Г осударственное бюджетное образовательное учреждение для детей
дошкольного и младшего школьного возраста прогимназия № 698
Московского района Санкт-Петербурга «Пансион», Сочинение с элементами рассуждения
«Мой любимый праздник»
Урок развития речи для 3 класса
Автор: Громова Наталья Михайловна,
заместитель директора по УВР,
учитель начальных классов
ГБОУ прогимназия №698
Московского района Санкт-Петербурга «Пансион»
Санкт-Петербург
2014 год
Сочинение с элементами рассуждения
«Мой любимый праздник»
Организационный момент.
дети входят в класс,
на партах: словари, тетради для работ по развитию речи, цветные карандаши (фломастеры), листы для подготовительной работы, предметы ассоциации(дети принесли из дома)
II. Объявление темы.
-Сегодня четверг, значит у нас урок развития речи. И сегодня мы будем писать сочинение (на доске).
Какой бы вы выбрали заголовок для нашего будущего текста?… Я думаю, что скоро он сам появится на доске, а пока я напишу только одно слово из будущего названия: на доске — праздник .
III. Подготовка к сочинению.
Предметы.
- Как вы думаете, что надо сделать, чтобы сочинение получилось удачным? (подготовиться).
- Вы начали подготовку уже дома. Я просила вас принести предметы, которые ассоциируются у вас с о словом — праздник.
- Покажите и расскажите о том, что вы принесли.
+ ассоциация учителя.
- Слово детям.
Толкование слова.
2) Ребята, а что такое праздник для вас? (дайте определение этому слову)
- толковый словарь предлагает несколько объяснений. Прочитайте их (ксерокопия из толкового словаря).
Выберите то, которое вам ближе. Прочитайте его вслух.
Подберите однокоренные слова к слову праздник, (записать на листок)
Виды праздников
- Человек с давних времен любил праздники.
- А вы, ребята, любите праздники?
Д
ПРАЗДНИКИ
авайте попробуем разделить праздники на группы. Какие бывают праздники?
Церковные (христианские)
Новые праздники
Семейные
Народные
Календарные (светские)
- дети называют группы праздников, приводят свои примеры. Учитель дополняет и комментирует.
Традиции праздников.
Какие традиции известны вам?
«На выставке декоративно-прикладного искусства». Подготовка к ...
Оформление доски: 1 – Тема 2 – Эпиграф: «Человек по натуре своей художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту». М.Горький 3 – Словарь: декоративно-прикладной искусство палех, ... простая Российская деревня. Проснется спозаранку В любую непогоду И стелет самобранку Для праздника природы. На жостовском подносе В зеркале глади лака Ржаная медь колосьев, Степной румянец ...
Дети называют праздник + традицию.
Ассоциации.
- А в Японии утром 1 января жители выходят на улицы встречать восход солнца. С первыми лучами солнца японцы поздравляют друг друга и обмениваются подарками. -Пусть и в нашем классе появится солнце. Солнце — ассоциаций.
Вы принесли предметы-ассоциации, но ведь праздник — это не только то, что можно потрогать, но и то, что можно почувствовать. Подумайте, какие еще ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово — праздник.
З апишите их себе на листок.
Поделитесь. — лучи солнца
Дополните!
6) Гости.
- Для многих из вас праздник — это гости, которые приходят в ваш дом.
- В русском доме есть пословица:
Гость гостю рознь, а иного — хоть брось.
-Как вы думаете, почему появилась такая пословица?
-Когда так можно сказать?
Какие правила нужно помнить, когда идешь в гости или принимаешь гостей?
Подарки
-Праздник — это, конечно, подарки!
-Как же поступать, когда тебе дарят подарки или подарки даришь ты? Может быть воспользоваться советом Григория Остера?
учитель читает стихотворение
-Какие правила вам известны? Расскажите.
Дарить подарки — это целая наука. Но есть еще и традиции, которые связаны с подарками к определенным праздникам. Так, на день Святого Валентина обязательно дарят сердечки (бумажные, шоколадные, из ткани и т.д.) — валентинки.
-А может быть в вашей семье есть свои традиции, связанные с подарками?
дети рассказывают
Видеофильм
- Разрешите и мне сегодня сделать вам подарок. Мы с вами учимся в школе, в которой любят отмечать праздники.
- К какой бы группе вы отнесли их?
- И у нас есть свои традиции!
