредные советы» (Остер)

Видеофильм (телевизор)

Сундук с предметами

Предметы: торт+свечи, яйцо, блины, колокольчик, фата, елка

Музыка (веселая + плавная) — магнитофон

4 стр., 1768 слов

Урок развития речи в 3 классе:»Текст. – повествование. Работа ...

... слово записывается на доске). - Составьте словосочетание из новых слов. Лесная находка. - Исправьте название рассказа (учитель делает это на доске, дети на своих листах). Редактирование текста сочинения. Памятка: Грамотно отредактировать текст ... Сообщение темы урока: Учитель: Сегодня урока не будет. ... текста (ученик). Текст сочинения: 1.Дети ходили в лес за земляникой. 2. Там они увидели ежа. 3. ...

Таблицы (тема «Текст»)

Толковый словарь

Эпиграф

Тексты стихов

Адрес публикации: