Социальный проект «Жаргонизмы в речи учащихся нашей школы»
Я – гражданин России. Мы произносим эти слова с гордостью. Мы знаем, как много требует от нас, молодых граждан России, время. Жизнь с каждым годом набирает темп, и никак нельзя оставаться в стороне от общественных дел: от политики, экономики, социальных проблем и, конечно же, от всего, что составляет духовную сферу жизни нашего общества. И это, прежде всего, язык.
Язык – основное средство общения людей. Он возник в глубокой древности в процессе совместной их трудовой деятельности. Он помогал людям понимать друг друга, сообща трудиться, обмениваться знаниями, информацией.
Защите и развитию языка в нашем государстве уделяется большое внимание: в 2002 году в нашей республике объявлена и продолжает действовать просветительская акция «Чистое слово», 2007 год в Российской Федерации был объявлен годом русского языка, 20 мая 2005 года Государственной Думой принят Федеральный Закон о государственном языке Российской Федерации, в котором в статье 1, пункте 5 записано: «Защита и поддержка русского языка как государственного языка РФ способствует приумножению и взаимообогащению духовной культуры народов Российской Федерации».
Речь человека есть воплощение, реализация языка. Чем больше разных слов употребляет говорящий, тем красивее и богаче его речь. И наоборот, если словарный запас скуден, то речь такого человека корява, убога, примитивна. Но наряду с корявостью и примитивностью речи, мы все чаще стали встречаться с такими явлениями в речи молодежи, как неграмотность, несвязность, грубость, сквернословие, жаргон, с которыми мы, к сожалению, все свыклись. А ведь замечено, что речевая засоренность может спровоцировать душевное огрубление, отрицание духовных ценностей нашего общества. Именно этим определяется актуальность проекта «Жаргонизмы в речи учащихся нашей школы», который осуществили члены объединения дополнительного образования «Искусство слова» под руководством, учащиеся 9 Б и 9 В классов.
Цель проекта – проанализировать качество речи школьников с точки зрения количественного употребления в речи жаргонизмов.
Задачи проекта:
- определить понятие «жаргонизмы»;
- определить функции жаргонизмов;
- провести анкетирование с целью выявить частоту и причину употребления жаргонизмов, отношение к ним школьников;
- стимулировать активность гражданской позиции учащихся по отношению к проблемам языка.
Определившись с темой, целью, задачами проекта, мы выдвинули гипотезу: жаргонизмы – часто употребляемая лексическая разновидность, причина употребления которой – привлечение внимания к себе окружающих и речевая скудость. А также, обсудив, определили методы исследования. Нам необходимо было подобрать и проанализировать литературу по проблеме, понаблюдать за речью школьников, взрослых, провести с ними беседы и анкетирование среди учащихся школы.
Проверочный тематический тест по русскому языку «Местоимение» ...
... С. Напишите небольшое сочинение-рассуждение (6-8 предложений), используя местоимения разных разрядов. Над местоимениями укажите разряд. Система оценивания проверочного теста по русскому языку в 6 классе., Уровень А. ... задание (сочинение-рассуждение). Запишите сочинение в бланке теста. Желаем успеха! Уровень А. Обведите кружком номер правильного ответа. А1. Местоимение – часть речи, которая… ...
Мы распределились на творческие группы, у каждой из которых было свое задание:
- проанализировать литературу по проблеме проекта;
- изучить понятие «жаргон», его функции;
- продумать вопросы анкеты и провести анкетирование;
- обработать результаты анкетирования;
- подвести итог исследовательской работы – презентация проекта.
Итак, что же мы узнали о жаргоне и его функциях.
Жаргон – это второе наименование предметов, явлений, уже имеющих общепринятое литературное название, например, «буза» вместо «беспорядок», «шамать» вместо «есть». Жаргон находится за пределами литературного языка, это стилистически ограниченная лексика. Функция жаргона — использование в художественной литературе с целью речевой характеристики персонажа или создания нужного колорита . Источником жаргона является профессиональная речь (например, летчиков, моряков, врачей, заключенных и т. д.).
Жаргонные слова составляют ничтожно малый процент по отношению к лексике общенародного языка. Они засоряют язык.
На одном из занятий кружка мы продумали вопросы анкеты. Они были следующими.
Употребляете ли вы в своей речи жаргонные слова? Часто ли вы употребляете их? В какой обстановке, ситуации употребляете их?