- Я хочу, чтобы вы вспомнили один из своих праздников. Посмотрели и вспомнили, какими вы были!
просмотр отрывка видеофильма
Предметы — символы
(учитель достает «волшебный» чемодан)
- Помните, два года назад в этом «волшебном» чемодане на новогоднем празднике хранились подарки для вас. И сегодня он приготовил для вас сюрприз.
- В нем хранятся предметы, которые традиционны для определенных праздников. Давайте попробуем узнать, о каких праздниках и традициях хотел напомнить нам «волшебный» чемодан.
Дети отвечают на вопросы: какой праздник? почему?
Торт со свечами — день рождения — семейный
Яйцо — символ жизни — Пасха — церковный
Блины — символ солнца — масленица — церковный
Колокольчик — 1 сентября — светский
Фата — свадьба — семейный
Елка — Новый год — семейный и календарный
Образ праздника(
- Закройте глаза, представьте
- Нарисуйте палитру праздника.
- Какие краски вы использовали?
Определения,признаки праздника.
- Попробуем определить, «какой праздник?» с помощью слов. Создадим словесную палитру праздника.
- Слова какой части речи нам понадобятся?
- Воспользуйтесь текстом, который я приготовила для вас.
- Подчеркните, выпишите. Прочитайте.
- Дополните своими.
- Поделись с другом.
Анализ структуры текста сочинения.
Название.
Рассуждение , связанную с анализом текста (толкование значения слова)
... слова, данного для анализа) 1-й пример-аргумент 2-й пример-аргумент (из жизненного опыта или из текста) Вывод Схема сочинения-рассуждения по толкованию лексического значения слова, Типовые конструкции для сочинения ... можно на примере текста (на примерах из текста). Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту. В тексте ( ... истинной красоты. И действительно, человек с лицом и фигурой голливудской ...
Мой любимый праздник.
Текст
а) Сочинение — это текст. Вспомним основные признаки текста, (таблица на доске).
б)-Чтобы определить основную мысль текста, мы должны знать, какой вид текста нам нужно создать.
Вспомните виды текста, (таблица на доске)
- Я предлагаю вам не только рассказать о своем любимом празднике, но и ответить на вопрос: «Почему этот праздник любимый?»(с элементами рассуждения)
в)Определим основную мысль текста, тему текста.
- В чем особенность этого сочинения? (нужно доказать)
Планирование текста. (План)
- Как начать сочинение? (Назвать праздник, когда отмечается)
- Продумайте название этой части.
- О чем напишете в основной части? (Доказательство)
Продумайте название
- Возможно, в основной части будет несколько подчастей.
- Как выделим каждую часть?
- Как можно закончить?
Дети записывают план в тетрадь.
Лексическая работа.
- Какие слова потребуются для связи предложений? (Потому что, поэтому, ведь, значит) -Весь урок мы собирали слова — это ваши помощники при работе над сочинением.
+ словари
Сочинение — это произведение, автор которого — вы. Авторы пишут эпиграф (на доске).
Эпиграф — это
В начале урока мы обращались к толковому словарю, чтобы найти толкование слова праздник.
- Прочитайте еще раз то определение, которое вы выбрали. Можете ли вы использовать его в качестве эпиграфа? Выбери нужное!
Запись текста.
Проверка.
Чтение некоторых работ.
Итог урока.
- Получился праздник.
- Придумывайте праздники!
- Награда — пирог.
К Уроку
Тетради
Словари
Фломастеры (карандаши)
Толкование слова — праздник
Предметы- ассоциации
Листы для работы
«Вредные советы» (Остер)
Видеофильм (телевизор)
Сундук с предметами
Предметы: торт+свечи, яйцо, блины, колокольчик, фата, елка
Музыка (веселая + плавная) — магнитофон
Урок развития речи в 3 классе:»Текст. – повествование. Работа ...
... слово записывается на доске). - Составьте словосочетание из новых слов. Лесная находка. - Исправьте название рассказа (учитель делает это на доске, дети на своих листах). Редактирование текста сочинения. Памятка: Грамотно отредактировать текст ... Сообщение темы урока: Учитель: Сегодня урока не будет. ... текста (ученик). Текст сочинения: 1.Дети ходили в лес за земляникой. 2. Там они увидели ежа. 3. ...
Таблицы (тема «Текст»)
Толковый словарь
Эпиграф
Тексты стихов
Адрес публикации: