Урок » по музыкальной пьесе П. И. Чайковского «Февраль. Масленица»

Сочинение

Технологическая карта урока развития речи в 7 классе «Сочинение –миниатюра по музыкальной пьесе П. И. Чайковского «Февраль Масленица».

Тип урока: урок рефлексии.

Цели урока.

1. Познавательный аспект: опираясь на художественные тексты, репродукции, личные наблюдения учащихся, подготовиться к написанию сочинения-миниатюры.

2. Развивающий аспект: развивать умение логически последовательно излагать свои мысли, творческое мышление.

3. Воспитательный аспект: привитие эстетического вкуса учащихся, стремления ярко и образно выражать собственные мысли, воспитание уважительного отношения к традициям русского народа.

Формирование УУД:, Личностные:

— проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;

— укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями народа;

  • формирование желания выполнять и мотивировать учебные действия;
  • применять правила делового сотрудничества, сравнивать разные точки зрения.

Познавательные:

  • кратко ознакомить учащихся с творчеством русских писателей, художников, композиторов, с УНТ;
  • наблюдение за использованием музыки в жизни человека;
  • умение воспринимать произведения искусства и выражать свое отношение к ним;

— формировать умение выполнения творческого задания в жанре описания; работать над развитием навыков правильной и богатой речи; совершенствовать навык описания пейзажа в художественном стиле, используя выразительные художественные средства;

  • сравнивать различные виды работ;
  • анализировать результаты своей работы;
  • изменять, творчески переделывать;
  • поиск и выделение нужной информации.

Регулятивные:

  • анализировать собственную работу;
  • находить ошибки, устанавливать их причину;
  • оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

Коммуникативные:

— воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;

  • сравнивать и анализировать разные виды работ;
  • создавать и редактировать собственные тексты;

-уметь объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать поставленный вопрос.

12 стр., 5651 слов

Развитие творческих способностей учащихся детской художественной ...

... учащихся детской художественной школы на занятиях по живописи (на примере натюрморта). 6. Разработать планы-конспекты уроков ... восприятия, а также исполнительской техники (умений и навыков художественно-творческой деятельности). ... [Сачкова Е.С. Психолого-педагогический аспект проблемы формирования композиционных способностей у ... и оригинальность, можно говорить о проявлении и реализации творческой ...

Оборудование урока: раздаточный материал, презентация, музыкальное сопровождение, репродукции., Формы организации учебной деятельности: коллективная, фронтальная, индивидуальная., Технологии, лежащие в основе конкретной разработки:

  • проблемного обучения;
  • личностно-ориентированного обучения.

Ход урока.

Ребята, вы заметили, что на доске не написана тема урока. Я хочу, чтобы вы сами определили, о чем мы будем говорить. У вас на столах лежат подсказки. Прочитав их, угадайте одно из ключевых слов нашего урока.

Масленица, сочинение, музыка., Кто догадался, чем мы будем заниматься на уроке?

Правильно. Но не просто сочинение, а сочинение-миниатюру по пьесе П. И. Чайковского «Февраль. Масленица», в которой отразились его детские воспоминания от празднования Масленицы.

Итак, запишем тему урока

  1. Этап актуализации и пробного учебного действия

В чем особенность миниатюры? Посмотрите на экран.

Почему небольшой объем? Какая информация будет содержаться в миниатюре? Миниатюра – это сочинение малых форм.

В каких жизненных ситуациях вы обычно слушаете музыку?, На каком-либо празднике, на уроке музыки, когда хорошее настроение, А для чего служит музыка? Поднимает настроение, в ней выражаются наши чувства

Д авайте вспомним, что мы описывали на уроках развития речи? Картину, природу, героя, обстановку и т.д.

  1. Этап локализации индивидуальных затруднений.

Да, все правильно. Но мы с вами ни разу не описывали впечатления от прослушивания музыкального произведения. Как вы думаете, легко это сделать?

Почему?

Сейчас прослушаем пьесу Чайковского., Этой пьесе Чайковский предпослал эпиграф – слова П. Вяземского: «Скоро Масленицы бойкой

Закипит широкий пир». Почему такой эпиграф? На этот вопрос нам предстоит с вами ответить в конце урока.

  1. Этап целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений

Итак, что нужно знать и уметь, чтобы написать сочинение по музыкальному произведению?