4. Как вы относитесь к употреблению в речи жаргонных слов вашими сверстниками?
5. Слышите ли вы жаргон в речи взрослых?
6. Как вы думаете, почему вы (ваши сверстники) употребляете жаргонные слова?
Затем мы провели анкетирование, в котором приняли участие 150 школьников с 6 по 11 классы , и обработали анкеты. Результаты оказались следующими:
Употребляют жаргон в разной обстановке, ситуации:
- а) в быту — 28%;
- б) в общении со сверстниками на улице, в школе – 83%;
в) в быту и в школе – 5% школьников.
Заставляют задуматься об отношении ребят к употреблению жаргона следующие цифры:
Слышат жаргон в речи взрослых – 88%, нет — 7%. Это также настораживающие цифры. И, наконец, причины употребления в речи жаргона указали следующие:
- Желание казаться взрослым – 17,3%;
- Привлечь внимание окружающих – 16%;
- Скудость словарного запаса – 16,6%;
3 % указали на невоспитанность;
Как средство развития речи у младших школьников
... Школьники любят сочинение за творческий характер, за то, что в нем можно проявить самостоятельность, написать свое. При анализе УМК «Школа России» и «Школа 2100» мы выяснили, что работа по развитию речи ...
3 % считают, что без них сейчас не выжить, жизнь такая;
3% для связки слов.
Таким образом, результаты анкетирования подтвердили нашу гипотезу о том, что жаргон – это частое явление в речи наших школьников, а также подтвердились предполагаемые причины его употребления: это и желание казаться взрослым, и желание привлечь внимание окружающих, и скудость словарного запаса. Ведь скудный словарный запас вынуждает человека злоупотреблять жаргонными словами. А желание молодежи привлечь к себе внимание окружающих объясняется стремлением юношей и девушек к речевой раскованности, отходу от стереотипов в выражения мыслей и чувств, импонированием жаргона как средства общения, соответствующего их возрасту и отличающего их от взрослых как социальную группу.
Проанализировав результаты нашей деятельности в ходе осуществления проекта, мы пришли к выводам:
1) жаргон засоряет нашу речь, затрудняет понимание между людьми, не способен выразить многообразие человеческих мыслей, чувств;
2) необходимо «бороться» за чистоту слова, не допускать равнодушного отношения, ведь жаргон сопровождается особым мировосприятием и манерой поведения, ведущими к духовной бедности. Ведь, как сказал К. Паустовский: «Языку мы учимся и должны учиться до последних дней нашей жизни»;
3) мы приобрели навыки исследовательской работы.
Завершающим этапом нашей работы над проектом стало определение перспектив:
- провести в школе ряд мероприятий, конкурсов, сочинений, посвященных чистоте слова;
- провести акцию «Чистое слово» в масштабе поселка;
- осуществить новый исследовательский проект «Прозвища».
Использованная литература:
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/mojno-li-oboytis-bez-jargonizmov-minirassujdenie/
Еще раз о культуре речи . // Красная звезда. – 19.. , Чешко для занятий по русскому языку в старших классах. – М.: просвещение, 2003 О культуре речи.// Воспитание школьников. – 1989. — №3 От бранного слова – к коррозии духа. // Республика Татарстан . – 2001. – 22.11. Поговорим о чистоте языка. // Нефтяные вести. – 2007. — №12
Исследовательская работа по русскому языку на тему:
«Жаргонизмы в нашей речи».
Выполнила: Егорова София, ученица 9 класса МБОУ«Усть-Алтанская СОШ»
Руководитель проекта: Малакшинова Елена Самсоновна,
учитель русского языка и литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/mojno-li-oboytis-bez-jargonizmov-minirassujdenie/
Предмет: русский язык
Цель проекта: проанализировать речь современных школьников с точки зрения использования ими общеупотребительной и ограниченной в употреблении лексики и определение путей пополнения словарного запаса учащихся моей школы.
Задачи проекта:
Определить, какое место занимает необщеупотребительная лексика в речи учащихся.
Определить понятия «жаргон» и «сленг».
Провести социологическое исследование (анкетирование) среди учеников среднего звена школы с целью определения:круга наиболее употребительных жаргонных слов,
причин употребления школьниками жаргонизмов.
Систематизировать материал.
Гипотеза: в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизмы — часто употребляемые средства в речи школьников, их употребление связано с желанием выделиться среди людей, быть современными; жаргонные слова составляют смысловые группы, связанные с жизнью и деятельностью школьников.
