Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
Осуществляемые действия |
Формируемые умения |
||
1. Орг. момент |
— Поверните голову к соседу и пожелайте хорошего урока. Выпрямите спинки и правильно садитесь. — Проверьте готовность к уроку. |
Дети выполняют движения, настраиваются на работу, организуют рабочее место. |
ЛУУД – проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя |
2. Подготовка к основному этапу урока |
Посмотрите на экран. Как вы думаете, кто этот человек? Предположите. (слайд 2) Что вы можете о нем сказать?(Это художник) Хотите узнать о нем больше? Учитель демонстрирует факты биографии на слайдах. (слайд 3, ) Аркадий Александрович Рылов – известный русский живописец. Вырос он на севере. Он искренне любил свою родину. Часто на его картинах были изображены пейзажи родных мест. Он говорил: «Жизнь у воды, среди дикой нетронутой природы воспитала во мне художника-пейзажиста». Да, этот художник любил природу и выражал свою любовь в живописи. (слайды 5) |
Рассматривают автопортрет А.А. Рылова с белочкой, высказывают предположения.
Ответы детей. Рассматривают картины живописца. Объясняют термины «пейзаж», «пейзажист» |
ЛУУД – проявляют чувство прекрасного, эмоционально реагируют на увиденное. ПУУД — осуществляют поиск необходимой информации, делают выводы. КУУД — вступают в учебный диалог, высказывают предположения. Формулируют свою позицию. РУУД – принимают учебную задачу. Пр. – умеют работать с текстом, формулируют выводы на основе прочитанного, строят связные высказывания. |
3. Постановка учебной задачи |
Узнайте с помощью учебника тему нашего урока. С.94 упр. 177 Правильно, мы будем работать по картине «В голубом просторе». (слайд5) Какие у нас задачи? Запись числа и темы урока в тетрадь. Физминутка (потянулись, выпрямились, глазками поморгали) |
Находят репродукцию картины в учебнике. Ставят задачи урока. Работают в тетради. |
РУУД – определяют тему урока, принимают и сохраняют учебную задачу, сформулированную вместе с учителем. |
4. Усвоение новых знаний и способов действий. Рассматривание картины. Объяснение названия картины |
Рассмотрите это произведение. Что вы видите? Нравится вам эта картина? А почему ее так назвал автор? Как художник нам показал этот простор? (Безграничное небо, бескрайнее море, движение волн, ветра, корабля и птиц). |
Дети рассматривают картину, строят высказывания, отвечают на вопросы. |
ЛУУД — развивают навыки сотрудничества с учителем и сверстниками. ПУУД — анализируют, строят ответ на поставленный вопрос, соблюдая логику, используя справочные материалы. КУУД — договариваются и приходят к общему решению, работая в паре, группе. РУУД — регулируют свое поведение в групповой и парной работе, сохраняют учебную задачу. Пр. – воспринимают художественный текст, составляют план работы на основе выполненного анализа произведения, строят связные высказывания, используя выразительные средства русского языка |
Работа в парах по учебникам. Беседа по содержанию картины |
— Какие краски преобладают в картине? (голубые, белые) — Какое время года изображено на полотне? (это весна, горные утесы покрыты снегом) Поработайте в парах по учебникам и обсудите следующие вопросы ( слайд 6-10 ): описание моря, неба и облаков, птиц, парусник, скалы. — Какое настроение создаёт картина? Какие чувства вызывает? Впечатления (слайд11) |
Работа в группах, обмен мнениями. Учащиеся высказываются, делятся впечатлениями о картине. |
|
Составление плана сочинения
|
Представьте, что вы в картинной галерее и вам рассказывают про это произведение. (Учитель читает рассказ о картине) На картине А.А. Рылова мы видим голубой простор. Перед нами безбрежное синее море и бескрайнее голубое небо. По небу плывут легкие серебристые облака. Горные утесы покрыты снегом. Навстречу солнцу летят сильные красивые птицы. Это лебеди. Они гордо раскинули свои крылья. Стая лебедей возвращается домой из теплых стран. Корабль с белоснежными парусами скользит по волнам. На картине А.Рылова все движется: и волны, и ветер, и лебеди, и парусный корабль. Эта картина создает прекрасное настроение. Она вызывает радостные светлые чувства и вселяет надежду. 2. На картине Рылова «В голубом просторе» изображен морской пейзаж. Мы видим летнее голубое небо. По нему проплывают легкие, пушистые облака. Над бескрайним морским простором летит стая белоснежных лебедей. Стремительный взмах их крыльев навевает мысли о свободе, о бесконечной радости жизни. На центральном плане мы видим cинее море. Оно блестит на солнце и волнуется под порывами ветра. Небесное светило присутствует на картине незримо. Но оно ярко освещает всю картину – и птиц, и облака, и морские волны.Вдали, на горизонте виден большой корабль с белыми парусами. На всех парусах, раздуваемых ветром, он мчится к земле. Справа от судна виднеется горная гряда, покрытая снежным покровом. Автору удалось оживить картину. Мы словно ощущаем морской воздух и порывы ветра, слышим шум морской стихии и крики птиц, словно становимся участником событий. Совпадает это описание с тем, что вы увидели? О чем мы должны сказать в своем сочинении? Опираясь на этот рассказ, составим план сочинения. Слайд 12 Какое можно придумать начало? Как закончите сочинение? Я вам предлагаю свой вариант плана. (слайд 12) |
Дети составляют план сочинения. Предлагают варианты начала сочинения и концовки. (Перед нами картина….На картине изображено … На картине А.А. Рылова я вижу…А.А. Рылов – замечательный русский художник-пейзажист. Мне понравилась эта картина. Эта картина вызывает …настроение.) |
|
Отбор материалов для сочинения. Работа над изобразительно-выразительными средствами языка |
Составьте высказывания, опираясь на пункты плана. Используйте эпитеты, метафоры. Вспомните сказку о царе Салтане, рассказы Л.Н. Толстого. (Синее море, бескрайнее море…) Я вам предлагаю карточку-помощницу. Используя образные выражения, составьте описание картины. (слайд 13). |
Опираясь на пункты плана, учащиеся строят предложения, пользуясь справочными материалами ( карточка № 2) |
|
5. Закрепление знаний и способов действий |
Посмотрите еще раз внимательно на картину, вспомните все, что мы говорили и напишите небольшое сочинение, пользуясь карточками- помощницами. (репродукция картины – в учебнике, а на слайде план сочинения) |
Работают в тетрадях. |
Пр. – строят монологическое письменное высказывание с соблюдением норм русского языка. |
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) |
Оцените результаты своей работы: что вам показалось сложным, что получилось хорошо, а что не очень? (! – знак уверенности, ? – знак вопроса). Зачитайте свои сочинения (по желанию, наиболее удавшиеся). Решили мы задачи урока или нет? |
Подводят итог. Анализируют выполнение поставленных задач. По желанию зачитывают свои сочинения. |
ЛУУД — проявляют эмоциональную отзывчивость на высказывания товарищей. КУУД – слушают одноклассников. РУУД — оценивают свою работу, соотносят с поставленными задачами |