Сформулируйте цель урока с помощью опорных слов (на доске опорные слова: впечатления, выразить, передать чувства) Расширить словарный запас, подобрать необходимую лексику, вспомнить, как праздновали Масленицу на Руси.

Чтобы создать текст сочинения, нужно владеть определенной лексикой, сформулируйте вторую цель урока.

В течение урока мы будем работать с различными произведениями искусства и будем заполнить таблицу, таким образом мы сможем набрать материал для своих сочинений.

Этап реализации построенного проекта.

Ребята, на прошлых уроках мы познакомились с праздником Масленица, с его традициями, посмотрели, как отмечает народ этот праздник. Ульяна подготовила пословицы и поговорки об этом празднике.

1 стр., 442 слов

Сочинение главное слово на свете любовь

... Здесь нужно уметь уступить. Любовь не опишешь простыми словами. Это не то, что можно определить, даже понять и то бывает невозможно. Самое главное – ее почувствовать. Вопрос, что ... Он никогда не будет размениваться на мелкие, бытовые ссоры, которые ничего не значат. Любовь – это свет в душе, способный придать всей жизни нужный смысл. Но этот дар очень ...

Не все коту масленица, не житье, а Масленица, широкая Масленица., Что они обозначают? Какая сторона жизни затрагивается в этих пословицах?

Этот праздник не мог оставить равнодушным никого, и многие произведения искусства посвящены Масленице.

Антон подготовить отрывки из произведений литературы, которые описывают Масленицу.

Я и теперь еще чувствую это слово, как чувст­вовал его в детстве: яркие пятна, звоны вызывает она во мне; довольный гул людей, дорогу с веселыми санями, с веселыми конями в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармони­ки. <…> Масленица в разгаре. Такое солнце, что разогрело лужи. Сараи блестят сосульками. Идут парни с весе­лыми связками шаров, гудят шарманки. Фабричные катаются на извозчиках с гармоньей. Маль­чишки в «блины играют»: руки назад, блин в зубы, пытаются друг у друга зубами вырвать — не выро­нить, весело бьются мордами. <…>

Широкая печь пылает. На сковородках с тарелку блины пе­кутся, румяные, кладутся в стопки… Стоит благодатный гул: доволь­ны. (И.С. Шмелев)

Какие воспоминания вызывает у писателя слово «Масленица»?

И. С. Шмелев говорит, что это широкое слово ( широкая Масленица) наполнено яркой радостью, весельем, звоном, довольным гулом людей.

Он использует такие слова, как яркие пятна, веселые кони в бубенцах, игривые переборы гармо­ники.

Писатель говорит о том, что все в эти дни было наполнено радостью, весельем, именно это чувство связывало всех: «все и всё были со мною связаны, и я был со всеми связан».

Какие языковые средства помогают автору передать чувство радости?, С какими словами обычно сочетается слово веселый?, А теперь найдите в тексте словосочетания с этим словом.

Какую главную мысль они помога­ют раскрыть? Что мы видим в этом небольшом отрывке? Какие чувства Масленица вызывает у людей?

А теперь посмотрите на доску, здесь вы увидите репродукции картин Бориса Михайловича Кустодиева, на которых изображена русская зима, масленичное веселье. Более подробно расскажет Настя.

Что сразу бросается в глаза? Кустодиев – выдающийся русский живописец. В его творчестве богато представлена тема народа., причем он обратился не к трудным и тяжелым будням народной жизни, а к ее праздничной стороне. Искусство Кустодиева веселое, жизнерадостное. Картины «Ярмарка», «Праздник в деревне», «Гулянье на Волге», «Хоровод», «Карусель», «Масленица».

На картине изображено народное гуляние – Масленица. В глазу сразу бросается многоцветье. Много ярких красок. Недалеко – карусель, толпа народа у балагана. Вес в радостном движении. На румяных от мороза лицах – улыбки.

Птиц всполошил праздничный гомон: песни под гармошку, женский смех, фырканье лошадей, крики возниц.. Колокольчики-бубунчики голосят и поют. Снег переливается на солнце: бледно-сиреневый, жемчужно-розовый, нежно-голубой. Кустодиев выразил не только прелесть милой его сердцу природы, но и всю ширь, все богатство и щедрость русской души, характер народа.

9 стр., 4083 слов

Трудно ли быть настоящим другом. Как понять что друг настоящий. ...