«Заимствованные слова»
... русского языка является исконно русская лексика. Она составляет около 90% всех слов. Под исконно русским словом понимается всякое слово, возникшее в русском языке или унаследованное им из более древнего языка-источника. По исследованиям ученых, заимствованные слова в лексике современного русского языка ... нашей речи те иностранные слова, которые заполнили ее в последнее время. При подготовке реферата ...
Методы и приемы работы: чтение и анализ научной литературы, анкетирование, анализ анкет, сбор часто употребляемой ненормативной лексики. Результаты исследования будут изложены в форме доклада на уроке русского языка.
Объект исследования: учащиеся 5-9 классов МБОУ «Усть-Алтанская СОШ»
Содержание
Введение 1. Пояснительная записка 1.1. Область исследования, объект исследования. 1.2.Актуальность темы.
1.3. Формулировка цели и задач исследования. 1.4. Этапы исследования. Методы исследования.
2. Теоретические исследования 2.1.Что такое сленг?
2.2. Молодежный сленг.
2.3. Причины употребления сленга.
3. Практические исследования 3.1. Проведение анкетирования учащихся с целью определения:круга наиболее употребительных жаргонных слов,
частотности употребления жаргонизмов,
выяснения отношения школьников к молодежному сленгу.
4. Вывод
5. Список используемой литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/mojno-li-oboytis-bez-jargonizmov-minirassujdenie/
6. . Приложения
Введение
С первого и по одиннадцатый класс мы изучаем русский язык. Это один из самых трудных школьных предметов. Но ни у кого не возникает сомнений в том, что изучать русский язык надо. Кому надо? Мне, моим друзьям-одноклассникам, тем, кто придёт в школу после нас. Моим детям, внукам. Я искренне верю в то, что русский язык – « великий и могучий», потому что это язык Пушкина, Гоголя, Чехова и других классиков русской литературы.
Однако что же мы слышим сегодня из уст современной молодежи?
« У тебя клевый прикид», «Классно мы потусили сегодня». В чем же «величие» и «могущество» языка современной молодежи и школьников? Бороться с ними или принимать их? Данное противоречие и способствовало возникновению интереса к исследованию лексики учащихся, определило проблему моего исследования.
1. Пояснительная записка
1.1. Область исследования –жаргонизмы и молодежный сленг как слой лексики, тесно связанный с жизнью современного школьника. Объект исследования –устная речь учащихся моей школыБаза исследования –обучающиеся 5-9 классов
МБОУ «Усть-Алтанская СОШ»
1.2. Актуальность:
- ограниченная лексика распространена среди школьников, однако ее происхождение недостаточно представлено в школьных учебниках русского языка;
- молодежный сленг и жаргонизмы –явления которые присутствуют повсюду, и знакомство с ними поможет расширить знания о лексическом составе языка и углубить знания по русскому языку в целом;
- исследование ограниченной в употреблении лексики позволяет связать лингвистические знания с жизнью, повышает наблюдательность и учит находить интересное и неисследованное рядом с собой;
— работа по теме позволяет выяснить отношение школьников к молодежному сленгу, а также выявить причины использования учащимися подобной лексики. 1.3. Цель исследования: проанализировать речь современных школьников с точки зрения использования ими общеупотребительной и ограниченной в употреблении лексики и определение путей пополнения словарного запаса учащихся моей школы.
«Разговорная и просторечная лексика в творчестве В. М. Шукшина»
... речи речи Творчество Шукшина Глава Анализ в и речи в Шукшина Разговорных рассказах просторечных и литературного нашего Шукшина Список времени Введение История пушкинской от языка выражений языка языка до русского и словами ...
Гипотеза:
- в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизм — часто употребляемые средства в речи школьников, их употребление связано с желанием выделиться среди людей, быть современными;
- жаргонные слова составляют смысловые группы, связанные с жизнью и деятельностью школьников. Так ли это?
Задачи:
Определить состав групп общеупотребительной лексики в речи школьников.
Определить «сленг».
Провести социологическое исследование (анкетирование) среди учеников 5-9 классов школы с целью определения:
- круга наиболее употребительных слов молодежного сленга и жаргонных слов;
- причин употребления школьниками сленга и жаргонизмов.
Проанализировать результаты опроса и выводы разместить в диаграммах.
Сделать выводы по теме исследования.
Выполнить компьютерную презентацию.
1.4. Этапы исследования:
- Изучение научной литературы, подбор теоретического материала.
- Проведение анкетирования, обработка результатов.
- Написание проекта.
- Создание компьютерной презентации
Методы исследования:
- метод сбора информации (изучение научно-популярной литературы, наблюдение);
- сбор лексики;
- анкетирование;
- анализ, сравнение;
- статистические исследования (подсчет, вычисления).
2. Теоретические исследования.
ЛЕКСИКА
Словарный состав русского языка с точки зрения сферы ее употребления можно отобразить в таблице:
Если слово в современном русском языке
употребляется свободно,
неограниченно
не вошло в состав свободно
употребляемой лексики
употребляется в определенной сфере деятельности (наука, делопроизводство и т.д.): дефис, рашпиль, нахлестка., скальпель, мольбертупотребляется определенной группой лиц для наименования предметов, имеющих в литературном языке свои названия:упакован-ный (богатый), тачка (машина), комп (компью-тер)
употребляется на определенной территории:
голицы (варежки), бурак (свекла), гай (лес)
Общеупотребительная лексика
Профессиональная лексика
Диалектная лексика
Жаргонная лексика
Многие слова русского языка известны всему народу и употребляемы всеми. Эти слова являются общеупотребительными, например: вода, земля, небо, птица; зеленый, синий, длинный; идти, думать, говорить.Но есть слова в русском языке, которые знают и используют в своей речи не все. Это необщеупотребительные слова. К необщеупотребительной лексике относятся диалектные, профессиональные, жаргонные слова и слова молодежного сленга.
2.1 Что такое сленг?
Существует несколько определений сленга.
Сленг — речь какой-либо объединенной общими интересами группы, содержащая много отличающихся от общего языка слов и выражений, не вполне понятных окружающим.
Сленг — это вариант разговорной речи, не совпадающий с нормой литературного языка. Для чего же нужен сленг?
Культура речи современной молодежи
... современной лингвистике. Сленг и жаргон Вся лексика того или иного языка делится на литературную и нелитературную. К литературной относятся: 1. книжные слова 2. стандартные разговорные слова 3. нейтральные слова. ... телевидения и газет. Русская речь вообще стала более разнообразной, ... молодежи – и отдельных более или менее замкнутых референтных группах. Исследователи, занимающиеся молодежным сленгом, ...
Сленг делает речь более краткой, эмоционально выразительной, говорящий может наиболее полно и свободно выразить свои чувства и эмоции. (Сравним два выражения. На книжном, литературном языке: «Я испытываю сильное приятное чувство от этой песни». На сленге: «Я просто тащусь от этой песни!») Наиболее удачным определением сленга, по-моему, является такое:
Сленг – слова, живущие в современном языке полноценной жизнью, но считающиеся нежелательными к употреблению в литературном языке.
2.2.Молодёжный сленг
Молодёжный сленг — социальный диалект людей в возрасте 13-30 лет, возникший из противопоставления себя старшему поколению и официальной системе, и отличающийся разговорной, а иногда и грубо-фамильярной окраской
На мой взгляд, понятие школьный сленг — разновидность речи, не совпадающая с нормой литературного языка, используемая узким кругом людей, объединённых общностью интересов, занятий, положением в обществе. Из этого определения следует, что сленг относится к лексике ограниченной сферы употребления и используется преимущественно в устном общении. Сленг был, есть и будет в школьной лексике. Его нельзя ни запретить, ни отменить. Он меняется с течением времени, одни слова умирают, другие – появляются, точно так же, как и в любом другом языке. Конечно, плохо, если сленг полностью заменяет человеку нормальную речь. Но современного школьника совсем без сленга представить невозможно. Главные достоинства тут – выразительность и краткость.
Не случайно, что в настоящее время сленг употребляется в прессе и даже в литературе (причем не только детективного жанра) для придания речи живости. Даже государственные деятели высокого ранга используют в своих выступлениях сленговые выражения. Следовательно, нельзя относиться к сленгу как к чему-то тому, что только загрязняет русский язык. Это неотъемлемая часть нашей речи.
2.3 Причины употребления сленга.
Сленг – разновидность нелитературной речи. Чаще всего сленгом пользуются подростки и молодые люди.
Предположим, что сленг в речи учащихся является средством повседневной речи. Возникает вопрос: почему именно так разговаривают школьники, почему сленг прочно вошел в обиход?