... на одной волне», когда можно расслабиться, быть настоящими – искренними, не бояться, при этом выглядеть смешно или даже нелепо. Но всё же, наверное, быть другом ... Никогда не говорите о друге слов, которых бы ни рискнули повторить ему в лицо. Будьте преданны верным друзьям и готовы их ... уходите в отказ. Хотя друзья и не порадуются, что вы допустили ошибку, но будут очень довольны тем, что вы достаточно ...

Какие краски преобладают?, Каким настроением она наполнена?, Что создает настроение праздника?

  1. Физминутка

  1. Этап обобщения затруднений во внешней речи

Итак, ребята, мы посмотрели, как отразилось масленичное веселье в произведениях искусства, заполнили таблицу. О чем же мы будем писать, чтобы передать впечатления от прослушивания пьесы Чайковского? Настроение, впечатления, картину, которую представляем.

9. Закрепление знаний и способов действий

Еще раз прослушаем пьесу

Что вы представляете себе, слушая «Масленицу» П.И. Чайковского? Какое настроение она передает? Какие чувства пробуждает? Слушают пьесу, отвечают на вопросы учителя. В ней мы слышим отзвуки частушек, кукольного театра, закличек, плясок.

Чтобы написать сочинение-миниатюру, нам с вами понадобится план. Вспомните, о чем мы говорили?

Что мы должны отразить в плане ? Обсуждают план. 1. Пьеса Чайковского. Картина.

2. Впечатления и настроение

  1. Этап самост.работы

Как можно начать сочинение?

  1. Этап включения в систему знаний

Ребята, почему же П. И. Чайковский предпослал слова Вяземского своей пьесе?, В эпиграфе отражены веселье и радость, умение народа праздновать Масленицу., Дома вам предстоит написать миниатюру., Чтобы сочинение было интересным и ярким, о чем нужно помнить?

  1. Этап рефлексии учебной деятельности

Итак, ребята, мы рассмотрели разные произведения искусства и увидели, что Масленица занимала большое место в творчестве музыкантов, писателей и художников. Но всех их объединяло то, что в этом праздники они видели умение народа радоваться, веселиться.

Подберите выражение, которое соответствует вашему восприятию урока: хлопал ушами, слышал краем уха, шевелил мозгами, считал ворон, у меня на уроке была светлая голова, каша в голове, ни в зуб ногой.

Я вам дала листочки, вы за 3 минуты должны написать все слова, которые относятся к нашей теме и которые помогут вам написать сочинение дома.

Я вам предлагаю заполнить анкеты, которые покажут, как вы справились с работой на уроке.

На уроке я работал

Своей работой на уроке я, Урок для меня показался

За урок я

6 стр., 2595 слов

Конспект занятия «Если с другом вышел в путь…» Виртуальное путешествие

... Плакат "В дружбе – сила!" Пословицы и поговорки о дружбе (подбирают дети). Сочинение на тему: "Что такое дружба?", "Каким должен быть настоящий друг?", "Как возникло слово "друг"?" – по выбору. На книжной полке ... Счастливого пути!» Страшила., Правила товарищества. Помогай товарищу: если умеешь что-то делать, научи и его; если товарищ попал в беду, помоги ему чем можешь. Делись с товарищами: если у ...

Мое настроение, Материал урока мне был, Домашнее задание мне кажется., Активно/ пассивно, Доволен /не доволен

коротким/длинным

не устал/устал

стало лучше/стало хуже

понятен/не понятен

полезен/бесполезен

интересен/скучен

легким/трудным

интересным/неинтересным

ЛИТЕРАТУРА

[Электронный ресурс]//URL: https://liarte.ru/sochinenie/miniatyura-po-muzyikalnoy-pese-chaykovskogo-fevral-maslenitsa/

1. Никитина Е.И. Русская речь: Развитие речи. 6-й кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений. М.: Дрофа, 1999.

2. Русский народ, его обычаи, обряды, преда­ния, суеверия и поэзия / Собр. М.Забелиным. Сим­ферополь, 1992.

3. Шмелев И.С. Лето Господне. Человек из рес­торана. М.: Дрофа: Вече, 2002.

4. А.М. Турков. Кустодиев. М.: Искусство, 1986.

5. Государственный русский музей. Альбом. М.: Изобразительное искусство, 2000.

6. Газета «Русский язык». М: Издательский дом «Первое сентября», № 5, 2007

Приложение 1.