Чтобы ответить на этот вопрос, я проводила языковое исследование: анкетировала обучающихся, проводила наблюдение (и на уроках, и на переменах, и вне школы).
Выясняла, что учащиеся 5-9 классов моей школы активно используют в своей речи сленг, которому характерна яркая экспрессивно-стилистическая окраска, поэтому легко переходит в разговорно-бытовую речь, в просторечие.
В анкетах я попросила указать слова, которые ребята употребляют наиболее часто. Анализ исследовательской работы и моих наблюдений позволили выделить в речи учащихся следующие семантические группы сленга:
Название группы Примеры
1 Части тела грабли (руки), пачка, башня (голова), моргало (глаза), варежка (рот), локаторы (уши);2 Слова,обозначающие людей по профессии училка (учительница), водила (водитель), историчка (учитель истории), мент (милиционер);
3 Бытовая техника ящик, телик (телевизор), мобила, сотик (мобильный телефон), комп (компьютер), ноут (ноутбук);
4 Транспорт мотик, мотак (мотоцикл), велик (велосипед), тачка (машина), девятка, десятка, хорёк (модели автомобилей)5 Слова, обозначающие людей по родству предки, родичи, (родители), папан, папка (папа), маман (мама), сеструха (сестра), братва (друзья), братуха, браток (брат), мен (парень)6 Учеба домашка (домашнее задание), двойка (оценка «2»), пятак (оценка «5»), контрошка7 Продукты питания хавка, хавать, хавчик, жрачка (еда), магаз, магазик (магазин), столовка (столовая)
Хвалебное слово о русском языке
... слово о русском языке сочинение Языков на нашей планете много. Сколько народов — столько языков. Величию культуры народа соответствует величие языка. В языке ... языка. Сейчас смотрят:, Похвальное слово наречию О, прекрасный, чистый, благородный, восхитительный русский язык! ... слов, фразеологическое богатство русского языка затрудняют восприятие русской речи иностранцами. Но когда они постигают наш язык, ...
8 Деньги бабки, бабло, баксы, штука, чирик9 Слова-оценки классно, клево, лафа, ништяк, зашибись, кайф (хорошо, отлично), прикольно (интересно), круто (отлично), сто пудов, конкретно (точно), по натуре, реально (правда), воще (восхищение), позорно, стремно, отстойно (плохо, некрасиво), везуха (везучий), фигня(очень простое)
10 Глаголы отвали, отвяжись, отцепись, отвянь (отойди, отстань), базарить (говорить), приколоться (пошутить), грузить (надоедать), обломиться (неудача), очуметь, обалдеть (удивиться), мутить, наколоть (обманывать), оторвать (достать), оттянуться (отдохнуть), балдею, тащусь (очень хорошо), слинять, смотать (сбежать), зыришь, пялишь (смотришь), лыбишься (улыбаешься), грузить (надоедать, приставать), пришить, забить (убить), сгинь, слиняй (уйди), наехать (угрожать);11 Слова, обозначающие людей по их качеству характера крыса, баран, свинья, собака, лось, лох, лошара, тормоз, шестерка, дятел, козел, чмо, дылда, корова, амбал
В результате исследования было выяснено, что обучающиеся активно используют сленг в своей речи. Использование нелитературной лексики чаще всего наблюдается при общении школьников друг с другом и при выражении какого-либо чувства (удивление – круто!, восторг – ва-у!, раздражение – отвянь и т. д.) Но интересен тот факт, что иногда без контекста, очень часто эти слова и выражения сопровождаются мимикой и жестами. Потому что без них бывает трудно понять смысл высказывания. Это подтверждается тем, что обучающиеся 7 класса не смогли подобрать все соответствия к сленговым словам и выражениям (например, слово «очуметь» без применения к какой-то ситуации оказалось сложным для объяснения).
В зависимости от ситуации слова могут выражать разнообразные, вплоть до противоположных, эмоции: разочарование, раздражение, удивление, радость. Например: Ну ты, блин, даешь! (удивление), Не мешай, блин (раздражение), Здорово, блин! (восторг) и т. д. Ученики считают, что эмоции и чувства, их переполняющие, невозможно выразить литературным языком (одна из причин употребления сленга).
3. Практические исследования
3.1. Проведение анкетирования учащихся с целью определения
Закономерным показался мне вопрос, который задала обучающимся: «Для чего вы употребляете сленг?» Выяснилось, что наиболее популярными ответами были «Это модно, современно», «Помогают самоутвердиться». Я поняла, что ребята, употребляя сленг, следуют за модой, боятся показаться смешными, «белой вороной», если начнут разговаривать литературным языком. Кроме этого, присутствует элемент самоутверждения, своеобразного протеста против окружающей действительности.
Второй по популярности ответ: «Сленг делает речь понятнее для друзей». Несколько человек ответили, что сленг придает речи живость и юмор. На вопрос: «Когда вы вырастете, будете ли вы употреблять сленг?», многие ответили – нет. Это говорит о том, что употребление сленга взрослыми недопустимо, по их мнению, и вместе тем как бы подтверждают тезис, что сленг – это в большей мере – молодежное явление. При этом интересным мне показалось наблюдение по качественному употреблению сленга: пятиклассники и шестиклассники чаще всего употребляют слова, выражающие эмоциональную оценку (клево, круто, прикольно) и слова, относящиеся к школьной жизни (физра, литра) старшеклассники высказали мысль, что при незнакомых людях (взрослых, учителях) стараются не употреблять в своей речи сленг.
Жаргонизмы в речи школьников учащихся (6 класс)
... нашей школы. Были предложен вопрос: Для чего Вы употребляете жаргонизмы? Варианты ответа: Модно, современно. Нужны в речи для связи слов. Помогают преодолеть недостаток слов. Делают речь ... – скопированное, списанное. Это твое сочинение или клон? Мобила (от ... На сленге: Я просто тащусь от этой песни!) 2. Сленг ... в речи школьников: Существительные: лох, чувак, чел, прикид, прикол, параша, даун, тема, ...
Из бесед со взрослыми я выяснила, что и раньше, когда они учились в школе сленг присутствовал. Они назвали такие слова: блин, государственная оценка, фигня, шпора, но употребление этих выражений было низким, этими словами «не швырялись» в открытую, считалось зазорным произнести вслух при взрослом человеке нелитературное слово. Учителя нашей школы знают много слов современного сленга, некоторые иногда употребляют их в шутку.
4. Вывод.
В своей работе я попыталась объяснить причины употребления сленга как элемента повседневной речи учащихся. Ребята моей школы активно используют нелитературную лексику в своей речи. Исследование необщеупотребительной лексики в речи доказывает наличие в лексиконе школьников сленга, жаргонных слов и выражений.
Больше всего в речи ребята моей школы используют сленг как экспрессивное средство, считая его модным. Таким образом, они хотят создать свой мир, отличный от мира взрослых. Было также установлено, что употребление сленга – это некий протест против «серой» действительности, это элемент самоутверждения, стремления к независимости и самостоятельности. Немаловажным фактором является и влияние СМИ на речь школьника. Кроме того установлено, что школьники относятся к сленгу как к временному явлению в их речи. Некоторая часть учащихся вообще не задумывалась над тем, как говорит.
Я выяснила, что сленг существует давно (ещё со времен наших мам и бабушек), но степень употребления этого явления в языке в наше время возросла. Следовательно гипотеза, которую я выдвигала, верна — в речи учащихся преобладает ограниченная в употреблении лексика. На первом месте — сленг, жаргонизмы, а диалектизмы и профессионализмы встречаются очень редко. Значит, наша задача — учиться уместно использовать данную лексику в соответствии с ситуацией общения. Знать о невозможности ее применения в нормированной речи. Чтобы избавиться от отрицательного влияния ограниченной в употреблении лексики, надо хорошо знать нормы литературного языка — нормы произношения, ударения, словоизменения, произношения.
6. Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/mojno-li-oboytis-bez-jargonizmov-minirassujdenie/
С. И. Ожегов. – Словарь русского языка. — (под редакцией Н. Ю. Шведовой), — М.: «Русский язык», 1989
В.В.Волина Я познаю мир, русский язык.- М.: АСТ, 1998.
3. Д. Э. Розенталь М. А. Теленкова – Словарь лингвистических терминов (электронный вариант).
4. Л.И. Скворцов. Жаргоны / русский язык: энциклопедия.- М., 1979.
5. О.Л.Соболева. Справочник школьника. 5-11 классы. Русский язык/ М.: АСТ. 2003.
6. В.В.Соколова. Культура речи и культура общения.- М.: Просвещение, 1995.