И. Гончаров «Фрегат «Паллада»

Нельзя же, однако, чтоб масленица не вызвала у русского человека хоть одной улыбки, будь это и среди знойных зыбей Атлантического океана.

Празднуя масленицу, матросы не могли не вспомнить катанья по льду и заменили его ездой друг на друге… Глядя, как забавляются, катаясь друг на друге, и молодые, и усачи с проседью, расхохочешься этому естественному, национальному дурачеству…

И. Шмелева «Лето Господне».

Я и теперь еще чувствую это слово, как чувст­вовал его в детстве: яркие пятна, звоны вызывает она во мне; довольный гул людей, дорогу с веселыми санями, с веселыми конями в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармони­ки. <…> Масленица в разгаре. Такое солнце, что разогрело лужи. Сараи блестят сосульками. Идут парни с весе­лыми связками шаров, гудят шарманки. Фабричные катаются на извозчиках с гармоньей. Маль­чишки в «блины играют»: руки назад, блин в зубы, пытаются друг у друга зубами вырвать — не выро­нить, весело бьются мордами. <…>

Широкая печь пылает. На сковородках с тарелку блины пе­кутся, румяные, кладутся в стопки… Стоит благодатный гул: доволь­ны. (И.С. Шмелев)

Приложение 1.

И. Гончаров «Фрегат «Паллада»

Нельзя же, однако, чтоб масленица не вызвала у русского человека хоть одной улыбки, будь это и среди знойных зыбей Атлантического океана.

Празднуя масленицу, матросы не могли не вспомнить катанья по льду и заменили его ездой друг на друге… Глядя, как забавляются, катаясь друг на друге, и молодые, и усачи с проседью, расхохочешься этому естественному, национальному дурачеству…

И. Шмелева «Лето Господне».

Я и теперь еще чувствую это слово, как чувст­вовал его в детстве: яркие пятна, звоны вызывает она во мне; довольный гул людей, дорогу с веселыми санями, с веселыми конями в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармони­ки. <…> Масленица в разгаре. Такое солнце, что разогрело лужи. Сараи блестят сосульками. Идут парни с весе­лыми связками шаров, гудят шарманки. Фабричные катаются на извозчиках с гармоньей. Маль­чишки в «блины играют»: руки назад, блин в зубы, пытаются друг у друга зубами вырвать — не выро­нить, весело бьются мордами. <…>

9 стр., 4499 слов

Как на масляной неделе в потолок блины летели

... блины летели", "Без блина не масляна", "На горках покататься, в блинах поваляться", "Не житье, а масляница", "Хоть с себя все заложить, а масляницу проводить". Масленица, пожалуй, была самым веселым ... никакое другое блюдо русской кухни не могло сравниться по популярности с блинами. Блин сопровождал человека ... пшеничную муку, а между тем истинно русские блины из гречишной. Пшеничные блины не имеют той ...

Широкая печь пылает. На сковородках с тарелку блины пе­кутся, румяные, кладутся в стопки… Стоит благодатный гул: доволь­ны. (И.С. Шмелев)

Приложение 1.

И. Гончаров «Фрегат «Паллада»

Нельзя же, однако, чтоб масленица не вызвала у русского человека хоть одной улыбки, будь это и среди знойных зыбей Атлантического океана.

Празднуя масленицу, матросы не могли не вспомнить катанья по льду и заменили его ездой друг на друге… Глядя, как забавляются, катаясь друг на друге, и молодые, и усачи с проседью, расхохочешься этому естественному, национальному дурачеству…

И. Шмелева «Лето Господне».

Я и теперь еще чувствую это слово, как чувст­вовал его в детстве: яркие пятна, звоны вызывает она во мне; довольный гул людей, дорогу с веселыми санями, с веселыми конями в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармони­ки. <…> Масленица в разгаре. Такое солнце, что разогрело лужи. Сараи блестят сосульками. Идут парни с весе­лыми связками шаров, гудят шарманки. Фабричные катаются на извозчиках с гармоньей. Маль­чишки в «блины играют»: руки назад, блин в зубы, пытаются друг у друга зубами вырвать — не выро­нить, весело бьются мордами. <…>

Широкая печь пылает. На сковородках с тарелку блины пе­кутся, румяные, кладутся в стопки… Стоит благодатный гул: доволь­ны. (И.С. Шмелев)