7. Материалы Интернет
7. Приложения
Урок по развитию речи 6 класс. -рассуждение в научном стиле
... будете употреблять? Составьте устное сочинение-рассуждение в научном стиле речи на тему «Раздельное написание прилагательных с частицей не». 3. Задание на дом. Напишите сочинение-рассуждение в научном стиле на тему «Правописание им ... ^ Представьте, что вам предстоит объяснить учащимся параллельного класса, что такое прилагательное как часть речи. Опираясь на текст справочника и на те знания, ...
Вопросы анкеты для учащихся:
Что такое молодежный сленг?
Знаешь ли ты слова молодежного сленга? (да, нет)
Используешь ли ты эти слова в своей речи? (часто, редко, никогда)
Подчеркните те, которые вы употребляете наиболее часто.
С какой целью вы их употребляете?
а) Считаете, что модно, современно.
б) Нужны в речи для связи слов. в) Помогают преодолеть недостаток слов в моей речи.
г) Делают речь понятнее для друзей.
д) Помогают самоутвердиться.
е) Придать своей речи живость, юмор.
7. Могли бы вы обойтись без жаргонных слов и выражений?
а) Да.
б) Нет.
в) Не думал об этом.
8. Стараетесь ли вы обойтись без них?
а) Да.
б) Нет.
в) Не думал об этом.
Варианты ответов 5 класс 6класс 7 класс 8класс 9 класс
да 5% 8% 17% 50% 45%
Нет 10% 25% 30% — 25%
Не думал об этом 85% 67% 53% 50% 30%
Ответы показывают, что с возрастом учащиеся понимают, что их речь неправильна и стараются исправлять её. В то же время учащиеся не задумываются о том, как они говорят.
9. Когда вы вырастете, будете ли вы употреблять сленг?
а) Да
б) Нет
в) Не думал об этом
Выборочный опрос учащихся 6 и 7 классов выявил их отношение к употреблению жаргонизмов. Всего было опрошено 14 человек.
На вопрос, для чего употребляются жаргонизмы учащимися, были получены данные, представленные в таблице:
6класс 7класс всего
А Модно, современно 4 3 7
Б Нужны в речи для связи слов2 2 4
В Делают речь понятнее 1 1 2
Г Что-то другое 1 — 1
Рассмотрев данный вопрос, можно сделать следующий вывод: основная причина употребления жаргонизмов – организовать общение среди сверстников, а также это «погоня» за модой и современностью. Повседневная речь школьников насыщена жаргонизмами и устранить их практически невозможно. Однако необходимо помнить о том, что жаргонная лексика- это не лексика культурного, образованного человека и всегда нужно помнить о том, в какой сфере речевого общения она допустима к употреблению.
Игра вшвычки
Профессиональные жаргонизмы, наряду с терминами и профессионализмами, могут участвовать в воспроизведении определенной профессиональной среды, знакомя со специальными реалиями этой среды и одновременно с распространенными в ней разговорными обозначениями специальных пояснений. Так, например, повесть “В августе сорок четвертого” писатель В. Богомолов познакомил читателей с некоторыми военными жаргонизмами: бутафорить (изображать что-нибудь с какой-нибудь целью), парш (агент-папрашютист) и др.
В этой же функции выступают профессиональные жаргонизмы и в газете (введенные, как правило, в речь героев, в речи журналиста выделены графически): Потом кто-то крикнул: — Пистолеты не забыл? Вот это удивило. О каких “ пистолетах ” идет разговор? Оказывается, так называют снасть для ловли бычков в море; Жму педаль тормоза, беру рычаги на себя. Слишком резко – машина “ клюет ”.
Что касается использования жаргонизмов других типов, то они обычно используются как средство речевой характеристики.
В авторской речи (помимо тех случаев, когда они необходимы для реалистического отображения какой-либо среды) жаргонизмы могут быть употреблены как средство насмешки, ионии, и т. п.: Рукопись ему нужна, как нужен автогенный аппарат опытному шниферу для вскрывания несгораемых касс; На беду нашу, рядом оказался благотворитель, коему требовалось гнать вал по талантам. И мы с приятелем попали в разряд юных талантов. Или говоря современным языком, в жилу .
Компьютерные технологии, бурно развивающиеся со второй пол нашего века, и, особенно, массовое вторжение в середине 80-х на наш рынок персональных компьютеров, внесло в язык громадное количество специальных слов и выражений, богатую разветвленную терминологию, к примеру: сетевая карта, микропроцессор, операционная система, форматирование, инсталляция, винчестер, пикселы, диалоговое окно, объект (объект Delphi 3.0 к примеру) и т.д. Многие из этих терминов – англицизмы, но есть и немалое количество слов, “отечественного” происхождения.
Вместе с наукой и производством, связанными с компьютерами, на рынок проникли и виртуальные развлечения: компьютерные игры. Хорошо сделанная игра – сложный организм, требующий от играющего определенного профессионализма. Игры разбиваются по типам, получающим специфические названия, часто требуют много специальных терминов и правил для обозначения различных игровых процессов (особенно обладающие возможностями сети, то есть одновременного участия в игре нескольких человек): Квест , игра, Авиасимулятор, мультиплеер, дезматч, фраг и т.д.
Как и в любом профессиональном “языке” в среде людей, так или иначе связанных с компьютерами, существуют и неофициальные обозначения тех или иных понятий, то, что можно назвать профессиональным “арго” (или жаргоном).
Способы образования жаргонизмов:
компьютер – комп, винчестер – винт, макинтош – мак.
2) Универбация: материнская плата – мать, стратегическая игра –стратегия, ролевая игра – ролевик, струйный принтер – струйник,
З d studio max – max (слово – название популярнейшей программы, еще грамматически не оформившееся).
Как и в профессиональном языке компьютерщиков, в жаргоне много английских заимствований. Часто это заимствования из английского компьютерного жаргона:
Слово Геймер — от англ. жаргонизма Gamer (Профессиональный игрок в компьютерные игры).
Смайли — смешная рожица, представляющая собой последовательность знаков препинания (: — |) . От анг. жарг. smily .
Думер – Doomer
“Отцами” жаргонизмов могут выступать и профессиональные термины английского происхождения, которые уже имеют эквивалент в русском языке: хард драйв, хард диск, тяжелый драйв – hard drive (жесткий диск), коннектиться – to connect (присоединяться), programmer – программер(программист), user – юзер(пользователь) to click – кликать (щелкать. Хотя сейчас “кликать” начинает конкурировать с “щелкать”). Грамматическое освоение русским языком некоторых заимствований сопровождается их словообразовательной русификацией. Зип (zip ) — зиповать, зазипованный, зиповский , Юзер (user ) – юзерский.
Форточки – презрительное название операционной системы Windows .
чайник (начинающий пользователь), движок (ядро, “двигатель”, программы.
глючит”, или “Windows98 – довольно глюченный продукт”.
Очень продуктивен способ метофоризации (который широко используется во всех жаргонных системах).
С его помощью были организованы такие слова, как:
Блин – СД диск (уже устаревш).
Крыса – мышь советского производства.
Реаниматор –
тормозить
повис, завис, встал, упал, рухнул.
Можно встретить и способ метонимии в образовании жаргонизмов на примере слова железо – в значениии “компьютер, составляющие компьютера”. Кнопки – в значении “клавиатура”.
Можно встретить примеры фразеологизмов, мотивация смысла в которых понятна только посвященному: синий экран смерти (текст сообщения об ошибке Windows на синем фоне перед зависанием) , комбинация из трех пальцев или послать на три пальца (Ctrl — alt — delete – экстренное снятие любой запущенной программы), топтать батоны (работать на клавиатуре button — кнопки).
Особое место в компьютерном жаргоне занимают слова, не имеющие семантической мотивировки. Они находятся в отношении частичной омонимии с некоторыми общенародными словами (морфофонетические совпадения).
Лазарь – Лазерный принтер, Вакса – операционная система VAX ., Пентюх – Pentium .
Квак – игра Quake
Многие слова компьютерного жаргона образуются по словообразовательным моделям, принятым в русском языке. Аффиксальным способом — весьма распространенным, является суфф к.
Летал ка
Стрелялка
бродил ка
симулятор, квест, 3 D action ).
В словах “сидюк” (компакт диск или устройство чтения компакт дисков) Или писюк – (PC) встречается суффикс –юк, характерный для просторечья.
Интересен своеобразный фольклор компьютерщиков, в котором терминологическая лексика употребляется в широком переносном смысле. (данные 1992 года).
Cant ’ open
А вот пример переложения известного произведения:
Как узрела Старика Старуха –
Разругалась хуже system massage:
“Дурачина ты, простофиля!
Выпросил OS, дурачина,
Не хочу быть системным программистом
Хочу творить, что душеньке угодно
Чтоб с ассемблером не возиться,
А писать на чистом Pascal’e
Разные красивые штучки…
корпорация Macrohard
стрейфятся